Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Церковная реформа патриарха Никона. Как вера в то, что Москва — третий Рим, привела народ к расколу.

27.05.2019
3 561

Содержание

Чем был вызван исход старообрядцев, и почему их общины разбросаны по всему миру

Если верить Википедии, в 2017 году число старообрядцев различных согласий превысило два с половиной миллиона человек. География их проживания впечатляет. Старообрядческие общины и приходы находятся не только на территории бывшей Российской Империи, но и Европы, Северной и Южной Америки, и даже Австралии.

Что побудило всех этих людей ехать так далеко от родных мест? Неужели это тяга к путешествиям? К сожалению, нет. С веками насиженных мест тех, кого сейчас называют старообрядцами, согнала реформа.

В Боливии проживает около двух тысяч старообрядцев
В Боливии проживает около двух тысяч старообрядцев

Церковная реформа берёт начало в кружке «Ревнителей благочестия» при Алексее Михайловиче Тишайшем

Все реформы во все времена задумываются исключительно с благими намерениями. То же самое можно сказать и о реформе в Русской Православной Церкви, которая вошла в историю, как никоновская реформа. Нельзя сказать, что задумал её патриарх Никон.

Ещё задолго до того, как Никону стать русским патриархом, приблизительно около 1640 года, при Алексее Михайловиче собрался кружок ревнителей благочестия. Он объединил вокруг юного царя людей искренне верующих и желающих чистоты веры.

Их целью было приобщить людей к вере, бороться с пороками и, самое главное, сделать полный перевод Священного Писания. Сейчас каждый ученик средней школы сможет назвать двух членов этого объединения: патриарх Никон и протопоп Аввакум.

«Кружок ревнителей благочестия» (М.А.Тодорова) во главе со Стефаном  Вонифатьевым, духовником царя Алексея Михайловича.
«Кружок ревнителей благочестия» (М.А.Тодорова) во главе со Стефаном  Вонифатьевым, духовником царя Алексея Михайловича

Решение сделать богослужение одинаковым по всей Руси назрело давно

Ещё на Стоглавом Соборе было принято постановление о том, что богослужебные книги нуждаются в исправлении. Это решение было принято неспроста. В каждой части страны служили по-своему.

Спустя сто лет после Стоглавого Собора царь Алексей Михайлович решил привести-таки всё русское православие к одному образцу. К этому времени патриархом был избран Новгородский митрополит Никон. Он удостоился такой чести как человек нестяжательный и искренне ратующий за веру.

На Стоглавом Соборе были предприняты первые попытки привести обряды Русской Церкви к единому образцу
На Стоглавом Соборе были предприняты первые попытки привести обряды Русской Церкви к единому образцу

Ревнители «древлего благочестия» считали Русь единственной страной, сохранившей истинную веру

Вопрос был только в том, где взять тот образец, по которому буду проверяться богослужебные книги и даже иконы. Протопоп Аввакум предлагал древние служебные книги на древнегреческом и славянском языке, чтобы исправить только расхождения, происшедшие со временем от описок.

Он искренне верил, что Москва-третий Рим, а русский царь- это единственный хранитель благочестия. Ведь, как рассуждали многие ревнители того времени, Константинополь пал, греческие иерархи находились под влиянием мусульманских правителей. До этого они осквернили себя заключением унии с Римом. Поэтому Аввакум рассудил, что остался один «удерживающий теперь» и это — Русь.

Протопоп Аввакум Петров – главный идеолог раскола
Протопоп Аввакум Петров – главный идеолог раскола

За образец для исправления богослужебных книг приняли греческие книги

Патриарх Никон смотрел на это по-другому. Четыре великих православных патриарха были греками. Веру Русь получила от греков, значит, и книги править по греческим книгам и сравнивать обряды Московской церкви с греческими.

Протест Аввакума, который считал, что нельзя брать за образец книги, которые печатали в Риме и Париже оставили без внимания. Упустили из вида и то, что с тех пор, как Русь крестилась от греков, в самой Греческой Церкви произошло много изменений.

Между двенадцатым и тринадцатым веками двоеперстное крестное знамение вышло из употребления. Его заменило троеперстное. Изменились и каноны написания икон. Всё это осталось без внимания.

Патриарха Никона поддержали греческие архиереи в его исправлении церковных книг и богослужения
Патриарха Никона поддержали греческие архиереи в его исправлении церковных книг и богослужения

Основные положения церковной реформы, которая породила раскол 17 века в Московской церкви

Чем был вызван раскол? В 1653 году патриарх Никон разослал по всем епархиям постановление о замене двоеперстного крестного знамения на троеперстное и о сокращении числа земных поклонов.

Теперь для осенения себя крестным знамением нужно было сложить большой, указательный и средний пальцы вместе «во имя Отца и Сына, и Святаго Духа». Было также изменено направление хода вокруг аналоя во время богослужений, теперь надлежало ходить противусолонь, то есть, против часовой стрелки.

Было установлено трегубое пение «Алиллуии», вместо сугубого, то есть, эту молитву произносили дважды, а теперь стали произносить трижды. Вместе с восьмиконечным крестом правильным признали шести и четырёх конечные кресты.

За образец иконописи принималась греческая иконопись XVII века. В церковный обиход ввели партесное (многоголосное) пение. Собор 1654 года узаконил все эти изменения.

Книга XVII века, по которой до реформы учились церковному пению
Книга XVII века, по которой до реформы учились церковному пению

Служебно — обрядовые изменения в церкви были приняты некоторыми людьми за отступление от старой веры

Эти церковно-обрядовые изменения вызвали бурную реакцию среди других ревнителей благочестия, которые увидели в этом угрозу Православию. Они не захотели мириться с этими постановлениями, которые отменяли постановления Стоглавого Собора.

Никоновские реформы воспринимались простыми русскими людьми как покушение на свою веру. Протопоп Аввакум писал письма государю, в которых просил его вмешательства и защиты «древлей русской православной веры».

Результатом действий с обеих сторон стало возникновение раскола. Поскольку Аввакум не только писал письма царю, но активно призывал сопротивляться, мятежный священник был сослан вместе со своей семьёй в Тобольск, а затем в Забайкалье в 1653 году.

Протопоп Аввакум с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск. Современный рисунок. Осодоева Туяна, 15 лет. 2016 год.
Протопоп Аввакум с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск. Современный рисунок. Осодоева Туяна, 15 лет. 2016 год.

Собор предал проклятию всех, кто противился его решениям и крестился двумя перстами и, тем самым, утвердил никоновские реформы

В 1656 состоялся Собор, который предал проклятию всех, кто крестится двумя перстами. Что интересно, Никон на самом деле не настаивал на уничтожении «неправильных» книг или казнях тех, кто упорствовал в почитании старых обрядов, потому что надеялся на их покаяние и примирение. Об этом в своей статье, посвящённой патриарху, пишет доктор исторических наук Смирнов Юрий Николаевич:

«Сам Никон не был упорным догматиком, старые и даже неправильные с его точки зрения книги не подвергались осуждению, они даже могли быть использованы в церковной службе при определенных обстоятельствах.»

Страница книги, в которой патриарх Никон отвечает на вопросы воеводы Свешникова
Страница книги, в которой патриарх Никон отвечает на вопросы воеводы Свешникова

Стремление Никона возвысить духовную власть над светской разрушило дружбу царя и патриарха

Царь Алексей Михайлович называл патриарха Никона своим «собинным другом» и доверял ему во всё, вплоть до того, что оставлял его управлять делами всего Московского государства во время своего отсутствия в Москве. Ему даже было пожаловано право подписываться титулом «Великий государь».

Во всём, что касалось «книжной справы» или упорядочивания богослужения царь поддерживал своего «собинного друга», но Никон задумался не только об этом.

Он считал, что в византийском учении о симфонии Церкви и государства, Церковь должна иметь главную роль. Он потребовал, чтобы всё духовенство было подсудно только патриарху. Он считал, что даже имущественные вопросы церкви должны решаться только церковью, а не государевыми людьми и светской властью.

Результатом таких заявлений стало то, что царь стал отдаляться от своего соратника. Он решил, что патриарх посягает на его царскую власть.

Церковь Воскресения Христова в Новом Иерусалиме – любимое место патриарха-реформатора
Церковь Воскресения Христова в Новом Иерусалиме – любимое место патриарха-реформатора

Причины проведения очередного собора — утверждение изменений в Русской Православной Церкви

В 1658 году патриарх Никон самовольно удалился в Новый Иерусалим после того, как Алексей Михайлович отказался приехать на литургию, а также попросил патриарха впредь не именовать себя «Великим государем».

В 1666-1667 годах прошёл церковный собор, в котором приняли участие восточные патриархи — Александрийский и Антиохийский, и несколько митрополитов других зарубежных православных церквей. Этот собор утвердил все изменения и новые обряды в Русской Православной Церкви и проклял раскольников.

Также на этом соборе патриарх Никон был осуждён, лишён архиерейского сана и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь, который находился у Белого озера. Протопоп Аввакум также был осуждён на этом соборе и после недолгого пребывания в Москве сослан в Пустозёрск.

Пустозёрск – город в Заполярье, куда был сослан протопоп Аввакум
Пустозёрск – город в Заполярье, куда был сослан протопоп Аввакум

Последствия церковной реформы негативно отразились на жизни всей страны

Если попытаться описать это кратко, то «книжная справа» была задумана ещё патриархом Иосифом. Главной её задачей был церковно-славянский перевод Священного Писания. Под руководством ревностного и деятельного патриарха Никона эта «справа» вылилась в церковную реформу.

Были внесены изменения не только в богослужебные книги, но также исправлен Символ Веры (в новых книгах из него было убрано слово «истинный» в отношении Святого Духа). После того, как собор проклял раскольников, из домов изымались иконы, которые не соответствовали образцу и сжигались.

Все раскольники подвергались суровым наказаниям, вплоть до отрубания кистей рук, вырезания языков или даже сожжения, как то случилось с Аввакумом и тремя его последователями. Они были сожжены в срубе в 1682 году.

Старообрядцы бежали на Север, за Урал, на Дон и на Дальний Восток.
Старообрядцы бежали на Север, за Урал, на Дон и на Дальний Восток.

Старообрядцы и никонианцы: разделение общества и религиозный раскол как основные итоги реформы

Итоги таких действий были плачевными. Около 20 тысяч человек совершили акты самосожжения, потому что решили, что в мир пришёл Антихрист. Около четверти, а по некоторым оценкам трети всего населения бежали на Сервер, за Урал и на Дон от преследований, кто могли, бежали за границу.

Они стали называть себя старообрядцами, а те, кто не пошёл за ними, получили прозвище никонианцы, или никониане. Таким образом, церковно-обрядовая сторона богослужения и молитвенной традиции стала источником ненависти и распрей.

На протяжении последних ста лет Церковь пытается преодолеть страшные последствия раскола

Церковная реформа Никона привела, с одной стороны, к единению с другими православными церквями, а, с другой стороны, нанесла невероятно глубокую рану всей Церкви и российскому обществу на многие века.

Этот раскол 17 века связан с именем патриарха Никона и до сих пор разделяет людей. В 1903 году император Николай II издал манифест о свободе совести, по которому все инославные и старообрядцы освобождались от преследования.

В 1971 решением Поместного Собора Русской Православной Церкви были сняты клятвы со старых обрядов. В 2000 году РПЦЗ просила прощения у своих старообрядческих братьев за все те жестокости, которые были совершены против них напрасно. Были сняты все клятвы. Тем не менее, до сих пор эта церковная рана не исцелена.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *