Содержание
Приходилось ли Вам читать, что Иуда Искариот предал Иисуса Христа по Его заданию, что у Спасителя была жена, что Мария Магдалина — самая мудрая среди апостолов?
Если нет, то Вас ждёт целый мир с совершенно новым взглядом на ветхозаветные и новозаветные истории — это апокрифы.
Некоторые аспекты апокрифов не позволяют включить эти библейские рукописи в канон
Апокрифы — это рукописи религиозной направленности о событиях Ветхого и Нового Завета. Это не вошедшие в Библию писания, не канонические книги. При этом апокриф преподносится автором как нечто подлинное.
Почему же апокрифы не включены в библейский канон?
Это вопрос сложный — и в каждом случае индивидуальный. Апокрифичность того или иного текста церковные деятели устанавливали в течение столетий.
Вот, например, что сообщает об апокалипсисе Петра Канон Муратори (перевод самого древнего перечня книг Нового Завета):
«Мы принимаем только апокалипсис Иоанна и Петра, хотя некоторые из нас не желают, чтобы последний читался в церкви».
То есть христианские деятели относили этот апокриф к списку канонических текстов, шли споры, так что решение об его исключении из канона в итоге приняли не без протестов.
Ещё один интересный пример — Первая книга Еноха. Она повествует о том, как ангелы приземлились на горе Ермон и брали в жёны обычных женщин, которые рождали от этого союза исполинов. Но примечательно не это, а то что апокриф входит в канон Ветхого Завета в Эфиопии.
Кстати, одно из условий попадания книги в канон: одна должна быть найдена на двух языках. С большинством апокрифов это не так.
Апокрифы писали из мести, ради славы и чтобы донести свои идеи до масс
Нет единого ответа на вопрос, зачем писали апокрифы. Всё сильно зависит от темы конкретного текста и эпохи его создания. Например, известны такие мотивы:
Месть. У христиан и иудеев было немало противников, а потому это довольно изощрённый способ отомстить — написать библейский текст, который мог бы подорвать основы вероучения, либо подтвердить его вторичность по отношению к другой религии. Яркий пример — апокрифическое евангелие от Варнавы. Его автор описывает новозаветные события в выгодном для ислама контексте.
Проповедь. Как донести свои религиозные идеи до широких масс? Понятно, что анонимный текст или рукопись никому неизвестного человека не будет интересна публике. А вот если своё учение вписать в доселе неизвестное Послание апостола Павла, например, то интерес к тексту значительно возрастёт. Да и критический настрой к тексту исчезнет. Особенно этот метод пользовался популярностью у гностиков. То же Евангелие от Марии — гностическая проповедь, но в устах Христа она приобретает большой весь для читателя.
Жажда славы. «Если не прославлюсь сам, то хотя бы мой текст войдёт в историю», — рассуждали фальсификаторы и сочиняли тексты библейского содержания, напрочь лишённого какого-либо духовного смысла. Обычно это всего лишь художественные сюжеты, расширяющие известные иудейские и христианские сюжеты. Евангелие детства от Фомы — пример такого рода сочинительства.
В этом тексте полно историй о сверхъестественных способностях Иисуса Христа, которые не несут ни нравоучительного, ни духовного, ни сакрального смысла. Это роднит текст с мифами про детство богов и героев (например, Кришны и Геракла), но ничего не добавляет к христианскому учению.
Апокрифы делятся на ветхозаветные и новозаветные
Все апокрифы можно сгруппировать, по примеру Библии, на два больших корпуса:
- Ветхозаветные писания;
- Новозаветные тексты.
Апокрифы Ветхого Завета преимущественно написаны в первые века до нашей эры в рамках иудейской традиции. Но не все. Например, есть и славянские тексты:
- Славянская версия жития Адама и Евы;
- Лестница Иакова.
Вряд ли эти тексты написаны изначально на Руси, но именно у нас они приобрели популярность.
Один из самых информативных ветхозаветных апокрифов — книга Юбилеев. Это аналог книги Бытия, который значительно дополняет и расширяет сведения из канонических книг Ветхого Завета.
Излюбленные темы авторов этой категории апокрифов — жизнь первых людей и заветы иудейских патриархов. Наименее интересны авторам подобных писаний многочисленные книги пророков. По их мотивам не написано почти ничего.
Апокрифы Нового Завета в основном пересказывают, дополняют и опровергают канонические евангелия. Написаны эти тексты преимущественно в период рассвета христианства II–IV век.
Очень плодовитые авторы новозаветных апокрифов — гностики. Это одна из первых христианских школ. Её отличает мистическое толкование Священного Писания, что сближает гностицизм с Восточным эзотеризмом, а не иудейскими традициями.
Среди гностических евангелий широко известны:
- Евангелие египтян;
- Евангелие Истины;
- Евангелие Иуды;
- Евангелие Мани;
- Евангелие от Евы;
- Евангелие от Марии;
- Евангелие от Никодима;
- Евангелие от Фомы.
Смотрите также статью Евангелие от Иуды
Апокрифы вводят ещё один жанр, который не существует в Библии, — евангелия детства. Это тексты, рассказывающие о первых годах жизни Христа, а также — о событиях, предшествующих Его рождению. Широко известны:
- «Евангелие детства»;
- «Евангелие Псевдо-Матфея»;
- «Евангелие от Иакова»;
- «Книга Иосифа плотника»;
- Арабское «Евангелие детства»;
- «Иисус в храме»;
- «Евангелие от Апеллеса»;
- «Тайное Евангелие от Марка»;
- «Протоевангелие Иакова»;
- «Евангелие от Андрея»;
- Евангелие детства от Фомы.
Любопытно, что хотя в Библии есть две уникальные книги — Деяния и Апокалипсис, в апокрифической литературе они превратились в популярные жанры, чему масса примеров: Деяния Филиппа, Деяния Павла, Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати, Мученичество святого апостола Павла, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, Апокалипсис Иоанна (неканонический) и другие апокрифические книги на эти темы.
Столь же изобильно представлены различные послания — послание Авгаря ко Христу, Послание апостола Петра к апостолу Иакову и т.д.
Есть апокрифические произведения и других жанров, которые не представлены в Библии:
- Хождение Богородицы по мукам;
- Хождение апостола Павла по мукам;
- Беседа трёх святителей;
- Сошествие Христа в ад.
10 необычных апокрифов
Каждый апокриф по-своему удивителен, но их число близко к сотне, а потому интересно заострить внимание на наиболее оригинальных книгах.
- Книга Яшер. Переводится как «Книга праведного». Эта рукопись до нас не дошла и могла бы навсегда затеряться в истории, если бы не один интересный факт. Пока все апокрифы ссылаются на Священное Писание, сама Библия дважды ссылается на книгу Яшер!
«Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день».
«…и повелел научить сынов Иудиных луку, как написано в книге Праведного».
Есть несколько текстов-претендентов на то, чтобы называться книгой Яшер. Но все они признаны подделками. Подлинник, если он сохранился, до сих пор не найден.
- Евангелие Иуды (без «от»). Самая шумная библейская находка XX века. Не опровергает, но иначе интерпретирует события канонических Евангелий. Иуда здесь — любимый ученик Христа. Спаситель поручает ему принести величайшую жертву — предать Учителя и стать самым страшным мучеником — предателем в глазах человечества.
- Первая книга Еноха. Примечательна тем, что цитата из книги есть в послании Иуды 1:14: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих».
- Вторая (славянская) книга Еноха, а также третья книга Еноха. Это разные тексты, но их объединяет описание небесного мира. Здесь много космогонии и фантастических образом. Уфологии очень любят ссылаться на эти тексты, поскольку верят, что речь в них идёт о пришельцах.
- Евангелие от жены Христа. Небольшой фрагмент пергамента, который примечателен фразой: «Иисус сказал им „Моя жена…“». Сперва эту находку считали подлинной, сейчас большинство исследователей относятся к ней как к фальшивке. Однозначного мнения нет.
- Тибетское евангелие. Этот текст вполне может не существовать. Мы знаем о нём лишь по рассказам двух-трёх людей, якобы видевших оригинальные записи о том, что Христос провёл свою молодость в Индии и на Тибете. Многое в истории о получении перевода этих записей журналистом Николаем Нотовичем странно — настоящий детектив с кучей противоречий и фактических ошибок. Вероятнее всего, никакого тибетского евангелия нет и никогда не было, но на него любят ссылаться любители современных неовосточных традиций.
- Евангелие от Марии. Уникально глубиной мистической мысли, но прежде всего тем, что его якобы написала женщина.
- Евангелие от Варнавы. Явная подделка. Интересна необычной интерпретацией библейских событий: вместо Христа распяли Иуду, которого мистическим образом все приняли за Иисуса.
- Евангелие мира от ессеев. Современная подделка. В ней сделан сильный акцент на здоровом образе жизни. Христос здесь учит делать очистительные клизмы, не есть мясо и не обрабатывать термически пищу.
- Евангелие от Евы. Сохранилось всего в паре цитат в труде «Панарион» Епифания Кипрского, где тот критикует различные секты. Больше никто ничего не слышал про эту книгу. Если она действительно существовала, интересно было бы узнать, как связали давно почившую ветхозаветную прародительницу человечества и то, о чём рассказывает Новый Завет.
Православие не приветствует апокрифические книги
Православные священники не рекомендуют обращать особое внимание на апокрифические книги. Апокриф, христианский он или иудейский, идёт вразрез с православным учением.
А у нас, в информационном пространстве, где христиане празднуют чистый четверг и масленицу, а также не знают, кто такой Бог-Отец, было бы вредно забивать головы прихожан ещё и апокрифическими параллелями. Своего-то богословия не знаем!
Но для человека хорошо знакомого с верой, религиоведа-исследователя или грамотного богослова очень интересно знать различные аспекты апокрифов:
- Идеи;
- Мотивы написания;
- Время создания;
- Художественные приёмы.
С их помощью можно определить:
- какие мысли имели вес в прошлом;
- какие взгляды могли сегодня приобрести вес сегодня, сложись история иначе;
- какие источники влияли на библейских авторов;
- какие сюжеты исключены из библейского текста;
- какие есть обстоятельства, расширяющие и уточняющие рассказы из Священного Писания.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение