Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Никодим Святогорец

18.02.2019
221
Скачать эту статью

Немногих святых Господь благословлял быть учителями Церкви. Это избранные светильники для просвещения многих, ибо «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5,15). Преподобный Никодим Святогорец относится к числу таких великих и одаренных святых. О его жизни и трудах пойдет речь в этой статье.

Житие преподобного, его монашеские и литературные труды и богоподобное подвижничество

Икона преподобного Никодима Святогорца
Икона преподобного Никодима Святогорца

«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые».

(Мф. 7,16-17)

Детство и отрочество будущего подвижника, – 3 школы и блестящее образование

Родился преподобный на острове Наксос в 1749 году. Родители его, Антоний и Анастасия крестили его с именем Николай. Благочестивые и набожные, они воспитывали сына в любви ко Христу и Церкви. В последствии мать постриглась в монахи с именем Агафия, что есть признак благочестия и верности Богу.

Он с любовью и ревностью изучал церковное учение и мирские знания. Господь наделил его проникновенным умом, рассуждением и хорошей памятью. Юноша своими качествами выделялся среди ровесников, и удивлял взрослых.

С детства Николай имел кроткий нрав.

Начальное образование Николай получил у приходского священника, которому он помогал во время богослужений. Достигнув определенного возраста, юноша поступил в школу на острове Наксос, где светскую и церковную грамоту преподавал известный в то время ученый и проповедник архимандрит Хрисанф.

Окончив блестяще учебу, отрок поступил в знаменитую греческую школу на Смирне. В ней преподавал известный учитель из Италии Иерофей Вулисмос. Проходя обучение, Николай удивлял своими знаниями, рассуждением и благочестивым поведением. Он помогал сверстникам в учебе, и стал для них учителем. В последствии наставник Иерофей писал ему в письме:

«Приезжай, мой сын. Сейчас, когда я в старом возрасте, я оставил бы тебя учителем школы, поскольку у меня нет никого, подобного тебе в познаниях».

В общеобразовательных науках и богословии он достиг полного совершенства.

Отрок досконально изучил латинский, итальянский, французский и древнегреческий языки.

Начало трудов. Желание монашества никогда не покидало его

В 1770 году турецкий флот в Чесменской бухте разбили русские. По этой причине, обозленные турки начали гонение на христиан. Николай вынужден покинуть Смирну, и прибыл на родину, остров Наксос.

Там его назначили секретарем и келейником митрополита Пароса и Наксоса Анфимия Вардиса. На этой должности он оставался 5 лет.

За это время Николай узнал о священнической и монашеской жизни. Его учителя, афонские иеромонахи, рассказывали ему об Афоне. Они научили будущего подвижника деланию внутренней молитвы.

В результате общения со с этими святыми людьми, Николай возревновал к ангельской монашеской жизни.

Смотрите также статью Афонские старцы

Для получения наставлений в аскетическом делании, Николай поехал на остров Гидру, где обитал мудрый в добродетели известный св. Макарий Нотарас, митрополит Коринфский.

Там он познакомился с Сильвестром Кесарийским, монахом и отшельником. В общении с ним, юноша еще более укрепился в желании подвижнической монашеской жизни.

1775
в этом году юноша Николай едет на Афон

Николай, движимый нестерпимым желанием монашества, в 1775 году направляется на Святую Гору Афон. Старец Сильвестр дает ему рекомендательные письма. В день отъезда, когда Николай пришел на пристань, — корабль отчалил от берега.

Будущий подвижник бросился за кораблем в море. Моряки вернулись, приняли его на борт, и Николай благополучно добрался до Святой Горы.

Молитвенные подвиги и труды просветителя Церкви на Горе Афон

С радостью сойдя на берег, Николай направился по рекомендации старца Сильвестра, в монастырь Дионисиу. В нем подвизалось старцы, наделенные благочестием и духовными дарами.

Пожив некоторое время в обители, преисполненный ревностью к святой жизни, Николай принимает решение отвергнуть все мирское.

Начальство и братия монастыря, увидев многие образцовые качества и стремление Никодима к исполнению Божественных правил, назначают его чтецом. Постепенно постигая монастырскую науку, будущий святой совершенствуется в богомыслии и созерцании.

Николая постригают в малую схиму с именем Никодим.

В 1777 году Афон посетил давний знакомый молодого монаха Коринфский митрополит Макарий Нотарас. Макарий предложил ему отредактировать духовные книги «Евергетинос», «Добротолюбие» и «О постоянном Причащении…». Никодим блестяще справился с этим заданием.

Желая постичь совершенство в делании умной молитвы, Никодим едет к старцу св. Паисию Величковскому, который преуспел в этом делании, и окормлял более тысячи монахов.

Корабль, на котором плыл юный подвижник, попал в шторм, и ему пришлось вернуться на Афон. Стремясь к уединению, непрестанной молитве и созерцанию, Никодим поселяется в одинокой келии св. Афанасия. Помимо молитвы, он переписывал рукописи, – чем зарабатывал на хлеб.

Вскоре в монастырь Пантократор поселяется старец Арсений, бывший духовный отец Никодима с острова Наксос. Узнав об этом, подвижник переселяется к старцу, и становится его учеником. Посвящая себя духовным подвигам, углубляясь в молитву, изучая священные книги, Никодим обретал святость.

Господь наделил преподобного даром рассуждения и учительства. Его рукой написано множество книг, служб святым и духовных песнопений. Труды его составляют целую библиотеку.

Молитвенный труд на острове Скиропола, терпение трудностей и лишений

В 1782 году из скита старец Арсений и его ученик Никодим переезжают на остров Скиропола. Этот пустынный остров с отсутствием растительности, оказался труден для жизни. Никодим вел на нем суровую аскетическую жизнь, предавался умной молитве.

В перерывах от трудов и молитвы, он писал книгу, называемую «Сборник советов». Она исполнена Божественной и человеческой мудрости, и повествовала о совершенствовании внутреннего человека. Через год Никодим вернулся на Афон.

Продолжение подвигов святого Никодима на Афоне, написание книг

По приезду на Святую Гору, Никодим постригается в великую схиму. Поселился он в отдельной каливе. Исполненный Духа Святого, старец писал книги, в которые воплощал наследие Святых Отцов. Он поучал братию, приходящую к нему за духовными советами. Многие поселились недалеко от каливы, чтобы постоянно быть в общении со святым и мудрым старцем.

В своей келии Никодим написал множество книг, ставших учебниками духовной жизни христиан. Некоторые из них:

  • «Руководство к исповеди»;
  • «Богородичник»;
  • «Невидимая брань»;
  • «Новый Мартирологион»;
  • «Духовные упражнения».
Изображение Никодима Святогорца в книге. Гравюра XIX века.
Изображение Никодима Святогорца в книге. Гравюра XIX века.

По благословению своего учителя Афанасия, Никодим собрал и подготовил к изданию труды св. Григория Паламы. Получился труд в трех томах. Эти драгоценные рукописи утеряны из-за разрушения типографии австрийцами в результате конфликта. Для св. Никодима это оказалось большим горем.

Следующий труд, посвященный толкованию церковных канонов, с названием «Педалион» («Кормчая»), отправлен в Константинопольский Патриархат для рецензии. Книга одобрена.

Для ее издания афонские монахи собрали деньги. Св. Николаю очередной раз пришлось огорчиться. Архимандрит Феодорит, которому поручено издание книги, исправил текст в 18 местах, внеся в него еретические учения.

Никодим поселился в келию св. Василия при монастыре Пантократор. Там он продолжал свои подвиги и писательскую деятельность. В этом месте написана назидательная книга «Христианская нравственность».

Святой подвижник дополнил «Евхологион» («Молитвослов»), написал второе издание «Руководства к исповеди», толкования на 14 Посланий Апостола Павла и 7 Соборных Посланий. Также изданы перевод «Толкование псалмов» Евфимия Зигабена и книга «Сад благодати».

Молитвенные труды и написание назидательных книг вызывали человеческую и бесовскую ненависть.

Святой Никодим терпеливо переносил и прощал восстававших на него монахов из братии. Бесплотные враги, с целью помешать его трудам, часто являлись и устраивали буйство и шум вокруг его келии. Укрепляемый Духом Святым, подвижник воспринимал нападения врага как игрушечные забавы.

Слух о духовных подвигах и мудрости старца распространились по Греции. Со всех уголков страны к св. Никодиму стекался народ для назидания и утешения.

Последние годы жизни, терпение скорбей и клеветы, телесные болезни

Напряженная работа, строгий пост, всенощные молитвы и постоянная духовная брань ослабили здоровье святого. Превозмогая слабость, подвижник продолжал свой труд.

В последние годы своей жизни он написал три тома Жития Святых, фундаментальный богословский труд «Геортодромион» с толкованием, книгу «Новая Лествица».

Ведя борьбу за возрождение правильной духовной монашеской жизни, преподобный Никодим претерпевал искушения, скорби и клевету от лжебратии. Завистливые афонские монахи выдвигали против него необоснованные и нечестивые обвинения.

Перед кончиной старец написал труд «Исповедание моей веры». В нем он разоблачает всю клевету, выдвинутую против него.

Близился исход Никодима из жизни. Получив от Бога таланты, он преумножил их многократно, обрел любящее и доброе сердце, кроткий нрав и истинное смирение. О себе старец говорил: «Я чудовище, я мертвая собака, я ничтожество, я немудрый и необразованный».

Не имея постоянного места для жизни, одежды и пищи, он уподобился ангелу. Гора Афон стала для него домом, поэтому он получил прозвище Святогорец.

Чувствуя приближающуюся кончину, святой старец исповедовался, причастился и соборовался. В возрасте 60 лет, окруженный любимыми учениками, старец преставился.

14 июля 1809
почил святой Никодим Святогорец

Тело святого погребено там, где он умер, в келии Скуртеи. Монахи и благочестивые христиане по всему миру оплакивали кончину любимого старца. Святой Никодим прославлен в лике святых как учитель-богослов и преподобный.

Канонизирован в 1955 году указом патриарха Константинопольского Афинагора. Мощи Никодима Святогорца (глава) хранятся на Святой Горе Афон.

Преподобный Никодим Святогорец. Современная икона.
Преподобный Никодим Святогорец. Современная икона

Письменные труды Никодима Святогорца — наука о спасении

Все труды святого старца по сей день изучаются мирянами и монахами, как руководство в деле спасения души. Особую пользу приносят христианам тексты о невидимой брани, книга об исповеди, труды о посте и грехах.

Труды и книги преподобного Никодима Святогорца

Догматическое богословие: — О Таинстве Божественной Евхаристии.

Нравственно-аскетические труды:

  • Добротолюбие;
  • Невидимая брань;
  • книга душеполезнейшая о непрестанном Причастии Святых Христовых Таин4
  • О хранении чувств;
  • О том, как следует каждому готовиться, когда он хочет исповедоваться;
  • Толкование канона на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня;
  • Поучения;
  • Толкование на канон Рождества Христова;
  • Толкование на канон Пасхи;
  • Эвергетинос (Благолюбие. Тома 1 – 4).

Гимнография: — Новый Богородичник.

Жития святых:

  • краткое сказание о жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна пророка;
  • новый эклогион.

Труды на иностранных языках:

  • The Philokalia;
  • «Невидимая брань» на новогреческом языке:
  • Новый Богородичник на греческом языке.

Аудиокниги: — Невидимая брань.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *