Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Баптисты и православные — 10 заблуждений

Содержание

Скачать эту статью

О баптистах, увы, часто судят понаслышке. Часто реакция на упоминание о них резко негативная: «сектанты!», «приносят в жертву детей!», «запрещены в России!». Но баптисты от православных имеют не такие существенные отличия.

Ругая то, о чём мы не имеем чёткого представления, мы, православные, сами себя выставляем не в лучшем свете. Давайте восполним пробел в знаниях: поговорим о том, кто такие баптисты, это секта или нет и как к ним относиться с точки зрения православия.

Общество баптистов организовал проповедник Джон Смит и его единомышленники

Всё началось, когда пуританский проповедник Джон Смит покинул со своей общиной Англию, так как его обвиняли в раскольничестве. Взгляды проповедника всё больше расходились с теми, что поддерживались на родных землях. Например, он считал, что:

  • Недопустимо читать проповедь с текста;
  • Апостольская преемственность заключается в вере, а не в передаче права быть священником.
1609
год возникновения первой общины баптистов

Джон Смит искал религиозную свободу и в 1609 году в Голландии основал первую общину баптистов. Одной из самых фундаментальных его идей стало изменение подхода к крещению.

Смит решил, что:

«Человека сначала надлежит обучить и только потом посвящать в веру».

Собственно, само слово «баптизм» происходит от греческого «окунать», а это напоминает нам, что первые христиане и Иоанн Предтеча занимались вовсе не «крещением», а «окунанием».

Иисуса Христа крестили во взрослом возрасте, потому баптисты не видят смысла совершать ритуал над младенцами («Крещение Христа» Якопо Тинторетто)
Иисуса Христа крестили во взрослом возрасте, потому баптисты не видят смысла совершать ритуал над младенцами («Крещение Христа» Якопо Тинторетто)

Смит переосмыслил многие черты и взгляды христианской традиции в контексте рационального анализа Священного Писания. Он решил не крестить детей и держать церковь обособлено от государства.

Баптизм получил широкое развитие в Северной Америке, а впоследствии и в Европе.

Наиболее выражены в баптизме два течения:

  • Общее;
  • Частное.

Отличаются они взглядами на то, кто именно может быть спасён жертвой Христа.

В 1905 году сформулирован и утверждён апостольский символ веры баптистов:

«Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли;

Верую в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего;

Который зачат от Святого Духа, Который рожден от Девы Марии;

Который пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен;

Сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых;

Вознесся на небеса, где Он сидит одесную Бога, Своего Всемогущего Отца;

Откуда придет судить живых и мертвых.

Верую в Святого Духа;

В единую, святую, христианскую Церковь и в общение святых.

В прощение грехов;

В воскресение тела;

Ив жизнь вечную.

Аминь».

Баптисты — это секта или нет? Нет!

Баптизм для многих православных остаётся чем-то закрытым и непонятным. Держась в стороне от других религиозных традиций, мы мало понимаем, каковы отличия баптистов от тех же пятидесятников или кальвинистов.

И есть ужасная тенденция — всех, кто не православный (в лучшем случае — и не католик), называть сектой. Это ошибка.

Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» пишет:

Александр Буганов
доктор исторических наук

«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».

Секта поэтапно дистанцируется от «материнской религии» в силу развития некоторой еретической идеи:

 «В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина “секта” по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».

Церковь евангельских христиан-баптистов в Пскове
Церковь евангельских христиан-баптистов в Пскове

Если совсем коротко, секта — это религиозная группа, паразитирующая на основном учении. Материнская религия её отвергает. И государство тоже её запрещает.

Секта потенциально может стать вероисповеданием — если её признают на уровне государства. В случае баптистов мы можем говорить именно о вероисповедании, а не секте, так как баптисты — это историческая, признанная многими государствами религиозная группа.

Она не отрицает и не искажает христианское учение, а отличается в подходе к богослужениям и к административной сфере.

Баптисты особое внимание уделяют крещению во взрослом возрасте

Стать баптистом может только взрослый человек, который отдаёт себе отчёт в этом поступке. Именно так происходило в Библии. Об обряде крещения (погружения) так сказано на сайте «Российского союза евангельских христиан-баптистов»:

«Мы веруем, что водное крещение по вере есть исполнении заповеди Иисуса Христа о Церкви, свидетельство веры и послушания Господу; оно является торжественным обещанием Богу доброй совести Мар. 16:15-16; Деян. 2:38,41; 22:16. 1 Пет. 3:21.

Водное крещение по Слову Божию совершается над теми, кто уверовал в Иисуса как в своего личного Спасителя и пережил рождение свыше. Деян. 8:36-38; 2:41; 8:12; 10:47; 18:8; 19:5.

Крещение совершается служителями через единократное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мф. 28:19.

Крещение уверовавшего символизирует его смерть, погребение и воскресение со Христом. Рим. 6:3-5; Гал. 3:26-27; Кол. 2:11-12.

При совершении крещения служитель задает вопросы крещаемому: “Веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий? Обещаешь ли служить Богу в доброй совести?” Деян. 8:37; 1 Пет. 3:21. После утвердительного ответа крещаемого он говорит: “По вере твоей крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Слово “Аминь” крещаемый произносит вместе со служителем. После крещения служители совершают молитву над крещеными и хлебопреломление».

Крещение совершается также и над теми, кто был, например, крещён в православии.

Отличия православия и баптизма преимущественно внешние

Баптисты и православные имеют больше схожестей, чем различий. Во что верят одни, в то же верят и другие.

Библия — источник знаний для обоих традиций. Короче говоря, все мы христиане.

И если этим утверждением пришлось разрушить чьи-то ожидания прочесть нечто необычное, то уж извините: баптисты не пляшут с бубнами у костров, не чертят на полу пентаграммы, не выряжаются в мантии с иероглифами. Это обычные верующие, как мы.

Но кое-чем баптисты от православных всё же отличаются.

Смотрите также статью Армяне: католики или православные?

Принцип «Solo scriptura»

Это общепротестанская идея, согласно которой, есть только один источник христианского вероучения — это Священное Писание.

«А у нас разве не так?», — спросят православные. Нет, у нас и у католиков есть ещё предание. Баптисты же уверены, что есть только Библия и то, что ей либо противоречит, либо нет.

Изучение Священного Писания — одна из основ баптизма
Изучение Священного Писания — одна из основ баптизма

Упор на изучение Священного Писания

Это тоже присущая большинству протестантских организаций практика. Библия — главное откровение Божие. И чем тщательнее и глубже её изучить, тем больше истин откроется человеку.

Православные комментаторы, бывает, замечают, что с нашей точки зрения собрание баптистов более походит на школу или институт, чем на богословскую службу.

Баптист считает авторитетным Священное Писание, но не предание.

Нет почитания икон и мощей

Для баптистов подобная практика была бы нарушением второй заповеди: «Не сотвори себе кумира».

Баптисты не молятся святым

Стоит различать молитву и почитание. Уважение к заслугам христианских подвижников баптистам не чуждо. Но вот обращаться к ним за помощью баптисты считают лишним.

Развёрнутый комментарий даёт на видео пастор баптистской церкви г. Челябинск, Виталий Соболев.

Нет некоторых таинств

Отсутствует священство, соборование, миропомазание, венчание и исповедь. По части исповеди, например, утверждают, что каяться надо напрямую перед Богом, а не через посредника.

Нет традиционного апостольского преемства через рукоположение

То есть идея, что все христиане — это продолжатели дела апостолов, есть. Но для того, чтобы стать частью этой цепочки, не надо посвящаться у какого-нибудь архиерея. Вера — сама по себе реализация этой преемственности.

Иное отношение к молитве

Её значительно меньше. Нет молитвослова. «Это как, нельзя молиться по книге?», — может спросить православный. Нет, нельзя молиться чужими молитвами, только своими словами. Только так молитва может быть искренней, от сердца. Исключение — «Отче наш», поскольку она есть в Библии.

баптисты не используют крестного знамения

Баптисты не используют крестного знамения

Они не видят смыла в этом действе и не находят обоснований для него Библии.

Меньше правил бытового характера

Конечно, православие тоже — не лидер по количеству предписаний для верующих, но у баптистов их ещё меньше.

Иное отношение ко многим аспектам христианства

Например, хлеб и вино на евхаристии воспринимаются исключительно в символическом значении.

Меньше торжественности

цервовь баптистов — отсутствует красивая церковная утварь, все выглядит «светским»

Отсутствие красивой церковной утвари и многочасовых богослужений — это ещё одна черта, которой отличаются баптисты-христиане. У них всё выглядит более «светским».

Баптисты не молятся за усопших

Подобной традиции нет в Священном Писании.

Разрыв между священником и прихожанином минимален

Нет того почитания и той дистанции, которая существует в православии. Баптистский священник — это, по сути, такой же верующий. Его полномочия в большей степени административного, чем духовного характера.

Собственно, каждый верующий баптист имеет право проводить богослужения. Это называется принципом всеобщего священства.

каждый верующий баптист имеет право проводить богослужения

Баптисты не называют себя церковью

Они предпочитают использовать слова «альянс», «союз» и т.д. Связано это с тем, что в Священном Писании слово «церковь» не употребляется в соответствующем значении.

Баптисты отрицают церковную иерархию

И всё же в каждой общине есть пара «пресвитеров» (старейшин), избранных для священнодейства.

Пётр Вальтерович Мицкевич, председатель «Российского союза евангельских христиан-баптистов»
Пётр Вальтерович Мицкевич, председатель «Российского союза евангельских христиан-баптистов»

Баптисты убеждены, что спасены через веру, православные считают, что ещё не обрели спасение

Что касается внутренних черт христианской религии, то здесь баптисты от православных отличаются не сильно. Они верят в Бога-Отца, Сына и Святого Духа, почитают Иисуса Христа, читают Библию и видят в ней слово Божие.

Но есть одно фундаментальное отличие — иное отношение к спасению, нежели в православной церкви.

Протоиерей Олег (Корытко) очень хорошо раскрывает разницу между баптистским и православным представлениями о спасении:

Олег (Корытко)
протоиерей

«центральным пунктом доктрины искупления является понятие о заместительной жертве».

«Бог возложил на Иисуса все грехи людей, существовавших когда-либо или имеющих родиться в будущем, и излил на него весь Свой праведный гнев во время крестных мук. Страдания Христа были адекватны тяжести наказания за все грехи человечества, прошедшие и будущие».

Хотя в вопросе о том, кто именно может быть спасён, у баптистов нет единой точки зрения:

«существует два взгляда <…> Сторонники первого мнения, стоят на арминианских позициях (общие баптисты), утверждая всеобщее значение смерти Спасителя. Каждому человеку дана Благодать необходимая для обретения спасительной веры, и теперь уже от человека зависит: принять этот дар или отвергнуть его. Выразителями противоположной точки зрения являются частные баптисты, исповедующие приверженность кальвинским взглядам. <…> среди частных баптистов существуют ещё “амиральдиане”, называемые также “умеренными”. По их мнению, Господь умер за всех людей, но затем избрал тех, кто предопределен ко спасению».

Далее протоиерей Олег (Корытко) рассказывает о механизме спасения с точки зрения баптистов:

«процесс спасения начинается с призвания человека Благодатью Божией <…> Если призыв будет услышан, то происходит обращение, оправдание, возрождение, соединение со Христом, усыновление и освящение. Последовательность перечисленных действий не хронологическая, а логическая, так как все они (за исключением последнего) происходят одновременно и мгновенно.

В момент обращения происходит изменение отношений ко греху, Богу, и самому себе. Приходит осознание личной вины за грех, <…> скорбь о грехе и жажда прощения. <…> “Покаяние дается Богом людям по Его благодати” — это дар Божий, а отнюдь не акт воли самого человека. Поэтому он не может рассматриваться в качестве некоторого поступка, имеющего определённую нравственную ценность».

За покаянием следует искренняя вера, она имеет четыре аспекта:

  • Уверенность в том, что Бог открывает себя в природе и Священном Писании, где содержится всё нужное для спасения;
  • Пробуждение души, её жажда усвоить плоды искупления;
  • Принятие Христа;
  • Подчинение воле Божией.

Бог прощает такого человека. Апостол Павел сообщает:

Рим. 8:1–2

«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти».

В дальнейшем от человека требуется не грешить, побеждать искушение, проявлять любовь даже к своим врагам.

Чтобы обрести спасение, баптист должен возродиться после грехопадения.

О грехах после пробуждения веры утверждается, что

Евр.10:26

«верующий, возрожденный и пребывающий в Боге, не может грешить произвольным грехом».

Верующий, прошедший через все стадии, называется возрождённым. Имеется в виду возрождение после грехопадения.

Если обобщить всё это, то баптисты считают веру достаточным условием для спасения. Они полагают, что уже спасены.

Православные христиане критикуют баптистов за излишне «юридический» подход к проблеме, себя заведомо спасёнными не считают и полагают, что без помощи Божией не способны справиться с грехом.

Центральным пункт доктрины искупления у баптистов — понятие заместительной жертвы
Центральным пункт доктрины искупления у баптистов — понятие заместительной жертвы

10 заблуждений о баптистах

Заблуждение 1. Баптисты отписывают имущество священникам

Этот устойчивый миф о разных религиозных организациях. В случае с баптистами это не правда, хотя бы потому, что требование отписать имущество в пользу церкви безосновательно. Это стало бы нарушением заповеди «Не укради». Если некто принуждает верующего к подобному поступку, то он не баптист, потому нарушает главные принципы этой традиции.

Заблуждение 2. Семьи баптистов всегда многодетные

Действительно, среди баптистов популярна идея об отказе от любых средств контрацепции. Но это вовсе не означает, что всё в семье сводится к деторождению.

В списке приоритетов на первом месте — служение Богу.

Многодетных семей встречается от двух до трёх на одну церковь. К тому же, на все направления баптизма выступают за отказ от контрацепции.

Вот сокращённый комментарий администрации сайта Общины Евангельских Христиан- Баптистов в г. Киров:

«Слово Божье нигде не учит ни о контрацепции ни о её методах. Тексты Писания Быт.1:28 и Быт.9:1 на которые часто ссылаются как на постановление обязующее человека “размножаться и наполнять землю” <…> нельзя рассматривать как постановление на все времена. <….>А грех Онана не в самом по себе избежании деторождения, его грех заключался в неисполнении Закона Божьего <…> (см.Втор.25:5)».

Таким образом, мы не видим запрета на то, чтобы муж и жена приняли совместное решение спланировать свою семью в плане количества детей.

Мы так же видим, что Слово Божье говорит о сексуальных отношениях, как о данных Господом не только для того чтобы рождать детей, но и для наслаждения супругов друг другом:

“Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа.

Жена не властна над своим телом, но муж; также и муж не властен над своим телом, но жена.

Не лишайте себя друг друга, разве только по соглашению, на время, чтобы отдаться молитве и снова быть вместе, дабы не искушал вас сатана через невоздержание ваше” (KAS 1Кор.7:3-5)».

Заблуждение 3. Баптисты платят десятину

Баптисты в укладе жизни опираются на Новый Завет. Требования обязательно платить десятину там нет. Пожертвования добровольны, как и у православных.

Церкви баптистов лишены богатого убранства (церковь баптистов в Сосновоборске)
Церкви баптистов лишены богатого убранства (церковь баптистов в Сосновоборске)

Заблуждение 4. Баптистам нельзя посещать светские мероприятия

Это домыслы. Баптист — такой же человек. Его можно встретить и в кинотеатре, и на концерте, и на выставке. Возможно, «светские мероприятия» в чьей-то голове смешались с кутежом. Баптисты действительно не употребляют алкоголь, потому что находят в Священном Писании прямой запрет на это.

Заблуждение 5. Баптисты общаются только между собой, избегая иноверцев

Это не только не правда, но и в принципе было бы невозможно реализовать. На самом деле баптисты открыты для общения и даже с интересом относятся к мнению людей других вероисповеданий.

Религия нисколько не влияет на социальную роль баптиста. Скорее наоборот — баптисты чаще добродушны и дружелюбны.

Заблуждение 6. У баптистов нет таинств

Таинства есть, но их всего два: крещение и причастие. И называются они заповедями.

Заблуждение 7. Баптисты агрессивны к представителям других христианских конфессий

Ничего подобного нет. Более того, баптисты называют всех христиан братьями и сёстрами во Христе. По их мнению, все состоят в единой Церкви Христовой. Это выше всего, в том числе — различий в богослужебной практике.

Заблуждение 8. Баптисты не почитают крест

Вероучение баптистов о кресте не отличается от представлений православия. Вероятно, в общественном сознании баптистов смешали со свидетелями Иеговы — это в их редакции Библии крест заменили столбом, что регулярно подчёркивают.

Заблуждение 9. Баптизм — неопротестанская религия

Нет. Баптизм возник в 1609 году. Это историческая протестантская община. А неопротестантизм — это детище XIX–XX вв.

Заблуждение 10. Баптисты приносят в жертву детей и свершают прочие жуткие ритуалы

Это продукт атирелигиозной пропаганды. Почти всегда, когда о каком-то религиозном течении пишут, что это сатанизм, что там есть жертвоприношения, что его последователи кончают самоубийством, — это ложь.

Баптисты следуют 10 заповедям. Она из них гласит «Не убивай». Кто её нарушает — не баптист. А тот, кто распространяет ложь о других религиях, нарушает 9 заповедь «Не лги» — и он не может называться христианином.

Баптизм в России не запрещён, но имеет много недоброжелателей

В России баптистам предшествовали другие христианские течения (штудизм и молокане), которые впоследствии утратили свои индивидуальные признаки и были почти целиком поглощены баптизмом к концу XIX века.

За годы деятельности баптисты не старались конкурировать с православием.

Однако отношение к баптистам религиозного большинства преимущественно негативное.

Хотя критики часто не способны объяснить разницу между баптистами и свидетелями Иеговы, а также не могут сформулировать, чем опасны баптисты, это не мешает время от времени поднимать вопрос об их запрете.

Сегодня баптизм в России не запрещён, это не секта, а просто ещё одна историческая ветвь христианского учения.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X