Содержание
- 1 Суть христианства в ранние времена — это весть об исполнении иудейского пророчества
- 2 12 апостолов формально нельзя назвать христианами
- 3 Основные учения и идеи первых христиан почти не дошли до нас
- 4 Христианская церковь возникла после казни Иисуса Христа, в день Сошествия Святого Духа
- 5 Первый христианский храм был обычным зданием, а строить церкви начали в IV веке
- 6 Первые христиане имели священническую иерархию, и мы приблизительно знаем, как молились эти люди
- 7 Первые письменные источники христианства до нас не дошли
- 8 Апостолы Павел и Пётр — основатели христианства
- 9 Сказать, кто первый принял православие, невозможно
Как Вы думаете, когда были первые века христианства? Скорее всего, ответ будет: «I–II века», но ряд специалистов по религии с этим поспорят.
Первые христиане не сразу стали таковыми, а долгие годы были просто сектой внутри иудаизма, так что их не рассматривали как отдельную религиозную традицию.
И всё же все мы понимаем, что прямо сейчас в эту статью нас завёл вовсе интерес не к той религии, которая официально сменила в Римской империи язычество, а желание узнать нечто новое про первые христианские общины, организованные в I веке.
Суть христианства в ранние времена — это весть об исполнении иудейского пророчества
История христианской церкви тесно связана с иудаизмом. Судите сами: родина христианства — Палестина, его древние тексты — Ветхий Завет.
Со времён Моисея пророки глядели в будущее и сообщали, что грядёт Искупитель, Мессия, некий Царь человечества, который всех спасёт.
Поэтому иудеи и ждали именно царя — обычного, земного. Немало в ту эпоху явилось самозванцев, пытавшихся привлечь к себе внимание. Но их взгляды и проповеди трогали сердца немногих. Главенствовали по-прежнему основные учения, точнее разные взгляды на единое ядро иудейской традиции:
- Фарисеи — традиционалисты, элита общества;
- Саддукеи — реформаторы, представители нижних слоёв;
- Ессеи — монахи, отстранившиеся от мирского.
В числе влиятельных пророков первых лет нашей эры можно назвать Иоанна Предтечу. Скорее всего, если исходить из его взглядов и биографии, этот человек происходил из ессеев. Это ещё не основатель христианства, но тот, кто введёт общинный уклад и обеспечит первую аудиторию для Иисуса Христа.
Более того, по эпизоду изгнания торговцев из храма мы видим, что Иисус Христос защищает иудейскую традицию, явно дорожит ею. Так что по вероисповеданию и Иисус Христос, и Иоанн Предтеча были иудаистами, а не христианами.
12 апостолов формально нельзя назвать христианами
Двенадцать апостолов, ученики Иисуса Христа формально могут быть названы христианами, поскольку были последователями идей Спасителя. Но это не совсем верно. Он был проповедник, но проповедник в лоне иудейской традиции.
И все его ученики также оставались правоверными иудеями. Вопрос о создании новой религии не поднимался.
Но в то же время ясно, что это был несколько реформированный иудаизм в силу воздействия идей ессеев в проповеди Иисуса Христа. Насколько тесно его взгляды соприкасались с тогдашними иудейскими вероучениями судить сложно, поскольку о религии тех лет почти не осталось источников.
Но всё же мы можем уверено утверждать, что до того, как возникла вера в воскресение из мёртвых Иисуса Христа, суть христианства, как веры в Спасение через жертву Сына Божьего, ещё не существовала, так что апостолы — это апостолы, но никак не христиане.
Основные учения и идеи первых христиан почти не дошли до нас
Мы мало знаем про основные учения первых христиан из-за отсутствия источников. Вероятно, они были очень близки к тогдашнему иудаизму, особенно, к взглядам ессеев.
Чуть в более поздние века обозначились два основных направления:
- Привычное для нас христианство. С долей поправок именно это учение в конце концов дало базу для основных течений сегодняшнего христианства. Нельзя сказать, что это была единая религия. Напротив, было много школ (антиохийская, римская и т.д.).
- Гностическое христианство. Это мистический взгляд на христианство. В нём упор сделан на эзотерику, что роднит эти течения с каббалой. Рассвет этой традиции пришёлся на II–IV век, но и сегодня есть группы верующих, которые в той или иной степени наследуют эти взгляды.
И всё же мы можем сказать, что основные идеи в традициях перекликались:
- главным Писанием оставались ветхозаветные (не всегда) и новозаветные тексты, но вот состав этих канонов различался в традициях. Было много апокрифов;
- Христа всегда считали центральной фигурой религии, хотя Его роль оценивали по-разному.
Выделить другие общие черты невозможно. Кто-то признавал ветхозаветного Бога, кто-то отвергал. Для одних Иисус — это Мессия, для других — просто человек и т.д. Ритуальная часть не только различалась, но и отвергалась некоторыми традициями.
В общем, христианство довольно быстро стало разнообразной традицией, что имеет отголоски и поныне.
Христианская церковь возникла после казни Иисуса Христа, в день Сошествия Святого Духа
После смерти и воскрешения Христа возникли первые христианские общины. Разумеется, ученики Спасителя могли собираться и раньше, при Его жизни, но, повторимся — это не были собрания именно людей, чья религия — христианство.
Христианство приобретало облик постепенно.
30-е годы можно назвать датой образования христианской Церкви. Обычно с нею связывают такое событие, как сошествие Святого Духа на апостолов. Это было чудесное явление, после которого ученики Иисуса Христа приобрели удивительные силы:
- Исцеляли больных;
- Говорили на разных языках;
- Проявляли красноречие;
- Изгоняли бесов.
Начались проповеди, которые будут приобретать всё большие масштабы в первые века христианства. И постепенно не только до иудейских, но и до римских властей доходит понимание, что они столкнулись с огромной силой.
Ккрест становится христианским символом (до этого была рыба), формируется учение о жертве Спасителя, пишутся первые Евангелия (возможно, на основе конспектов слушателей проповедей Христа).
Первый христианский храм был обычным зданием, а строить церкви начали в IV веке
Мы вряд ли узнаем, когда и где появился первый христианский храм в мире. Дело в том, что проповеди происходили подпольно. Разумеется, никто не возводил постройки с православными куполами.
Первые христиане — обычные люди, у них имелось некоторое жильё. Вот так люди и собирались на «квартирники» — тайно, чтобы не узнали представители римской или иудейской власти.
А вот именно строительство началось при императоре Константине. Это уже довольно позднее время — IV век.
Константин понимал, что римский народ не примет с радостью навязываемые ему перемены, поэтому старался возводить первые христианские постройки подальше от центров городов. Но это всё равно не спасало их от поджогов.
Константин не хотел, чтобы его строения как-то ассоциировалось с языческими храмами, а потому избрал «незапятнанную» чужими верованиями архитектурную форму базилики. Слово «базилика» созвучно с именем «Веселеила — того, что построил Скинию Собрания, прототип иудейского и христианского храма.
Доктор исторических наук Олег Сергеевич Воскобойников пишет об этих строениях:
«Если мы войдем в Латеранскую базилику, то само пространство, которое перед нами открывается, близко к тому, что должны были видеть в IV веке вышедшие из подполья христиане. А если мы войдем в базилики Святого Павла и Лаврентия, то там будет примерно та же ситуация. Это длинный неф, то есть корабль (или ковчег на языке того времени), перекрытый деревянным потолком (подчеркиваю — потолком, а не сводом), и ряд колонн, красивых античных колонн. Они много горели, их многие реставрировали, ставили новые колонны. Но, так или иначе, это три или пять нефов, которые с запада ведут нас на восток к круглой апсиде. Апсида — полукруглое алтарное пространство, завершающееся сверху конхой (раковиной), в которой обычно помещалось мозаичное изображение небесного Государя.
Что представляла собой римская базилика времен Константина, мы можем узнать отчасти по этим стоящим на земле храмам, отчасти — по старым изображениям. Ватиканская базилика полностью перестроена на месте старой. Но Латеранская базилика, базилика мученика Лаврентия и Святого Павла, по размеру представляет собой примерно то, что и было тогда. Снаружи храм фактически не украшался. Во всяком случае, не было никаких изображений, разве что над входом в храм могли поместить небольшое полукруглое изображение или какую-то надпись или двери могли украшаться деревянной резьбой».
Разумеется, скудность внешнего оформления не случайна. Внутри храмы старались оформить наиболее выразительнее, чтобы показать, что именно здесь, в храме, находится место, куда спускается Бог.
Первые христиане имели священническую иерархию, и мы приблизительно знаем, как молились эти люди
В первые годы христианства не существовало единого образца богослужений. В каждой общине действовали свои устои. Есть лишь отдельные сообщения о том, как всё было устроено в некоторых из них.
Но надо учесть, что и первые христианские историки на несколько веков отстоят от первых христиан. Так что то, как молились и выполняли богослужения первые христиане, может сильно отличаться от той картины, что дошла до нас.
Поэтому дальнейшую информацию стоит воспринять с некоторой долей скептицизма.
О молитвах ранних христиан нельзя говорить наверняка, есть лишь поздние сведения.
После крещения люди вступали в христианскую церковь. Мы мало знаем о её устройстве в первые века. Но уже из книги Деяний святых апостолов ясно, что эти люди именовали себя христианами и имели священническую иерархию.
Сегодня от неё нам остались только названия. Все функции различных санов и должностей значительно перемешались в процессе истории.
Мы знаем о том, что первые христиане практиковали молитву — вечернюю и утреннюю. Образец этого они, конечно, взяли из иудейской традиции. Существовали также молитвы, привязанные к часам.
Никуда не девались и языческие влияния, которые прошли со времён древних людей через все религии:
- молились на Восток;
- на службы собирались в день солнца — по воскресениям.
Хотя, конечно же, у христиан имелись свои мотивы именно для такого порядка обрядовой жизни.
Ранние христианские авторы сообщают о Таинствах. Крещение и евхаристия довольно рано стали сопровождать христианство.
Первые письменные источники христианства до нас не дошли
Христианская вера приобрела свои догматы и писания довольно поздно. Первые собрания Нового Завета датированы IV веком. Канон устоялся ещё позже.
Первые письменные источники христианства, вероятно, лишь кратко описывали жизнь Иисуса Христа и Его вероучение.
Мы знаем о канонических книгах Нового Завета, гипотетических их предшественниках (например, источник Q), утерянных и апокрифических рукописях.
Расцвет этой литературы пришёлся на II и последующие века. Что же касается времени жизни самого Иисуса, то с Его эпохи до нас не дошло ничего, если вообще что-то было.
Вероятно, самый ранний текст — Евангелие от Марка.
Апостолы Павел и Пётр — основатели христианства
Среди апостолов есть два самых верховных — это Пётр и Павел. Первый был иудейским рыбаком и входил в число двенадцати учеников Иисуса Христа. Он — одна из самых авторитетных фигур, к тому же его принято считать первым папой Римским. Хотя есть противники версии о том, что он вообще когда-либо посещал Рим.
Труды Апостола Павла заложили фундамент для христианства.
Апостол Павел — уроженец исторического города Тарс. Лично не знал Иисуса Христа и был долгое время гонителем его последователей. Но глас Господа переубедил его. После чего Павел стал одним из самых активных проповедников слова Божьего. Часто говорят, что Павел — это тот, кто основал христианство.
И действительно: письменный вклад Павла — это важный фундамент, на котором выстроена христианская вера.
Сказать, кто первый принял православие, невозможно
История православия тоже не однозначна. С точки зрения православного человека, только он — преданный последователь изначальной традиции. Соответственно, православные люди — это первые христиане, а католики и протестанты — это те, кто от них отошли.
Это слово встречается в христианских трудах со II века. Зато можно сказать точно, кто первый принял православие на Руси. По некоторым, не самым достоверным источникам, первыми христианами в нашей стране могли быть князья Аскольд и Дир с ещё некоторым количеством народа в 860–867 гг. Но сама история русского православия получила старт лишь через век, когда произошло крещение Руси.
Первый русский правитель, принявший православие, — княгиня Ольга (957 г).
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение