Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Арианство

05.10.2018
1 165
Скачать эту статью

Арианство — это одна из самых древних христианских ересей. Представители её заявляли о тварности Иисуса Христа, и именно поэтому данное учение было отвергнуто христианской церковью.

Борьба с арианством сыграла решающую роль в формировании ортодоксального учения о Троице, которое выдвинуло догмат о полноте божественности во Христе как Сыне Божьем. Таким образом, борясь с данным еретическим учением, христиане развили каноническое понимание полноты божественности в Христе, как Боге и Сыне Божьем.

Ариане верят в Бога-отца, но не верят в Бога-сына

Под арианством понимается еретическое течение в христианстве, основателем которого был священник Арий. Он и его последователи пытались преодолеть противоречия, сложившиеся между библейским монотеизмом и учением о божественной природе Христа.

Ариане отказывались принимать один из основных догматов христианской церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына (Христа), заявляя, что он является доказательством двоебожия.

Христос изображён человеком, а не Богом-Сыном на арианской мозаике. Мозаика купола баптистерии ариан в Равенне. Италия

В противовес ему еретики заявляли о том, что предвечен и неизречен только Бог-отец, а Бог-сын сотворён из ничего и поэтому не имеет божественной сущности. Отличие его от человека заключается лишь в том, что он имеет более высокие достоинства, не имея при этом божественной сущности.

Сын божий, по мнению ариан, становиться Богом только благодаря соучастию в этом Бога-отца, а так же собственному стремлению к благу. Таким образом, последователи этой ереси отрицали главную христианскую идею о богочеловеке — Христе.

Святитель Николай даёт пощёчину Арию за отрицание им Божественности Христа. Фрагмент иконы XVII в

Арианство почти не влияет на христианство

Арианская вера признана ересью христианской церковью и считается антихристианским учением. Несмотря на данное обстоятельство, это учение развивалось и после смерти Ария. Дело в том, что его ученики Аэций и Евномий продолжили деятельность своего учителя и поэтому позднейшие ариане получили название евномиан.

Социн преобразовал и возродил ересь, проповедуя её в Польше в 16 веке.

В наше время так же встречаются последователи арианства, но никакого существенного влияния на христианство они не оказывают. В семинариях и иных церковных учебных заведениях данное учение изучают среди еретических.

Цель такого изучения — предостеречь будущих церковнослужителей и их паству от опасности впадения в арианство. Кроме того, христианские миссионеры активно используют знания об этом лжеучении в борьбе с представителями тех религий, которые используют в своих учениях элементы учения Ария.

Общецерковная история арианства: от рождения Ария до его проигрыша на выборах архиепископа

Общецерковная история арианства свидетельствует том, что Арий был родом бербер. Родился он в 256 году в Ливии и происходил не из знатного рода. От его имени получило название самое известное антихристианское учение — арианство. В детстве его воспитывал Лукиан Антиохийский.

Арий, 1493 г., надпись на изображении указывает на причисление его к ересиархам, то есть создателям ересей

По прибытию примерно в 311 году он прибыл в Александрию, где его рукоположил в диаконы архиепископ Пётр Александрийский. Несколько позже архиепископ заметил приверженность новоиспечённого диакона к такой ереси, как мелитианство и отлучил его от церкви.

Впрочем, отлучение продлилось недолго, так как вскоре архиепископ Пётр принял мученическую смерть в период возобновившихся гонений на христиан. Раскаявшегося Ария архиепископ Ахилл рукоположил во пресвитеры Александрийской церкви.

После смерти Ахилла пресвитер претендовал на его место, но на выборах проиграл.

Позже этот факт его последователи приводили в пример его благородства, так как утверждали, что он отказался от поданных в его пользу голосов в пользу его противника. На проигрыш на выборах указывают православные историки, с которыми ариане были не согласны.

Ария отлучили от церкви, но ересь не остановилась

Занимая свою должность, Арий мог длительное время проповедовать свои взгляды, оставаясь не раскрытым, пока в 318 году он не вошёл в столкновение с епископом Александрийским Александром. Суть спора состояла в ответе на вопрос о Божестве Христа и Его равенстве с Отцом.

Проигравший в публичном диспуте Арий был епископом Александром отлучён от церкви, что не остановило распространение ереси на территории Римской империи.

Сам пресвитер утверждал, что Христос является творением Бога-Отца, хотя он и был сотворён раньше мира. За ним последовала примерно одна треть александрийского клира. В 320 или 321 году был собран Александрийский собор, на котором Ария снова отлучили от церкви.

Ему пришлось отправиться в Палестину, где его поддержали Есевий Кесарийский, Аэций Лиддский и Павлин Тирский. Там же у него появился новый противник, которым стал епископ Иерусалимский Макарий.

Ария изгнали в Палестину

Предпринимались попытки примирить александрийского пресвитера с епископом, но они окончились неудачей. Так как конфликт зашёл слишком далеко, император Константин I Великий, который вначале был благосклонен к арианам, созвал в Никее в 325 году Вселенский собор.

На Вселенском соборе было принято решение об осуждении Ария и его изгнании в Палестину, при этом был установлен запрет на возврат его в Александрию.

Никейский Собор. Споры. Афон. На этом Соборе арианство было отвергнуто, а Ария отлучили от церкви

Николай Чудотворец дал пощечину Арию

Отдельно стоит поговорить о таком эпизоде, как данная Арию Святым Николаем Чудотворцем пощёчина. Дело в том, что первоначально свидетельства о том, что святой ударил еретика по лицу, услышав его заявления о том, что Сын Божий Иисус Христос, Второе Лицо Пресвятой Троицы — всего лишь высшее творение Бога, в письменные источники не вносилось и передавалось устно.

Но позже Отцы Церкви приняли решение внести его в официальные церковные предания в качестве примера защиты истинной веры. При этом обычно всячески подчёркивается, что в тех случаях, когда дело идёт не о защите веры, необходимо быть скромным и добрым, каким был Святой Николай Чудотворец.

Последователи не оставляли изгнанника и по окончанию Собора епископ Евсевий Кесарийский добился его возвращения. В 336 году Арий внезапно скончался в Константинополе. Обстоятельства его смерти точно не установлены, но известно, что преследованиям он не подвергался. Здесь ариане оставались до VI века и окончательно, по данным церковных источников, исчезли в Средние века.

Основные положения арианства

Учение Ария не дошло до нас в письменном виде в полной форме. Все сочинения ариан в своё время были уничтожены и на сегодняшний день известны лишь их фрагменты. Так, например сочинение «Θάλια» («Пир») частично процитировано в работах Афанасия Великого. В полном виде оно до нас не дошло, из имеющихся же фрагментов, можно понять, что данное сочинение было составлено в полу- поэтической и полу- прозаической форме и было посвящено защите арианства.

Кроме того, сохранились письма александрийского пресвитера к Евсею Никомедийскому и Александру Александрийскому, из которых так же можно многое почерпнуть об этой ереси. Основные же источники о ней — работы Афанасия, главы 68 и 69 из сочинений Епифания о ересях, а так же свидетельства церковных историков, например, Созомена.

Основное расхождение арианства с другими течениями христианства состоит в том, что ариане по-другому интерпретировали природу Христа. Сам Арий заявлял о том, что Бог сотворил Христа и поэтому арианский символ веры включал в себя утверждение о начале его бытия, приводя в подтверждение его цитату из книги Притчей (8:22) «Господь созда Мя в начале путей своих». Кроме того, арианское христианство считает, что Христос не единосущен Богу, а только подобосущен ему.

Арианский символ веры

Описывая свою доктрину, создатель арианства указывает в письме к Евсевию Никодимскому о том, что Сын не может быть ни Нерождённым (то есть Богом) ни частью его, так как он был создан им прежде создания времён и веков. Таким образом, утверждает Арий, Христос не является Богом, так как не существовал раньше его, а был рождён или сотворён им позже.

Баптистерии ариан в Равенне. Италия: на мозаике видно, что человеческая природа Христа подчёркивается.
Баптистерии ариан в Равенне. Италия: на мозаике видно, что человеческая природа Христа подчёркивается

По свидетельству историка церкви Сократа Схоластика, Арий стал утверждать о подобосущности Бога-Отца и Бога-Сына на волне его спора с епископом Александром. Последний говорил, что «Святая троица есть в Троице единица». Он же говорит о том, что пресвитер посчитал данное утверждение попыткой распространения Александром монархианского учения о Троице, которое разработал Савелий Ливийский. Согласно ему, она понимается как последовательные модусы единого бога.

Арианское учение признали еретическим в 325 году на Вселенском соборе в Никее

Ересь Ария была признана таковой в 325 году на Вселенском соборе в Никее, который созвал император Константин Великий. Так как Арий отвергал Божество и предвечное рождение Сына Божьего от Бога Отца, а так же заявлял о том, что Христос является только высшим творением Бога. Таким образом, еретик покусился на самый главный догмат христианства, на котором, собственно оно и зиждетется.

Для того, чтобы пресечь распространения учения Ария был созван Первый Вселенский собор, чего не происходило ранее. В его работе принимали участие 318 епископов, при этом среди них присутствовали такие столпы веры, как Николай Чудотворец, Афанасий Великий и т.д.

Честь опровержения ложного учения принадлежит архидиакону Афанасию, который на тот момент был помощником Александрийского епископа Александра, позже он заступил на его место после смерти епископа и его стали называть Афанасием Великим.

Святитель Афанасий Великий – ниспровергатель арианства.
Святитель Афанасий Великий – ниспровергатель арианства.

Во время борьбы с арианством христиане приняли канонический Символ веры

На соборе Ария поддерживали его последователи, а именно 17 епископов, что позволило ему вести себя гордо и даже надменно. Несмотря на поддержку, его учение было опровергнуто, а сам пресвитер был отлучён уже Собором от Церкви.

Предложенный им и его последователями символ веры был отклонён Отцами церкви. Постановлением Никейского Собора был утверждён православный Символ веры, при этом Равноапостольный император Константин Великий внёс предложение о том, чтобы в Символе присутствовало слово «Единосущный». Собор это предложение радостно принял.

С того момента и поныне для Никейского Символа веры характерно наличие утверждения о том, что Второе Лицо пресвятой Троицы – Господь Иисус Христос имеет Божественное достоинство.

Таким образом, Лицами Троицы, кроме Святого Духа были названы Бог-Отец и Бог-Сын. На Соборе кроме того решили вопрос с днём празднования Святой Пасхи. Так же приняли двенадцать церковных канонов.

Все последующие Вселенские Соборы подтверждали решения Первого Вселенского Собора. Кроме того, решения принятые на нём, развивались, что позволило окончательно побороть лжеучение.

При этом, необходимо отметить, что многие его последователи, после его развенчания, присоединились к последователям других еретических учений, которые в те времена во множестве появились в пределах Римской империи.

Опасность ереси Ария состояла в том, что разрушая основной догмат христианства, оно фактически уничтожало его и возрождало язычество. Несмотря на это, поддерживал ариан влиятельный при императорском дворе епископ Никомидийский Евсевий, поэтому, несмотря на отлучение от Церкви и осуждения на Соборе Арий чувствовал себя до самой своей смерти вполне хорошо. Это позволило арианству весьма широко распространиться в правление Константина Великого.

Так как на Никейском Соборе присутствовал император, его решения были подтверждены и гарантированны государственной властью. При этом стоит отметить, что ариане даже и после этого достаточно вольготно чувствовали себя в пределах империи. Так, например, стоит отметить, что сжёгший арианские свитки император Константин Великий на смертном одре был крещён епископом-арианином.

Римские императоры Константин и Юстиниан преподносят Константинополь Богородице с Младенцем. Собор Св. Софии, Византия, Константинополь, поздний 10 век.
Римские императоры Константин и Юстиниан преподносят Константинополь Богородице с Младенцем. Собор Св. Софии, Византия, Константинополь, поздний 10 век

В наше время постулаты данного лжеучения активно используют различные псевдохристианские секты, например, свидетели Иеговы. Православная церковь резко осуждает все попытки возродить арианство. Так же стоит отметить, что такая мировая религия как ислам многое почерпнула из учения ариан, хотя большинство исламских богословов это отрицает.

Комментарии

  1. 12ИМАМ:

    На смертном одре лгать не будешь, когда готовишься к встречи с Богом. Так Константин доказал правоту ариан. Отец и сын это уже кровная связь, а не духовная.

  2. Лёша:

    «Опасность ереси Ария состояла в том, что разрушая основной догмат христианства, оно фактически уничтожало его и возрождало язычество». Последнее выражение просто убивает своей наглой ложью. Как раз в язычестве присутствует множество богов, а не в арианстве.
    «Так, например, стоит отметить, что сжёгший арианские свитки император Константин Великий на смертном одре был крещён епископом-арианином». Доказательство того, что при Константине жгли христианские рукописи. Возможно это были оригиналы или точные копии новозаветных писаний.
    И последнее: бить по лицу своего оппонента, как это сделал Николай чудотворец, не по христиански.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *