Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Экклезиаст — книга, отрезвляющая человека

Скачать эту статью

Священник Даниил Сысоев назвал свой труд, посвящённый толкованию Екклесиаста «Книга книг, отрезвляющая человека». Это название передаёт сущность самого необычного канонического библейского текста. Книга, именуемая Екклесиастом, развенчивает все земные иллюзии и главным её словом можно назвать слово «суета». Авторство Екклесиаста приписывается еврейскому царю Соломону, а цитаты из неё использовали многие известные деятели литературы и искусств в своих произведениях.

Екклесиаст (Экклезиаст) ― это одна из канонических книг Ветхого Завета

Екклесиаст (Экклезиаст) входит в состав канонических книг Ветхого завета. Это также 33 часть Танаха и 7-я книга Ктувим. Она имеет поучительный характер и поэтому идет вслед за Притчами Соломона. В русской Библии помещается среди Соломоновых книг, а в еврейской — между Плачем Иеремии и книгой Есфири.

Екклесиаст. Обложка книги. 19 век. Екклесиаст относиться к каноническим библейским произведениям в жанре литературе мудрости
Екклесиаст. Обложка книги. 19 век. Екклесиаст относиться к каноническим библейским произведениям в жанре литературе мудрости

Священник Александр Мень считает, что книга принадлежит к кругу писаний мудрецов-хакамов. В ней, как в Иове, Притчах и Песни Песней, в ней нет прямых ссылок на Закон, Завет и священную историю.

Автор сочинения, при этом, стоит на общечеловеческих позициях и поэтому оно понятно людям любой страны и эпохи. Основная мысль книги ― «суетность настоящего». Её библейский писатель выражает в поэтической форме. Сохранилось множество древних переводов ее текста, что говорит о популярности этого литературного произведения.

Название «Екклесиаст» переводиться как «проповедник», это калька с греческого слова «кохелет»

Книга называется Екклесиаст, поскольку написана от лица «Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме» (Екк. 1:1). Это название ― греческая калька с еврейского слова «кохелет». Оно означает проповедника в собрании.

Именно поэтому в христианском каноне сочинение носит название Екклесиаст или Экклезиаст. В переводе с греческого оно означает «оратор в собрании». Полное название в синодальном переводе этой книги следующее: «Книга Екклесиаста, или Проповедника».

Святой Григорий Нисский. Мозаика XI века в киевском Софийском соборе.  Святой Григорий Нисский считает, что имя Екклесиаст указывает на высшего Наставника Церкви ― Иисуса Христа
Святой Григорий Нисский. Мозаика XI века в киевском Софийском соборе.  Святой Григорий Нисский считает, что имя Екклесиаст указывает на высшего Наставника Церкви ― Иисуса Христа

Современные богословы указывают на то, что слово «ках`ал», означает собрание всей ветхозаветной Общины или молитвенное собрание верующих. Именно поэтому греческий переводчик произвел свое наименование книги от слова «экклесиа» — народное собрание, Церковь. Именно поэтому Смысл слова «Кохелет-Екклесиаст» передаётся как проповедник или говорящий в собрании.

Стоит при этом отметить, что святой Григорий Нисский видит в этом имени указание на высшего Наставника Церкви — Христа (Истолков. Екк 2:1). Таким образом, можно сделать вывод, что название произведения носит символический и характер и избранно не случайно.

Автором Екклесиаста считается царь Соломон, именно он сказал: «… все суета сует и томление духа…»

О том, кто считается автором Екклесиаста до сих пор ведутся споры. Еврейское и христианское предание называет автором этого произведения царя Соломона. При этом его имя в книге прямо не называется.

Имя Соломон можно найти в том месте книги, где автор произведения символически принимает на себя имя Екклесиаста. Здесь он называет себя сыном Двидовым и говорит о том, что он царь Иерусалимский. Если же взять сирийский перевод текста, то в его заголовке прямо указанно: «книга Когелета, то есть Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского».

Царь Соломон. Армянская миниатюра из Библии 1269 года. Большинство учёных и богословов приписывает авторство Екклесиаста царю Соломону
Царь Соломон. Армянская миниатюра из Библии 1269 года. Большинство учёных и богословов приписывает авторство Екклесиаста царю Соломону

В XVII веке Гуго Гроций впервые высказал сомнения о том, что авторство произведения принадлежит Соломону. При этом ещё в Талмуде можно найти отверждение, что книга написана позже и поэтому её автор не царь Соломон.

В дальнейшем целый ряд протестантских ученых, основываясь на утверждении Гроция, стали решительно отвергать уже подлинность самой книги.

Впервые сомнения об авторстве Екклесиаста высказал Гуго Гроций в XVII веке.

Что же касается времени написания Екклесиаста, то такие сомнения заставили богословом и учёных спорить о времени написания книги. Основные версии этого следующие:

  • Нахтигалль относит её ко времени между Соломоном и Иеремей (975—588 г. до н. э.);
  • Шмидт и Ян — к 699—588 г. до н. э.;
  • Делич — к 464—332 г. до н.э.;
  • Гитциг — к 204 г. до н. э.;
  • Грец — к царствованию Ирода Великого.

Основанием для сомнений в подлинности книги Екклесиаста им служат внешние и внутренние признаки, не соотвествующие духу времени Соломона. Так, например, в тексе произведения встречаются иностранные, иранские и арамейские, слова; изображаются бедствия жизни, каких не было при Соломоне.

Библия ничего не говорит о авторе такой книги, при этом в её текст вводятся отвлеченно-философские термины, не встречающиеся в других библейских книгах. Специалисты также отмечают сильное влияние на текст произведения греческой философии.

Мишель Ван Миервелд. Майкл Гуго Гроций. Гравюра 19 века. Голландский юрист, философ, богослов, христианский апологет, драматург и поэт. Гуго Гроций первый поставил под сомнение авторство Екклесиаста
Мишель Ван Миервелд. Майкл Гуго Гроций. Гравюра 19 века. Голландский юрист, философ, богослов, христианский апологет, драматург и поэт. Гуго Гроций первый поставил под сомнение авторство Екклесиаста

Сторонники подхода о том, что Екклесиаста написал царь Соломон говорят, что имеющиеся сомнения не дают достаточного для сомнения в подлинности книги. Так иностранные слова Соломон мог употреблять, ведь он любил всё иноземное, кроме того, царь поддерживал деятельные торговые и политические сношения с иностранными государствами.

Кроме того, книга Екклесиаста изображает только такие бедствия, которые вообще неразлучны с человеческой жизнью. В этом случае отвлеченные слова могли быть созданием собственной мудрости Соломона.

На Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература

В любом случае царь Соломон в Ветхом Завете представляется идеалом мудреца и одновременно человеком, испившим до дна чашу земных радостей — от плотских утех до познания мира. Именно поэтому автор Екклесиаста называется его именем.

При этом самая ранняя рукопись Екклесиаста найдена в 4-й Кумранской пещере у Мертвого моря. Она относится приблизительно к 150 году до Р.Х. Таким образом, книгу не могли написать позже этой даты.

Фрагмент Книги Екклесиаста. Кумран. 175–150 гг. до Р. Х. Самую раннею Рукопись Екклесиаста нашли в Кумранских пещерах. Даёт возможность определиться с датировкой этого произведения
Фрагмент Книги Екклесиаста. Кумран. 175–150 гг. до Р. Х. Самую раннею Рукопись Екклесиаста нашли в Кумранских пещерах. Даёт возможность определиться с датировкой этого произведения

Иудейские учителя выступали против включения книги в канон. Церковь же приняла ее как часть Священного Писания, вопреки мнению Феодора Мопсуестского, который оспаривал ее боговдохновенность.

Современные учёные указывают на то обстоятельство, что на текст Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература религиозного характера. Среди таких сочинений можно назвать «Песнь Арфиста», «Размышлениях Хахаперрасенеба со своим сердцем», «Разговор со своим Ба» и т.д.

Именно поэтому современные учёные относят Екклесиаста к разряду распространённых на Древнем Востоке текстов «литературы мудрости».

Книга Екклесиаста ― это уникальное явление в составе Библии

Книга Екклесиаста во многом представляет собой уникальное явление в составе Библии, заметно отличаясь от всех остальных её книг образом мыслей автора. Иудейское предание говорит о том, что Соломон написал в Старости, в то время когда книга Песнь Песней была написана им в юности.

Основная мысль книги сводится к развенчанию всех земных иллюзий. Если автор Книги Иова еще считает благоденствие в этой жизни знаком милости Божией, то Проповедник показывает тщету всего земного.

Царь Соломон на троне. Песнь песней, гравюра из Национального музея Германии. 1590 год. Считается, что царь Соломон написал Песнь Песней в молодости, а Екклесиаст в старости
Царь Соломон на троне. Песнь песней, гравюра из Национального музея Германии. 1590 год. Считается, что царь Соломон написал Песнь Песней в молодости, а Екклесиаст в старости

Основной лейтмотив сочинения выражается в следующей его строке: «Все суета сует и томление духа»! Кроме того, такое выражение как «кто умножает познания, умножает скорбь» указывает на Екклесиаста как на престарелого мудреца, который в течение своей долгой жизни постиг всю суетность земного.

Поэтому он призывает в сочинении, среди земных превратностей искать себе счастья и успокоения в Боге. Это истинная задача земной жизни мудрого. Не даром автором в качестве заключительных избранны следующие слова: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека».

Автор Екклесиаста не рассуждает о жизни после смерти в своих стихах.

Интересен тот факт, что автор не желает рассуждать о жизни после смерти, после суда Божьего. При этом он не отрицает того, что Бог приведет каждого на суд в конце дней его.

В тексте книги есть такое высказывание: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». (Екк. 1:18.). Таким образом, автор говорит о том, что большие знания порождают большую печаль и поэтому говорить о том, что он не знает, автор считает для себя невозможным.

Титул рукописного издания «Священных книг Ветхого Завета». Вена. 1877 год. Некоторые иудейские богословы Талмуда выступали против включения Книги Екклесиаста в состав Библии
Титул рукописного издания «Священных книг Ветхого Завета». Вена. 1877 год. Некоторые иудейские богословы Талмуда выступали против включения Книги Екклесиаста в состав Библии

Автор Екклесиаста, говоря о бренности и суетности окружающей его действительности, указывает на то, что не видит смысла жизни в погоне за земными благами. Бренность и суетность окружающей действительность Кохелет объясняет:

  • грехопадением людей,
  • непостижимости путей Господних,
  • неизбежности смерти,
  • неясности того, что представляет собой жизнь после смерти.

Не следует превратно толковать Екклесиаст как гимн человеческой самости и независимости от Бога. Автор книги уповает на Бога. В этой связи необходимо отметить, что сохранились возражения иудейских богословов Талмуда против включения Книги Екклесиаста в состав Библии (Шаббат, 30 б). О ней прямо говорилось, что она содержит еретические воззрения (Вайикра рабба, 28 а).

Книга Екклесиаста содержит 12 глав

С литературной точки зрения Екклесиаст считается поэтическим произведением. Оно делится на 12 глав. Строфическую форму Екклесиаста открыл Кёстер в 1831 году. Позже это открытие повторил Вайгинг. Они разделили книгу на 4 части, при этом каждая из частей делилась в свою очередь на 3 отдела. Почти все они имеют по 3 строфы.

Видеоролик: Библия книга Екклесиаст. Автор читает текст Екклесиаста.

Главы книги посвящены следующим темам:

Глава 1. Размышления о тщетности человеческих усилий, о круговороте вещей в природе.

Глава 2. Размышления о тщетности удовольствия, мудрости и труда.

Глава 3. Труд человеческий не влияет на ход событий в мире, которым управляет Бог.

Глава 4. Труд во зло, тщетность плодов труда.

Глава 5. Рассуждения о пустых обещаниях. Тщетность труда. Радость от богатства, дарованного Богом.

Глава 6. Рассуждение о том, что все предопределено. Ограниченность человеческой мудрости.

Глава 7. Смысл бытия и значение праведности неведомы человеку.

Глава 8. Божье воздаяние может быть непонятно человека

Глава 9. Человек не знает, что его ждет, но всех одинаково ждет смерть. Мудрость –  не залог успешности.

Глава 10. Мудрость – лучше глупости.

Глава 11. Призыв трудится, жить радостно, почитая бога Своего. За этой жизнью последуют темные дни.

Глава 12. Призыв к ответственности в молодости. Возвращение к мысли о суетности бытия.

Екклесиаст состоит из 12 глав.

Таким образом, в книге Екклесиаст, автор анализирует события своей жизни и приходит к выводу, что всё уже было под солнцем вся человеческая жизнь ― это суета, то есть бессмыслица.

Именно поэтому в тексе постоянно встречаются подобные высказывания:

(Екк. 3:19)

«… потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё–суета!.

Или же такие:

(Екк. 1:7)

«Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь».

Отец Александр Мень часто обращался к тексту Екклесиаста для его толкования

Толкование Екклесиаста ― это та тема, к которой часто обращались и обращаются христианские богословы. Так протоиерей Александр Мень в своих работах периодически упоминает это произведение.

Он указывает на то, что Екклесиаст говорил о том, что отрицательный жизненный опыт позволяет понять, что без Бога, без жизни вечной все есть суета. Именно поэтому это сочинение очень популярно у христианских подвижников.

Александр Мень, фотопортрет. Протоиерей Александр Мень в своих богословских трудах большое место уделял толкованию. Екклесиаста
Александр Мень, фотопортрет. Протоиерей Александр Мень в своих богословских трудах большое место уделял толкованию. Екклесиаста

Стоит при этом отметить, что автор произведения не размышлял и не говорил о посмертно воздаянии. Он просто указывал на бренность существующего мира и тщетность человеческих стремлений: «Есть и такая суета на земле: «… праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это ―суета»! (Еккл. 8:14.). Вопросы посмертного воздаяния поднимаются в Новом завете. Об этом всегда стоит помнить и не заменять чтение Библии чтением Екклесиаста.

Значение Екклесиаста в том, что он указывает на тщетность земных благ, о чём Ветхий Завет ранее не говорил.

Кроме того, отец Александр Мень указывает кроме суетности бытия ещё на два мотива, характерных для Екклесиаста. Это тема мирового круговорота и тема тщетности земных упований. При этом автор произведения говорит о том, что и в мудрости он не нашёл утешения для себя: «… и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. (Еккл. 1.:13).

В наше время многие не знают, кто сказал это, но понимают такое высказывание. Таким образом, Екклесиаст поднимает в своём сочинении общечеловеческую тему, актуальную во все времена ― тщетность земных благ. В общей переоценки земного бытия в ветхозаветном сознании и состоит ценность Екклесиаста для всех нас.

5 цитат из Екклесиаста о течении времени

В книге Еклистаст автор уделяет большое внимание вопросам течения времени и суетности всего происходящего, так, например, известны следующие цитаты на эту тематику:

  1. Что было — уже есть, и чему быть — уже было. (Екк. 3:15).
  2. Не говори: «Как случилось, что прежние дни были лучше этих?», ибо не от мудрости ты спросил об этом. (Екк. 7:10).
  3. Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах. (Екк. 3:20).
  4. Всё суета суёт. Всё тщета и ловля ветра. (Екк. 4:14).
  5. Всему свой час и время всякому делу под небесами; Время родится и время умирать; Время насаждать и время вырывать насаженное; Время убивать и время исцелять; Время разрушать и время строить; Время плакать и время смеяться; Время стенать и время плясать; Время разбрасывать и время собирать камни; Время обнимать и время избегать объятий; Время искать и время терять; Время хранить и время тратить; Время рвать и время сшивать; Время молчать и время говорить; Время любить и время ненавидеть; Время войне и время миру. (Екк. 3:1).

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *