Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Почему нельзя клясться: одна фраза Христа, отменившая традицию

«Да клянусь тебе, так и было», — говорит один собеседник другому. Неужто он сейчас совершает страшный грех? Конечно, нет.

Есть фигуры речи, а есть настоящие клятвы, в которых вложен особый смысл. В древности правоверные иудеи соблюдали традицию клятв, но Иисус Христос отверг её. Почему это так важно для нас? И что грозит тому, кто всё-таки поклянётся чем-либо? И грозит ли вообще? Давайте узнаем.

Ветхозаветный обычай позволял иудеям клясться, так делал Иосиф

Клятва — это торжественное обещание сделать или не делать чего-либо в зависимости от ситуации. Также клятва — это заверение в подлинности того или иного факта.

Клятва подразумевает, что если слова человека разойдутся с делом, его постигнет некая кара. Обычно — это лишение того, чем клялись, поэтому клянутся чем-то дорогим, чтобы, опираясь на взятый на себя риск, подтвердить серьёзность своего высказывания.

В Ветхом Завете есть масса примеров того, когда люди клялись:

Быт. 47:29

«И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте».

Клятва имела больший вес, чем обещание. Фактически, взятие клятвы с Иосифа было самым надёжным вариантом, доступным умирающему Израилю. А его желание быть похороненным на родной земле — это старая традиция, известная с доисторических времён.

Случалось, путешественники даже перевозили с собой родную землю, либо кости предков. Захоронение рядом с родителями и дедами было для древних народов важнейшей кульминацией жизни.

Престарелый Иаков взял со своего сына Иосифа клятву похоронить его на родной земле. На картине Рембрандта Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема незадолго до смерти
Престарелый Иаков взял со своего сына Иосифа клятву похоронить его на родной земле. На картине Рембрандта Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема незадолго до смерти

Поэтому Израиль и походит столь жёстко, требуя от Иосифа клятвы, чтобы умереть спокойным за свою посмертную участь.

Но в то же время симптоматично, что Израиль не удовлетворился простым обещанием, а посчитал нужным поставить сына в жёсткие условия клятвы. Впрочем, он сам, как мы помним, был не сильно искренним с отцом, когда обманом получил его благословение, и с таким же отношением столкнулся от детей.

Иудеи клялись перед Богом

Как ясно из Нового Завета, клятву давали перед Богом:

Мф. 5:33

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».

Однако очевидно, что опирается Иисус не на тот ветхозаветный текст, которым обладаем мы. Таких выражений дословно в нём нет. Есть похожие:

Лев.19:12

«Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь».

Иудеям можно было клясться именем Бога, но только если они говорили правду:

Чис.30:3

«Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его».

Втор.23:21–23

«Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими».

Иисус Навин выполнил клятву, которую давал Моисей

В двенадцатой главе книги Иисуса Навина к нему приходит потомок Иуды, Халев. Он сообщает, что Моисей некогда дал клятву:

Иисус Навин 14:9

 «Земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим навек, ибо ты в точности последовал Господу, Богу моему».

Но Моисей мёртв, так что можно понять опасения Халева. Пророк скончался, так и не сдержав клятвы. Вся надежда Халева — на порядочность Иисуса Навина.

При этом мы можем увидеть, что слова Моисея приравнены к словам Бога. Иисус Навин выполняет обещание, которое дал Моисей и выделяет Халеву требуемую землю.

В Ветхом Завете клятву даёт Сам Бог

Но не только человек клянётся, когда требуется. В книге Иисуса Навина Бог сообщает пророку:

Иисус Навин 1:6

«Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им».

Мы знаем, что клятву эту Бог сдержит. Примечательно, что клятва Бога не содержит ничего, чем бы конкретно клялся Всевышний. Очевидно, что в Его положении в этом нет нужды. Бог ничего не ставит на кон, ибо никогда не нарушит свою клятву.

Уже само по себе слово Бога должно выступать в качестве не просто данной, но и уже сбывшейся клятвы, потому что Всевышний всесведущ, и если Он сегодня обещает что-то завтра, то потому что точно знает, что так всё и произошло.

Бог никогда не нарушает клятвы. На иллюстрации он показывает Аврааму звёзды и обещает произвести от него столь же бесчисленное потомство
Бог никогда не нарушает клятвы. На иллюстрации он показывает Аврааму звёзды и обещает произвести от него столь же бесчисленное потомство

Это же подтверждает и автор послания к евреям:

Евр.6:13–16

«Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их».

Иудеям положено было клясться именем Божьим, но это не разрешается христианам

Интересный стих на тему клятвы можно обнаружить в Библии:

Пс.62:12

«Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста, говорящие неправду».

Отсюда мы понимаем, что на вопрос, можно ли клясться Богом, некогда человечеству был дан ответ: «Да». Впрочем, этот момент не освящён большинством комментаторов. А те толкования, что есть, противоречат друг другу.

Учитель богословия Уильям МакДональд исходит из того, что речь в этом стихе о том, чтобы поклясться Богу в верности:

Уильям МакДональд
президент Библейского колледжа Эммауса, теолог

«Я же буду жить дальше, получая радость от общения с Богом. На самом деле, всякий, кто поклянется Ему в верности, будет ликовать, тогда как те, кто любит неправду, умолкнут».

А вот Новая Женевская Библия, напротив, уверена, что речь о клятве Богом. И даже даёт более точный перевод — «клятва Божьим именем»:

«Царь же возвеселится о Боге, восхвалит Его всякий, клянущийся именем Его. Справедливость Божия восторжествует. Любящие Бога вознесут свои хвалы Ему, тогда как нечестивые умолкнут».

Царь Давид в псалмах обещает, что восхвалён будет всякий, кто клянётся именем Божьим (по другой интерпретации — именем самого Давида)
Царь Давид в псалмах обещает, что восхвалён будет всякий, кто клянётся именем Божьим (по другой интерпретации — именем самого Давида)

А вот блаженный Феодорит Кирский понимает стих так, что клясться надо не Богом, а царём Давидом:

Феодорит Кирский
епископ Кирский, богослов

«Наконец все свободно будут именовать его царем и клясться его спасением, не боясь уже клеветников, которых уста заграждены стали смертию. Ибо при жизни Саула боялись и говорить с Давидом, а по смерти его все безбоязненно воздали ему подобающую царю честь, и стали клясться спасением царя, поставляя себе это в честь и в случай снискать благоволение».

Евфимий Зигабен согласен с Феодоритом Кирским и даже ссылается на древний обычай:

Евфимий Зигабен
византийский богослов и экзегет

«У подвластных народов было обыкновение клясться царем своим и говорить: здоровье царя! что я этого не делал, с произношением и других подобных слов. Но доколе Саул был в живых, кто дерзнул клясться жизнью и здоровьем Давида, тот делался виновным и подвергал жизнь свою опасности; а по смерти Саула, кто клялся жизнью и здоровьем царя Давида, тот весьма похвалялся, как обнаруживавши содружество с ним».

Возможно, в этом случае он прав. Но традиция клясться именем Божьим иудеев действительно существовала:

Втрз 6:13

«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись».

В любом случае давать клятвы — это обычай ветхозаветных иудеев. Для христиан многое изменилось. Так что опираться на эти традиции нет смысла.

Иисус учил не клясться

Корни христианского отношения к клятве нужно искать в свидетельствах о ессеях. Что значит это утверждение? Просто дело в том, что из учения ессеев, по всей видимости, происходили убеждения Иоанн Предтечи. Очень многое указывает на это. А известные сегодня идеи ессеев действительно нашли своё отражение в христианстве.

Иудейский историк Иосиф Флавий сообщает:

Иосиф Флавий
еврейский историк и военачальник

«Они известные своей верностью и точностью, и они проповедуют мир. Все, что они говорят, вернее всякой клятвы. Они избегают клятв и считают их хуже лжесвидетельства. Они говорят, что человек, которому нельзя верить на слово (без клятвы), уже осужден».

Идеи ессеев повлияли на христианское неприятие клятв

И это действительно христианский взгляд на клятвы. Достаточно посмотреть на слова Иисуса Христа по поводу клятв:

Мф. 5:34

«Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого».

Клясться не запрещено, просто эта традиция устарела, она бессмысленна

На вопрос, почему клясться нельзя, ответить невозможно. Нет такого представления, что клятва — это грех. Это обряд, причём не языческий, а входящий в библейскую традицию. Но ему на смену пришёл новый подход — призвание Бога в свидетели.

Рассказывает священник Афанасий Гумеров:

Афанасий Гумеров
архимандрит, философ и религиозный деятель

«Теперь свидетелем верности в исполнении сказанного является совесть (слав. со-весть, со-вестник) — голос Божий в человеке. По слову апостола: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим.9.1). Приведем и другие места из Посланий св. ап. Павла: «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» (Рим.1.9), «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» (2Кор.1:23), «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу» (2Кор.11:31), «Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» (Фил.1:8), «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!» (1Фес.2:5). «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр.10:5–6). Иисус Христос словами «не клянитесь» отменил конкретный ветхозаветный обряд, ибо свидетелем верности слова или дела становится уже совесть».

Призыв Бога в качестве беспристрастного свидетеля во многом параллелен иудейскому обычаю клясться лишь Его именем во имя правды. Но смысловая нагрузка здесь похожая. То есть мы имеем перед собой трансформацию обычая в новую форму.

Главное отличие здесь — подчёркивание того, что Бог присутствует здесь и сейчас, в каждом из нас. Продолжая клясться просто именем Бога, мы как бы пренебрегаем богословским наследием христианства и снова дистанцируемся от Бога.

Да, это не грех. Но и практической пользы в этом нет. Как верно замечают даже самые поверхностные комментарии на эту тему: или клянись тем, что имеешь, или не клянись вовсе.

Клятва Богом, матерью, жизнью и т.д. — это дело пустое, потому что ни что из этого в реальности не принадлежит человеку.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *