Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Православное учение о человеке

Скачать эту статью

Каждая религия затрагивает вопрос того, какое место в этом мире отведено человеку. В Месопотамии он был слугой богов, в Китае — чадом Всевышнего. А каково православное учение о человеке? Какое место отведено людям в этом мире и зачем существует род человеческий?

Мир не создан для человека, но человек для мира

Священное Писание начинается с сотворения мира. Лишь на шестой день Всевышний создаёт человека. Что такое «дни Божие» — вопрос открытый. Многие богословы убеждены, что речь вовсе не о человеческих промежутках времени.

Это и понятно. Если на определённом этапе творения не было светил, то и дня с ночью не существовало. Соответственно, понятие суток может использоваться лишь в образном смысле.

Известная роспись Микеланджело «Сотворение Адама» иллюстрирует эпизод появления первого человека

И вот, когда всё уже почти завершено, Господь создаёт первого человека с его супругой. Он им заповедует:

«И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и пополняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

(Быт. 1.28)

Комментаторы в этом указании Бога человеку часто обнаруживают свидетельство того, что человек — самый главный над всеми животными, их владелец. Однако правильное понимание здесь иное. Человек — не деспот, а заботливый хозяин. Можно провести такую аналогию:

  • Бог — пастырь человечества;
  • человек — пастырь животных.

Именно поэтому мы говорим, что человек сотворён по образу Божию. Это образ заботливого покровителя, а никак не эксплуататора.

Человек поставлен над миром не наслаждаться, а трудиться во благо всего, что есть в природе. Нелепо думать, что человек создал человека как паразитирующую и самовлюблённую единицу. Человек — это элемент в стройной системе Вселенной, и нам следует ответственно подходить к своей функции: нести мир, добро и любовь.

Человек — это соединение двух природ: тела и души

Сложно найти религию, где мир бы не делился на материю и дух. И православие придерживается того же мнения: человек — это совокупность души и тела.

Но есть некоторые отличия, которые отличают православное мировоззрение от многих других.

Вера в телесное воскресение. Если мы посмотрим на восточные традиции, то увидим, что там человек — это бессмертная душа. Тело — лишь временный скафандр для пребывания в этом мире.

Православные убеждены, что воскреснут телесно.

У души нет постоянного тела. Она меняет из воплощения в воплощение. Тело — это внешнее, нечто за границами отдельного существа.

Православное христианство не верит в перерождение. Тело, согласно вероучению Церкви, — это часть человеческого естества. Оно может быть разрушено и обращено в прах, но всё равно воскреснет, когда будет второе пришествие Иисуса Христа.

Вера в бессмертный дух. Для православия характерно представление о душе человека, как о некой особой душе. В ней выделяют не только саму душу, но и дух — некую частицу Божественного. Это даёт основания для точки зрения, будто человек — создание исключительное.

Впрочем, христианство нигде и никогда не отказывает животным в праве на наличие Божественного духа жизни. Этот вопрос всегда за скобками. На его счёт есть противоположные точки зрения. Но в основе всего лежит идея об исключительной человеческой природе.

Человек ослушался Бога, а потому обрёк себя на деградацию, страдания и смерть

Что мы знаем о жизни человека в Эдемском саду? Он исполнял какие-то обязанности по уходу за самим садом и животными, общался с Богом, вероятно, ни в чём не нуждался. Библия коротко затрагивает этот период:

«И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».

(Быт. 3:15)

Но Господь сотворил человека свободным, а значит, способным поступать по своей воле, вопреки воле Всевышнего. Он создал единственный запрет — не брать плод с одного единственного дерева, но человек его нарушил.

Согласно Библии, Адам и Ева ослушались запрета Бога и дали начало деградации нашего мира и человечества («Адам и Ева», Тициан)
Согласно Библии, Адам и Ева ослушались запрета Бога и дали начало деградации нашего мира и человечества («Адам и Ева», Тициан). Фото: opisanie-kartin.com

Это одно из самых критикуемых убеждений христианской веры. Споры на эту тему, вероятно, будут бесконечны. Обсуждают следующее:

  • если Бог всезнающ, то зачем Он дал Адаму заведомо невыполнимое поручение;
  • если Адам поддался искушению, значит, это Бог не наделил его достаточными качествами;
  • если дерево было нужно Богу, но не Адаму, его вообще можно было посадить вне досягаемости человека.

Список таких возражений может быть очень-очень длинным. Христианские богословы не имеют единого ответа. Все вопросы по-разному решены философами в свои эпохи. Кто-то полагает, что Бог ведёт человека по пути, который Ему самому неведом, так как будущего не существует.

Другие считают, что для того, чтобы стать человеком, нужен был плод познания добра и зла.

Все события из 3 главы Бытия — часть Божественного замысла.

Не будем погружаться в детали, а изложим факты так, как они представлены в православной традиции:

  • Бог установил запрет;
  • люди этот запрет нарушили;
  • последовало наказание — разрыв человека и Бога.

Людей изгнали из рая. Был ли рай символом духовного мира, либо реальным местом на земле, трудно сказать. В любом случае это событие рассматривают как следствие свободы выбора человека.

Пусть Адам и Ева не могли взвесить все «за» и «против», именно их поступок православие считает причиной всех бедствий людей.

А что это за бедствия? В мир вошла смерть. Всё начало деградировать. Болезни, пороки, всё грязное и мерзкое — это симптомы мира, которому всё хуже и хуже. Человек был хранителем этого мира, а теперь бросил всё на самотёк. А то и хуже: сам стал разрушать всё вокруг себя (как не вспомнить загрязнение экологии, охоту, войны?).

Религия — это путь обратно к Богу

Религия — это способ возобновить утраченную связь с Богом. В разные эпохи люди пытались это сделать по-своему. Индия знала ведические ритуалы, Египет пытался спастись через благочестивого царя, в Месопотамии практиковали храмовую проституцию, евреи делали обрезание и ждали Мессию.

Православные убеждены, что своими силами осуществить переход из мира греховного в мир божественного не сможет. Необходимо, чтобы каждый со своей стороны протянул руку (как на росписи «Сотворение Адама») — вот что говорит о человеке православная культура.

Религия восстанавливает связь Бога и человека.

То есть возвращение человека к Богу — это взаимный жест от Бога к человеку и от человека к Богу.

Какой же жест сделал Бог, с точки зрения православия? Об этом рассказывает Новый Завет.

Иисус Христос принёс жертву во искупление грехов человека

Библия учит, что Адам избрал для себя и потомков свет. Люди столкнулись с непреодолимым для себя барьером. Поражённые страстями и греховными мыслями, люди обязаны умереть. Смерть — единственное возможное следствие грехопадения для человека.

Но Иисус Христос, Сын Божий, о человеке не забыл. Он совместил в себе Божественную и человеческую природу. В этом облике Спаситель пришёл на землю не только для того, чтобы подарить людям новое учение, но и чтобы принести заместительную жертву за тех, кто последует за Ним.

Иисус искупил грехи человечества на кресте (картина Тициана)
Иисус искупил грехи человечества на кресте (картина Тициана). Фото: titian.ru

Иисус Христос был распят и умер за грехи человека. По образу Божьему сотворённые, люди не остались забыты Всевышним.

Но жертва Христа никому не навязывается. Если человек верит в Бога, живёт по Его законам и готов принять искупительную жертву, то только тогда он становится членом Церкви Христовой. Бог и человек в её лоне снова обретают друг друга.

Отныне человек уже не обречён страдать и попадать в ад после смерти. Ему открыта дорога в Царство Небесное.

Основы христианской антропологии заложил апостол Павел

Если выразиться научно, всё это время мы говорили о христианской антропологии, то есть об учении о человеке с позиции учения Христа (в православной его интерпретации).

Мы бегло пробежались по основным вехам этой дисциплины. Однако за всем этим — глубокий философский мир. Христианство развивалось на фундаменте античности. А античность, как мы знаем, подарила миру очень сложные богословские категории.

Христианская антропология тоже многому научилась у греков и римлян.

Но толчок этому всему дал апостол Павел. Именно он попытался систематизировать учение Христа и изложил свои выводы в своих Посланиях. На фоне нашего сегодняшнего багажа знаний некоторые его рассуждения поверхностны, некоторые — наивны. Но всё же без малого не будет и большого.

Апостол Павел дал начало христианской антропологии. Он ввёл понятия души и тела
Апостол Павел дал начало христианской антропологии. Он ввёл понятия души и тела. Фото: azbyka.ru

Именно апостол Павел обозначил место человека в христианском мировоззрении.

Сегодня богословы и философы продолжают разрабатывать его идеи. Например, вот что пишет о теле и душе архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) в работе «Основные антропологические понятия в посланиях святого Апостола Павла»

«Термин «душа» (psychê) у Апостола Павла встречается редко. Вместе со словом «тело» только в 1 Фес. 5:23.

Павел нигде не противопоставляет душу телу в смысле эллинистического дуализма. «Нагая душа», освобожденная от одежды тела, — мечта античных греков.

Павел энергично спорит с такой антропологией. Он не желает оказаться «нагим» (2 Кор 5:3), он не желает «совлечься» (5:4).

Павел нигде не упоминает эллинистического воззрения о «бессмертии души» как некоей освобожденной от телесности субстанции.

Как и ветхозаветное nephesh, «душа» у него везде означает силу натуральной жизни, самое жизнь или человека как существо, имеющее чувства и волю (Рим 2:9; 13:1).

Иногда слово «душа» вполне можно заменить личным местоимением («душа моя» = «я», 2 Кор 1:23; «души ваши» = «вы», 2 Кор 12:15 и т. д.)».

Мы видим, как человеческий опыт и научные знания позволяют взвешивать и противопоставлять нам идеи, известные древности. Религиозная полемика тех лет обретает новые смыслы.

Изучение текстов апостола Павла позволяет открыть новые смыслы учения о человеке.

Становится ясно, что автор Посланий подразумевал под тем или иным словом. Это даёт нам возможность чётче понимать, какую нишу он отводил человеческому существу в нашем мире.

Работы в этой сфере предстоит ещё много. А потому христианская антропология — не статичная, а развивающаяся наука. Она сулит нам ещё немало интересных открытий.

С каждым новым исследованием мы становимся ближе к Богу.

Но здесь нужно оговориться, что здесь мы обсуждали исключительно православную позицию. Католические и протестантские взгляды по ряду вопросов отличаются. Смешивать их не следует.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *