Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Религиозные татуировки и 4 их вида

Религиозные татуировки для мужчин и женщин — тема, которая не заслуживает того размаха, который она получила в современном мире. Отчего-то люди бросились в крайности, одни кричат, что татуировки делают противники Христа, другие с ног до головы покрывают себя тату святых и мнят это благочестивым деянием.

Религиозная татуировка — это серьёзная процедура, для неё нужно чёткое понимание значения символа

Пожалуй, будет лишним рассказывать о самой татуировке. Это нанесение красящих пигментов под верхние слои кожи. Пожалуй, достаточно.

Куда важнее понимать, что такое религиозная татуировка. Она может быть 4 видов:

  • Статусная. Назовём её для ясности так. Суть такой татуировки — подчеркнуть особые положение её носителя. Это может быть важная фигура в религиозной и политической жизни страны. Например, до 500 года японские императоры делали себе татуировки.
С помощью тату можно было подчеркнуть своё исключительное положение.

При этом татуировка тесно связана с культом, хотя миф, который бы объяснял необходимость её нанесения, может быть утрачен.

Формально такую татуировку можно считать ритуальной, хотя подчас она перерастает просто в традиционную, а оттуда — в декоративную.

  • Ритуальная. Эти татуировки выполняются как часть какого-либо обряда. Например, традиция делать татуировки на руках в честь свадьбы. Таким образом татуировка становится физическим продолжением и формой документирования факта совершения ритуала. В ней может быть религиозный контекст, может быть магический. Не исключено, что и здесь миф способен изжить себя, оставив татуировку в качестве формальности.
  • Опознавательная. Члены каких-либо религиозных групп часто делают себе одну общую татуировку, чтобы подчеркнуть свою причастность к организации. Это может быть как опознавательным, так и статусным знаком. Татуировка сообщает о принадлежности человека к той или иной традиции, касте, мировоззрению, а так же может стать его документом — скажем, на случай смерти, чтобы другие смогли похоронить умершего по ритуалам его традиции.
Татуировка может сообщать о принадлежности человека к традиции, либо о его желании казаться её приверженцем
Татуировка может сообщать о принадлежности человека к традиции, либо о его желании казаться её приверженцем
  • Символическая. Эти татуировки наиболее интересны в контексте разговора о религии. О них поговорим в следующем разделе.

Татуировка как символ не обозначает, а являет сверхъестественную силу

Татуировка — это символ. И специалисту такое утверждение говорит намного больше, чем обывателю. Увы, понятие символа в нашей культуре исказилось, а потому обесценилось. Очень хорошо и подробно эту тему раскрыл в своих лекциях профессор религиоведения Андрей Борисович Зубов.

Мы же здесь лишь кратко пройдёмся по основным моментам этой темы.

  • Символ — это не сам объект

Мы не можем сказать, что крест — это Бог, Иисус Христос или сам дух христианства. Также мы прекрасно понимаем, что есть флаг Российской Федерации, а есть сама страна. Эти вещи до сих пор понятны любому разумному человеку. С татуировкой то же самое.

На фото татуировка анкх — египетский крест, символизирующий вечную жизнь
На фото татуировка анкх — египетский крест, символизирующий вечную жизнь
  • Символ — это не пустышка

Вот здесь сложнее. Мы привыкли, что если актёр изображает Наполеона, то он сам по себе остаётся актёром. Никто не относится к этому человеку как к великому французскому деятелю. Разве что понарошку, раз уж смотрит фильм. Но символ — это не понарошку. Об этом человечество забыло.

Имея за собой глубокое содержание, символ остаётся не просто картинкой или иным материальным объектом. Три полосы краски — это три полосы краски, а три полосы определённого цвета в нужном месте — это уже флаг, объект почитания и уважения, ибо он являет глубокий смысл за собой. Флаг страны — это вся её многовековая история в одном изображении, святыня.

  • Символ — это полноценный представитель объекта

Бог, как мы знаем, не захаживает на Землю самостоятельно (за редкими исключениями). Материальный мир обычно живёт по иным законам, которые духовный мир старается не нарушать. А потому высшие силы явлены здесь опосредованно — через символы. Само изображение ритуального толка остаётся картинкой, но эта картинка — те врата, через которые материя и дух могут взаимодействовать.

Фактически, символ — это явленный дух, а потому к нему такое же, почтительное отношение. Мы понимаем, что прямо не можем поговорить с Николаем Чудотворцем, но его иконы — это тот спасательный круг, который брошен в наш мир, фактически вершина айсберга из духовного пространства.

Символ заключает в себе намного больше, чем просто картинку, он являет божественную энергию, но не везде ему место, как, например, этот Иисус в кресте явно не к  месту на руке
Символ заключает в себе намного больше, чем просто картинку, он являет божественную энергию, но не везде ему место, как, например, этот Иисус в кресте явно не к  месту на руке
  • Символ — это не объект поклонения (например, христианские иконы)

Сама по себе икона, крест, святые мощи — это простые материальные объекты. Не нужно создавать вокруг них культ. Когда мы начинаем поклоняться объекту, а не тому, что через него с нами взаимодействует, происходит подмена понятий, и тогда вера превращается в пустой фетишизм. Нужно чётко разделять эти понятия.

Символ
это удобный инструмент для общения с духовной реальностью, а потому большинство религий им пользуются

Ведь символ:

  • Являет в мир частицу духовного существа
  • Даёт образ для направленного внимания
  • Позволяет к себе прикоснуться, провести какое-либо ритуальное действо

Ошибка утверждать, что вера мертва без символа. Верить можно и в сердце, читая молитвы в окно. Но религия, как традиция, нуждается в символе. Например, в христианстве таковым является хлеб для евхаристии. Протестанты, правда, отказывают ему в этом свойстве и опираются на современное понятие символа как чего-то, что только изображает, а не являет.

Но изначальное понятие символа подразумевает, что хлеб — это явленная плоть Христа, во что верят и католики, и православные.

Важно понимать значение символа, например изображение Бафомета сатанисты наносят себе по ошибке: он литературный персонаж
Важно понимать значение символа, например изображение Бафомета сатанисты наносят себе по ошибке: он литературный персонаж

Татуировка — это тоже символ, который предназначен явить в мир божественные энергии. Но без понимания того, каково значение символа, это бесполезная задача. Человек будто обвешал себя рациями, но не для того, чтобы по ним звонить. Это бессмысленно.

Скажем, сатанисты очень любят наносить на себя татуировки с Бафометом. Только какой в этом смысл, если он — персонаж не религиозный, а литературный? То же самое с пентаграммой — она несёт далеко не то значение, которое они думают.

Христианство неодобрительно относится к татуировкам, хотя прямого запрета на них нет

А что говорит о религиозных татуировках христианство?

Во-первых, оно не выделяет отдельно группу религиозных татуировок, а к любым изображениям относится одинаково. Преимущественно это негативная оценка, хотя прямых догм, запрещающих татуировки, нет.

Во-вторых, некоторые богословы обычно ссылаются на следующую цитату:

(Лев. 19:28)

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш)».

19 глава Левит: «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен»

Пояснение из «Толковой Библии Лопухина»:

«Запрещение некоторых суеверий, существовавших в культе и быте египтян и других народов, с которыми Израиль входил в такое или иное соприкосновение: 4) изуродование тела нарезами в честь умерших (ср. Втор.14:1), в частности татуировка: то и другое было в большом употреблении у народов Востока, как остается доселе и у дикарей, например, на Каролинских островах (ср. Иер. 16:6, 41:5, 47:5; 3 Цар. 18:28)».

Подобный запрет снова встречается в Библии:

(Втор. 14:1)

 «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем»

Ефрем Сирин так комментирует этот стих:

«Повелевает и постановляет законом на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают Египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих».

Хотя эти запреты достаточно однозначно звучат, нужно учесть два момента:

  • Устарелость рекомендаций. Многие правила Ветхого Завета диктовались той эпохой и теми условиями. Сегодня далеко не все они приложимы к реальной жизни.
  • Религиозная напряжённость. Запрет явно призван отдалить иудейскую культуру от Египетской. Но в то же время, если рассудить, он не охватывает вопрос о татуировках вообще или татуировках с православными изображениями.

Православные наколки на теле не имеют смысла с точки зрения религии

Православные наколки на теле — это жуткая мода, основанная на показухе и людской бестолковости. Почему-то распространено мнение, будто чем больше на шее человека крест, и чем больше на ногах и руках у него татуировок со святыми, тем больше его Бог бережёт.

Это чушь. Так не работают не только христианские, но и языческие символы. Иначе религия превращается в хвастовство и позёрство. То, что должно было приближать человека к тайнам духовного мира, внезапно превращается в объект гордости, — объект смертного греха! Казалось бы, речь о святых изображениях, но вот так, по глупости, их легко обратить во вред спасению души человека.

Православные наколки — это глупость.

Такой подход выворачивает наизнанку православие, ибо предпочитает пустое внешнее глубокому внутреннему. Святые, Бог и прочее — должно быть в сердце, а не на коже человека.

Татуировка с изображением святого не принесёт никаких благ, она — признак горделивости и дурного вкуса, но не веры
Татуировка с изображением святого не принесёт никаких благ, она — признак горделивости и дурного вкуса, но не веры

К чему вообще кому-то так сообщать о своём мировоззрении? Нам же не приходилось видеть атеистов с антирелигиозными татуировками, в конце концов. Они уверены в своих убеждениях и никому не собираются ничего доказывать.

Как Церковь относится к татуировкам? Всё зависит от причины

На видео ниже отец Владимир (Головин) рассказывает мнение церкви о татуировках:

Ссылка на видео:

Протоиерей говорит, что главное — это повод создания татуировки. Есть, например, христианские традиции, где нанесение татуировок приветствуется. Но за изображением должно быть внутреннее устремление, потребность.

В противном же случае хоть 100 крестов на тело нанеси, ничем это не поможет.

Для атеистов религиозные татуировки на руках и всём теле — дело сугубо эстетическое

Атеисты тоже, случается, наносят на тело татуировки религиозного характера. Но это вопрос уже сугубо эстетический. Церковь, конечно, это не приветствует, но и большого вреда не видит.

В конце концов, нет ничего плохого в том, что кто-то другой, заинтересовавшись смыслом чужой татуировки, углубится в религиозные вопросы и придёт к жизни духовной. Ну а самому неверующему она, ясное дело, никакой пользы не принесёт.

В самой татуировке нет ничего предосудительного, но нужно правильно расставлять приоритеты

Некоторые авторы, когда хотят выразить, как Церковь относится к татуировкам, ссылаются на стих:

(Пс.139)

«Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это»

Здесь якобы видят утверждение, что мир и человек созданы Богом настолько прекрасными, что не нуждаются в каких-либо украшениях, сюда же относят и татуировки.

Но это не так. Бог создал мир идеальным, да. Но наш мир сегодня — это не тот же мир, который создал Бог. То, что нас окружает, — это продукт многовековой деградации во грехе.

Нынешнее тело человека — не идеально, оно уже не то, что создал изначально Бог

А потому нет ничего предосудительного в том, чтобы что-то улучшить — в том числе и свою внешность. Есть вещи первой необходимости: укрепить здоровье. Есть желание выглядеть красивее: выправить пластической операцией нос или даже увеличить грудь, если женщина в этом нуждается. А есть вещи третьестепенные — вроде татуировок.

Татуировка может быть объектом искусства, даже если она на тему других религий, но важно, что человек в неё вкладывает
Татуировка может быть объектом искусства, даже если она на тему других религий, но важно, что человек в неё вкладывает

С точки зрения христианской это не лучшее дело, но каждый человек вправе сам распорядиться своим телом. Особенно в тех случаях, когда, например:

  • нужно замаскировать некрасивый шрам;
  • ты живёшь в мусульманской стране, но хочешь, чтобы тебя похоронили по христианскому религиозному обряду;
  • ты опасаешься за свою жизнь и указываешь группу крови (к религиозным татуировкам, конечно, не относится, но тоже важно).

Попутно стоит обсудить ещё пару вопросов:

  • Можно ли христианину делать религиозные татуировки, скажем, Зевса, Перуна или Одина?

Важно не само дело, а цель этой затеи. В религиозных целях это, разумеется, православием не приветствуется и приветствоваться в принципе не может. Если в каких-то других — то это нужно обсуждать в индивидуальном порядке.

  • Если уже есть религиозная татуировка, как быть христианину?

Конечно, сводить или переделать татуировку по требованию батюшки не стоит. Это дело финансов, здоровья и желания каждого. Но уж коль есть религиозная татуировка, в которой человек раскаивается, то можно рассказать о ней на исповеди, а не мучить себя всю жизнь.

  • Священник не разрешает делать татуировку, как быть?

А зачем вообще идти к священнику с такими вопросами? Он занимается спасением души. А мелкие проблемы такого рода только перегружают и утомляют батюшку.

Ну, и главное — человеку в первую очередь нужно позаботиться о душе. Тело не вечно, и мы должны правильно расставлять приоритеты.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *