Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Реформация церкви: как появился протестантизм

05.03.2021
239

Мы знаем, что начало Реформации положил Мартин Лютер, когда прибил, в 16 веке на ворота Замковой церкви в Виттенберге свои знаменитые «Тезисы». Считается, что этот поступок положил начало Лютеранской церкви и привел к расколу в Католической церкви.

Однако это далеко не так, ведь в те времена еще не было ни лютеранства, ни протестантизма.

Сам же Лютер, всего лишь хотел реформировать традиции католицизма. Рассылая свои тезисы по всей Европе, он ожидал, что они вызовут дискуссию, которая позволит их реформировать.

Однако, в результате господству в римско-католической церкви в Западной Европе пришел конец, а в мире появилась новая христианская конфессия.

Реформация — это движение, направленное на реформирование католической Церкви

Реформация (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — это широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование Католической Церкви.

Кроме того этим же термином обозначается период в истории Нового Времени, охватывающий XVI и первую половину XVII столетия («реформационный период», 1517 — 1648 гг.).

Несмотря на то, что это крупнейшее событие всемирной истории часто называют религиозной (или церковной) реформацией, оно имеет гораздо более широкое значение, являясь важным моментом как в религиозной, так и в политической, культурной и социальной истории Западной Европы.

«95 тезисов» Мартина Лютера, 31 октября 1517 года. «Тезисы» считаются манифестом Реформации в Западной Европе
«95 тезисов» Мартина Лютера, 31 октября 1517 года. «Тезисы» считаются манифестом Реформации в Западной Европе. Фото: upload.wikimedia.org

Эпоха Реформации получила свой анализ в начале xvi века и в то время ею обозначали исключительно совершившиеся в XVI веке церковные преобразования.

При этом религиозная реформация не представляла собой что-то единое целое, так как она прилагался вообще ко всякого рода государственным и общественным преобразованиям в том или ином государстве.

При этом в те времена были очень распространены проекты церковных реформы, средних, например, можно называть «Реформацию Сигизмунда» или же «Реформацию Фридриха III».

Реформация — это религиозное движение, направленное на реформирования католицизма.

В XVI в., когда религиозные вопросы и церковные споры выдвинулись на первый план, термин реформация получил более узкий смысл. То же самое случилось и с изучением реформационного движения.

Лишь в середине XIX в. религиозная Реформация стала изучаться с более правильной точки зрения. Так, например, именно тогда Циммерман положил начало изучению реформации с социальной точки зрения, написав «Историю великой крестьянской войны».

Пауль Туманн. Лютер прибивает 95 тезисов к дверям церкви». Картина. Вартбург, 18 век. Считается, что Реформация в Западной Европе началась после того, как Мартин Лютер прибил свои знаменитые «95 тезисов» к воротам церкви в Вартбурге
Пауль Туманн. Лютер прибивает 95 тезисов к дверям церкви». Картина. Вартбург, 18 век. Считается, что Реформация в Западной Европе началась после того, как Мартин Лютер прибил свои знаменитые «95 тезисов» к воротам церкви в Вартбурге. Фото: kraeved1147.ru

Принято считать, что история Реформации началась 31 октября 1517 года. Легенда гласит, что в этот день доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.

Эпоха Реформации закончилась с подписанием Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Таким образом, историкам точно известно, кто положил начало Реформации католической Церкви.

Церковная Реформация — это идеология нового класса западного общества — буржуазии

Реформация Церкви началась после окончания в Западной Европе периода Средневековья. В это время здесь господствовал феодальный строй. При нём церковная иерархия была полным отражением иерархии светской.

Если в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира делились по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре.

Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных.

Свидетельство о получении индульгенции, датированное 19 декабря 1521 года. Одной из причин Реформации стало недовольство населения западноевропейских государств торговлей католической Церковью индульгенциями
Свидетельство о получении индульгенции, датированное 19 декабря 1521 года. Одной из причин Реформации стало недовольство населения западноевропейских государств торговлей католической Церковью индульгенциями. Фото: upload.wikimedia.org

После того, как феодальный строй стал распадаться, потребовалась реформа католицизма. Дело в том, что уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового социального класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии — буржуазии.

При этом буржуазия не отказывалась от христианство, но настаивала на его изменении. В первую очередь буржуа хотели удешевления и упрощения церковных обрядов.

Католическая Церковь владела в средневековой Европе 1/3 всех обрабатываемых земель.

Причины Реформации разнообразны, но основной из них стало недовольство «язычеством вавилонской блудницы», т.е. Католической Церкви.

При этом основными её целями были «возвращение христианства к апостольским временам», посредством «очищения веры от людских выдумок», и «освобождение духа от мертвящей буквы предания». Среди наиболее важных причин выступления против Римской Церкви можно назвать:

  • отрицание католицизмом национальной государственности стран Западной Европы;
  • признание главенства Папа Римского над светскими государями;
  • привилегированное положение дворянства в обществе;
  • несоответствие образа жизни служителей Католической церкви тому, что они проповедовали;
  • недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии:
  • высокие материальные запросы Католической церкви, например, необходимость уплачивать «церковную десятину», торговля индульгенциями и церковными должностями и т.д.;
Джон Виклиф, богослов, профессор Оксфордского университета. Джон Виклиф — один из католических богословов, подготовивших Реформацию

Необходимо отметить, что протестантская идеология, имела своих предшественников. Так, например, ещё в XIV веке возник протест против авиньонских пап в Англии.

Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета, провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли.

Таким образом, Реформация была подготовлена сложившимися в XV веке в Западной Европе общественно-политическими и социальными условиями, а не возникла на пустом месте из-за недовольства Католической Церковью отдельных личностей.

Реформация в Западной Европе началась в Германии и медленно распространилась по всему континенту

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев, доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер обнародовал свои «95 тезисов», направленные против торговли папскими индульгенциями и злоупотреблений в Католической Церкви.

Точно же сказать, с какого года началась Реформация во все Западной Европе тяжело. Дело в том, что она распространялась здесь постепенно.

Жан Кальвин в возрасте 53-х лет. Распространению протестантизма в Западной Европе способствовали сторонники Мартина Лютера, в частности основатель кальвинизма Жан Кальвин
Жан Кальвин в возрасте 53-х лет. Распространению протестантизма в Западной Европе способствовали сторонники Мартина Лютера, в частности основатель кальвинизма Жан Кальвин. Фото: upload.wikimedia.org

Сторонники Мартина Лютера активно действовали в тех странах, где они проживали.

В результате протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

Наиболее известные деятели Реформации следующие:

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия;
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия;
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания;
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция;
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария;
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария;
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия;
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия;
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция;
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция;
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия;
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия.

Вдохновителем Реформации стал Мартин Лютер.

Если же рассматривать период Реформации по годам, то она распространилась по Западной Европе следующим образом:

1520-е годы — Германия;

1525 — Пруссия, Ливония;

1530-е годы — Англия;

1536 — Дания;

1536 — Норвегия;

1540 — Исландия;

1527 — 1544 — Швеция;

1518 — 1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева;

1520 — 1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм;

1550-е — Франция: кальвинизм;

1540 — 1560-е годы — Нидерланды.

Карта Европы в эпоху Реформации и Контрреформации. 1550-е — 1660-е гг. Реформация проникала в разные страны Западной Европы постепенно
Карта Европы в эпоху Реформации и Контрреформации. 1550-е — 1660-е гг. Реформация проникала в разные страны Западной Европы постепенно. Фото: doklad-referat.ru

Вполне естественно, что распространение Реформации в Западной Европе началось с родина Мартина Лютера. Укрепившись в Германии, где жил этот выдающийся реформатор католицизма, протестантизм стал проникать на территорию Франции и Англии.

Лютер выступал против не только индульгенций и злоупотреблений, творимых католическим духовенством, но и провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом.

Он также объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена.

Второй этап Реформации вызвал в Европе религиозные войны

Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания только верой») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Папа Римский вначале не обратил внимание на выступление Мартина Лютера, так как в то время монашеские ордена часто ссорились между собой. Заручившись поддержкой германских князей и Фридриха, курфюрста Саксонского, Лютер не отказался от своих убеждений, но согласился хранить молчание.

Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге 1521 года. На нём был принят Вормсский эдикт, объявивший Мартина Лютера еретиком и изгнанником в Священной Римской империи

После того, как католический церковный собор осудил его, он 10 декабря 1520 года сжег папскую буллу, где осуждались его взгляды, чем поставил себя вне закона на территории Священной Римской империи.

25 мая 1521 года император Священной Римской империи Карл V на Вормсском рейхстаге 1521 года издал Вормсский эдикт, объявивший Мартина Лютера еретиком и преступником и запретивший издание и распространение его трудов. После этого он стал изгнанником.

10 декабря 1520
в этот день началась реформация

Фридрих Мудрый решил не оставлять своего профессора без защиты и Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург, где о его нахождении знал только секретарь курфюрста Георг Спалатин. В Вартбурге Лютер занялся переводом сначала Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык.

Лютера на Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы в Германии, так. 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном, недовольных своим положением в империи, поднял восстание, провозгласив себя продолжателями дела Реформации.

Кроме того, вскоре разгорелась Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером.

Нападение крестьян на рыцаря, гравюра. Реформация породила многочисленные религиозные войны в Западной Европе, в том числе Крестьянскую войну в Германии 1524—1526 года
Нападение крестьян на рыцаря, гравюра. Реформация породила многочисленные религиозные войны в Западной Европе, в том числе Крестьянскую войну в Германии 1524—1526 года. Фото: agesmystery.ru

Религиозные войны шли на территории и других европейских государств. Сразу по окончании Крестьянской войны 1524 — 1526 года на рейхстаге в Шпейере действие Вормсского эдикта по требованию германских князей было приостановлено.

Через три года Второй Шпейерский рейхстаг подтвердил Вормсский эдикт, что вызвало протест шести германских князей и четырнадцати имперских городов.

По названию документа, составленного протестующими, — Шпейерской протестации — сторонники Реформации стали именоваться протестантами. После этого в Германии началось строительства протестантских церквей.

Реформация оказала огромное влияние на развитие западноевропейских государств

Мартин Лютер написал две книги — Малый Катехизис, предназначенный для мирян, и Большой Катехизис Мартина Лютера, предназначенный для пасторов. В них Лютер дал своё толкование Десяти заповедям, молитве Отче наш, Символу веры, изложил, в чём смысл и как происходят таинства крещения и причастия.

Под руководством Лютера был написан более объёмный текст — Апология Аугсбургского исповедания. Это были первые документы, в которых было более-менее последовательно изложено догматическое учение нового религиозного движения. Вероучения эпохи реформации в других протестантских стран развивались по собственному пути.

Религиозный раскол христиан Западной Европы. Схема. Церковная Реформация вызвала раскол Католической Церкви, породила новую христианскую конфессию — протестантизм, а также создала национальные Церкви ряда европейских государств
Религиозный раскол христиан Западной Европы. Схема. Церковная Реформация вызвала раскол Католической Церкви, породила новую христианскую конфессию — протестантизм, а также создала национальные Церкви ряда европейских государств. Фото: doklad-referat.ru

Что же касается России, то здесь как таковой Реформации в России не было. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

При этом православное духовенство резко выступало против протестантизма, которое получило название «люторовой ереси».

С протестантизмом в России ассоциируют деятельность Петра I.

Реформация вызвала ответную реакцию со стороны Католической Церкви, которая получила название Контрреформации. Она началась сразу же после смерти Мартина Лютера. В итоге Контрреформации католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии.

В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой. В ходе Контрреформации распространилась инквизиция, и был создан Индекс запрещённых книг, учреждены монашеские ордена нового типа — театинцы, капуцины, урсулинки и иезуиты.

Игнатий де Лойола. 1-ый генерал ордена иезуитов. Орден иезуитов был создан в качестве инструмента для борьбы с Реформацией
Игнатий де Лойола. 1-ый генерал ордена иезуитов. Орден иезуитов был создан в качестве инструмента для борьбы с Реформацией. Фото: upload.wikimedia.org

Что было итогом Реформации и каковы её последствия для европейских стран? Их несколько. Так Реформация раскола католический мир и позволила появиться национальным церквям различных государств.

В результате богослужение в них стало вестись на родном языке, например, в Англии английский язык стал языком богослужения Англиканской Церкви. Простые люди стали лучше разбираться в Священном писании и христианских догматах.

Светская власть избавилась от власти духовной, кроме того, Реформация значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *