Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Святой Франциск Ассизский — зерцало Христово

27.05.2019
3 755

Понятие святости отличается в православии и католичестве, однако это не мешает проявлять православным внимание к наиболее выдающимся католическим святым. К их числу относиться и Франциск Ассизский, проповедовавший Божие слово птицам, рыбам и деревьям.

Но известен он не только этим, дело в том, что святой, основал орден своего имени, который существует и поныне. Кроме того, к его личности часто обращается президент Российской Федерации Владимир Путин, сравнивая его с зеркалом Христовым.

Католический святой Франциск Ассизский — это основатель ордена францисканцев

Святой Франциск Ассизский (имя в миру Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне) — это римско-католический святой. Он один из самых почитаемых религиозных деятелей в истории христианства, при этом дан уважения ему отдают и некоторые православные, хотя в православии он не почитается как святой.

Франциск учредил нищенствующий орден, названный его именем — орден францисканцев. Кроме того, он основатель таких монашеских орденов как клариссы и терциарии.

Святой Франциск Ассизский. Старейшее из известных изображений Франциска, созданное ещё при его жизни; находится на стене монастыря св. Бенедикта в Субиако. Святой Франциск — это высокочтимый в католичестве святой, аскет, богослов и поэт, основатель нескольких монашеских орденов
Святой Франциск Ассизский. Старейшее из известных изображений Франциска, созданное ещё при его жизни; находится на стене монастыря св. Бенедикта в Субиако. Святой Франциск — это высокочтимый в католичестве святой, аскет, богослов и поэт, основатель нескольких монашеских орденов. Фото: upload.wikimedia.org

Считается, что его жизнь и деятельность ознаменовали собой новый и важный перелом в формировании аскетического идеала. Это стало одним из важнейших этапов становления новой эпохи в истории западного монашества. Многие положения и устои, заложенные святым Франциском, используются в монашеской жизни Римско-католической церковью и в наши дни.

Святой Франциск Ассизский родился в семье богатого купца

Родился святой Франциск в 1181 или 1182 году в городе Ассизи, Италия. Умер в 1226 году. Происходил из семьи богатого купца Петро Бернардоне. Легенда гласит, что мать его, Пика, происходила из благородного прованского французского семейства де Бурлемон.

При крещении ребёнок получил имя Иоанн (Джованни). Его отец это имя не одобрил и, вернувшись из одной деловой поездки во Францию, дал ему новое имя Франциск или Французик.

Трубадуры, 12 век. Реконструкция внешнего вида. Святой Франциск Ассизский в молодости вел разгульную жизнь и знал наизусть песни трубадуров
Трубадуры, 12 век. Реконструкция внешнего вида. Святой Франциск Ассизский в молодости вел разгульную жизнь и знал наизусть песни трубадуров. Фото: www.krugosvet.ru

Франциск был единственным сыном в семье. Кроме него, его мать родила ещё шесть дочерей. Естественно, что родители ему ни в чем не отказывали. Будущий святой учился в школе при церкви Святого Георгия, отлично знал счёт, латинский и «французский» (провансальский) языки.

Также он выучил песни трубадуров и распевал и по-французски. Жизнь он вел разгульную, и молодёжь города неоднократно выбирала его «царем» пирушек.

Святой Франциск Ассизский окончил школу в 1196 году и стал помогать отцу в купеческой лавке.

Школу Франциск окончил в 1196 году и после этого стал помощником отца в его купеческих делах. В 1202 году он участвовал в войне между Ассизи и Перудой. Во время боевых действий юношу захватили в плен, где он и пробыл год.

Здесь Франциск заболел, но не утратил своей весёлости и уверенности в своем великом будущем. После выздоровления парень вместе с молодыми рыцарями отправился в 1205 году в поход в Апулию (Южная Италия) в пользу Папы Римского.

Франциск Ассизский отказывается от имущества. Джотто (фреска в церкви Сан-Франческо в Ассизи). 1295 год. Для того чтобы отремонтировать церковь Святого Дамиана, святой Франциск тайно продал товары из лавки отца. Отец подал на сына в суд, и Франциск публично отказался от наследства
Франциск Ассизский отказывается от имущества. Джотто (фреска в церкви Сан-Франческо в Ассизи). 1295 год. Для того чтобы отремонтировать церковь Святого Дамиана, святой Франциск тайно продал товары из лавки отца. Отец подал на сына в суд, и Франциск публично отказался от наследства. Фото: upload.wikimedia.org

На первом же ночлеге в Сполето Франциск пережил ведение, которое направило его на путь служения Господу. Вернувшись в Ассизи, он стал пребывать в уединении, молясь и распевая псалмы. Кроме того, он щедро раздавал милостыню.

В 1206 году святой занялся ремонтом церкви Святого Дамиана. Для этого он тайно продал товары из лавки отца и лошадь, на которой он приехал на рынок. Отцу это не понравилось, и он подал в суд на сына местному епископу. В ответ Франциск Ассизский ушёл из дому в лес и публично отказался от наследства.

В 1208 году святой Франциск Ассизский избрал путь подражания Христу

В 1208 году святой присутствовал на службе в церкви и услышал следующее евангельское чтение:

(Лк. 9:3; Мф. 10:5–14)

«Не берите с собою ни золота, ни серебра… ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха»

Под влиянием этих слов Франциск решил встать на путь подражания Христу и отправился проповедовать Евангелие, приняв на себя обед добровольной бедности. Вокруг святого стали собираться его ученики. Им Святой дал имя «меньших братьев» (миноритов).

Обручение св. Франциска с Госпожой Бедностью. Худ. Сассета. 1437 — 1444 год. После богослужения в церкви, услышав строку из Евангелия, призывавшую взять на себя обет добровольной бедности, святой Франциск Ассизский решил возложить его на себя и отправился проповедовать евангельское слово
Обручение св. Франциска с Госпожой Бедностью. Худ. Сассета. 1437 — 1444 год. После богослужения в церкви, услышав строку из Евангелия, призывавшую взять на себя обет добровольной бедности, святой Франциск Ассизский решил возложить его на себя и отправился проповедовать евангельское слово. Фото: upload.wikimedia.org

Вместе с братьями Франциск Ассизский в 1209 году посетил Рим. Здесь папа Иннокентий III утвердил составленный им на основе евангельских текстов Устав Жизни или Протоустав, а также принял присягу, обязывавшую его почитать Папу Римского и подчиняться ему.

В описании жизни святого или его житие говориться о том, что возможно его в это же время рукоположили в диаконы, при этом прямых доказательств этому факту не иметься.

В 1219 году святой Франциск отправился в Египет обратить султана Мелек-Аль-Камеля в христианство.

В 1210 году Святой Франциск Ассизский переселился из своей хижины в полученную от бенедиктинцев часовню Ангельской Божией Матери, называемую Порциункула (в переводе с латинского — частица или же клочок земли).

В 1211 году святой получил благословение от епископа и постриг в монахини Клару Ассизскую. Позже вместе с ней он основал монашеский орден кларисс. В 1212 и 1215 году Франциск пытался совершить миссионерские поездки в Сирию и Марокко, но они закончились неудачей.

Во время 5-го крестового похода в 1219 году он отправился в Египет, где пытался обратить в христианство султана Мелек-Аль-Камиля. Сделать этого не удалось, но основатель ордена францисканцев получил от него охранную грамоту.

Франциск Ассизский и султан аль-Камиль. XV век, Беноццо-Гоццоли. Во время Пятого крестового похода святой Франциск Ассизский неудачно пытался обратить султана аль-Камиля в христианство
Франциск Ассизский и султан аль-Камиль. XV век, Беноццо-Гоццоли. Во время Пятого крестового похода святой Франциск Ассизский неудачно пытался обратить султана аль-Камиля в христианство. Фото: upload.wikimedia.org

По возвращении в Италию святой Франциск Ассизский отказался от управления формирующегося из нищенствующего братства ордена францисканцев. Вместо себя он назначил викарием Петра Каттани.

Кроме того, Франциск попросил папу Гонория III назначить кардиналом-протектором ордена Уголино ди Сеньи, который позже стал папой Григорием IX. Кардинал помог святому в 1221 году создать устав для тех мирян, которые желали жить в соответствии с правилами францисканской духовности (терциариев).

Тогда же составлен и расширенный вариант устава ордена миноритов (францисканцев). Его окончательный вариант утвердил в 1223 году папа Гонорий III своей буллой «Solet annuere».

Перед смертью святой Франциск Ассизский получил стигматы

В 1224 году святому Франциску Ассизскому на горе Верна (Альверна) в Тоскане явился в виде серафима Иисус Христос. После этого видения на теле Франциска появились стигматы (незаживающие раны, повторяющие раны распятого Христа): на руках, в ногах, богу.

Вскоре после появления стигматов у него обострились хронические болезни, полученные во время скитаний, и основатель ордена францисканцев лишился возможности проповедовать. Скончался же он возле храма в Порцинкуле. Его тело погребли в церкви святого Георгия в Ассизи.

Винченцо Фоппа. Святой Франциск принимает стигматы. Пинакотека Брера, Милан. 1490-1515 год. Перед кончиной святой Франциск Ассизский на горе Верна в Тоскане получил стигматы
Винченцо Фоппа. Святой Франциск принимает стигматы. Пинакотека Брера, Милан. 1490-1515 год. Перед кончиной святой Франциск Ассизский на горе Верна в Тоскане получил стигматы. Фото: upload.wikimedia.org

Уже при жизни святой пользовался особым почитанием. При этом он выглядел заурядно по равнению с другими основателями ордена, такими как брат Леоне и брат Массео.

Франциск посвятил себя проповеди святой бедности: он носил грубую тунику, подпоясанную верёвкой с тремя узлами (по числу данных им обетов: бедности, послушания и целомудрия), питался объедками, которые собирал подаянием. Сын богатых родителей дружил с прокаженными и менялся одеждой с нищими.

Тунику святой Франциск подпоясывал верёвкой с тремя узлами — по числу принятых обетов.

В 1228 году папа Григорий IX причислил святого Франциска Ассизского к лику святых Католической церкви. Через два года тело святого перенесли в специально построенную в его честь базилику в монастыре Сакро-Конвенто (Ассизи), при этом место точного захоронения скрыли.

В 1818 году останки святого обнаружили неповреждёнными и поместили в крипту-склеп под главным алтарём базилики. Здесь они хранятся и в наше время.

Могила Святого Франциска Ассизского в Крипте Нижней Базилики в Ассизи. Нетленные останки святого Франциска в наши дни хранятся в базилике в монастыре Сакро-Конвенто (Ассизи)
Могила Святого Франциска Ассизского в Крипте Нижней Базилики в Ассизи. Нетленные останки святого Франциска в наши дни хранятся в базилике в монастыре Сакро-Конвенто (Ассизи). Фото: s-francesco.narod.ru

После смерти святого основанный им орден францисканцев продолжил своё существование. Францисканцы есть и сейчас. Представительства ордена имеются во многих странах мира, в том числе и в России. Описания жизни святого стали появляться сразу же после его кончины.

Наибольшей известностью пользуются анонимные «Цветочки святого Франциска Ассизского» («I fioretti di San Francesco») — собрание орденских и народных легенд о чудесных и поучительных случаях из жизни святого.

Самое же раннее описание жизни Франциска создал Бонавентура под названием «Житие и чудеса святого Франциска Ассизского» («Legenda major sancti Francisci»).

Цитаты из сочинений Святого Франциска Ассизского пользуются популярность в христианском мире

После Святого Франциска Ассизского осталось относительно немного текстов. Это молитвы, канонические правила, увещания братии и небольшая эпистолярия. Особое место в его творческом наследии занимает сочинённая им перед смертью в 1224-1225 году в жанре лауды (паралитургической музыки и поэзии в Италии XIII—XVI веков) «Песнь о Солнце». Это славословие Господу и всем Его творениям:

  • Брату Солнцу (frate sole);
  • Сестре Луне (sora luna);
  • Брату Ветру (frate vento);
  • Сестре Воде (sor’ aqua);
  • Брату Огню (frate focu);
  • Матери Земли (matre terra);
  • Сестре Смерти (sora morte).

Многие цитаты из сочинений святого Франциска Ассизского стали крылатыми выражениями. Например, такое высказывание из его «Завещания»: «Зарабатывать деньги ради денег — это хуже, чем содомский грех».

Или: «И люби тех, которые так плохо поступают с тобою, и не желай другого от них, если Господь не судил иначе. Люби их так, как они есть, не требуя, чтобы они были лучшими христианами». Кроме того, также широко известно следующее изречение из Молитвы Святого Франциска Ассизского:

«Господи, <…>

Там, где ненависть, дай мне сеять любовь;

Там, где обида — прощение;

Там, где сомнение — веру;

Там, где отчаяние — надежду;

Там, где тьма — свет;

И там, где печаль — радость».

Видеоролик: Франциск Ассизский. Александр Мень. На 16 минуте  57 секунде автор говорит о том, что «Гимн Солнцу» святого Франциска Ассизского остался как завещание всему христианскому миру.

Святой Франциск изменил аскетический идеал средних веков, который принял гуманитарный характер. Именно поэтому цитаты из его сочинений очень популярны в христианском мире. Можно привести следующее его высказывание, которое можно считать манифестом святой бедности»: «Я, ничтожный брат Франциск, желаю следовать примеру жизни и бедности высочайшего Господа нашего Иисуса Христа и Его Святейшей Матери, оставаясь верным этому до конца. И я прошу вас, госпожи мои, советую вам жить всегда этой святейшей жизнью в бедности. И тщательно остерегайтесь, чтобы никогда и никоим образом не отдаляться от неё по чьему-либо научению или совету».

В католическом мире святого Франциска Ассизского называют «зерцалом Христа»

Святой Франциск настолько почитаем в католицизме, что его называют «зерцалом Христа». Его день памяти — 4 ноября. В этот день среди католиков принято приходить к его иконе для того, чтобы помолиться и получить его защиту. Кроме того, святой монах также признан покровителем:

  • францисканцев;
  • купцов;
  • бедняков;
  • прокажённых.

Отдельно стоит сказать о том, что современные экологи также считают его своим покровителем. Дело в том, что святой прославился тем, что читал проповедь птицам и рыбам. Именно поэтому он покровитель животных и окружающей природной среды.

Святой Франциск Ассизский. Проповедь птицам (1296-1304). Фреска верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. В наше время святой Франциск считается покровителем животных и эколог, так как он проповедывал Евангелие птицам, рыбам и деревьям
Святой Франциск Ассизский. Проповедь птицам (1296-1304). Фреска верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. В наше время святой Франциск считается покровителем животных и эколог, так как он проповедывал Евангелие птицам, рыбам и деревьям

В изображениях святого Франциска Ассизского сохраняются его реальные черты. Эта тенденция сохранялась вплоть до Нового времени. К таким чертам относят: небольшой рост, тонкие черты лица, тёмные волосы и глаза, небольшая острая бородка, бурая рубаха, перепоясанная веревкой, стигматы. Очень часто его изображают с крестом или же со свитком. Кроме того, его также рисуют в окружении францисканских добродетелей — Бедности, Целомудрия и Послушания.

В жизни святой Франциск Ассизский имел невзрачную внешность.

Святой Франциск создал особую молитву. Молитва святого уникальна тем, что в ней гармонично сочетаются красота слова и глубокий философский смысл. Условно она делится на:

  • молитву о мире;
  • молитву из послания ко всему Ордену;
  • молитву, произнесённую перед распятием.

Текст молитвы Святого Франциска Ассизского из послания к Ордену следующий:

«Всемогущий, вечный, праведный и милосердный Боже, дай нам, несчастным, поступать по Твоей воле, делать, что Ты хочешь, и всегда хотеть того, что Тебе угодно, чтобы, внутренне очищенные, внутренне просвещенные и огнем Святого Духа зажженные, мы могли следовать по стопам возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и Твоею благодатью достигнуть Тебя, о Всевышний, Который в Троице совершенной и Единстве простом живешь и царствуешь во веки веков. Аминь».

Православная Церковь католических святых святыми не считает

Православие имеет свои понятие о добродетели и святости. Так, например, Православные церкви не почитают тех святых, которые канонизированы после Великого раскола Церквей. Он произошел в 1054 году. В связи с этим святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что некоторые из наиболее почитаемых святых Римско-католической Церкви, которые были канонизированы после того, как она обратилась к идее главенства Папы, были в состоянии прелести, и, следовательно, не могут считаться святыми.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Епископ Кавказский и Черноморский. Портрет. 1800-е годы. Отец Игнатий утверждал, что католические святые находились в состоянии духовной прелести и поэтому святыми считаться не могут
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Епископ Кавказский и Черноморский. Портрет. 1800-е годы. Отец Игнатий утверждал, что католические святые находились в состоянии духовной прелести и поэтому святыми считаться не могут. Фото: upload.wikimedia.org

В качестве примера таких святых он приводит Франциска Ассизского, Игнатия Лойолы, Фомы Кемпийского. Все это не мешает почитанию святого Франциска, как в христианском мире, так и среди людей научного склада ума. Связанно это с тем образом жизни, который он вел как монах и аскет, а также с оставленным монахом литературным и другим культурным наследием.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *