Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Антропософия

05.12.2018
485
Скачать эту статью

В конце XIX века наука стала развиваться усиленными темпами. Последствием научно-технической революции, в том числе, стала потребность образованных людей объединить науку и религию в единое целое. При этом научная и творческая интеллигенция считала, что такое объединение может дать ответы на все извечные вопросы мироздания.

Решить эту проблему взялся Рудольф Штайнер, создавший учение антропософии. Он попытался в её рамках объединить эзотерику, мистику, античные учения и христианство. Таким образом, он создал новую религию, которую христианство считает сектой. Святой апостол Павел так предсказывал появление подобных учений:

Павел
апостол

«… будет время, когда здравого учения не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4: 3-7).

Антропософия – антихристианское учение

Антропософия – это ответвление теософии. Оно признано в христианском мире и философской науке антихристианским оккультно-мистическим учением о человеке. Само его название означает в переводе с греческого «мудрость о человеке». Создал его горячий почитатель теософии Рудольф Штейнер.

Под теософией понимают теоретический раздел оккультизма, а также оккультное движение. Основная его идея – утверждение о том, что существует возможность мистического познания Бога. Такая возможность позволяет непосредственно общаться с божеством в состоянии экстаза.

Елена Петровна Блаватская 1878 год. Блаватская ― создатель теософии, от которой откололась антропософия Рудольфа Штейнера.
Елена Петровна Блаватская 1878 год. Блаватская ― создатель теософии, от которой откололась антропософия Рудольфа Штейнера

Многие понимают под теософией учение Е.П. Блаватской. Создатели антропософии предприняли попытку с её помощью демократизировать теософию. Для этого они её рационализировали и приспособили её к особенностям интеллектуально-психологических черт общества Западной Европы. Некоторые исследователи называют это учение германским вариантом теософии.

Учение Штайнера и его последователей потому антихристианское, что оно отрицает целый ряд догматов христианства. Наглядно антихристианскую сущность антропософии и его противоречие в общих чертах с христианством, можно представить так:

Критерий сравнения Антропософия Христианство
Совершенствование человека Утверждает, что живя на земле, человек при помощи духовных практик может «переродиться» и стать «высшим» человеком. Говорит о том, что человек воскреснет к жизни в Царствии Небесном только после покаяния и раскаяния. Новую жизнь человеку даровал Господь Наш Спаситель Иисус Христос, пострадавший и умерший за человеческие грехи. Воскреснув, он искупил их, очистив род человеческий от первородного адамова греха. Тем самым людям были открыты врата в Царствие Небесное.
Природа зла на земле Говорит о том, что земля ― это поле битвы светлого и тёмного бога. Первый ― Ормузд. Второго зовут Ариман. Они олицетворяют собой добро и зло. Учит о том, что Господь не создавал зла. Люцифер ― это падший ангел по гордыне своей восставший против Него и за это низвергнутый с небес. Зло ― плод его деятельности и искажением тех предметов и явлений, которые созданы Богом.
Возможность познания мира и достижение тесной связи с Богом Заявляет о познаваемости мира через мистические и оккультные практики. Говорит о том, что необходимо добиться с их помощью «единения» с божеством в состоянии экстаза. Выдвигает догмат о невозможности постижения Божественного Замысла человеком. Человек не в состоянии постичь весь мир, так как не сотворил его. Божью благодать можно получить только через раскаяние, причастие и молитву.
Святой апостол Павел византийская православная икона, ручная работа, XX век. Апостол предсказал в своих посланиях появление псевдо- и антихристианских учений в стиле антропософии.
Святой апостол Павел византийская православная икона, ручная работа, XX век. Апостол предсказал в своих посланиях появление псевдо- и антихристианских учений в стиле антропософии

Появление антропософии связано с кризисом западного христианства. Кроме того, причиной его появления стало бурное развитие науки и образование, открывшие для некоторых восточные оккультные учения и языческие культы. Ранее они были под запретом и строго цензурировались как государственными, так и церковными цензорами.

Теория Штайнера ― это компиляция из религий и философских учений

Антропософская теория, по мнению многих богословов и философов, ― это смесь положений различных религий и философских учений. Так:

Гностицизм
название позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета
  • Первым её источником называют гностицизм в виде воззрений таких видных гностиков, как Валентин и Василид, а так же учение Карпократа.
  • Второй источник ― индуистские системы и поздний брахманизм, из которых Штайнер взял представление о космологии и антропологии.
  • Третий ― это манихейство, считающееся в христианстве еретическим учением. Оно хорошо известно философам и богословам. При этом Штайнер берёт для своей теории те его идеи, которые возникли ещё в маздеизме.
Казнь Мани. Миниатюра из «Шахнаме» Демотта. 1315 г. Тегеран, музей Ризы Аббаси. Манихейство ― одна из составных частей антропософии.
Казнь Мани. Миниатюра из «Шахнаме» Демотта. 1315 г. Тегеран, музей Ризы Аббаси. Манихейство ― одна из составных частей антропософии

По мнению штейнеристов, Иисус Христос Сыном Божиим может быть назван лишь иносказательно, в нравственном смысле. Уже одно это утверждение показывает антихристианскую сущность данного учения.

Основной отличительной чертой антропософии считается смешение религиозных постулатов, философских концепций и научных знаний. С этой целью были использованы алхимические тексты, исторические гипотезы, научные теории, оккультизм и эзотерика.

Составной частью учения антропософии являются легенды о Лемурии и Атлантиде.

Кстати, Штейнер утверждал, что информацию о них он получил посредством «ясновидения» через некие мифические «хроники акаши».

В результате такого смешения возникла некая духовная наука. Её цель ― раскрыть духовное в человеке посредством всех имеющихся доктрин, религиозных взглядов и теорий. Так, используя положения гностицизма в своей теории, Штайнер допускает существования кармы, реинкарнации и многобожия, что характерно для индуизма.

Ормузд борется с Ахриманом (справа). Рельеф в Персеполе (XII—VI в. до н.э.). Штайнер предсказал воплощение в начале XX века тёмного бога Аримана.
Ормузд борется с Ахриманом (справа). Рельеф в Персеполе (XII—VI в. до н.э.). Штайнер предсказал воплощение в начале XX века тёмного бога Аримана

Последователи Штайнера считают Космос единой живой духовной сетью. Именно поэтому в России антропософию ещё называют наука о духе. При этом необходимо отметить, что сам создатель учения весьма пессимистично смотрел на мир. Так им было предсказано воплощение в начале XX века тёмного бога Аримана. Это характерно для псевдохристианских хилиастических сект.

Таким образом, всю антропософию можно свести к тому, что её автор просто скомпилировал отвергнутые обществом идеи, искусственно создав из них некую новую «духовную науку».

Рудольф Штайнер ― «пророк» антропософского движения

Для того чтобы понять, что такое антропософия, необходимо изучить биографию её создателя ― Рудольфа Штайнера. Родился он в 1861 году в Хорватии в местечке Каралевич. В то время оно относилось к Австро-Венгрии. Его родители были австрийцами, католиками. Отец работал на почте.

Рудольф Штайнер  австрийский оккультный философ, социальный реформатор и архитектор. Первое признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания. В начале XX века основал свою эзотерическую христианскую философию (антропософию).
Рудольф Штайнер  австрийский оккультный философ, социальный реформатор и архитектор. Первое признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания. В начале XX века основал свою эзотерическую христианскую философию (антропософию)

Будущий «пророк» обучался в реальном училище Винер-Нойштадта. По окончании училища он переехал в Вену. Здесь он поступил на философский факультет Венского университета. Здесь он изучал не только философию, но историю и литературу. Именно тогда он познакомился с философской концепцией Гёте.

Создатель антропософии был сотрудником архива Гёте в Веймаре.

Здесь активно изучались труды философа, а также работы Ницше. Будущий создатель антропософии принимал участие в 1882 году в комментировании и редактировании собраний сочинений Гёте.

Смотрите также статью Адвентисты седьмого дня

Штайнер на протяжении всей жизни активно интересовался философией, естественными науками, литературой. Он издал примерно 300 своих сочинений. Среди них можно назвать такие произведения как «Ницше как борец против своей эпохи» и «Философия свободы».

Создатель антропософии редактировал несколько журналов. В 1902 году он возглавил немецкую секцию Теософического общества. Произошло это потому, что он развивал идеи совершенствования в человеке сверхчувствительных способностей. Теософическое общество было основано Е.П. Блаватской.

Анни Безант в 1897 году. В 1907 году она объявила Кришнамири вторым Христом. Штейнер эту «ересь» не признал, порвал с теософией и создал антропософию.
Анни Безант в 1897 году. В 1907 году она объявила Кришнамири вторым Христом. Штейнер эту «ересь» не признал, порвал с теософией и создал антропософию

В 1907 году теософическое общество возглавила А.Безант. Она объявила Кришнамири вторым Христом ― новым спасителем человечества. Штейнер данный «догмат веры» категорически отказался принять и в 1912 году порвал все отношения с теософическим движением.

1913
Штейнер в этом году создал «Всемирное антропософское общество» и разработал Гетенаум

В ответ на «ересь» он создал в 1913 году в Швейцарии «Всемирное антропософское общество». На учредительном собрании Рудольф заявил о том, что с того момента как человечество открыло антропософию, оно вошло в совершенно новую, четвёртую стадию развития Мирового Духа.

Гетенаум ― храм антропософов

В 1913 году Штайнер разработал Гетенаум или «храм» антропософской науки и искусства. Кроме того, тогда же им бы разработана теория «Свободной высшей школы для науки о духе». Строительства Гетанума происходило в сопровождении различных магических обрядов. Само здание должно было символизировать идею абсолютного слияния материи и духа. Его строительство завершено в 1921 году.

Рудольф Штейнер у макета здания первого Гётеанума. Гётенатум ― это «церковь» атпропософии.
Рудольф Штейнер у макета здания первого Гётеанума. Гётенатум ― это «церковь» антропософии

Здание построили с двумя куполами. Купола имели разные размеры. Внутри каждый зал разделялся на две комнаты. Подобную архитектуру выбрали для того, чтобы достигнуть максимально чистый акустический эффект.

Залы помещения расположились под куполами «храма». В первом зале читались лекции и проводились массовые мероприятия. Он вмещал 900 человек. Второй зал предназначался для постановки спектаклей драматического театра и занятий эвритмических групп.

Архитектурный проект, декор, роспись стен и потолка храма антропософии ― всё это плод творчества Штейнера.

Малый зал украшала выполненная из дерева скульптура. Она изображала фигуру Иисуса Христа, шествующего среди фигур Люцифера и Аримана. Христос шёл с поднятой вверх рукой, стороны его лица были асиметричны. Этот символ должен был означать то, что на Него оказывают влияние обе стороны.

Также такое изображение трактовалось как феномен синтеза всечеловеческой любви, которая имеет, как светлую, так и тёмную стороны.

Первый Гётеанум (Goetheanum) - всемирный центр Антропософского движения. Здание сгорело в 1923 году несмотря на то, что Штайнер предсказал ему 300 лет сущестования.
Первый Гётеанум (Goetheanum) – всемирный центр Антропософского движения. Здание сгорело в 1923 году несмотря на то, что Штайнер предсказал ему 300 лет сущестования

Основатель антропософского сообщества Рудольф Штайнер скончался в 1925 году. При жизни он убедился о том, что его учение ложно. По его предсказанию здание Гётенаума должно было простоять 300 лет. В ночь на 1923 год его сгубил пожар.

Последователи Штайнера ― выдающиеся люди, но они заблуждались

Наука о духе или же штейрианство широко распространилась в Германии. Учение нашло своих последователей среди художественной интеллигенции. Именно её представители впадали в соблазн расцерковлённости и извращённой утончённости своего сознания.

Рудольф Штейнер
оккультный философ, архитектор

Штайнер о цели своего учения писал:

«То, что ныне часто именуется «единственно-истинной» наукой, может служить скорее даже помехой, чем помощью к достижению этой цели (открытию ясновидения)».

Именно этот постулат привлёк к этому учению многих представителей культуры, науки и искусства.

Гётеанум (Goetheanum) - всемирный центр Антропософского движения, расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь Гёте. В наше время он выглядит так, несмотря на то, что первоначальный его вид был другим.
Гётеанум (Goetheanum) – всемирный центр Антропософского движения, расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь Гёте. В наше время он выглядит так, несмотря на то, что первоначальный его вид был другим

В наше время всемирный центр Антропософского движения находится в Швейцарии. Это район Базеля, город Дорнах. Гётенариум, назван в честь Гёте. В его строительстве принимали такие последователи учения как известный русский поэт Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Михаил Чехов и т.д. Известен даже такой феномен, как антропософизм русского языка, который проповедовали в России поэты Серебряного века.

Философы (1917), картина Михаила Нестерова изображающая Павла Флоренского и Сергия Булгакова. Отец Сергий был последовательным критиком идей антропософии.
Философы (1917), картина Михаила Нестерова изображающая Павла Флоренского и Сергия Булгакова. Отец Сергий был последовательным критиком идей антропософии

Многие из штайнеристов позже разочаровались в своих взглядах. Достаточно серьёзно критиковал их в России философ Сергий Булгаков. В настоящее время учение возрождается в качестве составной части движения Нью-Эйдж. Это новое воплощение различных нехристианских верований ориентированных на «новую эру» и «нового человека».

Антропософия породила свою педагогику и медицину

В 1919 году Штейнер прочитал в Базеле и Штутгарте цикл лекций по педагогике. В результате на свет появилась вальдорфская педагогика. Непосредственно инициатива по созданию вальдорфской школы принадлежит директору и коллективу табачной фабрики «Вальдорф – Астория». При этом рабочие сами обратились к создателю антропософии с просьбой разработать новый метод преподавания в школе.

Мюнхенский теософский конгресс. 1907 год. На нём были высказаны Штейнером первые идеи о создании особой, антпрпософской системы образования.
Мюнхенский теософский конгресс. 1907 год. На нём были высказаны Штейнером первые идеи о создании особой, антпрпософской системы образования

Вальдорфская школа родилась на основе педагогических сочинений Рудольфа Штейнера. Её цель ― воспитание нового «эзотерического человека», обладающего новой телесностью и духовностью. При этом педагогическое сообщества давно указывает на то, что «свободные вальдорфские школы», заявляя о «свободном самоопределении» учащихся, воспитывают их на практике в духе почитания «антропософской церкви» и «модиалистского сообщества».

По мнению Штейнера, воспитанный в таких школах человек будет человеком нового типа, так как вберёт в себя все знания человечества, как христианские, а и атеистические и языческие.

Первая вальдорфская школа, Штутгарт, Германия (1919 г.). В настоящее время в мире подобных школ насчитывается более пятисот.
Первая вальдорфская школа, Штутгарт, Германия (1919 г.). В настоящее время в мире подобных школ насчитывается более пятисот

В настоящее время в мире работает около пятисот школ созданных по данному принципу. Кроме того, на антропософских основах работают и детские сады. В основном эти учебные заведения сосредоточенны в Западной Европе.

В России же идеи вальдорфской педагогики получили распространение во времена «перестройки». Яркие постулаты и отдельные необычные черты привлекли к ней представителей творческих профессий, интеллигенцию. В настоящее время наблюдается снижение интереса к этой тематике благодаря возрастающему влиянию Русский православной церкви в стране и мире.

Кроме изысканий в педагогической сфере, Штейнер вёл также поиски и в области медицины. Для этого он использовал сочинения алхимиков, оккультные учения и эзотерику. В результате получилась дикая смесь чем-то напоминающая гомеопатию. Официальная медицина относиться к антпропософной негативно и учёные-медики не советуют посещать клиники, работающие по методам, разработанным Штейнером.

Видео: Антропософия. Священник Максим Каскун

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X