Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Антоний Храповицкий

25.01.2019
121
Скачать эту статью

Митрополит Антоний Храповицкий — личность неоднозначная. Он был преданным христианином, но ко многим вопросам подходил со своим мерилом. Его взгляды оспаривались современниками, по-разному к ним относятся и сегодня.

Владыка Антоний был сторонником восстановления патриаршества, которое двумя веками ранее упразднил Пётр I. Как архиепископ русской православной церкви, Антоний Храповицкий едва не стал первым за несколько веков патриархом, но судьба распорядилась иначе — и ещё интереснее.

Алексей Храповицкий по воле отца закончил гимназию, но после этого ушёл в духовную академию

19.03.1863
в этот день в селе Ватагино родился Алексей Павлович Храповицкий

Алексей Павлович Храповицкий родился 19 (22) марта 1863 года в селе Ватагино. Он имел знатное происхождение — из дворян. Отец был генералом, семья жила зажиточно и перебралась в Санкт-Петербург.

Мать стала первым человеком, подтолкнувшим юного Алексея на путь служения Богу. С её одобрения сын начал принимать участие в архиерейских богослужениях. Однако родители не сочли это достаточной причиной отдать его в духовную школу.

Когда мальчику исполнилось пять, его устроили в гимназию.

Антоний Храповицкий
Антоний Храповицкий

Но интерес Алексея к духовной сфере не угас. Опыт христианского богослужения и знания, которые сын получил от матери, напоминали о себе, и пятиклассник петербургской гимназии написал службу Кириллу и Мефодию.

Через годы её действительно стали проводить. Алексей Храповицкий имел перспективы, но мирская карьера его не интересовала

Став золотым медалистом, Алексей отдал долг отцу, но более не позволил решать за себя.

В 1881 году он поступил в духовную академию. Это был сложный шаг. Ведь он не ограничивался одним только противодействием родительской воле.

Алексей Храповицкий — потомственный дворянин и выпускник гимназии. В духовной академии такие люди не встречались.

Алексей Павлович успешно учился в духовной академии и стал в ней преподавать, но его взгляды беспокоили современников

Алексей Павлович и в новом учебном заведении проявил себя способным учеником. В 1885 году он получил степень кандидата богословия и постригся в монахи, после чего получил имя Антоний. Это произошло в мае, а уже в сентябре Антоний возведён в сан иеромонаха.

1885
в этом году Алексей Павлович получил степень кандидата богословия и постригся в монахи получив имя Анатолий

Его успехи в качестве ученика не могли не отметить в академии. Антонию поручили преподавать несколько предметов:

  • Церковное право;
  • Литургика;
  • Гомилетика (наука о церковной проповеди).

В 1888 году Антоний защитил диссертацию на тему «Психологические данные в пользу свободу воли и нравственной ответственности», что сделало его магистром богословия.

В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Академии.

Через год Антоний — архимандрит и ректор Санкт-петербургской духовной семинарии. Ещё через год — ректор Московской духовной академии.

В те годы формируются взгляды Антония на христианство и Церковь. Историками православия они оцениваются неоднозначно. В частности, архимандрит не принимал никаких историков, филологический анализ и текстологию.

Архимандрит Киприан (Керн) так пишет о взглядах архимандрита Антония:

Киприан
Архимандрит

«В своих суждениях и оценках богословских книг и наших ученых Антония можно было бы характеризовать как догматиста и моралиста, вопреки всякому историзму и мистике.

Все, что было догматически ясно, на постановлениях Соборов основано, и все, что вытекало с несомненностью из библейского текста, все, что имело нравственное применение (например, его знаменитое нравственное обоснование основных догматов Православия), все это было ему близко, все это он восхвалял и поддерживал.

И наоборот: все историческое, все критическое, все основанное на точном и кропотливом исследовании или что основывалось на мистической интуиции, на внутреннем восприятии, – все это подвергалось осуждению и неприятию».

Тот же автор рассказывает следующий случай:

«Говорят, что как рецензирующий член Синода, он на «Столп и утверждение истины» написал такую рецензию: “Читал 14 дней, прочитал 14 страниц, ничего не понял, но думаю, что степень магистра утвердить можно”».

Антоний верил, что грешникам достаточно принять ряд нравственных идей, чтобы быстро и легко возродиться в духовной жизни. Он выбрасывал из богословия всё, что полагал лишним, и сосредотачивался на проповедях среди молодой аудитории.

По воспоминаниям современников, он обладал достаточными ораторскими качествами, чтобы воздействовать на изгнанников и разных неудачников, которые легко очаровывались, но быстро остывали к вере.

Также широко известно неприятие Антонием христианской мистики. Он критиковал практиков Ииусовой молитвы.

Митрополит Антоний (Храповицкий). Картина М. Нестерова. 1917 г.
Митрополит Антоний (Храповицкий). Картина М. Нестерова. 1917 г

В 1895 году московский митрополит Сергий (Ляпидевский) стал инициатором перевода архимандрита Антония на должность ректора Казанской духовной академии, так как имел к нему и его взглядам много претензий и не желал видеть в своём окружении.

Антоний побывал викарием, ректором, стал профессором богословия и членом монархических организаций

После переведения начинается регулярная смена архимандритом его титула и, соответственно, места несения службы:

  • Епископ Чебоксарский;
  • Епископ Чистопольский;
  • Епископ Уфимский и Мензелинский;
  • Епископ Волынский и Житомирский.
Наконец, в мае 1906 года стал архиепископом.

В 1912 году освятили Троицкий собор, который Антоний построил чуть ранее в Почаевской Успенской лавре. За минувшие годы епископ был викарием, ректором, членом Русского собрания (общество монархистов) и Госсовета.

Архимандрит Киприан (Керн) вспоминает об этом так:

Киприан
Архимандрит

«Антоний жил своей глубоко продуманной, правда, уже отжившей славянофильской наивной верою в православное царство как неотъемлемую часть всей его православной системы философии.

А «молодцы» (прим.: члены «Союза» и «Собрания») прикрывались удобным им авторитетом Антония, проповедника, идеолога, архиерея, богослова, и под этой вывеской устраивали свои мелкие делишки, делали в сферах свою небезупречную карьеру, с которой Антоний не имел ничего общего».

Монархические симпатии архиепископа вызваны тем, что царь для него всегда оставался фигурой церковной, а не государственной.

В 1908 году архиепископ Антоний нажил себе врага в лице епископа Платона (Рождественского), которого по его инициативе сняли с должности в Киевской Духовной Академии. Архиепископ Антоний проводил там ревизию, как отмечают современники, не беспристрастную.

В 1911 году архиепископ Антоний получил степень доктора богословия за литературные труды.

Через год архиепископ Антоний стал членом Святейшего Синода.

С 1914 он — архиепископ Харьковский и Ахтырский.

Архиепископ Антоний ушёл в монастырь, где написал «Догмат искупления», — труд об ином взгляде не искупление и жертву Христа

С 1917 года столь любимой архиепископом монархии не стало. Но далеко не это стало главным ударом для него. Новая власть не нуждалась в иерархе и его отправили на покой — в Валаамский монастырь.

Антоний считал, что жертва Христа на Голгофе несла только нравственное значение

Там он взялся за литературный труд «Догмат искупления».

В нём архиепископ Антоний приходит к мнению, что жертва на Голгофе имеет исключительно нравственное значение.

Автор пишет:

Анатолий
Архиепископ

«Перестрадав в Своей любящей душе наше несовершенство, нашу порочную волю, Господь влил в нашу природу источник живительных новых сил — всем, кто того пожелает и пожелал, начиная с благоразумного разбойника».

Это противоречит учению православной Церкви.

Архиепископ Феофан Полтавский (Быстров) раскритиковал «Догмат искупления», отметив, что:

Феофан Полтавский
Архиепископ

«…чаша, о которой Он молился Отцу Небесному во время Гефсиманского моления, представляется здесь еще не испитой, а только такой, которую Ему еще предстояло испить по воле Отца Небесного. Ясно, что в данному случае под этой чашей могут быть разумеемы только Голгофские, а отнюдь не Гефсиманские муки Божественного Страдальца».

Архиепископ Антоний был главным кандидатом на престол патриарха, но жребий избрал Тихона

Вскоре архиепископа Антония избрали на Всероссийский Поместный Собор 15 августа 1917, где тот стал представителем монашествующих. Однако его роль быстро поменялась, и уже через день архиерея восстановили на кафедру Харькова.

309
голосов поддержали Антония, в 2 раза больше, чем соперников

Архиепископ Антоний стал главным кандидатом на престол патриарха. Голоса распределялись так:

  • Архиепископ Антоний — 309;
  • Архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) — 159;
  • Митрополит Московский Тихон (Беллавин) — 148.

Архиепископ Антоний выступал в пользу патриаршества, и его речи производили большое впечатление на публику. Но жребием патриарха выбрали Тихона, который сразу же отметил заслуги Антония.

Далее, в конце осени 1917 года, Антоний становится Митрополитом Харьковским и Ахтырским. В 1918 он стал митрополитом Киевским и Галицким.

Советская власть вынудила митрополита покинуть родную страну и стать главой Русской православной Церкви за границей

Началась эпоха арестов. Митрополита Антония, председателя Всеукраинского собора, арестовали в конце 1918 года, но уже в 1919 году он вышел из-под стражи председательствовал во Временном высшем церковном управлении на Юго-востоке России.

6 (19) 1920 года митрополит с беженцами и армией Петра Врангеля эвакуировался из Крыма. Этот день стал началом появления Русской зарубежной Церкви.

В конце 1921 года в Сремских Карловцах провели Всезаграничный Собор русской православной Церкви, на котором митрополит был председателем.

1934
до этого года митрополит Антоний возглавлял Русскую православную Церковь за границей

Перед смертью митрополит несколько лет не вставал с кровати. Похоронили его на Новом кладбище Белграда.

Митрополит Антоний остался в истории православия, как выдающийся пастырь, но не богослов

Хотя взгляды митрополита Антония довольно противоречивы и стали основанием для критики, об этом деятели церкви отзываются очень тепло. Отмечают, что для него первостепенное значение имела именно православная церковь, а не монархия или что-либо ещё.

Любые свои воззрения Антоний подкреплял тем, что полагал правильным с точки зрения православия, и даже если ошибался, всё равно заслуживал уважения за преданность своим идеалам. Он возглавлял Церковь без государства, будучи в уже пожилом возрасте, но смело нёс этот крест.

А его пасторская деятельность и ораторский талант заслуживают отдельного рассмотрения. Иеромонах Евтихий (Довганюк) писал на эту тему:

«Ректор трёх академий, один из наиболее известных русских архиереев, набравший наибольшее число голосов на выборах патриарха, митрополит Антоний по призванию был в большей мере пастырем, чем богословом.

Но несмотря на это, а во многом и благодаря этому (то есть своему пастырскому таланту), он имел значительное влияние на молодых богословов, в том числе на выбор ими тем для научной разработки».

За жизнь Антоний Храповицкий оставил немало трудов: лекции, службы, беседы и т.д.

Полное собрание сочинений Антоний Храповицкого
Полное собрание сочинений Антоний Храповицкого

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X