Содержание
- 1 Для духовенства и монашества — существует два повседневных одеяния
- 2 Облачение делятся на 3 категории — это диаконские, иерейские и архиерейские
- 3 Первое что надевает священник — подризник
- 4 Поручи — часть облачения в виде трапециевидной полосы плотной материи
- 5 Омофор бывает у епископов — великим и малым
- 6 Епитрахиль — облачение священника и епископа
- 7 В монастыре Иоанна Богослова на Патмосе — находится епитрахиль с Великим Деисусом
- 8 Пояс у священника — одевается поверх подризника и епитрахили
- 9 Фелонь — длинная до самых пят накидка священника
- 10 Палица — ромбовидный плат с изображением креста посередине
- 11 Каждый священник — имеет наперстный крест и камилавку
— Ой, а что это на батюшке надето? Такой ромбик сбоку. Раньше я его не видела! — вопрошает одна прихожанка у другой.
— Не знаю даже, никогда не обращала внимания, — отвечает та.
— Это называется «палица». Батюшку недавно наградили ей, — поясняет им более осведомленная подруга. ( Отрывок из миссионерского журнал о православной вере).
Богослужебное облачение — это специальное священническое одеяние, в которое православные священнослужители, а также церковнослужители и монашествующие люди облачаются для совершения богослужения.
Богослужебное облачение — это специальное священническое одеяние, в которое православные священнослужители, а также церковнослужители облачаются для совершения богослужения
Для духовенства и монашества — существует два повседневных одеяния
Одеяния каждого священнослужителя свидетельствует об его сане и звании. Именно таким образом, он выделяется среди носителей сана и среди простых мирских людей.
Например, для духовенства и монашества существует два повседневных одеяния:
- подрясник — это длинная, доходящая до самых пят одеяние с узкими рукавами и с наглухо застегнутым воротом;
- ряса — это верхнее одеяние монахов и священнослужителей с длинными широкими рукавами. Обычно бывает черного цвета. Но для белого духовенства, возможно также темно-синий, серый и коричневые цвета.
Облачение делятся на 3 категории — это диаконские, иерейские и архиерейские
Все одеяния имели общее название — «ризы». Они использовались священнослужителями во время божественной литургии.
Облачение делятся на 3 категории — это диаконские, иерейские и архиерейские:
- для диакона — поручи, стихарь, орарь;
- для священника — подрясник, ряса (во время богослужения вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест;
- для архиерея — подрясник, ряса (на богослужении вместо рясы подризник), мантия, поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (или фелонь), омофор, панагия, крест, митра, жезл.
Первое что надевает священник — подризник
Мы рассмотрим более подробно облачение священника.
Первое, что надевает священник поверх обычной рубашки — подрясник. Подрясник — это нижнее облачение священника, и представляет собой длинную одежду до пят, в талии, с узкими рукавами. У монашествующих людей подрясник должен быть только черного цвета.
Подрясник делается из различных материалов: из шерсти, сатина, льна.
Подризник — богослужебное облачение священников, которое одевается во время божественной литургии. Это длинная до пят шелковая одежда с узкими рукавами белого или желтого цвета.
Также подризник носят и архиереи, но у них есть и специальные источники — это ленты стягивающие рукав у запястья. Так же как говорилось ранее, подризник заменяет архиерею и священнику, рясу при совершении литургии.
Поручи — часть облачения в виде трапециевидной полосы плотной материи
Поручи — это часть божественного облачения, которая представляет собой трапециевидные полосы плотной материи, с изображением креста на внешней стороне. По краям он обшит лентой.
Другое название поручи — это нарукавники. Облачения одевается на запястье. Поручень затягивается шнуром, который продевается в металлические петли на боковых краях, а затем шнур плотно обматывается вокруг руки и прочно на ней держится.
Именно поручи символизируют Божью силу, крепость и мудрость, которая дается каждому священнослужителю для совершения божественных тайн.
Омофор бывает у епископов — великим и малым
Омофор — принадлежность для богослужения. Бывают нескольких видов: великий омофор и малый омофор.
Великий омофор — это длинная широкая лента с изображением креста. Она огибает шею и спускается одним концом на грудь, а другим на спину.
Малый омофор — это широкая лента с изображением крестов, которая спускается обоими концами на грудь, а спереди она сшита или закреплена пуговицами.
Епитрахиль — облачение священника и епископа
Далее обратим внимание на еще одну деталь священного облачения — это епитрахиль. Епитрахиль — это облачение священника и епископа.
Епитрахиль — это длинная лента огибающая шею обоими концами, и спускающееся на грудь до самого низа. Первоначально епитрахиль одевался только диаконом, в знак сугубых благодатных дарований.
Уже впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скрепляться пуговицами. Епитрахиль надевается поверх подрясника или рясы, это как раз и символизирует благодатные дарования священнослужителя.
Без епитрахили священник не может совершать божественную литургию.
Епитрахиль означал, что священник приобретает особую сугубую благодать, которая дает ему право совершать таинства церкви.
Когда одевается епитрахиль читается молитва:
В некоторых в тяжких и крайних обстоятельствах вместо епитрахили священник может использовать любой длинный кусок материи, или веревки, которой по особому благословлена.
В монастыре Иоанна Богослова на Патмосе — находится епитрахиль с Великим Деисусом
В монастыре Иоанна Богослова на Патмосе есть епитрахиль с Великим Деисусом второй половины 14 века. На фото его можно рассмотреть более подробно.
Впервые термин епитрахиль встречается в 8 веке. Впервые он был зафиксирован в небольшом византийском литургическом толковании, которое приписывается святому Василию Великому.
Также в 9 веке епитрахиль встречается в сценах рукоположения во иерея, в житейским цикле святого Николая Чудотворца. Так же с 12 века на изображениях епитрахили появляются золотые узоры.
Уже с 16 века епитрахиль становится пышным облачением святителей, оно сделано из золотой ткани с жемчугом и драгоценными камнями.
Но единственное дошедшее до нас произведение с изображениями епитрахили конца 8 века, это образы херувимов, обделанные шелковыми нитями.
Пояс у священника — одевается поверх подризника и епитрахили
Следующая часть облачения священника — это пояс. Пояс одевает как священник, так и архиерей. Пояс надевается поверх подризника и епитрахили.
Пояс представляет собой плотную шириной 10 — 15 см полосу материи с отделкой в виде полос. В середину пояса нашивается крест, а по его концам, мы видим, длинные ленты, которые завязываются сзади на пояснице.
Этот пояс напоминает чем-то полотенец, которым препоясался Спаситель при омовении ног своим ученикам на тайной вечере.
Пояс означает силу, крепость и власть, а также готовность к служению, что отражено в молитве, которая читается при его одевании: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя».
Фелонь — длинная до самых пят накидка священника
Фелонь — это богослужебное облачение священников, которое представляет собой длинную до самых пят накидку, которая одевается со спины. А впереди она доходит только до пояса.
Фелонь имеет специальную прорезь для головы. На фелони, мы видим, 4 символические полосы, которые означают четвероевангелие. Именно эти полосы означают божественное охранение благодатью и премудростью, которое дается священнику для совершения таинства.
На спине у фелони, мы видим крест, а ближе к подолу, восьмиконечную звезду. Звезда и крест — знаменует соединение с православной церковью. Также существует и короткая фелонь, которая закрывает тело только до пояса. Она одевается при посвящении в церковнослужители, а в других случаях больше не одевается.
В древней церкви фелонь всегда была белого цвета. Архиепископ Солунский Симеон отмечает, что белизна этой одежды означают чистоту святыни и сияние славы Божией, именно потому, что Бог есть свет.
Материалом для фелони считается золотая и серебряная парча, а также из различных других цветов, которые используются в богослужении.
Палица — ромбовидный плат с изображением креста посередине
Палица — облачение священника, которое представляет собой ромбовидный плат с изображением креста посередине. Одним углом он прикрепляется к ленте, носится с правой стороны.
Каждый священник — имеет наперстный крест и камилавку
Также у каждого священника имеется наперсный крест. Он одевается поверх священного облачения. Наперсный крест, который носит иерей — делается из серебра. Крест протоиерея — из золота.
Наперстный крест — это крест, который представляет собой восьмиконечную форму с рельефным Распятием на лицевой стороне. Вверху мы можем увидеть такую надпись :«Гдь, Црь, Слвы», что означает Господь Царь Славы.
На нижней части перекладины мы можем увидеть слово «Ника», что с переводе с греческого означает — победитель.
В награду иерей может носить позолоченный крест.
Существует кабинетный крест, он впервые был введен по указу Святейшего Синода от 24 февраля 1920 года. Такой крест выдавался прямо из кабинета императора русским священникам, которое отбывали за границей, но уже позднее крест стал вручаться в качестве награды священнослужителям, даже тем, кто не покидает Россию.
Также каждый священнослужитель, особенно священник, носит специальный головной убор — скуфью. Скуфья с греческого означает — головное покрывало, оно представляет собой остроконечную шапочку, которая делается из бархата, она покрывает голову до самых бровей.
Священник носит во время богослужения камилавку — это специальный высокий твердый головной убор. Сделан он из верблюжьей шерсти. Так же он отличается по цвету, фиолетовая камилавка выдается как награда, в знак отличия.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение