Содержание
- 1 Первый храм Успения Пресвятой Богородицы построен ремесленниками
- 2 Новый Успенский храм построен простым мастером из крепостных
- 3 Успенская церковь построена в стиле «московского барокко»
- 4 Колокольный благовест в Москве начинал Успенский храм
- 5 Варфоломей Растрелли вдохновлялся Успенским храмом при строительстве Смольного собора
- 6 Наполеон хотел перенести храм в Париж
- 7 После революции церковь защищал сам Луначарский
- 8 Архитектор-реставратор заперся в церкви, препятствуя ее сносу
- 9 Сейчас на месте церкви находится сквер
Этот московский храм называли «восьмым чудом света», русским Нотр-Дамом. Его любил Ф.М.Достоевский.
Знаменитый архитектор А.В.Щусев, в юности увидев церковь, решил стать архитектором. Д.С.Лихачев говорил, что встреча с этим храмом подвигла его посвятить жизнь литературе Древней Руси.
В 1936 году храм был разрушен.
Первый храм Успения Пресвятой Богородицы построен ремесленниками
Храм Успения Божией Матери на Покровке известен с XVI в. Возникла она в Котельной слободе. Котельники — ремесленники, делавшие разную металлическую посуду — жили по левой стороне улицы Покровка.
Предполагается, что котельники с Покровки были даже поставщиками двора, делая посуду для царских нужд. Поначалу храм был деревянным.
С начала XVII в. по Покровке государь стал ездить во вновь устроенные резиденции: Измайлово и Рубцово. Поэтому и на улице стали поселяться состоятельные москвичи: купцы и бояре.
Изменение статуса улицы сказалось на храмовом строительстве.
Но в 1688 г. случился большой пожар, и Успенский храм сильно пострадал. Тогда местный житель, купец Иван Сверчков, решил построить новый храм, больше размером и необычной архитектуры.
Он выстроил церковь на собственные деньги за три года — с 1696 по 1699 год. По желанию благотворителя для него в храм был сделан отдельный вход, прямо из сада Сверчковых: ведь он примыкал прямо к церкви.
Позже Ивана Сверчкова и похоронили в фамильной усыпальнице в Успенской церкви.
Новый Успенский храм построен простым мастером из крепостных
Мастером, строившим новый храм — «восьмое чудо света» стал крестьянин с Украины, простой крепостной Петр Потапов. Имя строителя было написано на колонне при входе в церковь.
Произведение Потапова оказалось настолько выдающимся, что долгие годы ученые спорили, не скрыто ли в веках имя подлинного архитектора. Как же так — простой «мужик» и такое чудо?
Успенская церковь построена в стиле «московского барокко»
Успенская церковь — сочетание красного кирпича и белого каменного кружева.
Она считалась построенной в стиле «московского барокко». Стиль предполагал широкое использование декора. Именно каменное кружево делало храм ярким и самобытным.
Храм был очень высоким и имел два яруса. В нижней части церкви была церковь свт. Петра Московского и придел св. Иоанна Предтечи.
Собственно Свято-Успенская церковь — верхний ярус храма. Она имела 13 глав, или куполов. Это символизировало Христа и Его апостолов.
К храму была пристроена настолько величественная шатровая колокольня, что ее принимали за еще один храм. На второй ярус церкви вела лестница, здесь была устроена галерея. Входящие в храм любовались видами Москвы.
Колокольный благовест в Москве начинал Успенский храм
Церковь считалась обычной приходской. Но красота храма, сочетающего красное и белое каменное кружево, покорила всех.
Поэтому Успенская церковь была назначена в число храмов, начинающих знаменитый Московский колокольный благовест. Звонить к службе начинали в Кремле и нескольких наиболее значительных церквях, затем присоединялись другие храмы.
В число церквей, начинавших благовест, был определен и не соборный, но такой прекрасный храм, который теперь иногда называли «собор Успения».
Варфоломей Растрелли вдохновлялся Успенским храмом при строительстве Смольного собора
Церковь, выстроенная крепостным мастером, восхищала не только простых москвичей, но и именитых архитекторов.
Василий Баженов, строитель Михайловского замка в Петербурге и Царицынского дворца, сравнивал Успенский храм с храмом Василия Блаженного.
Церковь вдохновила Варфоломея Растрелли на строительство Смольного собора в Петербурге.
Еще один храм северной столицы, созданный в подражание Успенской церкви – храм Воскресения Христова на Смоленском кладбище. Здесь в начале XX в. отпевали поэта Александра Блока.
Наполеон хотел перенести храм в Париж
По легенде, Наполеон Бонапарт, захвативший Москву в 1812 г., приставил к церкви вооруженную охрану, чтобы уберечь ее от грабежа. Император даже думал разобрать ее и увезти во Францию.
«Русским Нотр-Дамом» Успенскую церковь назвал наполеоновский маршал Мортье, занявший дом недалеко от церкви.
После революции церковь защищал сам Луначарский
После 1917 г. православные храмы начали закрывать, а многие и сносить.
Однако у Свято-Успенской церкви имелся поклонник — нарком просвещения А.В.Луначарский. Как мог, он пытался оградить храм от сноса. По его инициативе близлежащий переулок получил имя создателя церкви — Потапова.
Но Луначарский вскоре скончался. Вскоре в храме совершили последнюю божественную литургию.
Архитектор-реставратор заперся в церкви, препятствуя ее сносу
В 1935 г. власти Москвы решили разрушить храм, памятник истории и культуры. Официальной причиной была объявлена «необходимость обеспечить проезд» по Покровке.
Против сноса протестовали архитекторы, деятели культуры.
Есть рассказ, что архитектор П.Барановский даже заперся в церкви, сказав:
«Взрывайте вместе со мной!»
Зимой 1935 г. церковь была снесена. Предварительно демонтировали часть ее декора и иконостас в верхнем храме. Два наличника и лепнику с фасада передали в музей.
Интересно, что, снеся великое творения мастера Потапова, власти сохранили его имя за переулком рядом с бывшим храмом.
Сейчас на месте церкви находится сквер
На месте храма, на пересечении улицы Покровка и переулка Потаповского, находится сквер. В сквере какое-то время работала пивная, затем летнее кафе.
Сохранился дом, где жили служители Успенской церкви. В нем была кофейня, затем — грузинский ресторан. Владельцы заведения не преминули использовать историю памятного места.
В заведении охотно показывают фрагмент стены бывшей церкви — ведь она вплотную примыкала к дому причта.
Остатки декора храма сейчас можно увидеть в Донском монастыре Москвы. Они являются частью ограды обители.
С 2017 г. в Москве развернулось движение за воссоздание Успенской церкви. Ведь сохранились и фотографии, и четрежи, и эскизы. Ежегодно православные верующие проводят молебен на месте храма в праздник Успения.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение