Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Нагорная проповедь: ядро христианского учения

16.10.2020
3 230

Нагорная проповедь — центральная и самая длинная речь Иисуса Христа. Можно назвать её ядром христианского учения. Известные религиозные идеи, образы и афоризмы произошли именно из этого текста. При этом по сей день богословы спорят о множестве смыслов, вложенных в каждое слово Христа.

Нагорную проповедь из Евангелия от Матфея Иисус Христос мог произнести в месте под названием Гора Блаженств

Что такое нагорная проповедь Иисуса Христа, понятно уже из названия. На вершине горы Иисус проповедует слушателям истины благочестивой жизни, иллюстрирует их притчами и даёт толкование на некоторые положения Ветхого Завета.

Текст Евангелий знает несколько проповедей, которые Спаситель произнёс на горе. До сих пор не установлено, идёт ли речь об одном и том же событии, либо о разных. Есть мнение, что текст нагорной проповеди Христа — компиляция из разных Его поучений.

В этом случае сама нагорная проповедь никогда не произносилась так, как это описывает Новый Завет.

Гора Блаженств — возможно, именно тут Иисус Христос произнёс нагорную проповедь
Гора Блаженств — возможно, именно тут Иисус Христос произнёс нагорную проповедь. Фото: liliya-travel.ru

Но если всё это было на самом деле, то где место, на котором произошли эти события? Никто не знает. Дело в том, что там, где проповедовал Христос, никакой выдающейся горы нет. Почему же проповедь называется нагорной?

Ну, может, речь идёт не про высокую гору, а про некое возвышение. Есть, например, холм под названием Гора Блаженств. Быть может, именно здесь Спаситель провозгласил свои Заповеди Блаженства.

Евангелие от Матфея содержит текст нагорной проповеди. Принято считать, что Иисус Христос мог произнести эту проповедь около 30 года н.э.

Заповеди блаженства — наставления Христа для праведной жизни

Выражения «заповеди блаженства» в Библии нет. Так условно обозначают 9 советов Христа верующим. Примечательно, что Спаситель в заповедях, в отличие от Моисея, ничего не запрещает. Вот текст заповедей Христа:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

(Мф. 5:3–12)
Есть похожий текст и в Евангелии от Луки.

Но если попытаться найти среди них совпадения, то удастся выявить только три общие заповеди блаженства:

  1. Блаженны нищие, ибо их есть Царство Божие.
  2. Блаженны скорбящие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны алчущие, ибо они будут насыщены.

Три заповеди блаженства есть сразу в нескольких Евангелиях, а остальные уникальны.

Заповедям блаженства противопоставлены заповеди горя:

«Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение (славянский текст — яко отстоите утешения вашего). Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их».

(Лк. 6:24-26)

Иисус Христос много внимания уделяет комментарию к Ветхому Завету

Иисус Христос не сообщает нечто кардинально новое слушателям. Он в проповеди опирается на Ветхий Завет, подразумевая, что аудитория хорошо знакома с традицией. Например, фраза «кроткие наследуют землю» восходит к этому стиху:

«А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира».

(Псал. 36:11)

Иисус не скрывает своей симпатии к Закону Моисея, но при этом сообщает: «Я пришел не нарушить закон но исполнить».

Спаситель обращается к разным законам Ветхого Завета. Он комментирует две так называемые заповеди любви:

Помимо десяти законов на скрижалях, существовали и другие заповеди, которые следовало выполнять верующими. Одними из них были две заповеди о любви. Они есть в тексте Ветхого Завета, а Иисус Христос дополнил эти идеи в своих проповедях.

(К. Г. Блох, картина «Нагорная проповедь», 1877 г.)
(К. Г. Блох, картина «Нагорная проповедь», 1877 г.). Фото: upload.wikimedia.org

Первая заповедь любви. О Боге:

«и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими»

(Втор. 6:5)

Вторая заповедь любви. О людях:

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя».

(Лев. 19:18)

«Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской».

(Лев. 19:33-34)

Спаситель призывает смотреть на эту тему шире:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.

Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

(Мф. 22:37–40)

Спаситель призывает уравновесить материальное и духовное

Иисус Христос предостерегает человека от зацикленности на материальных благах:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»

(Мф. 6:19–21)
Иисус Христос призывал не делать культ из земных благ, а подходить к ним разумно.

В конце концов, всё не вечно. Только внутренний мир человека — его вечное богатство.

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?».

(Мф. 6:22–23)

Сердце — это светильник человека во тьме невежества. Но если погрузить это сердце в такую же тьму, то из неё уже не выбраться.

Иисус не отрицает важность материального мира, но призывает не служить ему, не становиться его рабом:

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне».

(Мф. 6:24)

Верующему нужно заботиться о тех вещах, над которыми он властен, и пустить на самотёк то, что нельзя изменить. Конечно, не хорошо, когда есть алчущие и жаждущие.

Поэтому Христос никогда не призывает отбросить жизнь и бренное тело.

Но нельзя подчиняться всему этому.

В конечном счете, важным будет лишь один вопрос — позаботился ли человек о душе:

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом».

(Мф. 6:25–32)
Иисус Христос во время Нагорной проповеди («Нагорная проповедь». Роспись церкви Святых Космы и Дамиана в Шубине, Москва)
Иисус Христос во время Нагорной проповеди («Нагорная проповедь». Роспись церкви Святых Космы и Дамиана в Шубине, Москва). Фото: bigenc.ru

Поэтому важно правильно расставить приоритеты, творить добрые дела и искать Царство Божие:

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы»

(Мф. 6:33–34)

Нагорная проповедь породила множество афоризмов

Нагорная проповедь ёмка, богата на смыслы и полезна для принятия в жизнь человека. Фактически, уже на основе одной только её можно вести себя праведно и благочестиво.

Есть смысл читать и перечитывать не только проповедь, но и разные комментарии к ней. Пусть в них будут противоречия, но каждый человек найдёт истину.

В этом смысле мы в большем выигрыше, чем книжники и фарисеи, которые бездумно отвергали проповедь Христа.

Напоследок приведём некоторые известные выдержки из нагорной проповеди с пояснениями:

«Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые».

(Мф. 7:17)
Ты не можешь чуть-чуть грешить и называть себя праведников.

Любой грех оскверняет человека.

«Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди.

Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми».

(Мф. 6:2–5)

Мессия резко критиковал показную религиозность. Показные добрые дела и показная религиозность — пустое в глазах Бога и бесполезное для человека деяние.

«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

(Мф. 7:3–5)

Если указывать на чужие недостатки, занимаешься попустительством к своим. Работа над собой должна предшествовать любой критике.

В этих и других простых поучениях Иисус Христос открыл перед людьми простую картину духовного пути: «Простите другим их грехи — простит и Вам Отец Небесный», «Любите и любимы будете» и др.

Это простые принципы, которые не требовали уже хорошо знать закон или пророков. Войдёт в Царство Небесное лишь чистый душой человек, а не тот, кто соблюдает религиозные формальности.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *