Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Автокефалия

07.03.2019
171
Скачать эту статью

Если на вопрос, что такое автокефалия, Вы отвечаете: автономная церковь, — Вы ошибаетесь.

Различие этих терминов — тонкий момент, который сложно вывести путём логических рассуждений. Тут можно либо знать, либо не знать. Вы желаете на сторону знающих?

Тогда вперёд — познакомимся с тем, что такое автокефальная церковь.

Автокефалия — это самостоятельная поместная церковь

Начнём с определения. Автокефалия переводится с греческого как «самоуправление», а дословно это два слова: «сам» и «голова».

Термин употребляется в отношении некоторых поместных церквей.

Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины — один из главных храмов автокефальной Польской православной церкви
Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины — один из главных храмов автокефальной Польской православной церкви

Поместная церковь

Поместная церковь — многозначный термин. В нашем случае он означает крупную церковную общину, которая расположена не некоторой территории.

Поместная церковь остаётся частью единой (Кафолической) Церкви, подобно тому, как ветка остаётся частью целого дерева. Но в то же время у поместной церкви есть индивидуальные черты, которые позволяют выделить её из остальной Церкви.

Архиепископ Василий (Кривошеин) видел в этом парадокс и рассматривал поместную церковь в философском ключе:

Василий (Кривошеин)
архиепископ

«Поместная Церковь не является только частью Кафолической Вселенской Церкви, но её полным выявлением. Всецелым неуменьшенным выявлением в определенном месте. Она является Кафолической Церковью в известном месте, тождественною с Вселенскою Кафолическою Церковью, которая существует только в её поместных выявлениях, но в то же время (и здесь мы встречаемся с богословской антиномией) она не тождественна с Вселенской Церковью, отлична от неё».

Итак, автокефальная церковь — это поместная церковь, которая административно и иерархически никак не связана с другими поместными церквями, хотя и состоит с ними в одной религиозной традиции.

Автокефалия административно и иерархически независима от материнской церкви.

Но при этом автокефальные церкви едины с остальными поместными церквями в плане литургии.

Можно проиллюстрировать это метафорически: в озере вода качественно одна, но если зачерпнуть ведром несколько литров и вылить их в ёмкость на суше, то вода уже не будет физически соприкасаться с источником. Но в то же время и та, и другая вода качественно идентичны.

Автокефальность — понятие, присущее только православной церкви. Прочие христианские церкви едины.

Важная черта автокефальной церкви — территориальная автономия

Автокефальная церковь обладает правом территориальной автономии. Это означает, что там, где действует такая церковь, не могут быть учреждены другие поместные православные церкви.

Если говорить о примерах, то на территории Греческой православной церкви нельзя будет организовывать новый приход, подчинённый Русской православной церкви. Это было бы нарушением права территориальной автономии.

Хризост II (архиепископ Кипрский), глава автокефальной церкви Кипра
Хризост II (архиепископ Кипрский), глава автокефальной церкви Кипра

6 особенности автокефальной церкви

Автокефальной церкви присущи и другие особенности.

Особенность 1. Иерархическая независимость. Хотя качественно церковь едина, она не автокефальное образование — не административная ячейка Русской православной церкви. Приказы от епископов, митрополитов и патриарха из России не имеют никакого веса для автокефальной ветви.

Особенность 2. Право самостоятельно выбирать руководителя. Любые другие поместные церкви такого права лишены. Русская церковь организовывается «сверху», а все епархиальные архиереи и митрополиты назначаются патриархом.

Автокефалия свободна от чужого вмешательства. Вопрос о том, кто будет её главой, решается на месте, внутренними силами поместной церкви, без вмешательства извне.

Особенность 3. Внутренние проблемы автокефальная церковь решает самостоятельно. Иногда это значительно упрощает дело, иногда усложняет. Независимость даёт значительную свободу, но и ресурсы церкви приходится искать свои.

Особенность 4. Право создавать собственные уставы. Это способ организовать деятельность автокефальной церкви наиболее адекватно обстоятельствам территории расположения поместной церкви.

Особенность 5. Право варить миро. Миро — это ароматическое масло. Чтобы его изготовлять, необходимо разрешение. Русская православная церковь, признавая автокефалию, закрепляет за ней такое право. Само же миро нужно, чтобы проводить некоторые церковные таинства.

Особенность 6. Апостольское преемство. Автокефальные церкви наследуют цепочку апостольских посвящений, а их епископы рукоположены полномочными архиереями.

Глава автокефальной церкви может называться по-разному

Руководить автокефалией может архиерей. Его сан (титул) при этом может быть любым:

  • Епископ;
  • Архиепископ;
  • Митрополит;
  • Патриарх.

Существенной разницы это не имеет, так как выше главы всё равно нет иерархической единицы, а значит, при любом титуле он остаётся никому не подчиняющейся главой автокефальной церкви.

Утвердить автокефалию может «церковь-мать», но условия этого не регламентированы

Провозглашение автокефалии — это всегда необычное событие, которое церковная практика не смогла, да и не пыталась поставить на конвейер.

На Всеправословном соборе в 2016 году намеревались найти оптимальное решение, которое удовлетворило бы все имеющиеся церкви, но так и не смогли этого сделать.

Порядок провозглашение автокефалии до сих пор окончательно не утверждён.

Да и само понятие «автокефалия» не имеет однозначной трактовки.

Отсутствие общего порядка организации и утверждения автокефалии способствует возникновению спорных вопросов, где каждая сторона может бесконечно стоять на своём.

Приблизительные требования для утверждения автокефалии таковы:

  • Церковь территориально удалена от других церквей;
  • Регион, где находится церковь, имеет существенные отличия от того региона, где расположена «церковь-мать»;
  • Все прихожане и духовенство поддерживают идею создания автокефальной церкви.

Но даже соблюдение всех этих требований — ещё не гарантия, что материнская церковь разрешит организовать автокефалию или признает её.

Автономная церковь подчиняется материнской, а автокефалия нет

Автономная церковь — отличается от автокефалии. Она относительно самостоятельна, территориально удалена и тоже требует утверждения патриархом.

Но автономная церковь — это зависимая территориально-административная единица церкви.

Автономная церковь действует по указу патриарха материнской церкви. В этом указе прописаны ограничения её полномочий. Например, обычно автономия не может самостоятельно выбрать себе предстоятеля.

 

Герб автокефальной Грузинской православной церкви
Герб автокефальной Грузинской православной церкви

Главная проблема для автономной церкви — это то, что для признания необходимо договориться с «церковью-матерью», а та редко приветствует подобные инициативы. Обычно материнская церковь пытается всячески сдержать церкви, стремящиеся к автономии и автокефалии.

Примеры автономных церквей:

  • Японская автономная церковь;
  • Китайская автономные церковь.

Самоуправляемая церковь — это группа самых разных церквей с разной степенью независимости

Самоуправляемая церковь — это термин, который удобно употреблять в различных спорных ситуациях. Из-за того, что материнская церковь не хочет признавать автокефалии, появилась такая альтернатива.

Степень самоуправления в подобных церквях разные. Например, есть не особо свободные церкви, которые могут сами выбирать предстоятеля:

  • Церковь Эстонии;
  • Церковь Молдовы;
  • Церковь Латвии.

А есть более самостоятельные церкви, которые просто за счёт ярлыка «самоуправляемая церковь» лишены статуса автокефалии, а значит и статуса субъекта международного права.

Самочинные автокефалии — непризнанные материнской церковью (например, Украинская автокефалия)

Когда материнская церковь пытается подавить поместную, которая просит даровать ей автокефалию, может возникнуть критическая ситуация — самопровозглашение автокефалии.

Дело в том, что если материнская церковь не признала автокефалию, то и другие автокефалии не имеют право это делать.

Священнослужители пока непризнанной автокефалией Черногорской православной церкви
Священнослужители пока непризнанной автокефалией Черногорской православной церкви

Складывается ситуация, которая называется канонической изоляцией.

Увы, из-за непроработанности процедуры провозглашения автокефалии, такие ситуации возникают часто. Примеров несколько:

  • Украинская православная церковь;
  • Македонская православная церковь;
  • Черногорская православная церковь.
Каноническая изоляция — ситуация, когда автокефалию не признаёт ни одна церковь.

Любопытно, что непризнанные церкви — это не только современное явление. Если капнуть глубже, то Русская православная церковь тоже происходит из их числа. Она самостоятельно отделилась от Константинопольской церкви в 1448 г. Разрешения на это действие ей константинопольский патриарх не давал.

Судьба Украинской церкви (и ей подобных церквей), пока вызывает много вопросов. Здесь всё станет ясно лишь по истечении времени.

Экзархат и Митрополичьи округа — это административные единицы внутри церкви

Это схожие понятия.

Митрополичий округ — это полуавтономная область, которой управляет митрополит, подчинённый патриарху. Таких две:

  • Казахстанский митрополичий округ;
  • Среднеазиатский митрополичий округ.

Есть ещё экзархат — объединение епархий на территории независимого государства, где православие исповедует большинство. Существует только в Беларуси. Подчиняется патриарху.

Отличие автокефалии от других форм самоуправления
Отличие автокефалии от других форм самоуправления

15 официально признанных православных автокефалий

  • Константинопольская православная церковь — около 5 200 тысяч верующих;
  • Александрийская православная церковь — почти 6800 тысяч верующих;
  • Антиохийская православная церковь — 2 миллиона верующих;
  • Иерусалимская православная церковь — около 130 тысяч верующих;
  • Русская православная церковь — около ста миллионов верующих;
  • Грузинская православная церковь — 4 миллиона верующих;
  • Сербская православная церковь — 10 миллионов верующих;
  • Румынская православная церковь — 16 миллионов верующих;
  • Болгарская православная церковь — 9 миллионов верующих;
  • Кипрская православная церковь — 420 тысяч человек;
  • Элладская православная церковь — около 8 миллионов верующих;
  • Албанская православная церковь — примерно 700 тысяч верующих;
  • Польская православная церковь — 500 тысяч верующих;
  • Православная церковь Чешских земель и Словакии — 150 тысяч верующих;
  • Православная церковь в Америке — около миллиона верующих.

Возможно, список скоро дополнит как Украинская автокефалия. Это не исключено. Но пока её рассматривают, как часть Московского патриархата.

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *