Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Хилиазм.  Почему не может быть православного социализма

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет», — повествует 6 стих 20 главы «Откровение» Святого Иоанна Богослова (Апокалипсис), завершительной книги Нового Завета (в Библии).

Апостол Иоанн Богослов, евангелист, автор книги «Откровение»
Апостол Иоанн Богослов, евангелист, автор книги «Откровение»

Хилиазм или же милленаризм – учение, в основе которого лежит буквальное объяснение предсказания «Откровения», говорящего о тысячелетнем Царстве Божием на земле в конце истории.

Под хилиазмом в широком значении знают учение о периоде торжества правды Бога на земле.

Сторонников хилиазма (милленаризма) именуют хилиастами или же милленариями.

История возникновения хилиазма — учения о наступлении на земле чувственного тысячелетнего царства Христова

Надежды на близость второго пришествия Христова для создания земного тысячелетнего царства находили множество сторонников между верующими и у некоторых из отцов и учителей церкви.

В первый раз хилиастические представления о царстве справедливости встречаются у ветхозаветных пророков: в предсказании Исайи о всеобщем мире и установлении гармонии между человеком и природой. Составляющие хилиазма есть ещё в предсказании о Новом Иерусалиме у пророка Иезекииля.

Вот как описывает будущее царство Мессии пророк Исаия: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6)
Вот как описывает будущее царство Мессии пророк Исаия: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6)

Начало хилиазма (тысячелетие) всходит к временам дохристианским. Основная масса евреев воспринимала в обетованном Мессии не Искупителя от греха, проклятия и погибели, а земного царя, который построит свое царство на земле и предоставит силу и власть еврейскому народу.

Основателем и первым распространителем грубого чувственного хилиазма считается еретик апостольского века Керинф.

Он поучал, что, когда Христос сделает 1000-летнее царство свое на земле, то возобновит Иерусалим в прежнем великолепии и вновь введет выполнение всех предписаний и постановлений обрядового закона Моисеева, со всеми ветхозаветными жертвами; блаженство и счастье праведников станет состоять в различных чувственных радостях и удовольствиях.

Небесный Иерусалим - Небесный Город, который будет послан от Бога в конце истории
Небесный Иерусалим — Небесный Город, который будет послан от Бога в конце истории

Нрав и назначение Хилиазма христианского: христианские основатели и учители представляют земное 1000-летнее царство Христово как полнейшее райское блаженство и совершенство. Как сожительство с Христом всей общины святых, в которой прекратятся все бедствия и лишения, уничтожится, в том числе и вероятность к греху, и станет полнейшая гармония.

Они видят в 1000-летнем царстве Христовом не как на окончательное завершение царства Божия на земле, но как на что-то среднее меж истинным нашим состоянием унижения и грядущим состоянием прославления.

Хилиазм наиболее был распространен во II веке, в церквах малоазийских.

Иустин Философ — великомученик, сторонник хилиазма
Иустин Философ — великомученик, сторонник хилиазма

Папий иерапольский, Иустин Философ и св. Ириней Лионский — епископ Лугдунума (177 или же 178 — около 202г.г.), христианский теолог — разделяли ошибочные хилиастические воззрения. Впрочем, Ириней преподносил тысячелетнее царство Meccии как переход для благочестивых к царству небесному.

В III в. хилиазм распространился в Египте.

В начале IV века, когда христиане освободились от гонений, мечтания хилиастов о тысячелетнем на земле царстве Христовом ушли.

Хилиазм, как заблуждение у еретиков и как ошибочное мнение у православных, повстречал, при своем возникновении, опровержение со стороны церкви.

В средние века, в эру расцвета магических учений, хилиазм нашел свое место. Католическая церковь признала догмат о том, что церковь, воинствующая на земле, станет победительницей на небесах. Вера в тысячелетнее личное царство Христа не была церковью ни признана, ни осуждена. Хилиазм сохранялся помимо церкви.

Иоахим Флорский — основатель средневекового хилиазма, говорил о 3 периодах истории. По его мнению, Царство Святого Духа должно наступить с 1200 года
Иоахим Флорский — основатель средневекового хилиазма, говорил о 3 периодах истории. По его мнению, Царство Святого Духа должно наступить с 1200 года

Сообразно Иоахиму Флорскому — итальянский цистерцианский монах, христианский мистик, предсказатель, основатель средневекового хилиазма, — всемирная история распадается на 3 периода. Период Ветхого Завета — Царство Бога-Отца, Нового Завета — Царство Бога-Сына и грядущего Третьего Завета — Царство Святого Духа, которое наступит с 1200г.

В Царстве Третьего Завета исполнятся все обетования Ветхого и Нового Заветов: люди станут владеть духовными телами, не требующими пищи.

На земле одержит победу свобода и любовь, а всякая власть отомрет за ненадобностью. Это станет 1000-летнее райское состояние на земле. Хилиазм Иоахима был осужден Церковью на 4-ом Латеранском соборе.

В период реформации возврат к исследованию истинной Библии, страстное борение с «Антихристом», сидячим на римском престоле, наталкивали на хилиастическое объяснение известных глав Апокалипсиса.

Православная церковь ни разу официально не демонстрировала богословскую позицию по вопросу хилиазма, впрочем, в целом обычно держится амилленаризма, отвергая буквальную трактовку «Тысячелетнего царства», и полагая, собственно что «Царство» — это сама Церковь.

Хилиастический взор разделяли иные отцы и учителя Православной церкви, которые придерживались его в качестве собственного частного мнения, не вступая в спор с общим церковным вероучением.

Христианская мысль о царстве справедливости и благоденствия на земле неоднократно заимствовалась разными политическими движениями социалистической и коммунистической направленности. Естественно, дожидаться прихода Христа социалисты не собирались. «Рай на земле» предлагалось выстроить собственными силами.

Священнослужители осуждают ересь хилиазма

Предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Кирилл говорил при посещении 24.09.2010г. Якутской и Ленской епархии:

«Еще не так давно Якутия была «страшной духовной пустыней», на месте, «равном почти Западной Европе», не было никаких проявлений религиозной жизни. То был образ общества, которое полагало, что, опираясь на силу человека, на его разум, образование, культуру, науку, власть, можно превратить земную жизнь в рай, и ради этой мечты погибали миллионы людей».

«Рая на земле построить невозможно. Задача людей заключается в том, чтобы не рай построить на земле, а чтобы человеческая жизнь не превращалась в ад», — сказал Патриарх.

Предстоятель Русской Православной Церкви, посетив Якутскую и Ленскую епархию, сказал о невозможности построения Рая на земле.
Предстоятель Русской Православной Церкви, посетив Якутскую и Ленскую епархию, сказал о невозможности построения Рая на земле.

Протоиерей Георгий Городенцев, священник, редактор православной газеты «Справедливость» в своих статьях осуждает ересь хилиазма:

«В чем же ошибочность и еретичность хилиазма? Очевидно, если принять это заблуждение, то следует подвергнуть сомнению общеизвестное учение Церкви о втором пришествии Христовом. Ведь согласно этому учению последнее будет означать кончину мира, Страшный Суд и начало пакибытия. Спрашивается, где же здесь место для тысячелетнего земного царства Христа? Или, может быть, в угоду хилиазму нам надо придумать басню о «третьем», промежуточным между первым и вторым, пришествием Христа? Совершенно очевидно, что это и нелепо, и противоречит православным догматам».

«… на основе святоотеческого учения, можно сказать, что никаких оснований для хилиазма православное толкование Откр.20,1-6 не дает. Апостол Иоанн Богослов здесь говорит не о втором, всеобщем воскресении тел человеческих, а о, как и он сам сказал, «первом воскресении» (Откр.20,4), т.е. о воскресении душ человеческих через крещение. Поэтому и царство Христа здесь подразумевается не земное, а духовное. И воцарились святые со Христом по преимуществу потому, что Его силой победили свои душевные страсти, воцарились над ними, над своей душей».

«Хилиазм был осужден еще в первые века Христианства. Это произошло в 255 году, на поместном Соборе Александрийской Церкви в г. Александрии. Так что никаких мнений насчет хилиазма быть не может. Сторонники хилиазма берут цитату из Апокалипсиса о том, что Господь воцарится на 1000 лет, но это на самом деле будет духовное воцарение. И никаких двух мнений по поводу хилиазма быть не может, никакого православного хилиазма быть не может. К Православию хилиазм не имеет никакого отношения».

«Хилиазм связан с некоторыми социальными концепциями. В последнее время стала модной концепция «православного социализма». Но социализм и коммунизм обещают царствие небесное на земле. А это не что иное, как тот же самый хилиазм, воспроизведение идей хилиазма. Потому что хилиазм — это устройство царствия небесного на земле. Не может быть православного социализма, потому что социализм и христианская концепция в корне различаются».

Булгаков Сергий, протоиерей:

«Хилиастические чаяния и раньше присоединялись к стихийным движениям, порождаемым политической или экономической необходимостью, и воодушевляли это движение. Современный хилиастический социализм играет такую же роль относительно социального движения пролетариата, которое коренится, конечно, в объективных условиях капитализма и порождаемого им рабочего движения, в борьбе труда и капитала, совершенно независимой от социализма».

Отцы РПЦЗ о ереси хилиазма:

Архиепископ Аверкий (Таушев) (1906–1976):

«Первые 6 стихов 20-й главы Апокалипсиса послужили поводом к возникновению ложного учения о «тысячелетнем Царстве Христовом на земле», получившем наименование «хилиазма». Сущность этого учения такова: задолго до кончины мира Христос Спаситель опять придет на землю, поразит антихриста, воскресит одних праведников и устроит новое царство на земле, в котором праведники, в награду за свои подвиги и страдания, будут царствовать вместе с Ним в продолжение тысячи лет, наслаждаясь всеми благами временной жизни. Затем уже последует – второе, всеобщее воскресение мертвых, всеобщий суд и всеобщее вечное мздовоздаяние. Это учение известно было в двух видах. Одни говорили, что Христос восстановит Иерусалим во всей красе, снова введет исполнение обрядового закона Моисеева со всеми жертвами, и что блаженство праведников будет состоять во всевозможных чувственных удовольствиях. Так учил в первом веке еретик Керинф и другие иудействовавшие еретики: евиониты, монтанисты, а в четвертом веке Аполлинарий. Другие, напротив, утверждали, что это блаженство будет состоять в чисто духовных наслаждениях».

«Учение о чувственном Царстве Христовом явно противно Слову Божию…»

«…обрядовый закон Моисеев имел только преобразовательное значение и навсегда отменен совершеннейшим новозаветным законом».

— Протопресвитер Михаил Помазанский (1888–1988):

«В нынешнее время получает большое распространение учение о тысячелетнем царстве Христа на земле до всеобщего, или страшного суда, известное под именем хилиазма (hiliasmos – тысячелетие)».

«Ошибочность толкования хилиастами 20 главы Откровения видеть не трудно.

Параллельные места к словам о «первом воскресении» ясно показывают, что здесь под воскресением подразумевается духовное возрождение в вечную жизнь во Христе через крещение, воскресение через веру во Христа, соответственно словам: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос (Еф. 5:14). «Вы воскресли со Христом» – читаем много раз у апостолов (Кол. 3:1; 2:12; Еф. 2:5-6). Исходя отсюда, под тысячелетним царством нужно понимать период времени от самого начала благодатного царства Церкви Христовой, в особенности – Церковь Небесную, торжествующую. Воинствующая на земле Церковь, по существу, тоже торжествует победу, совершенную Спасителем, но она еще переживает брань с «князем века сего», которая закончится поражением сатаны и окончательным низвержением его в озеро огненное. «Смерть вторая» есть осуждение грешников на Всеобщем Суде. Она не коснется «воскресших в первое воскресение:» это значит, что духовно возрождаемые во Христе и очищенные благодатью Божиею в Церкви не подвергнутся осуждению, но войдут в блаженную жизнь Царствия Христова».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *