Содержание
Москва древний город и ее внешний облик сформировался почти за тысячу лет. В ней можно видеть сочетание самых разных архитектурных стилей, который гармонично сочетаются между собой.
Часто внешний облик города существенно изменялся после многочисленных пожаров и захвата современной столицы России вторгающимися агрессорами.
Например, как после сдачи ее Наполеону I Бонапарту, когда значительная часть города превратилась в пепел и остались только немногочисленные каменные строения.
Именно по сохранившимся постройкам можно воссоздать облик города ста или двухсотлетней давности. Немалую роль в подобном реконструированние играют духовные постройки: церкви, монастыри, мечети и т.д.
Одним из ярких образчиков архитектуры восемнадцатого века стал храм Иверской иконы Божией Матери на Ордынки, построенный в конце XVIII века. Эта церковь функционирует до сих пор.
Она пережила советскую эпоху и с наступлением эры Российской Федерации вновь распахнула свои двери прихожанам и нуждающимся в духовной помощи.
Церковь Иверкской иконы Божией Матери строят на деньги купца
Документально известно, что нынешний храм не был первым на этом месте.
До него на Всполье возвышалась церковь, освященная в честь святого Георгия. Здание состояло из каменных блоков и точная дата его постройки овеяно мраком веков. Археологи предполагают, что храм уже стоял в конце семнадцатого века, задолго до старта строительства нынешней церкви в этом районе.
Удалось узнать и имя спонсора, на средства которого отстроили старый храм. Им оказался торговый человек, по-современному – бизнесмен, по имени Потапов.
А вот дата постройки нынешней церкви хорошо известна. Ее возвели на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого века, а точнее в период с 1791 по 1802 года. Основную статью расходов опять взял на себя купец, И. Савин.
Судьба старого храма неизвестна, скорее всего его снесли для строительства новой церкви. Ее также выполнили из камня и мрамора, она имеет всего один купол и колокольню, которую в советское время снесли.
На протяжении девятнадцатого века существенных перестроек с церковью не производили, лишь иногда наводили косметический ремонт.
Касаемо внешнего облика здания, то он выполнен в стиле классицизма, очень популярного в те годы. Форма здания напоминает цилиндр с главой в виде единственного купола.
Внутри постройка разделена на три отдела. Основной объем занимает центральный алтарь, освященный в честь Иверской иконы Богоматери. По бокам располагаются придела освященные в честь Иоанна Воина и Георгия Победоносца.
Над главной аркой входа уходит вверх колокольня, на ее вершину можно подняться по боковой лестнице, что сужало трапезную в том месте.
Кто именно стал автором проекта церкви точно не установлено. Однако специалисты предполагают, что автором мог быть И. Еготов. Именно он в конце восемнадцатого века придавал своим работам вид аскетичного классицизма и усеченных форм.
После Революций церковь Иверской иконы Богоматери переделывают в клуб
Как уже упоминалось церковь на Большой Ордынке не подвергалась в течении XIX века радикальным перестройкам и лишь слегка ремонтировалась. Именно в изначально виде она простояла до Февральской буржуазной революции и Великой Октябрьской революции.
И хотя ряд церквей начали демонтировать в начале двадцатых годов XX века, то этот храм продолжал функционировать до 1930 года. Именно в этот год до него все таки добрались. По приказу руководящих органов снесли колокольню, демонтировали полностью внутренне убранство и даже часть экстерьера.
После проведенных работ, опустошенное здание передали в собственность вагоноремонтного завода. Руководство предприятия использовало постройку по своему усмотрению и организовало в храме клуб для досуга своих сотрудников.
В минкульте зданию бывшей церкви нашли более достойное назначение – внутри нее организовали музей современного искусства. С этими целями под купольное пространство разделили на три этажа.
Храм отметил свое 200-летие в 2002 году.
Обратно Русской православной церкви храм вернули только в 1994 году. Он находился в отличном состоянии. Позже все лишнее внутри демонтировали, вернули убранство, заново освятили алтарь и приделы.
Сейчас храм функционирует. Рядом с церковью в 2000 году установили памятник под названием «Возрождение».
Храм Иверской иконы Божией Матери на Большой Ордынке 39
Двери храма всегда открыты для всех православных. Сама церковь располагается в легкодоступном месте и работает ежедневно.
Адрес храма и прочая контактная информация:
- Адрес храма: 119017, г. Москва, улица Большая Ордынка 39;
- Телефонный номер: +7 (495) 959-17-56;
- Адрес официального сайта храма: vratarnica.ru.
На электронном портале церкви размещено много полезной информации о клире храма, о расписании богослужение и благотворительной деятельности. Также там описаны все святыни храма и история приходской школы.
Что такое Иверская икона Заступницы
Основной алтарь храма на Большой Ордынке освятили во славу Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Оригинал иконы храниться в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, откуда она и получила свое название.
Считается, что образ девы Марии с младенцем Иисусом на руках чудодейственен и полон благодати. Точная датам написания иконы разнится, но историк университета Инстбрука Томас Штеппан датирует ее создание началом седьмого века, а Никодим Кондаков просто VII веком.
В чем помогает Иверская икона Богоматери
Начать стоит с одной истории.
Гора Афон находится рядом с берегом Средиземного моря. А это море в то время просто кишело пиратами и лихими людьми. Монастыри Святой Горы часто подвергались набегам этих негодяев, что приводило к их разорению.
Однажды персидские пираты решили ограбить Иверский монастырь. Монахи, вязанные обетами, не могли дать тем достойный отпор и лишь истово молились иконе Богоматери о защите.
Молитва была столь сильна, что через некоторое время разразилась буря и потопила корабли захватчиков. С тех пор к иконе часто обращаются с мольбой о заступничестве. Ее даже стали так называть — Заступница или Привратница.
Так, о чем молятся пред иконой Иверской Заступницы:
- В первую очередь об исцелении от болезней и недугов;
- О защите от набегов лихих людей и варваров;
- Как ни странно, о пополнении погребов припасами.
Текст молитвы перед ликом Богородицы на Иверской иконе о защите и исцелении:
Молитва вторая, обращение к лику Заступницы на Иверской иконе:
Тропарь, глас 1:
Кондак, глас 8:
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение