Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Иосиф Ватопедский – схимонах, который явил сияние вечности после смерти

07.05.2019
80
Скачать эту статью

«Старец Иосиф Ватопедский – человек Божий. Ум его настолько утвердился в Боге, что он не хочет уже говорить ни о чем земном. Он желает смерти от величайшей любви к Богу…»

Это слова отца Ефрема, настоятеля Ватопедского монастыря о своем учителе, Иосифе Ватопедском.

О нем — наша статья.

Старец Иосиф Ватопедский – великий подвижник
Старец Иосиф Ватопедский – великий подвижник

Несмотря на тот факт, что его образование состоит всего лишь из нескольких классов школы, это не стало препятствием в аскезе. Истины в его книгах, несут пользу и утешение духа как для монахов, так и для мирян.

Иосиф Ватопедский родился в крестьянской семье

В 1921 г. в многодетной семье бедного греческого крестьянина на острове Крит на свет появился мальчик. У его матери Евгении случились преждевременные роды.

И на седьмом месяце, как раз в день поминовения Святых Бессребренников родился ребенок, поначалу принятый ее за мертвого. Но мальчик чудесным образом выжил и получил при крещении имя Сократис.

В 1925 г. на острове Крит рождается недоношенный мальчик и чудесным образом выживает.

Сократис окончил начальные классы школы. А, по достижении им шестнадцатилетия, почувствовал склонность к выбору духовного пути. Он поступил послушником в одну из старейших обителей острова Кипр – монастырь Ставровуни. Здесь же принял постриг в рясофор и получил имя – Софроний.

В 16 лет будущий Иосиф, в миру крещенный под именем Сократис поступает в старейший монастырь Ставровуни.
В 16 лет будущий Иосиф, в миру крещенный под именем Сократис поступает в старейший монастырь Ставровуни.

Отсюда он в 1945 г. удаляется на Святую Гору и через 2 года встречает духовного отца Иосифа Исихаста. После этой встречи начинается его 12-летнее ученичество, вплоть до смерти наставника.

В 1945 г. юноша, испросив благословения у духовника – игумена Киприана – ушел на Святую Гору. Его целью стала встреча с афонскими сподвижниками и знакомство с их жизнью. И, через 2 года скитаний, на своем пути встречает великого подвижника – старца Иосифа Исихаста (т.е. Пещерника).

На долгие 12 лет он становится духовным отцом юноши. Этот период жизни оставил неизгладимое впечатление у молодого Софрония, повлиявшее на его дальнейшую судьбу.

1959
в этом году Иосиф удаляется в пустыню после кончины духовного отца

Пробыв там какое-то время он возвращается и становится руководителем и учителем духовной жизни для иноков. А кроме того и духовником для новообразованной им монашеской общины в Новом Скиту, работал в обители Кутлумуш и Симонопетрской келье Благовещения Пресвятой Богородицы в Карее.

В 1989 г. для Иосифа Исихаста находится большое дело. Подчиняясь решению Священного Кинота Святой Горы Афон, и по Благословению Вселенского патриарха он отправляется в обитель Ватопед – не последнюю по значимости среди монастырей Афона.

Побыв непродолжительное время в пустыне, Иосиф становится духовным наставников и основателем братства в Новом Скиту.
Побыв непродолжительное время в пустыне, Иосиф становится духовным наставников и основателем братства в Новом Скиту.

В 1989 г. ему с учениками поручили восстановить обитель Ватопед, которая в кратчайшие сроки была отстроена почти из состояния руин.

Не убоявшись трудностей (а обитель практически представляла собой руины), старец Иосиф Исихаст вместе с учениками восстанавливает ее в кратчайшие сроки. После чего она становится одним из крупнейших центров духовной жизни православного мира и полнится большим количеством монахов.

Перед своей смертью Иосиф Ватопедский переживал непростой период. СМИ развернули грандиозную компанию, призванную очернить имя старца и его детище. Но все это не смогло пошатнуть его волю, веру в бога и любовь к людям. Хотя испытания изрядно подорвали здоровье великого подвижника.

Перед самой смертью схимонах перенес серию нападок СМИ, которые изрядно подорвали его здоровье.

Один из учеников – отец Ефрем, ставший настоятелем Ватопедского монастыря так описывал его состояние: «Старец Иосиф Ватопедский – человек Божий.

Ум его настолько утвердился в Боге, что он не хочет уже говорить ни о чем земном. Он желает смерти от величайшей любви к Богу…»

Нападки СМИ не сломили его дух и любовь к людям, но подточили здоровье.
Нападки СМИ не сломили его дух и любовь к людям, но подточили здоровье.

1 июля 2009 г., едва над обителью забрезжил рассвет, схимонах Иосиф отошел к Господу. В церемонии похорон приняли участие сотни священников, монахов и верующих-мирян. Когда лицо Иосифа Ватопедского показали в последний раз, узрели чудо. Уже после своей кончины он улыбнулся. Этим сиянием вечности на своем лице старец передал последнее послание для своих духовных чад.

Духовное наследие Иосифа Ватопедского – работы, обращения к братьям

Как уже упоминалось, старец Иосифа Ватопедского покинул школу по окончанию нескольких классов начальной школы. Тем не менее, он стал автором более 14 книг. Большинство из них были переведены на разные языки, в том числе русский. В мире православия его хорошо знают, как человека авторитетного, отлично разбирающегося в тонкостях аскезы и умеющего доступным языком выразить аспекты духовного опыта.

Передав руководство Ватопедом своему ученику – игумену Ефрему, он полностью погрузился в работу. В скромной келье, в которой жил, он часами работал за столом: писал ответы на многочисленные письма и изучал исторические документы для своих книг. Даже непосвященному человеку будет полезно читать его произведения.

Старец Иосиф Ватопедский за работой на своими книгами, где помимо наставлений братьям и мирянам он подробно разбирал вопрос о пророчествах.
Старец Иосиф Ватопедский за работой на своими книгами, где помимо наставлений братьям и мирянам он подробно разбирал вопрос о пророчествах.

Работа Иосифа Ватопедского над Кутлумушской рукописью и пророчества о будущем

В числе прочих, схимонаха интересовала тема пророчеств, особенно изложенных в Кутлумушской рукописи. Приведем отрывок из его книги «О кончине века и антихристе»:

«Другой не менее примечательный текст пророческого характера, ранее датировавшийся 1053 годом, был найден в монастыре Кутлумуш на Святой горе. Он содержит двадцать четыре предсказания, большинство которых к настоящему времени так же исполнилось:

  • великая европейская война;
  • поражение Германии, катастрофа России и Австрии;
  • торжество эллинов над агарянами;
  • поражение эллинов от агарян, поддержанных народами Запада;
  • избиение православных;
  • великое смятение православных народов;
  • вторжение иноплеменного воинства со стороны Адриатического моря. Горе всем живущим на земле, готовый ад;
  • кратковременное появление у агарян великого мужа;
  • новая европейская война;
  • союз православных народов и Германии;
  • разгром французов немцами;
  • восстание индусов и отложение Индии от Англии;
  • умаление Англии до собственных пределов;
  • победа православных и избиение агарян;
  • всемирное замешательство;
  • повсеместное отчаяние на земле;
  • борьба семи держав за Константинополь. Тридневное взаимоистребление. Победа сильнейшей державы над шестью остальными;
  • союз шести держав против победительницы; новое тридневное взаимоистребление;
  • прекращение вражды Божиим вмешательством в лице Ангела и передача Константинополя эллинам;
  • обращение латинян к неповрежденной православной вере;
  • распространение православной веры от Востока до Запада;
  • ужас и трепет, внушаемые ею варварам;
  • отрешение папы от духовной власти и поставление единого Патриарха для всего европейского мира;
  • на пятьдесят пятый год – окончание скорбей. В седьмое [лето] нет окаянного, нет изгнанника, ибо он вернулся в объятия Матери своей [о чадах своих веселящейся]. Сие да будет, сие да совершится. Аминь. Аминь. Аминь. Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. Конец – единое истинно православной веры стадо. Раб Христа, истинного Бога.»

Поучения схимонаха просты, понятны и наполнены любовью и утешением. Его духовные дары имеют не сравнимую пользу и значение, как для монахов, так и для мирян. Старец часто проводил беседы, многие из которых были записаны монахами и затем изданы.

Цитаты Иосифа Ватопедского

Почтим память схимонаха и великого подвижника Иосифа Ватопедского и будем следовать его духовному опыту и наставлениям:

Не огорчай никого

  1. «Если хочешь молиться, как подобает, не огорчай никого, иначе всуе будешь молиться».
  2. «Если не хочешь отпасть от любви Бога, никогда не делай так, чтобы брат твой засыпал, имея на тебя обиду, или ты сам засыпал, имея на него».
  3. «Если держишь зло на кого-то, помолись о нём и прекратишь тем самым движение страсти, потому что молитва прогоняет печаль. Если же другой держит зло на тебя, окажи ему милость и смирись перед ним, постарайся приобрести его дружбу. Этим освободишь его от страсти».

Смысл жизни

  1. «Есть один смысл жизни на земле, хотя и стараются его уничтожить всевозможные безумные теории, — это исполнение заповедей Христовых».

Гнев – тень эгоизма

  1. «Причины, вызывающие гневную страсть, многочисленны, но сходны между собой и зависят друг от друга, поскольку связывает их корыстолюбие и себялюбие. Где торжествует гибельный эгоизм, там обязательно присутствует и его тень — гнев».
  2. «Почему же возникает гнев? Да потому, что на пути себялюбия возникают препятствия».

Когда терпишь бесчестие

  1. «Тот, кто терпит бесчестие, хотя мог и ответить на него, избавляется от грехов. За своё терпение он обретает от Бога утешение, поскольку поверил Ему».
  2. «Когда почувствуешь печаль или боль от того, что кто-то тебя оскорбил или пристыдил, знай, что получил ты от этого пользу великую, потому что вышло из тебя тщеславие».
  3. «Говори с кротостью, и не попустит Бог, чтобы тебя поносили и унижали. Если будешь поступать со всеми по любви, тогда и другие будут обходиться с тобой, как с другом своим. Избегай выставляться перед другими и ни в чем не преткнёшься по Промыслу Божию. Если всё с верой предашь в руки Промысла, не впадёшь в искушение».

Скорби и болезни

  1. «Как ночь сменяет день, а зима — лето, так и тщеславие и сластолюбие сменяются скорбями и болезнями или в настоящем времени, или в будущем».
  2. «Как врач назначает больным для лечения горькое лекарство, так злонравным и сластолюбцам Божественный Промысл попускает мучительные скорби».
  3. «Пусть каждое невольное страдание будет тебе поводом помнить Бога, и у тебя всегда будет повод для покаяния».
  4. «Врачующие тело не дают одно и то же лекарство всем. Так и Бог, исцеляющий болезни души, знает не один только вид лечения, который подходил бы всем, но в каждой болезни предлагает своё лекарство, способствующее выздоровлению».

Искушения

  1. «Всё то, что нарушает спокойствие и размеренность нашей жизни, называется искушением».
  2. «Во время благополучия и достатка обретается много друзей. Во время искушений найдёшь ли хоть одного?»
  3. «Всё, что с нами происходит, мы склонны объяснять по-своему. Однако скольким испытаниям мы должны подвергнуться, то знает лишь один Бог, Который их попускает».
  4. «Существуют также искушения, приобретённые через общение и участие в чужих искушениях. Это участие может быть восходящего и нисходящего типа. Например, обижающий участвует в искушениях обижаемого, клеветник — оклеветанного, обвиняющий — в искушениях обвиняемого и так далее — это участие нисходящего типа».
  5. «Восходящий тип участия — это когда духовные отцы через свою молитву подъемлют искушения своих духовных чад и вообще всех, за кого они молятся. Есть и великие искушения — те, которым подвергались святые Апостолы и Сам Христос, принявший на Себя грехи всего мира».

Покаяние

  1. «Зрение своих грехов есть величайший дар Божий, который выше любых высоких созерцаний. Когда мы осознаём нашу внутреннюю тьму, когда открывается нам всё безобразие и отвратительность греха, тогда и Божественная благодать подаёт помощь и удостаивает своего утешения».

Духовные дары

  1. «Духовные дары — это дары Самого Святого Духа. Среди них одни кажутся большими, другие меньшими, но все они подаются ради нужд Церкви и проявляются всякий раз, согласно обстоятельствам, для пользы верующих».
  2. «Крепким в вере подается дар исцеления, в то время как тщательным по отношению к совести — пророчество».
  3. «Самые простые по характеру, которых можно причислить к духовным младенцам, всегда изобилуют дарованиями».
  4. «Поскольку наши отцы считают, что рассуждение “превыше всех добродетелей”, то мы не ошибёмся, если поставим его на первое место как превосходнейший дар. Рассуждение — это разумное и безошибочное суждение о понятиях и вещах, которое сообразуется со временем, средствами, местом, обстоятельствами и служит к назиданию. Рассуждение — это предвидение возможных последствий во избежание будущего вреда; это разновидность проницательности, посредством которой здравый ум предвосхищает будущие события».
  5. «Если, например, несколько человек совершают один и тот же грех, то в свете рассуждения разница между ними очевидна. Рассуждение и есть та соль, которой приправляют пищу и предохраняют её от порчи. Четверо вкусили пищу прежде установленного времени или сверх меры. Первый ел, потому что был голоден, второй исполнял предписание врача, третий ел потому, что ему понравилась еда и он победился желанием, а четвёртому просто нравится вести своевольную и невоздержанную жизнь. Как в этом случае можно вынести один на всех суд?»

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X