Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Инок — человек не от мира сего

На православных сайтах часто встречается вопрос: чем инок отличается от монаха? Дело в том, что в России всегда эти два понятия считались словами-синонимами. Об это говорят все дореволюционные словари.

При этом во многих русских православных монастырях настаивают на том, что инок и монах — это разные степени монашества. Однако и инок и монах занимаются одним делом — ведут духовную брань ни на жизнь, а на смерть. Оружие же у них разное, в зависимости от принятых на себя обетов.

Для того чтобы понять, кто такие иноки, необходимо изучить степени православного монашества

Понять, кто такие иноки невозможно без изучения степеней православного монашества, так как иночество в наше время одна из них. Степени монашества — это те этапы, которые православные монахи или монахини проходят во время своего пребывания в монастыре.

Икона. На ней изображено облачение новообращенного монаха монашеские одежды. Раньше понятие «монах» и «инок» не различались
Икона. На ней изображено облачение новообращенного монаха монашеские одежды. Раньше понятие «монах» и «инок» не различались

Монах в монастыре должен переменить мысли от страстных к добродетельным. Чтобы этого достичь, он принимает обеты. Обет — это обещание даваемое христианином.

В православной Церкви монашеские обеты пожизненно исполняются перед Богом. Именно поэтому их не дают легкомысленно, у обетов есть степени от простого к сложному. Традиционно в Русской Православной Церкви послушник проходит искус (испытание). Если прошел успешно, открываются три степени монашества.

Разница между степенями — в количестве принимаемых перед Богом обетов, аскетических правилах поведения, послушаниях, а также в монашеских одеждах.

Степени монашества и понятие его закреплены в специальном положении РПЦ.

Что же касается официального закрепления понятия «монашества» в РПЦ, то Русская Православная Церковь приняла для этого «Положение о монастырях и монашествующих».

В нём говориться:

«Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, «Положения о монастырях и монашествующих» и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем».

Именно поэтому в разных монастырях, при следовании общим правилам положение и статус инока или инокини могут различаться.

Принятие 30 ноября 2017 года членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Положения о монастырях и монашествующих. Положение устанавливает монашеские ступени в Русской Православной Церкви и регулирует монашескую жизнь.

Положение определяет основные принципы и правила жизни монастырей Русской и на его основе устанавливаются правила монашеского общежития в той или иной обители: распорядок жизни, расписание богослужений, особенности послушаний и т.п.

Необходимо отметить, что в Положении используется только та терминология, которая касается исключительно мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник. За исключением строго оговоренных случаев все утверждения Положения относятся также к игумении, сестричеству, сестре, монахини, инокини, послушницы. Так образом, по своему положению инокиня практически ничем не отличается от инока.

В православии есть шесть степеней монашества

Практически все, поступившие в монастырь, кроме трудника (трудницы), послушника (послушницы) и рясофорного послушника (послушницы) принимают монашеский постриг. Под монашеским постригом понимается обет отречения от мира, так как монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Бог.

Кроме того, монах или монахиня также приносят следующие обеты ради любви ко Христу: послушания, девства, или целомудрия, и нестяжания. Во время обряда пострижения в монахи у человека символически постригаются волосы. Кроме того, ему также дается новое имя, избираемое в память того святого, который становиться покровителем постригаемого.

Постриг
обет отречения от мира

В некоторых монастырях разработано шесть степеней подготовки к монашеству:

  1. трудник (трудница).
  2. послушник (послушница).
  3. рясофорный послушник (рясофорная послушница).
  4. инок (инокиня).
  5. малая схима (монах/монахиня.
  6. схима или великая схима (схимник, схимонах/схимница, схимонахиня).

Необходимо отметить, что в любом случае монах обязан исполнять своё основное служение в Церкви — непрестанное пребывание в богообщении и молитве за весь мир. Монахи благовествуют о Христе своим живым примером деятельного покаяния, любви к Богу и служения Ему.

Монашество основано на словах Господа Иисуса Христа:

«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Мф. 19, 21

Таким образом, это не продукт человеческой мысли, но Воли Божией.

Послушник и рясофор — это те степени монашества, которые предшествуют иночеству

Перед тем, как стать иноком, а затем монахом, лица, поступающие в монастырь обязаны пройти две ступени: послушник и рясофор. Послушник или же послушница — это лицо, готовящееся к тому, чтобы стать монахом.

Несмотря на то чтоб послушник и послушницы не дают монашеских обетов, они уже принадлежат к монашескому братству. При этом они не носят рясу — монашескую одежду, им разрешено носить только подрясник.

Послушник
человек, который готовится стать монахом

Основная задача послушника или послушницы — готовиться к принятию монашества, а также исполнять различные послушания при монастыре. Живя в обители, они привыкают к распорядку дня и монастырским правилам, к монашеской жизни.

В Российской империи существовало правило, согласно которому послушник должен был жить не менее 6-ти лет в статусе послушника при монастыре, прежде чем он мог постричься в монахи и стать рясофором.

Под рясофором (рясофорной послушницей), понимают человека, которому дозволенно носить рясу. В Греции эта степень называется «рясофорный послушник» («рясофорная послушница»), при этом сами греки считают эту степень ступенью послушничества (подготовке к монашеству). Рясофору дозволенно носить рясу, камилавку (скуфью) и чётки.

В наше время в России рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом

В наше время в мужских монастырях РПЦ монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. В результате исконно русское слово инок, обозначавшее ранее всех монахов, сейчас стало обозначать принадлежащих к первой степени монашества.

Ранее же понятие иночество применялось ко всем монашествующим. Эта традиция сохраняется до сих пор в старообрядческих монастырях.

Видеоролик: Иноческий постриг — начало пути монаха. На 40 минуте автор говорит, что иноческий постриг — это только начало на пути монашеского подвига.

Рясофорный монах отличается от рясофорного послушника тем, что ему дается новое имя. Кроме того, иерей, пребывающий в рясофорном чине, называется иеромонах, при этом дозволенно использовать слово священноинок. Кроме того, в существующей церковной практике иеромонаха называют иереем, постриженным в монахи.

В РПЦ рукополагают во епископа безбрачных священников, принявших монашеский чин. Таким образом, в том случае, когда перед рукоположением во священники человек принял целибат, дал обет безбрачия, ему вполне достаточно принять только первую степень монашества — рясофор.

Слово «инок» («инокиня») греческого происхождения, «чернец» — русского

Старые словари и энциклопедии утверждают, что слова инок, монах, чернец — это слова-синонимы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона говорит об этом так:

«Инок — то же, что монах, собственно «одинокий» (инокни), прямой перевод греческого monahos».

Значение слова инок разное для церковной и светской литературы. Дело в том, что литераторы могут назвать иноком любого человека, живущего в монастыре, тогда как современная церковная традиция так называет только тех, кто получил право носить некоторые монашеские одеяния.

Константинго-Еленинский женский монастырь. Постриг в рясофор. Постриг в рясофор (первую ступень монашества) может быть осуществлен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет
Константинго-Еленинский женский монастырь. Постриг в рясофор. Постриг в рясофор (первую ступень монашества) может быть осуществлен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет

Положений о монахах и монашествующих говорит о том, что постриг в рясофор может быть произведен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет. Этот срок сокращается для слушателей духовной семинарии.

В чине инока или рясофорного монаха человек пребывает до пострижения его в «малую схиму». Малая схима означает окончательное принятие монашеских обетов, а также наречение нового имени. Таким образом, инок становиться как бы «новоначальный» монах.

Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в этой степени монашества.

Монахи, в отличие от иноков, принимают малую и великую схиму

Если инок собирается дальше продвинуться на пути монашества, он становиться монахом, принимает вначале малую, а потом великую схиму.

При этом разделение на малую схиму и великую схиму признается далеко не во всех Православных церквях. Так, например, греческие православные церкви имеют только рясофорный постриг и сразу же обет великой схимы.

Одежда монаха, принявшего малую схиму. Мантийные монахи составляют среди монашествующих большинство
Одежда монаха, принявшего малую схиму. Мантийные монахи составляют среди монашествующих большинство

Второе название малой схимы — это мантийное монашество. Принимая постриг, и обеты малой схимы человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом. Он получает новое имя, как бы рождаясь заново, при этом даёт следующие обеты:

  1. Послушания, то есть отказа от своей личной воли и полного послушания своему духовнику;
  2. Безбрачия или же целомудрия;
  3. Нестяжания или же нищеты, то есть отказа от владения личной собственностью.

Всего же монахи обязаны соблюдать обеты, данные при крещении, аскетические обеты, а также ежедневно соблюдать положенные в монастыре и духовником молитвенное правило и нести монастырское послушание, то есть трудиться в монастыре.

Монашествующий избирает руководителя своей духовной жизни — старца и дает обет во всех своих делах следовать его совету и воле. Обычно пострижение в малую схиму происходит на литургии и после неё нового монаха торжественно обличают в хитон, параман, рясу, мантию (палий), клобук, сандалии, в руку дают чётки.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Патриарх Кирилл — мантийный монах
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Патриарх Кирилл — мантийный монах

Мантийных монахов среди монашествующих большинство. Именно поэтому обычно под ними понимают православных монахов вообще. Только мантийные монахи могут занимать высшие церковные посты, например, быть настоятелями и наместниками монастырей, правящими Архиереями, в том числе Святейшими Патриархами.

Инок не может принять великую схиму

Высшая степень монашества — это великая схима. Чем отличается малая и великая схима указана в Положении РПЦ о монастырях и монашествующих. Согласно ему под великой схимой понимается полнейшее отчуждение от мира для соединения со Христом.

Иначе она называется великий ангельский образ. В просторечии схимонах называется схимником. Схимником инок не может стать, не приняв перед этим малую схиму.

Монах, принявший великую схизму в полном облачении. Великая схизма — это высшая ступень монашества
Монах, принявший великую схизму в полном облачении. Великая схизма — это высшая ступень монашества

Во время принятии великой схимы монашествующий принимает особые обеты и вновь меняет имя. Таким образом, у него появляется второй святой покровитель. В русских православных монастырях великосхимники обычно живут отдельно от других монахов и кроме непрестанной молитвы не занимаются никакими иными послушаниями. Все принявшие великую схиму стремятся жить в затворе, вне контакта с другими людьми.

Великий схимник облачается в особую одежду: подрясник, рясу, аналав (особый род парамана), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, сандалии, пояс и хитон, он также носит чётки.

В современной практике Русской Православной Церкви великая схима — явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжелобольных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.

В наше время различия между иноком и монахом весьма значительны

Если ранее иноком или чернецом назывался любой монашествующий, то в наше время это понятие относиться исключительно к человеку, постриженному в рясофор. В чём разница между иноком и монахом прямо указанно в «Положении о монастырях и монашествующих». Согласно ему иночество — это первая ступень монашества, но постриженный в рясофор ещё не монах. В Положении об этом говориться так:

«Иночество (рясофорное послушничество, рясофор). Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

  1. Монашеский постриг

Испытательный срок, через который проходят послушники, не ограничивается упомянутым выше трехлетним периодом и может быть продлен по единоличному или совместному с Духовным собором решению игумена монастыря…»

Инок. Константин Славитский. 1897 год. Инок и монах похожи в том, что они служат Богу и в том, что они идут по одному пути монашества, только стоят на разных ступенях
Инок. Константин Славитский. 1897 год. Инок и монах похожи в том, что они служат Богу и в том, что они идут по одному пути монашества, только стоят на разных ступенях

Инок не принимает монашеских обетов перед Богом и должен исполнять только те обеты, которые он дал при крещении. Кроме того, различается одежда инока и схизматика, то есть монаха, принявшего малую или великую схизму.

Монах принимает на себя монашеские обеты перед Богом. С этого момента он меняет имя, и уже не может просто так покинуть монастырь, не нарушив эти обеты, что признается страшным грехом. Если задача инока — готовиться стать монахом, исполняя послушания и выполняя умное делание, то схимник усердно выполняет на деле монашеские обеты и молиться Богу о своём спасении.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *