Содержание

У некоторых людей случается вот такой странный «симптом»: кажется, будто их мировоззрение единственно возможное, а к тем, кто эти убеждения не поддерживает, отношение обычно как к слепцам.

Это бывает по обе стороны любых баррикад: в политике, в науке, в искусстве… В религии тоже. Есть христиане, которые недоумевают: «Почему люди не верят в Бога, ведь так очевидно, что Он есть?

Наверное, это какие-то очень плохие закоренелые противники религии?». Нет, не всегда. Давайте позволим себе немного поразмыслить на тему атеизма.

Человека, не верящего в Бога, называют атеистом

Атеисты получили своё название из греческого языка. «А» — приставка отрицания или противопоставления и «теос» — то есть «Бог». Выходит: «Отрицающий Бога» или, если точнее, «безбожник».

Не стоит ошибаться и приравнивать значение «а» к значению «анти». Атеист — это не богоборец. Чтобы бороться с чем-то, нужно верить в существование этого. Если ты не веришь, то и бороться не с чем.Атеизм в наше время получил серьёзные масштабы. Бояться мы этого не должны.

Благочестивые верующие таковыми и остаются, а люди, которые не преданы религии, отсеиваются.

Атеизм — это своеобразный фильтр. Но не так важно, как неверующий человек называется. Куда важнее, почему он не верит.

Первый вариант атеизма — те, кого не удалось убедить, что Бог есть

Раньше было без сложностей: дождь пошёл, значит, по Божьей воле. Гроза — Бог гневается. Извержение вулкана — ещё одно проявление Божественной силы.

Какие-то народы подходили к таким явлениям глубокомысленно — мол, всё это материальный мир, но за его кулисами стоит духовная причина — некое Божество.

Более примитивные народы смотрели на это проще: льёт дождь, стало быть, где-то на небе бегает старичок с какой-нибудь лейкой и поливает землю.

Атеисты не враждуют с Богом, они просто не признают Его существование.

Первый взгляд недоказуем. В него можно лишь верить. Но так глубоко на божественные явления мало кто смотрит. В представлении обывателя Бог — это старичок на небе, а вход в рай — золотые ворота на облаке.

Такие люди утверждают: «Гагарин летал в космос и никакого Бога не видел».

Это, безусловно, профанация религии. Но что с этим сделаешь? Некоторые люди просто не способны смотреть глубже.

Атеизм основывается на логике. Книга «Забавная Библия» Лео Кассиля — один из самых полных и обстоятельных списков вопросов к Священному Писанию. Все эти вопросы справедливы, и ни один богослов не смог найти ответы на каждый
Книга «Забавная Библия» Лео Таксиля — один из самых полных и обстоятельных списков вопросов к Священному Писанию.  Фото: kob-media.ru

Атеизм основывается на логике. Все эти вопросы справедливы, и ни один богослов не смог найти ответы на каждый. А есть те, кто способен, но требует «железных» доказательств. Скажем:

  1. Если Вселенная могла возникнуть сама по себе, как утверждает наука, то объясните, зачем нужен Бог?
  2. Если Бог есть любовь, то почему Он допускает зло в нашем мире?
  3. Если Богу нужно, чтобы я в Него верил, почему Он не докажет Своё существование?
  4. Если Богу противен атеизм, почему Он не уничтожит всех атеистов, как делал с неправедными народами в Ветхом Завете?
Лео Таксиль ” Забавная библия” читать онлайн

И надо признать, что у богословия нет готовых ответов на эти вопросы. Веками выдающиеся умы проповедников и философов ищут ответы на эти вопросы. И находят. Но ответы у всех разные.

А если нет согласия в религиозном мире, как мы можем рассчитывать на то, что убедим атеиста? Конечно, никак.

Второй вариант атеизма — те, кто перестал верить в Бога

Есть люди, которые разочаровались в Боге. Как правило, это те, кто ждал от Него чего-то и не дождался. Подчас это возникает из-за поверхностного представления о религии или из-за её принятия в неразумном возрасте.

Вот родился человек, крестили, пару раз ходил в церковь. Говорит о себе, что православный. И тут у него умирает мать, отец. Молитвы не помогли. «Где был ваш Бог?», — возмущается такой человек.

И ему невдомёк, что это не те вопросы, в которые Всевышний вмешивается, что молитва — это не заказ того, как будет дальше, а средство общения.

Если опираться на традиционную христианскую версию, то Иуда Искариот вполне сгодится на роль человека, который разочаровался в Боге. Он некогда был избран среди выдающихся верующих, но предпочёл пойти от Христа, а не к нему («Поцелуй Иуды» фрагмент четырёхчастной иконы)
«Поцелуй Иуды» фрагмент четырёхчастной иконы. Фото: icons.pstgu.ru

Если опираться на традиционную христианскую версию, то Иуда Искариот вполне сгодится на роль человека, который разочаровался в Боге. Он некогда был избран среди выдающихся верующих, но предпочёл пойти от Христа, а не к нему.

И вот появляется ещё один человек, который не верит в Бога, потому что обозлился. И религия для него — уже сказки. А что поделать, если нет правильного религиозного воспитания.

А бывает, что ищет человек себя в религии и не находит.

Кто-то мечется, берётся за другие учения. Не нравится ему, скажем, идея о том, что все мы живём один раз, им неприятна.

А вот реинкарнация — самое то. И человек находит, что ему особенно близки восточные учения.

А бывает, что из таких кризисов выходят люди, которые не верят в Бога. Просто думают, что не может быть у такого жестокого мира Творца и отрицают идею о его существовании.

Пример истории, когда человек становится атеистом, рассказывает в видео ниже протоиерей Александр (Игнатов). В его рассказе проиллюстрирован ещё один путь к атеизму — через чувство вины.

Собственно, вся проповедь отца Александра — попытка осмысления атеизма с позиции верующего.

Слово о вере. От 7 февраля. Об атеистах

Третий вариант атеизма — некоторые школы буддизма

А есть религиозные атеисты. Это представители разных школ буддизма. Нельзя сказать, что буддист — это тот, кто не верит в Бога однозначно. Скорее он просто игнорирует этот вопрос.

То есть формально мы получаем такой же атеизм: буддист живёт сам по себе, как человек, не верящий в Бога. Но в то же время он может признавать, что Бог, возможно, где-то есть.

И даже если Он есть, для буддиста это вовсе и не важно. Каждый из нас внутри — такой же Бог, так что аспекты поклонения вводить в жизнь смысла нет.

Впрочем, оговоримся, что далеко не весь буддизм — религия атеистов. В нём очень много школ. В каждой есть свои отличия. Но большинство буддистских течений тему Всевышнего не затрагивают и не приветствуют такие вопросы.

Сиддхартха Гаутама — Будда. Мы не знаем, верил ли он в существование Бога, но своим ученикам он рекомендовал не задаваться вопросами о Всевышнем. Это форма религиозного атеизма
Сиддхартха Гаутама — Будда. Мы не знаем, верил ли он в существование Бога, но своим ученикам он рекомендовал не задаваться вопросами о Всевышнем. Это форма религиозного атеизма

Есть люди религиозные, но не верящие в Бога

Отдельная категория — те, кто почитают разного рода духов, а про Бога-Творца даже не слышали. Они не верят в то, что есть некоторый Бог над всеми, но это не мешает быть людьми верующими, благочестивыми, добродетельными.

Вера в духов — это форма выродившейся религиозной традиции. Иногда в ней можно проследить рудименты монотеизма, а иногда от них не остаётся и следа.

Примеры таких верований можно наблюдать в различных племенах и относительно изолированных этнических группах.

Это явно не атеистическое сознание, но от веры в Бога там мало чего остаётся. Что толкает людей на такой шаг? Обычно это стремление уйти от ответственности.

Наличие Бога-Творца предполагает некий свод Законов и посмертный суд за их нарушение. Традиции, в которых почитают только духов, обычно ничего не сообщают о серьёзном наказании для грешников.

Что такое чудо. Необъяснимое явление природы или призыв человека к Богу?

Выйдя из-под надзора Бога-Творца, магические традиции провозглашают свободу для человека. Иногда она просто номинальная — чтобы была.

А встречается, что такая распущенность доводит до жуткого падения — к каннибализму, жертвоприношениям и прочему. В общем, раз на раз не приходится.

Есть условно религиозные люди, которым лучше бы быть атеистами

Некоторые верующие любят возводить все религиозные вопросы в абсолют. Встречаются православные христиане, которые считают, что атеизм — это большой грех, а неверующий в Бога — потерянный человек для общества.

Но это несправедливо. Пусть человек и не живёт мыслями о Боге, но зато это остаётся его личным делом.

Можно быть добропорядочным атеистом и из рук вон плохим христианином. Само причисление себя к тому или иному «лагерю» ещё не делает человека однозначно плохим и однозначно хорошим.

Свечи, молитвы, поклоны и прочее — это атрибуты религиозной жизни. Главное — что у человека внутри. Если приоритеты расставлены неправильно, вера такого человека вряд ли благочестивее атеизма
Свечи, молитвы, поклоны и прочее — это атрибуты религиозной жизни. Главное — что у человека внутри. Если приоритеты расставлены неправильно, вера такого человека вряд ли благочестивее атеизма

За что можно похвалить атеистов — это за честность. Ведь он признаёт своё отрицание Всевышнего. А есть немало христиан, которые всем вокруг сообщают о своей набожности, а сами ведут себя грубо и невоспитанно.

Вспомните озлобленных старушек, что есть в каждом храме. Зайдёт в такой девушка в джинсах и ловит на себе косые взгляды — и это в лучшем случае, а то ещё и замечаний наговорят, оскорбят.

А всё потому, что это они-де такие праведные. На самом деле в церкви никто никому делать замечания не вправе. Не может быть более опытного верующего, ни на какую церковную «дедовщину» мы не должны даже замахиваться.

Атеисты не верят в Бога, а агностики говорят, что не знают, есть ли Он

Сейчас вовсю набрало популярность слово «агностик». Те, кто хочет казаться оригинальным, называют себя так. «Ты веришь в Бога?». «Я агностик». Красиво. И звучит серьёзно, должно вызывать уважение будто бы.

В действительности агностицизм — это просто заявление о том, что мы ничего не знаем о том, есть ли Бог или нет. Откуда нам делать такие выводы? Человек живёт тем, что видел и знает. Какие-то факты он принимает на веру, какие-то нет.

Скажем, не были мы ни разу в США, но эта страна есть на глобусе, она производит фильмы, куча людей туда летают в отпуск или по работе. Звучит достоверно, значит, она есть.

Агностицизм не имеет ничего общего с гностицизмом, просто однокоренные слова.

А вот если кто-то расскажет, что вчера видел на улице снежного человека, тут справедливо усомниться. Слишком уж странное заявление.

О нём если и сообщают, то гималайские туристы и тамошние старожилы, но никак не жители среднестатистического города.

С Богом сложнее: о нём говорят святые, апостолы, верующие, священники. Моисей будто бы даже видел лицом к лицу, а Иисуса Его ученики считали воплотившимся Господом. Как ни крути — все лица заинтересованные.

На что тут опираться, чтобы верить или нет? Это факт, который ты либо беспрекословно принимаешь, либо отвергаешь.

Агностик честен с собой: он не замахивается судить о том, о чём не знает. Это не равнодушие к духовному, а просто объективный взгляд на мир.

И атеизм, и агностицизм, и вера требуют смелости

Атеизм предполагает смелость: тяжело жить, зная, что после смерти тебя ничего не ждёт. Агностику тоже нужна храбрость: он живёт вслепую, без надежд, без твёрдого фундамента под ногами.

Верующему тоже непросто: вера требует постоянной поддержки. Очень тяжело верить в то, что ты не видишь.

Это здорово — надеться на то, что в духовном мире кто-то о тебе заботиться.

Но так много разочарований в этом мире, многие удары судьбы нам показывают, что мы словно там, на небе, никому и не нужны. И нужна невероятная стойкость, чтобы преодолеть все эти сомнения.

Вера бывает результатом как духовного поиска, так и простой доверчивости

Настоящая вера — это результат духовных исканий. Её необходимо примерять на себя, как одежду, испытать, понять, что это твой путь, без которого ты жить не можешь.

Вера — это не что-то такое, что ты взял, попробовал, забыл, потом вернулся. Это постоянная работа. Даже самые стойкие священники подчас страдают от периодов сомнений.

Иммануил Кант — известный агностик. Философски обосновывал, что нельзя не доказать, ни опровергнут существование Бога
Иммануил Кант — известный агностик. Философски обосновывал, что нельзя не доказать, ни опровергнут существование Бога. Фото: upload.wikimedia.org

Но есть ряд других «верующих» — номинальных. Это те люди, которые родились где-то в религиозной семье, всю жизнь росли по религиозным правилам, но никогда не ценили и по-настоящему не осмысляли то, что имели. Это вера по привычке, данность. Она пуста.

А некоторые и вовсе принимают всё на веру: послушали первых встречных проповедников и крестились в любую подвернувшуюся религию.

Много сомнительных религиозных течений собраны из вот таких недотёп: ни разу в жизни о Боге не слышали, увидели брошюрку про Библию — и всё, они уже Свидетели Иеговы.

Буддизм, индуизм, ислам, католицизм, православие, вы им говорите? Да что вы, теперь и слушать не станут, хотя не знают, о чём речь.

Существует 2 типа «верующих»: те, кто выстрадал веру и те, кто верит по привычке.

Каждый верующий человек обязан в своей жизни хотя бы раз задать себе вопрос: а что, если ничего нет, если я не прав, почему я думаю, что всё так, а не иначе?

Только после честного ответа мы можем называть себя истинным верующим.

И мы не должны осуждать атеистов. Конечно, среди них много тех, кто также «не верит» по привычке, ибо родители были не из религиозной семьи.

Но подлинный атеист — это тот, кто остался честен с собой. Его выбор — не наш, но уважительное отношение друг к другу нам необходимо.