Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Первая жена Адама Лилит и 2 её ипостаси

06.05.2019
1 340
Скачать эту статью

Вопрос о том, сколько жён было у Адама, кажется лишним. Уж кто-кто, а прародитель человечества явно не имел иной супруги до Евы, ибо выбором-то не располагал. Из Библии иного будто бы не следует, но с этим согласны не все. Распространено убеждение, что первая жена Адама — Лилит, не то демон, не то злая богиня. Так кто такая эта Лилит? Откуда мы знаем о ней?

По Библии, до Евы у Адама была первая жена — Лилит

Лилит действительно упоминается в Библии, хотя и не названа по имени.

(Быт. 1:27)

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»

Вроде бы здесь говорится о Еве, но суть в том, что событие это описано ещё до её сотворения. В этом стихе речь идёт о шестом дне творения, так что упомянутый библейский персонаж — это первая женщина, созданная Богом. Ева появится позже — из ребра Адама.

«Лилит», художник Джон Кольер
«Лилит», художник Джон Кольер

Есть альтернативный взгляд на данный стих. Согласно документальной гипотезе, Пятикнижие Моисея — не оригинальная рукопись, а результат слияния четырёх источников:

  • Яхвист;
  • Элохист;
  • Священнический (жреческий) кодекс;
  • Второзаконие.

Именно наличие нескольких источников способствует тому, что в Библии многие истории рассказаны дважды и по-разному (например, два маршрута исхода или два списка Десяти Заповедей).

Сами тексты до нас не дошли, но филологи и источниковеды умело определяют, какой фрагмент откуда взят.

Две истории сотворения первой женщины происходят из разных источников:

  • По Яхвисту: первая женщина сотворена из ребра Адама, её звали Ева;
  • По Священническому кодексу: первая женщина сотворена вместе с Адамом по образу и подобию Божьему.

То есть в оригинале эти версии не находились вместе, а потому могут быть лишь разным взглядом на одно и то же событие.

По преданию, Лилит повздорила с Адамом и покинула его

Есть несколько вариаций предания о Лилит. Кратко и в общем виде это выглядит так. Бог создал мужчину Адама и женщину Лилит. Но те повздорили. Обычно причиной называют разногласия по поводу интимной жизни: Лилит не желала быть под Адамом, а тот не хотел уступать женщине.

В этом видят отражение древнего противостояния патриархального и матриархального общества. Хотя достоверных сведений о реальных матриархальных культурах почти нет (разве что мифы об амазонках и почитание богини-Матери намекают на такую возможность), всё же патриархальная традиция всегда пыталась воспрепятствовать женскому правлению.

Но вернёмся к Лилит. О дальнейшей её участи рассказывает апокриф Алфавит Бен-Сиры (к нему ещё вернёмся).

Амулет от Лилит из апокрифической книги ангела Разиэля
Амулет от Лилит из апокрифической книги ангела Разиэля

Лилит покинула Адама. Неверные переводы при этом сообщают, что она произнесла имя Бога и улетела, но в действительности ни о каком полёте речь не идёт. Правильный перевод глагола близок к слову «вырвалась». Относительно роли имени Бога есть немало толкований, углубляться в них излишне.

3 ангела
согласно средневековому апокрифу, преследовали сбежавшую Лилит

Лилит преследовали три ангела. Они настигли беглянку (возможно, её прибежищем стала пещера), но та убедила их не вступать в битву. Известно, как звали ангелов:

  • Сеной;
  • Сансеной;
  • Семангалоф.

Эти имена ангелов встречаются на амулетах для защиты от Лилит. И, кстати, более нигде. Этих ангелов называют защитниками здоровья.

С Лилит иногда отождествляют другого библейского персонажа — царицу Савскую

Среди комментаторов и исследователей Библии есть тенденция к упрощению: объявить всех братьями и сёстрами, а также отождествить максимальное количество персонажей друг с другом. Например, змея-искусителя часто называют сатаной, что несправедливо.

В переводах Библии на арамейский язык и каббалистической традиции Лилит, будучи демоном, иногда превращается в царицу Савскую. Так она соблазняет праведников.

Это поздние трактовки, которые серьёзному исследователю не стоит брать в расчёт.

Царица Савская иногда отождествляется с Лилит, хотя для того нет причины (художник Эдвард Слокомб)
Царица Савская иногда отождествляется с Лилит, хотя для того нет причины (художник Эдвард Слокомб)

Лилит называют первой Евой, а ещё она может быть первой женщиной на Земле

Примечательно, что Лилит иногда называют первой Евой, но вот Еву никогда не называют второй Лилит.

Интересно подумать над тем, кто же — первая женщина на Земле: Ева или Лилит? И та и другая сотворены ещё до того, как Бог изгнал человечество из Эдемского сада. Но Лилит покинула Адама раньше. Если опираться на легенду о том, что она попала в пустыню или к Красному морю, то она и вправду может оказаться первым человеком на нашей планете.

Лилит в представлении современного художника (Сергей Колесников)
Лилит в представлении современного художника (Сергей Колесников)

Впрочем, это ненадёжная почва — буквально понимать легенды. К тому же в Библии никогда прямо не утверждалось, что именно эти люди были единственными. Не исключено, что у Адама существовали современники, которые просто не упомянуты в Священном Писании.

Происхождение образа Лилит уходит слишком глубоко в историю

Узнать что-либо об изначальном образе Лилит невозможно. Он настолько древний, что просто не сохранилось никаких источников для успешных исследований. К тому же требуется не просто археологическое изыскание, а основательное междисциплинарное исследование, где будут задействованы специалисты из самых разных сфер:

  • Археология;
  • История;
  • Мифология;
  • Культурология;
  • Эпиграфика;
  • Религиоведение;
  • Эзотерика;
  • Психология;
  • Астрология;
  • Алхимия.

И тут читатель вправе потребовать объяснений. Ладно история, археология, но причём здесь психология и астрология? Всё просто:

Лилит в астрологии отождествляется с чёрной луной, мнимый спутником Земли. Астрономия не подтверждает его существование. Но астрологи утверждают, что светила влияют на характер человека. Если есть в астрологической карте некая планета — это отразится на характере. Некоторые специалисты этой области идут от обратного: обнаруживают у человека влияние

  • некой чёрной луны, из-за чего утверждают о её существовании. Но чаще он принимается за условность;
Символ Чёрной Луны Лилит — мнимой планеты в астрологии
Символ Чёрной Луны Лилит — мнимой планеты в астрологии
  • Лилит в психологии отождествляется с анимой. Это архетип, женское начало в мужчине. Он — источник чувственного и способен проявляться во снах. Иногда аниму разделяют на положительную и отрицательную, где Лилит выступает в качестве отрицательной части.

В древности существовал культ богини Лилит

Хотя корни образа Лилит невозможно проследить, можно с уверенностью говорить о том, кто такая эта легендарная женщина. Любой культ — это ритуал и миф, лежащий в его основе. Мы ничего не знаем о ритуале Лилит и имеем лишь эхо того, что было обосновывающим его мифом. Но даже этого достаточно, чтобы оценить значимость божества Лилит.

Она явно была богиней-Матерью, одной из первых. Вряд ли это злое божество, но в то же время она — божество пугающее, потустороннее, требующее благоговейного почтения. Есть в ней некоторый хтонический дух, хотя, конечно, такие утверждения близки к спекуляциям, обосновать их нечем.

«Леди Лилит» Джона Кольера — одно из самых известных изображений первой жены Адама
«Леди Лилит» Джона Кольера — одно из самых известных изображений первой жены Адама

Но мы с уверенностью можем заключить, что Лилит пришла в семитскую культуру из более древней — вавилонской традиции, а туда — из ещё более ранних верований. Разумеется, та Лилит, демон, которого мы имеем в еврейском письменном и устном наследии, мало имеет общего со своим прототипом.

Реставрировать образ подлинной Лилит вряд ли возможно, но подобраться к задокументированной крайней точке мы можем.

Первая ипостась Лилит — вампирша и душительница детей

Как богиня-Мать, Лилит ассоциируется с материнством, но при этом она довольно странная по людским меркам мать. Если читатель знает, то сразу вспомнит греко-римского Кроноса-Сатурна — бога времени, который пожирал своих детей.

Этот образ нам ясен и не вызывает вопросов: время всепоглощающе, оно даёт жизнь и разрушает её. Возможно, этот образ косвенным образом восходит к изначальному культу Лилит — дающей и отбирающей жизни.

Образ богини-Матери, вроде Лилит, порой, сложно интерпретировать извне. Например, иконография богини Кали очень сложна, и мало кто поймёт её правильно
Образ богини-Матери, вроде Лилит, порой, сложно интерпретировать извне. Например, иконография богини Кали очень сложна, и мало кто поймёт её правильно

Похожий образ есть в индуизме. Богиня Кали — это Великая Мать, но она же — уничтожительница ложного эго, богиня прекращения материального существования. Но в этом акте смерти нет ничего губительного и окончательного, так как умирание — это переход в духовную сферу, а значит, в образе убивающей Матери нет негативных коннотаций. Бояться её должны лишь демонические сущности, привязанные к ложному эго, погрязшие в материальных грехах, ставшие их рабами, если говорить по-христиански.

Но в случае с Лилит примечательно, что убивает она исключительно детей. Она делает следующее:

  • Душит;
  • Выпивает кровь;
  • Обгладывает кости.

Это сложно интерпретировать однозначно и вряд ли тут есть какие-то положительные толкования. Именно такая, отрицательная ипостась Лилит широко известна в древнем мире:

  • у шумеров;
  • у хеттов;
  • у ассирийцев;
  • у вавилонян.

В письменных источниках вавилонян эта ипостась наиболее известна под именем Ламашту. Миф описывает эту богиню:

«она зловеща, она упряма, она богиня; ужасна она. Она подобна леопарду, дочь Ану. Её ступни как у (птицы) Зу, её руки грязны, у неё морда всесильного льва. Она поднимается из зарослей тростника. Её волосы распущены, её груди обнажены. Её руки перемазаны кровью и плотью. Она без спроса проникает через окно, она ползает как змея. Она пробирается в дом, и снова его покидает».

Ламашту — богиня, чьи черты очень схожи с Лилит
Ламашту — богиня, чьи черты очень схожи с Лилит

Не стоит путать Ламашту и Ламассу. Ламассу — это добрый дух, лев (или бык) с человеческой головой и крыльями. А Ламашу — это демон-убийца, женщина с головой льва.

Ламашту находится рядом с беременной женщиной, пристально следит, выжидая возможность навредить. Это злое, грязное существо с вредной человеку природой. Ламашту — разрушительница, вампир, людоед. Её стихия — ночь, мрак. Свет же это существо похищает. Она коварна и люто ненавидит род человеческий, особенно — детей с матерями. А к мужчинам она испытывает сексуальное влечение, ибо похотлива по своей природе. И к этому мы ещё вернёмся в следующем разделе.

Дух Ламассу созвучен Лилит и родственной ей Ламашту, но не имеет с ними ничего общего
Дух Ламассу созвучен Лилит и родственной ей Ламашту, но не имеет с ними ничего общего

Нередко исследователи отмечают, что на основе Лилит греки придумали Ламию — прекрасную женщину, которую боги превратили в чудовище и убили её детей. Она мстит чужим детям, пьёт их кровь и может превращаться в красавицу, чтобы соблазнять мужчин. У этого мифа множество вариаций.

Есть немало других богинь, чьи черты и истории перекликаются с известным о Лилит: Ардат Лили, Ламмея, Морну, Эмпуса, Лилиту, Геката и т.д.

Вторая ипостась Лилит — соблазнительница

Скорее всего, образ соблазнительницы стал присущим Лилит позднее, чем образ матери. Вероятно, он восходит к богине Иштар или некому её аналогу.

Иштар — одна из главных богов аккадской мифологии. Она отвечает за плодородие, любовь, сексуальную энергию. У шумеров ей соответствовала богиня Инанна.

Иштар — положительная и особо почитаемая богиня. Для её культа была характерна храмовая проституция: каждая женщина хоть раз в жизни должна была отдаться чужому мужчине в храме. Это было культовое действие с глубоким религиозным подтекстом.

На образ Лилит наложила отпечаток культовая проституция Древнего Востока.

Подходить к культовой проституции с христианской моралью некорректно, так как это происходило на Востоке, за века до Моисея и Священного Писания, так что имелся свой менталитет и своё же отношение к сексу. Если для современного христианина с религиозной точки зрения эти действа дики, то в ту эпоху было постыдно их избегать.

Иштар — аккадская богиня, у которой масса общих черт с Лилит
Иштар — аккадская богиня, у которой масса общих черт с Лилит

Женщину, которая отдаётся в храме в ритуальных целях, в Библии называли кедеша. В русском переводе этот смысл утрачен:

(Быт 38:14 –15)

«И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. [И не узнал ее.]»

Даже Геродот упомянул в своих трудах священную проституцию. Она шокировала его.

Разумеется, в религиозной конкуренции всё исказилось. Иштар переименовали на греческий манер — Астарта и нарекли демоном Астаротом. Черты богинь слились и перепутались, так что вместо богини-Матери возникла кровожадная блудница, отчего-то ненавидящая человечество.

Сцена влюблённых на стене индийского храма демонстрирует раскрепощённое отношение к интимной жизни на Востоке
Сцена влюблённых на стене индийского храма демонстрирует раскрепощённое отношение к интимной жизни на Востоке

Потребовался миф, который мог бы объяснить эту путаницу. Так возникли ранние версии рассказа о Лилит — бессмертном демоне и первой жене Адама. Она якобы искушала мужчин, охотилась за его семенем, чтобы рождать демонов, а женщин с их детьми убивала. Поэтому Лилит проникает по ночам в спальни одиноких мужчин и берёт их против воли.

Эта история разрасталась за счёт религиозной и оккультной литературы, например Талмуда и Каббалы.

В некоторых традициях и по сей день живо верование в мстительную Лилит. Там и поныне над кроватями детей вешают обереги.

Именно эти два аспекта Лилит слились воедино в талмудической традиции, которая значительно расширила и дополнила информацию из Священного Писания, а скорее всего — и создало миф Лилит.

Лилит тесно связана с совами

Образ Лилит тесно связан с совами. Эти ночные животные летают по ночам, а Лилит, как известно, — ночное существо. И пусть она невероятно красива, всё же ей часто приписывают совиные лапы или когти.

Конечно, она не единственная, кто связан с совами. В греческой мифологии известны совы-демоны, которые ночами сосали кровь младенцев. Они точно так же пробираются дома. А иногда — пожирают печень, что отсылает нас к мифу о Прометее.

Любопытно, что отождествление совы с демонической женщиной или кровопийцей характерно для разных традиций, например, Малайзия: Лангсуира — демон, может превращаться в сову или соблазнительную женщину.

Сова неясыть, по верованиям греков, пьёт кровь детей. Это роднит её с Лилит
Сова неясыть, по верованиям греков, пьёт кровь детей. Это роднит её с Лилит

Мы не знаем значение слова «Лилит» (есть версия, что от шумерского «лиль» — «воздух, ветер; дух, призрак»)., но очевидно, что оно связано с другим — «Стрига» (варианты в мифологии: Астариба, Астрига, Гистера):

  1. Стригой — молдавская и румынская ведьма-вампир, заложный покойник.
  2. Стрига — сова сипуха (рум.).
  3. Стикс — сова неясыть (лат.), по поверьям, пьющая кровь детей.
  4. Штрига — ведьма в карпато-балканской демонологии, пьющая кровь детей
  5. Штрига — в словацких диалектах душа ведьмы, принявшая вид бабочки, вампир.
  6. Стригия — «кричащая сова» (лат.), название демона, нападавшего на людей по ночам.
  7. Стригон — ведьма у южных славян.
  8. Штрига — вид вампира у Албанцев.
  9. Стржига — демон в легендах Силезии, иногда изображался как сова.

У итальянцев стрига — это и злая старуха и ведьма, заключившая союз с дьяволом. У французов некогда было слово «estrie» — тоже обозначавшее существо вроде вампира. В Португалии такое же слово означает ведьму.

Это далеко не полный список.

Исследователь Зигмунд Гурвиц, автор «Книги Лилит», приходит к выводу, что во многих языках «ведьма» и «ночная сова» называются одним и тем же словом. Он приводит такие сведения:

«Интересна сказка, придуманная испаноговорящей еврейкой из Палестины, которая была опубликована Нанауэром , процитирована Томпсоном и, позднее,Джошуа Трахтенбергом . В ней речь идёт о похожей на Лилит фигуре по имени Ла Бруша . Она пробирается в комнату роженицы в виде огромного чёрного кота, и похищает ребёнка. Её имя происходит от испанского “bruja” что по-португальски звучит как “bruxa ” и соответствует провансальскому “bruesche”. Так же как и “Стрига” это слово обозначает “ведьму”, или “ночную сову”».

В связи с этим интересно обратить внимание не Священное Писание. Единственное место, где предположительно Лилит названа по имени:

(Ис. 34:13–14)

«И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой»

Большинство исследователей видят здесь не имя, а прилагательное «ночное», а некоторые утверждают, что речь идёт о ночной сове. Учитывая тесную связь совы и Лилит, это довольно любопытная версия.

Очень интересна находка — терракотовый рельеф Бёрни, созданный около 1950 года до н.э. Он утратил цвет, но уже выяснено, что раньше окраска была чёрно-красной. На этом изделии изображена красивая обнажённая женщина с крыльями и в окружении двух сов.

Богини Лилит, Иштар, Инанна и др. так похожи, что нельзя сказать, кто из них изображён на рельефе Бёрни. В пользу Лилит — наличие сов
Богини Лилит, Иштар, Инанна и др. так похожи, что нельзя сказать, кто из них изображён на рельефе Бёрни. В пользу Лилит — наличие сов

Кто эта богиня — неизвестно. Версий много, предпочесть ту или иную нет причин.

Часто называют Иштар, но противники этой версии сообщают, что она не имела никакого отношения к совам, так что, возможно, речь идёт о Лилит.

Лилит впервые названа по имени в Эпосе о Гильгамеше

Это один из старейших письменных документов, который относят к третьему тысячелетию до нашей эры. По самым смелым оценкам, фрагменты этого произведения могут восходить к сказаниям XXVIII века до нашей эры.

В одном эпизоде рассказано, что дерево хулуппу (возможно, липа) упало в воды Евфрата. Дерево спасли и поставили в саду Инанны (можно искать параллели с древом познания добра и зла, а также с мировым деревом). У его корней поселился дракон (масса параллелей от скандинавского Нидхёгга и Левиафана до змея-искусителя), а на вершине поселилась птица (гром-птица, Ворон Воронович, Ноготь-птица и т.д.).

«В средине его Лилит-дева жилье себе соорудила. Дева белозубая, сердце беззаботное».

Но такое положение вещей не устроило богиню Инанну, и Гильгамеш явился ей помочь. Он убил дракона, а птица и Лилит сбежали.

В эпосе о Гильгамеше Лилит некоторое время живёт в центре мирового дерева
В эпосе о Гильгамеше Лилит некоторое время живёт в центре мирового дерева

Лилит фигурирует в библейских апокрифах

Появление Лилит в иудейской традиции довольно позднее. Это не времена Моисея, не годы жизни Платона или Христа, а уже наша эра. Например, Вторая книга Варуха. Это еврейский апокалипсис. В нём есть такие строки:

(2 Вар. 10:8)

«Я обращусь к морским сиренам. К Лилит, которые выходят из диких мест. И к шеддим и танним, живущих в лесах»

Вариант перевода:

(2 Вар. 10:8)

«Я буду взывать к морским сиренам и вы, лилиты, спешите сюда из пустыни; демоны и драконы, поспешайте из леса, пробудитесь и препояшьтесь вретищем. Воспойте вместе со мною погребальную песнь, стенайте вместе со мною»

Ряд гностических источников упоминает некое существо по имени Элелет, которое тоже отождествляют с Лилит.

Около III или IV века нашей эры впервые упомянут апокриф «Завещание Соломона», который, будучи написан по-гречески, восходит к утраченным еврейским источникам. В этом тексте Соломон встречается с созданием по имени Обизуфь, которое сообщает ему о себе:

«Я называюсь среди людей Обизуфь; и по ночам я не сплю, а брожу своими кругами по всему миру и посещаю женщин при деторождении. И в назначенный час я занимаю своё место, и если мне везет, я удавляю ребенка. Но если нет — я удаляюсь в другое место, потому что я не могу за одну ночь остаться безуспешной. Ибо я – жестокий дух с мириадами имен и множеством образов. И ныне я блуждаю туда-сюда. И я отправляюсь на закате моими кругами. Но ныне, как бы ты не запечатывал меня окрест кольцом Бога, ты ничего не сделаешь. Я не остановлюсь перед тобою, и ты бессилен командовать мною. Ибо я не имею никакой иной работы, кроме как уничтожаю детей, делаю их уши глухими, творю вред их глазам и спутываю их уста узами, и гублю их разум, причиняю боль их телам».

Апокриф описывает внешность демона: тело из тьмы, яркий и радостный взгляд, волосы, растрёпанные как у дракона, а остальное тело невидимо. Голос был отчётливым (чистым) и проникал в Соломона.

К слову, Соломон встречается с Лилит и в других апокрифах. Есть версия, что две блудницы, которые спорили из-за того, чей же ребёнок, это два демона — Лилит и Наама, которая, кстати, тоже часто выступает как персонификация Лилит.

А если здесь же вспомнить, что и гостья Соломона, царица Савская, тоже рассматривается как воплощение Лилит, то выходит, демоница регулярно навещала царя.

Библейские апокрифы рассказывают, что одна за женщин, которых судил Соломон, — Лилит
Библейские апокрифы рассказывают, что одна за женщин, которых судил Соломон, — Лилит

Средневековые апокрифы — источник большинства сведений о Лилит

Пожалуй, справедливо опираться на самые старые сведения, чтобы увидеть исконный облик Лилит. Чем старше источник, тем он менее надёжный. Однако именно средневековые рукописи сформировали представление о Лилит в массовом сознании.

  • Алфавит Бен-Сиры

Создан в VII–X вв. Пародийный текст на еврейском языке. Он сатирически относится к библейским сюжетам. Именно отсюда и взята история о том, что Лилит сказала Адаму: «Я не лягу под тебя», поскольку тоже была создана из земли, а значит, равна Адаму.

Здесь же приводится история о бегстве Лилит и преследующих её трёх ангелах.

  • Книга ангела Разиэля

Это гримуар XIII века. Его якобы дал ангел Адаму, а по другой версии — Ною, так что сами создатели книги не определились. Есть масса редакций. По сути это — компиляция из разных мистических текстов. Здесь есть текст заклинания против Лилит. Озвучивают мнение, что это восходит к преданию о том, как Лилит пыталась соблазнить святого. Часто речь идёт об Илии. Эта устная легенда, записи которой довольно поздние (XVII век).

Основные сведения о Лилит — выдумка средневековых фальсификаторов

По одной из версий, святой смог удержаться от искушения, а по другой — нет. Всё зависит от того, каких взглядов придерживалась та или иная гностическая традиция.

Лилит проникла в каббалистическую традицию

Позднее Средневековье продолжает развивать миф о Лилит, опираясь на двойственный образ из талмудических комментариев. Набирает популярность мнение, что первый человек, Адам Кадмон, — это андрогинное существо, гермафродит. Ведь Бог — это абсолют, он включает в себя любую природу, а не только мужскую. Значит и Адам, сотворённый по образу и подобию, должен быть таким же.

Когда Адама Кадмона разделили на два существа, Адама и Еву, Лилит покинула его, отправилась на побережье, чтобы соблазнять мужчин и сбивать с праведного пути:

«Когда Адам встал, получив живую душу, его Нуква была помещена ему в бок, а святая душа в нем распространялась в сторону мужского свойства и в сторону женского свойства, и хватало ее и тому, и другому – и мужчине, и женщине, поскольку она сама состояла из мужского и женского свойств. А затем рассек Творец Адама и исправил его Нукву. Сказано об этом: “И выстроил Господь Бог ребро” — т.е. сторону, как сказано: “к стороне скинии” . ”И привел ее к Адаму” — т.е. исправлениями привел ее, как невесту к хупе.

Увидев это, Лилит убежала, и находится она в больших средиземноморских городах. И до сих пор она готова вредить жителям мира. Когда же в будущем Творец разрушит нечестивый Рим, и будет разрушение миру — поднимется эта Лилит из моря, и водворит Он ее в римском разрушении, ибо она – разорение мира. Сказано об этом: ”Там отдохнет Лилит и найдет себе покой”»

Ряд еврейских комментаторов утверждают, что после изгнания из Эдемского сада Адам долгое время вступал в отношения не с Евой, а с Лилит и другими демонами, чем дал жизнь их многочисленному нечистому потомству.

Средневековые тексты превратили Лилит в мстительного демона
Средневековые тексты превратили Лилит в мстительного демона

Продолжая очернять образ Лилит, Каббала рассказывает о Самаэле (отожествляется с сатаной), спутнике первой женщины. При этом сама Лилит получает два проявления:

  • Первая Лилит — спутница Самаэля;
  • Вторая Лилит — спутница Асмодея (от имени демонического Аэшма-дэва в Авесте).

Причём обе Лилит — единое существо.

Этот тёмный образ Лилит получил развитие в арабских мифах. Там появился женский демон Карина, и мужской — Карин, которые создают разногласия между мужем и женой, а также пытаются навредить детям. Карина приходит к мужчине во снах и всячески пытается вытеснить женщину из его жизни.

Лилит — последствие многовекового развития патриархальных идей

Образ Лилит, безусловно, восходит к архетипам в психике человека. Не зря десятки культур по всему миру в разных формах почитают богиню-Мать. Мы видим в образе Лилит явные отпечатки традиций, которые этот образ смог пережить, например, аккадской мифологии. Лилит переняла сексуальные коннотации, но также впитала и некоторые мистические черты, связывающие её с совой.

Ясно, что при противостоянии культур у Лилит не было ни единого шанса сохранить привлекательность своего образа:

  • Пропаганда иудаизма превращала чужих богов в злых демонов;
  • Раскрепощённая традиция Востока не была приемлема для Запада;
  • Символика образа Лилит забыта, а её внешние проявления внушали не разбирающимся в традиции людям ужас.

Затем Лилит стала жертвой мистических спекуляций гностиков и каббалистов, но главный удар ей нанесли ещё раньше — лидеры патриархальных сообществ. Допустить почитание женского божества среди народа они просто не могли.

Так Лилит превратилась в символ буйной, непокорной, а потому порицаемой женской натуры, образцом слишком самостоятельной, слишком распутной, слишком непонятной обществу личности. Её образ противопоставлялся безропотной Еве, а главное — альтруистичной Есфирь.

Иудеи противопоставляли Есфирь Лилит, как образец праведности
Иудеи противопоставляли Есфирь Лилит, как образец праведности

Эти женщины стали образцом праведной спутницы жизни в семитском обществе (хотя Ева ещё и — неправедной, по ситуации).

Важный аргумент в этой борьбе — создание по образу и подобию Божьему Адама, но не Евы. А потому равная ему Лилит преподносилась как ошибка, демон, зло, враг рода человеческого. Нетрудно тут проследить женоборческий мотив: жена, непокорная мужу, — это такое же зло, противопоставленное благодатному человечеству.

И хотя у Лилит сегодня есть свои почитатели, в большинстве своём — это лишь приверженцы модных оккультных учений, где распространена зрелищная сатанинская атрибутика.

Самое печальное в этом — вывернутый наизнанку образ свободной Матери, которое человечество за сорок веков превратило в демона, пьющего кровь младенцев.

Православие не интересуется Лилит

Православие не учитывает сведения из Каббалы, Талмуда и библейских апокрифов. Авторитета у православных христиан два:

  • Священное Писание;
  • Священное Предание.

Всё, чего там нет, просто отрицается.

Поэтому всерьёз о Лилит вопрос даже не ставится. Спорные моменты в Библии решены в пользу тех версий, которые исключают упоминание Лилит.

Даже если Лилит и существовала, православие придерживается мнения, что Библия — книга не историческая, а поучительная. В ней содержится не история человечества, а важные для духовного роста факты. Соответственно, история о Лилит рассматривается как необязательная для идущего к Богу человека. В Церкви обсуждают вопросы о спасении души, а количество жён Адама и прочее — это уже вне рамок такого разговора.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *