Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Православный календарь на 5 мая 2019

04.05.2019
63
Скачать эту статью

5 мая 2019 год (22 апреля по старому стилю)

Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. «Анти» – это не значит что-то противоположное Пасхе. В этом слове приставка «анти» означает «вместо». В этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово. Антипасха – вторая Пасха

Сегодня вспоминается явление Воскресшего Спасителя ученикам и, связанное с ним, уверование Фомы. В день Воскресения, когда Господь явился ученикам, среди них не было Фомы, и он не поверил в случившееся. Через неделю Спаситель снова пришел к ученикам и предложил Фоме осязать Его язвы. Когда Фома сделал это, Господь сказал, что блажен не тот, кто видит, но кто верует. Вера является великой силой, без которой невозможно спасение.

В этот день нет поста. Праздничный день, в который можно порадовать себя любыми вкусностями.

В этот день церковь вспоминает

  • преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского (613 г.)
  • благоверного князя Всеволода (в Крещении Гавриила) Новгородского, Псковского (1834 г.)
  • апостола Варфоломея (Нафанаила)
  • апостола от 70-ти Луку Евангелиста, иконописеца
  • апостола от 70-ти Климента, епископа
  • мученика Епиподия Лионского (ок. 177 г.)
  • преподобного Виталия Александрийского (609-620 гг)
  • священномученика Платона (Йовановича), епископа Банялукского 1941 г. (Сербский)
  • священномученика Евстафия Малаховского, пресвитера (1918 г.)
  • мученика Димитрия Власенкова (1942 г.)

День празднования иконы Божией Матери Озерянской и иконы Божией Матери «Сладкое Лобзание» («Гликофилуса»).

Преподобный Феодор Сикеот, Анастасиупольский епископ

Преподобный Феодор Сикеот, Анастасиупольский епископ, день памяти 5 мая

В середине VI века, недалеко от города Анастасиополя, в селе Сикее, родился Феодор Сикеот. Рос и воспитывался Феодор в семье праведной и верующей. Еще до рождения, матери мальчика Марии, был сон о том, что на сыне ее коснулась Божия благодать.

В год, когда мальчик достиг 6-ти летнего возраста, Мария решила отдать Феодора на военную службу и собралась с ним в Константинополь. В эту же ночь к ней явился великомученик Георгий и явил, что предназначение сына ее – служить Богу.

В школе Феодор был лучшим учеником. Его все любили за его добрый нрав, спокойствие и кротость.

В доме преподобного проживал старец Стефан. Мальчик уважал старца и подражал ему в добродетели. Уже с 8 лет Феодор постился, ежедневно посещал храм и причащался Святых Таин Христовых.

В год, когда Феодору исполнилось 10 лет, на родное село мальчика нашел мор. Не обошла болезнь и юношу. В отчаянии Мария отвезла его в храм Иоанна Крестителя, где произошло его чудесное исцеление. С тех пор Феодор прибывал в любви к Богу, упражнялся в посте, молитвах и чтении книг.

В 14 лет юноша покинул родной дом и удалился жить в церковь мученика Георгия. За свою добродетель мальчик был наделен даром исцеления. Провел 2 года в добровольном заточении в пещере. В 17 лет получил сан священника.

Преподобный Феодор отправился паломником на святые места в Иерусалиме. Принял монашеский постриг в Хозевитской Лавре.

Совершая тяжелые аскетические подвиги получил от Господа возможность повелевать животными, исцелять людей и изгонять бесов. Многие стремились к нему за исцелением. По просьбе многочисленных прихожан преподобного Феодора возвели в сан епископа Анастасиопольского. Он много трудился во благо Церкви, но этот сан для него отягощал его, и он отошел от него в монастырь.

В 613 г. преподобный Феодор Сикеот умер. Святость этого человека была настолько явной, что его признали святым еще при жизни.

Тропарь преподобному Феодору Сикеоту

С пеленок был освящен и наполнен благодатью, ты осветил мир чудесами и отгнал множество демонов, совершитель священного служения Феодор, потому молись о нас Господу.

Преподобный Виталий Александрийский

Преподобный Виталий Александрийский, церковь его вспоминает 5 мая

О том где родился и как провел свои молодые годы святой Виталий в истории ничего не говорится. Доподлинно известно лишь то, что был он человек добродетельный, и с ранних лет принял монашество в монастыре недалеко от города Газы.

Преподобный оставил свою обитель и отправился в Александрию, шумный портовый город. В 60-ти летнем возрасте взял на себя удивительный подвиг — тайно направлять грешных людей к покаянию перед Богом. Составив список всех падших женщин города, он каждую ночь усердно молился Богу за каждую из них.

Долгое время он вымаливал грехи блудниц, и некоторые из них, видя добродетель Виталия, сами обращались в молитву покаяния. Свои подвиги преподобный хранил в строжайшем секрете, и просил сохранить его женщин, которых посещал. Жители города прославили старца грешником и осуждали его.

Спустя годы старец уединился в своей кельи, где проводил время в посте и многочисленных молитвах. Когда же старец умер, его мощи чудным образом исцелили юношу, одержимого бесами. Стоило ему прикоснуться к старцу, как недуг покинул его. Многие люди получили исцеление прикоснувшись к святым мощам преподобного Виталия.

Прослышав о кончине преподобного Виталия, все женщины, которых он наставил на праведный путь, пришли к его гробу и рассказали о всех деяниях старца. Все те, кто осуждал преподобного Виталия были пристыжены и получили урок не осуждать никого.

Тропарь преподобному Виталию Александрийскому глас 8

В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Виталий, дух твой.

Священномученик Платон (Йованович), Банялукский епископ

Священномученик Платон (Йованович), Банялукский епископ Сербский. День памяти 5 мая.

Родился сербский святой в Белгороде в 1874 г. Родители Миливоя Йовановича, Илия и Йэлки, были люди верующие и воспитывали мальчика в любви к Богу. Закончив гимназию, юноша продолжил свое обучение в Белгородской духовной семинарии. Будучи студентом, принял постриг с именем Платон. В 1897 г был принять в Московскую духовную академию без вступительных экзаменов, которую он успешно закончил в 1901 г. Вернувшись на Родину, поставлен настоятелем монастыря Раиновац.

Во время Балканской и Первой мировой войн, был военным священником и помогал всем нуждающимся по мере возможностей, тем самым заслужив любовь и уважения народа. Несмотря на благостные деяния, Платона отстранили от службы в церкви. И вернули лишь спустя время при патриархе Варнаве.

В 1931 г. назначен заместителем Сербского патриарха. Позже в 1938 г избран епархиальным архиереем Охридско-Битольской епархии, а в 1939 г. — епископом Банялукским.

Во время оккупации немцами начались гонения православных верующих Сербии. От Платона потребовали оставить свой пост, но он отказался, за что в мае 1941 был арестован. Немощного епископа увезли из города, и на берегу реки Врани убили после долгих мучений.

В 1998 г. епископ Платон Банялукский причислен к лику святых на заседании Архиерейского Собора Сербской Православной.

Тропарь священномученику Платону, епископу Банялукскому глас 8

Чаше Христовой сопричастник и общник апостольского наследия, священномученик Платон, архиерей Банялукский, река Врбас стала рекой жизни вечной (Ин.7:38), которую ты наследовал с паствой своей, что ради истинной веры пострадала с тобой и сейчас, святитель, со всеми новомучениками, моли Христа Бога и Спасителя всех спасти православных.

Богослужебные указания

Порядок чтений, согласно календарю:

Утреня: Евангелие от Матфея 28:16-20 (зач. 116).

Литургия.: Деяния апостолов 5:12-20 (зач. 14); Евангелие от Иоанна 20:19-31 (зач. 65)

Вся служба праздника (по Триоди).

В субботу вечером перед 9-м часом (и малой вечерней) затворяются царские врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: «С высоты снизшел еси…», и кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

На великой вечерне по возгласе: «Слава Святей, и Единосущней…» поется «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и предначинательный 103-й псалом. («Приидите, поклонимся» обычно опускается.)

«Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 10 (первые четыре стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным, пришел еси, Христе…».

Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися…» (со стихами).

На литии стихиры Триоди, глас 4-й и глас 8-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Дверем заключенным, учеником собранным…».

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Человеколюбче, велие и безприкладное…». (Стихиры Пасхи не поются.)

По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (трижды).

По возгласе: «Благословение Господне на вас…», певцы: «Аминь».

«Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и начинается шестопсалмие: «Слава в вышних Богу…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника (Триоди).

Полиелей. Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго», и избранный псалом. (Воскресные тропари «Ангельский собор…» не поются.) Седален Триоди по полиелее, глас 1-й: «Видя Моя ребра и язвы гвоздей…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенны – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе»; стих: «Яко укрепи вереи врат твоих». Евангелие воскресное 1-е – Мф., зач. 116. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…»; «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». «Помилуй мя, Боже…», и стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…» (единожды).

Канон праздника Триоди (Антипасхи), глас 1-й: «Поим, вси людие…», со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – ипакои Антипасхи, глас 6-й: «Яко посреде учеников…» (единожды).

По 6-й песни – кондак праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й: «Любопытною десницею…», и икос, глас тот же: «Кто сохрани ученичу длань…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш» (на глас 1-й). Светилен Триоди: «Моих удов…» (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «По днех осмих востания Твоего…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды). Ектении, и отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго славнаго апостола Фомы и всех святых…» (святые храма и дня не поминаются).

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я, глас 1-й: «На гору учеником…» (см. в Триоди).

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

По возгласe «Благословено Царство…» – «Христос воскресе…» (трижды). На пение тропаря, по традиции, отверзаются царские врата.

Великая ектения.

Антифоны изобразительны.

Блаженны праздника Триоди, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и 6-я – 4.

На входе: «Приидите, поклонимся… воскресый из мертвых, поющия Ти…».

По входе – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…». «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й: «Любопытною десницею…».

Поется Трисвятое.

Прокимен, глас 3-й: «Велий Господь наш и велия крепость Его, и разума Его несть числа»; стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом, Богови нашему да усладится хваление».

Апостол – Деян., 14 зач.

Аллилуиарий, глас 8-й: «Приидите, возра́дуемся Господеви…», стих: «Яко Бог велий Господь…».

Евангелие – Ин., 65 зач. (XX, 19–31).

Задостойник Пасхи: «Ангел вопияше…» – «Светися, светися…».

Причастен: «Похвали, Иерусалиме…».

По возгласе иерея «Со страхом Божиим…» – певцы: «Благословен Грядый…». Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Певцы вместо «Видехом…» поют: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды). По возгласе иерея «Всегда, ныне и присно…» певцы поют: «Да исполнятся уста наша…». По возгласе «Слава Тебе, Христе Боже…» поется: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Отпуст, как и на утрене.

Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы.

В Неделю Антипасхи вечера совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

 

 

Молитва дня

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Озерянской»

От суеты житейския возникше и ума своего помыслы во едино собравше, ко Твоей, Богородице, иконе очи душ и телес наших воздвизаем, и Тебе взываем сице: не остави, Пречистая, нас немощных во гресех наших растлетися, не попусти злому демону души наша от Сына Твоего в дебри страстей отгнати, но помози нам Того заповеди присно памятовати, да ниже блудным возбешением себе предаем, ниже друг друга злобою угрызаем, но якоже днесь, святыни Твоей предстояще, о исправлении жития нашего ревностию распаляемся, тако и от храма Твоего в домы своя отшедше, сие доброе намерение сохранити потщимся. По сих же и телесныя наша нужды утоли, и горести Твоею молитвою исцели, Всепетая. Вемы, яко подобаше нам паче вся сия благодушне претерпевати и точию о терпении в скорбех Господа просити: но понеже изнемогают в печалех душы наша и помыслы уныния нашу колеблют веру, сего ради в сокрушении сердец к Тебе сице взываем: якоже безчисленныя болящыя страдальцы исцелила еси и скорбящыя утешила еси, тако и нас пред чудотворною Твоею иконою припадающих и в скорби Тебе молящихся услыши, и всех прошения во благое исполни, болящым здравие, скорбящым утешение подающи, во вражде сущым мир от Бога низпосылающи, сомнящымся же веры утверждение. Услыши грешныя рабы Твоя, Пречистая, воздвигни нас на благодарственное Ти славословие, да умножится вера людей Твоих, да прославится в них Твое заступление, да тако Царствие Сына Твоего посреди нас утвердится. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *