Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Самый северный монастырь России: 4 столетия истории

Скачать эту статью

Трифон Печенгский, которого еще называют «апостолом лопарей», вместе со своими  товарищами и единомышленниками, Варлаамом Керетским и Феодоритом Кольским, основал в XVI веке самый  северный в мире монастырь — Трифоно-Печенгский. Этот момент можно по праву считать присоединением спорных земель к Московскому царству и началом просвещения Кольского Севера.

Иван Грозный сам подписал грамоту о даровании земли и промысловых угодий самому северному монастырю Руси

Расцветать монастырь начал после получения грамоты от царя Ивана Грозного. Трифон лично прибыл в Москву с челобитной, рассказал царю о том, чем живет этот северный край, о бесчисленных стаях рыб, нерестящихся в устьях северных рек, о многочисленных стадах оленей, а также о притеснениях от датчан и норвежцев, претендующих на эти земли.

После этой встречи царь выдал Трифону грамоту, в которой шла речь о выделении земли и промысловых угодий для созданной обители. Так монастырь стал форпостом русского царства на крайнем севере.

Постройки монастырского комплекса воссоздают типичные для XVI века монастыри-крепости
Постройки монастырского комплекса воссоздают типичные для XVI века монастыри-крепости

Грамота Ивана Грозного о даровании обители обширных владений позволила монахам достаточно сильно укрепить монастырское хозяйство. Монахи начали вести успешную торговлю промысловыми продуктами как с русскими так западноевропейскими купцами.

Это свою очередь позволило им начать просветительскую деятельность среди местного населения, которое до сих пор оставалось язычниками.

В память о царской щедрости преподобный Трифон в 1565 году на речке Паз начинает строить церковь во имя мучеников князей Бориса и Глеба. Эта церковь становится центром притяжения для местного населения.

Есть предание, что именно там одновременно крестилось около двух тысяч лопарей, включая жен и детей. А Борисоглебский храм, который находится на границе с Норвегией, сохранился до наших дней.

Пророчество преподобного Трифона о разорении обители и мученической кончине братии монастыря

Все это время преподобный Трифон продолжал трудиться не покладая рук, как обычный послушник. Было место близ монастыря, куда святой часто удалялся для уединенной молитвы к Богу. На этом месте Трифон создал скит и выстроил храм в память об Успении Пресвятой Богородицы.

Проведя более 60-ти лет во многих трудах и подвигах, преподобный тяжело заболел. Братия обители с игуменом Гурием находились в скорби и плакали о скором духовном сиротстве. Святой же оставил им свое духовное завещание и призвал их не скорбеть, а любить Бога и во всем полагаться на его святую волю.

Преподобные Трифон Печенгский, Феодорит Кольский и Варлаам Керетский основали самый северный монастырь
Преподобные Трифон Печенгский, Феодорит Кольский и Варлаам Керетский основали самый северный монастырь

После, принятия Христовых Таинств, святой заплакал и поведал братии свое пророчество о скором разорении обители и мученической кончине братии монастыря. После этих слов лицо его просветлело и он отошел ко Господу. Так в декабре 1583 года завершился многотрудный земной путь преподобного Трифона

По завещанию похоронили его в скиту, возле Успенской церкви, где он часто пребывал в усердной уединенной молитве.

Процветание монастыря после кончины святого Трифона продолжалось не долго. Через 7 лет пришло время сбыться его предсмертному пророчеству.

Разорение монастыря и мученическая кончина 116 монахов

В 1589 году, незадолго до Рождества Христова финны напали на скит, сожгли церковь Успения Божией Матери, где был похоронен преподобный Трифон, и убили нескольких монахов. После этого разбойники двинулись к самой обители.

В сам день Рождества они вошли в монастырь и в Свято-Троицкой церкви начали убивать монахов, послушников, всех кто находился в храме. Особенно изощренно мучили игумена Гурия, пытками хотели выведать у него место, где спрятаны монастырские ценности.

37 душ
разбойники убили лопарей принявших христианство вместе с женщинами и детьми

После разорения монастыря, финны сожгли все Храмы и постройки. В обители не осталось ни одного строения, уцелела только баня. Так же разбойники убили лопарей принявших христианство вместе с женщинами и детьми, всего 37 душ.

Огромный монастырь был уничтожен полностью, все сгорело дотла вместе со 116-ю монахами, принявшими мученическую смерть. Небольшая часть насельников уцелела, они пришли в Кольский острог, пытаясь сберечь монастырский уклад, так продолжалось до середины XVIII века, после чего монастырь был упразднен.

Сбывается пророчество Трифона Печенгского о возрождении монастыря

В конце XIX века настал час сбыться пророчеству преподобного Трифона о возобновлении жизни монастыря. Правительство разрешило колонизацию Кольского полуострова, и туда потянулись колонисты Новгородской, Архангельской губерний и поморцы.

На месте некогда великого монастыря появились их поселения. В 1870 году эти края посещает Великий князь Александр и архангельский губернатор Н. М. Баранов. В 1881 году, после одобрения Священным Синодом ходатайства, принимается решение о возобновлении монастыря преподобного Трифона Печенгского.

Местное население более 300 лет почитало преподобного Трифона, как своего заступника и покровителя. Он вновь стал просветителем этого сурового края через монахов возрождаемого мужского монастыря, который будет посвящен его памяти, и называться – Трифоно-Печенгский монастырь.

В 1886 году игумен Никандр прибыл с братией из Соловецкого монастыря, чтобы восстановить самый северный монастырь России
В 1886 году игумен Никандр прибыл с братией из Соловецкого монастыря, чтобы восстановить самый северный монастырь России

По всей России православные приходы начинают сбор средств и пожертвований для возрождаемой обители. За три года было собрано около 20 тыс. рублей. Так же епархиальное управление обратилось с просьбой о возвращении в собственность монастыря всех угодий, которые были перечислены в грамоте Ивана Грозного.

Восстановлением обители опекалась братия Соловецкого монастыря. В 1886 году первые 10 монахов во главе со строителем Никандром прибыли именно из Соловков.

Соловецкая братия всячески поддерживала возрождение Трифонов-Печенгского монастыря.

Насельникам передавалось продовольствие, все необходимое для ведения хозяйства. Кроме этого выделялись щедрые денежные суммы.

В монастыре началось активное строительство. Над могилой 116-ти мучеников установили новую часовню. Укрепили берега рек Манны и Печенги, они вымывали землю под Сретенским храмом, начали возводить церкви Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и Успения Богородицы.

Так же в обитель потекли щедрые пожертвования, одним из таких даров стала серебряная рака, которую установили над местом захоронения преподобного Трифона.

Храмы и другие монастырские постройки деревянные. Это в первую очередь дань традиции.
Храмы и другие монастырские постройки деревянные. Это в первую очередь дань традиции.

Возрожденная обитель пережила революцию, а в 1920 году монастырь в составе Печенгской волости отходит Финляндии. В 1944 году части вермахта занимают монастырь и устраивают там опорный пункт, монахи покидают монастырь. В октябре того же года при проведении Петсамо-Киркенесской операции монастырь был полностью уничтожен.

Третье возрождение обители в поселке Луостари

Божией милостью и молитвами преподобного Трифона, осенью 1997 года постановлением Священного Синода Русской православной церкви было принято решение о возобновления в Печенге. Обитель разместилась в построенной еще в 1908 году церкви.

Она прослужила братии 10 лет, а зимой 2007 года сгорела. Именно после пожара 2007 года местом строительства монастыря выбрали поселок Луостари, где нашел вечное упокоение преподобный Трифон.

Спустя пять лет появились постройки монастырского комплекса, по архитектуре они напоминают монастыри-крепости XVI века. Во время строительных работ были обнаружены фундаменты старинной монастырской церкви, возле которой, согласно преданию был похоронен сам преподобный Трифон и монахи-мученики Иона и Герман.

В настоящее время увеличилось количество паломников в монастырь. Они вносят свой посильный вклад в восстановление этой жемчужины русского севера.

Престольные праздники в монастыре

  • преподобного Трифона Печенгского – 15/28 декабря;
  • Троицы Живоначальной. Пятидесятница.

Рсписание богослужений в Трифоно-Печенгском монастыре

Понедельник, пятница:

17:00 – повечерие;

8:00 – полунощница.

Вторник, среда, четверг, суббота:

17:00 – всенощное бдение или вечерня, утреня, 1-й час;

8:00 – полунощница, 3-й час, 6-й час; исповедь;

9:00 – Божественная литургия.

Как добраться до монастыря

Проезд: из Мурманска от автовокзала рейсовым автобусом Мурманск–Никель до поселка Печенга (необходимо иметь российский паспорт для въезда в погранзону). Гостиницы нет, вопрос проживания и питания гостям необходимо решать самостоятельно.

От ЖД вокзала — автобус Мурманск–Никель, Мурманск–Заполярный, поворот на пос. Луостари, ост. «31й километр», далее 1,5 км. пешком или на попутном транспорте в сторону пос. Луостари.

Адрес: 184411, Мурманская обл., п. Печенга, Печенгское шоссе, 1.

[email protected]

+7 (911) 3174717, Игумен Давид

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X