Содержание
9 мая 2019 год (26 апреля по старому стилю)
Седмица 2-я по Пасхе. Поминовение усопших воинов. Сегодня в церкви будут поминать всех воинов погибших, защищая нашу Родину.
В этот день нет поста. Кушать можно любую пищу, но ведь не это главное. Как говорил апостол Павел «…Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.»
В этот день церковь вспоминает
- священномученика Василия Амасийского епископа (ок.322 г.)
- святителя Стефана Пермского (Великопермского), епископа (1396 г.)
- праведную Глафиру Амасийскую (322 г.)
- Сербского преподобного Иоанникия Девиченского, Чернорецкого
Священномученик Василий Амасийский, епископ
Жил и трудился святитель в IV веке в городе Амасии. В те годы империей правил император Ликиний. В 313 г. он подписал указ о веротерпимости, но несмотря на это, вернулся к язычеству и продолжил преследование христиан. Святитель Василий помогал христианам и укреплял их в вере.
Так случилось, что император возжелал одну из прислужниц своей жены — Глафиру. Юная девушка рассказала все императрице и попросила защиты. Констанция выслушав Глафиру, прониклась к ней любовью, и помогла служанке покинуть город. Императору же сказали, что служанка при смерти.
По пути Глафира остановилась в Амасии, у святителя Василия, который в тот период строил первый полноценный храм для верующих христиан. Глафира пожертвовала все средства, данные ей царицей, на строительство. Она написала письмо царице Констанции с просьбой прислать денег на благое дело. Это послание попало в руки к императору. Разгневанный дерзким обманом, он потребовал доставить святителя Василия.
Л обещал простить старца и удостоить почестей, если он откажется от своей веры и принесет жертву языческим богам. Васили наотрез отказался, и за это был приговорен к казни. Святитель был обезглавлен, а тело его выброшено в море. С Божией помощью невредимое тело святого Василия нашли у берегов Синопа. Его похоронили в Амасии, в том самом храме, который он построил.
Тропарь глас 4:
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Василие, моли Христа Бога спастися душам нашим
Святитель Стефан Пермский (Великопермский), епископ
Родился Стефан в Великом Устюге, приблизительно в 1340-х гг. Симеон, отец его, был священнослужителем Успенского собора, и часто брал сына на службу. Мальчик имел невероятные способности к обучению, быстро научился молитвам и знал Устав. Прочитал много книг.
В юности посвятился в монахи в обители Григория Богослова в Ростове. Выучил греческий язык и прочитал труды святых в оригинале.
Главным стремлением Стефана было желание просветить жителей языческой Перми. Для этого он перевел некоторые церковные книги на пермский язык, и отбыл в Пермский край. Много лишений пережил святитель Стефан, приложил невероятные усилия, проповедую Христову веру на языческой земле.
На месте жертвенника, разрушенного Стефаном, он воздвиг храм Архангела Михаила. Изгнал верховного жреца Паму. В память об этом был воздвигнут храм святителю Николаю.
Исповедь веры Христовой шла успешно.В 1383 году Стефана возвели в епископы Малой Перми. Многочисленные труды и усилия приложил святой. Помогал жителям в трудные неурожайные годы, просил за них в Москве. Открыл православные училища и построил церкви, перевел для них много святых писаний. Благодаря его труду и человеколюбию, весь Пермский край обратился в веру.
В 1395 г. святитель Стефан скончался, будучи в Москве. Там же он был похоронен.
Тропарь святителю Стефану, епископу Великопермскому глас 4
Устремлением к Богу с юного возраста, Стефан премудрый, ты воспламенился, поднял иго Христово (Мф.11:30) и людей, чьи сердца издавна заросли сорной травой неверия, посеяв в них Божественное семя, ты евангельски духовно породил. Потому, почитая твою преславную память, молим тебя: моли, Кого ты проповедал, о спасении наших душ.
Преподобный Иоанникий Девиченский, Чернорецкий, Сербский
Выходец из Черногорского приморья, жил и трудился в XV веке. С ранних лет он стремился к затворничеству, и, покинув дом родной, удалился в пещеру на реке Ибар. Прослышав об отшельнике, на это место стали приходить монахи. С благословения преподобного, они оставались здесь, чтобы вести богоугодную жизнь. Вскоре на этом месте Иоанникий с его последователями основали приход.
Обитель прославилась, и все больше людей приходили сюда. Это тяготила преподобного, и он удалился в Девиченский лес, где проводил время в строгом посту и постоянных молитвах. Прославился Иоанникий даром исцелять недуги. По просьбе Георгия Бранковича, он исцелил его больную дочку. В благодарность за это правитель основал храм Ведения Пресвятой Богородицы в Девиче, где в скором времени основался монастырь.
Святой Иоанникий умер 2 декабря 1430 г. Его чудотворные мощи захоронены в Девиче.
Тропарь преподобному Иоанникию Девиченскому, Сербскому глас 1
Пощением, молитвой и благодатью Божественной просветившись, ты ярко озаряешь концы земли, с благоговением приняв благодать чудотворений от Бога, исцеляешь болезни, духов же бесовских отгоняешь от людей, прибегающих с верой к раке с твоими святыми мощами, преподобный отче наш Иоанникий. Слава Давшему тебе благодать, слава Укрепившему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления.
Богослужебные указания
Порядок чтений, согласно календарю:
Деяния апостолов 4:23-31 (зач. 12); Евангелие от Иаонна. 5:24-30 (зач. 16).
Служба священномученика не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.
После литургии совершается благодарственный молебен и лития.
На вечерне кафизма 12-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «О преславнаго чудесе! Неверие веру…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «О преславнаго чудесе! Огню трава…».
По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и священномученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – кондак священномученика, глас 4-й; седален священномученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников…».
По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удов…». «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает…».
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «О преславнаго чудесе! Иоанн на перси…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «По днех осмих…».
По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды).
На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). Кондак только праздника Триоди (Антипасхи).
На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 7-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи).
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Пасхи.
После Литургии совершается благодарственный молебен и лития.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля по ст. ст.) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день во время служения Божественной Литургии на заупокойной ектении произносятся особые прошения «о вождех и воинах…», по окончании Литургии совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне.
Молитва дня
Поминовение усопших воинов.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение