Содержание
- 1 Апостол Павел сосредоточил в Послании к римлянам ядро христианского учения
- 2 Апостол Павел заявляет, что монополия иудеев на общение с Богом ушла в прошлое, и осуждает грехи
- 3 В Послании к римлянам сказано, что Иисус искупил грех Адама
- 4 Апостол Павел призывает мыслить категориями не земного, а духовного
- 5 Толкование на 12 главу проясняет: верующий миролюбив и не жаждет мести
Как называется главная книга о христианстве? Большинство, вероятно, ответит: «Библия» — и ошибётся. Священное Писание рассказывает нам не только об учении Иисуса, но и о религии иудеев, а также о многих исторических эпизодах из жизни древней Иудеи.
Евангелия много внимания уделяют биографии Иисуса Христа. И хотя в ней много назидательного, всё же в ней изложен взгляд Спасителя, который оставался в лоне иудейской традиции.
А вот действительно ёмкое и чистое христианство для нас записал последователь Иисуса Христа. Эта рукопись получила название Послание апостола Павла к римлянам. Поговорим о ней.
Апостол Павел сосредоточил в Послании к римлянам ядро христианского учения
Святой апостол Павел в представлении не нуждается. Все мы в курсе, кем был этот человек, ни разу не видевший Христа, но отдавший жизнь за Его учение.
Павел сделал, пожалуй, больше, чем все другие апостолы: открыл множество христианских общин и сформулировал основы христианства в Посланиях.
Послания — это не просто записанные мысли, а ещё и полемически настроенные письма, ведь это была эпоха христианских разногласий. И Павел писал на актуальные для своего времени темы.
Его труды имеют разную степень востребованности для современного христианина. Послание апостола Павла среди них — самое важное.
В самом начале (1 глава) мы видим обращение святого апостола Павла к аудитории:
«Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину».
Однако не только к римлянам 58 года обращается апостол через этот текст. Знал он это или нет, но каждое слово в этом послании — кирпичик в фундаменте христианства.
Важный вопрос тех лет: а могут ли следовать за Христом не иудеи? Ветхий Завет говорил о евреях, как об избранном народе. И довольно сложно развернуть учение на весь мир, а тем более — это грамотно обосновать.
Если ты язычник, должен ли ты исполнять иудейский закон? Как ты примешь завет Божий, если не выполнишь его условие — обрезание?
Кстати, фильм «Апостол Павел: чудо на пути в Дамаск» наглядно демонстрирует, какие споры кипели среди ранних христиан из-за этого вопроса. И вот автор Послания в итоге приходит к выводу:
«Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».
Дело, оказывается, не в форме, а в содержании. Ты праведен не из-за обрезания, а из-за своих поступков и отношения к Богу. Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, как говорит Писание.
Апостол Павел заявляет, что монополия иудеев на общение с Богом ушла в прошлое, и осуждает грехи
Святой Павел стремится дистанцировать учение Господа нашего Иисуса Христа от иудаизма. Аудитория ещё рассматривает христиан как иудейскую секту. Апостолу предстоит объяснить, что в мир пришло нечто новое — Слово Божье. У евреев был шанс, но он ушёл в прошлое:
«Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, «по всей земле прошёл голос их, и до пределов вселенной слова их». Ещё спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным».
Господь нужен всему миру, ибо без праведности Божией люди уступают природе греха, губят себя и друг друга:
«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют».
Отдельно Павел заостряет внимание на грехе и законе. Плохо, если человек не знает закона Божьего и грешит. Но с него будет спрос по тем законам, которые человек слышал, ибо правда Божия везде присутствует в той или иной степени. Он есть в сердце человека, куда заложен Сыном Божиим.
Но ещё страшнее для грешника — знать закон и всё равно поступать неправедно. Вопрос «делать ли нам зло» должен опасть, едва человек услышал об Иисусе Христе.
«Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».
В Послании к римлянам сказано, что Иисус искупил грех Адама
Темы греха и смерти тесно связаны в Священном Писании. Адам и Ева взяли и нарушили единственный запрет. Бог же мира за грехи обрёл людей на смертное существование. Грех — это то, что ведёт человека к саморазрушению.
Единственный, по христианскому учению, способ это избежать — принять Христа своим Спасителем. Так грех одного (Адама) можно искупить только жертвой другого — Иисуса.
«Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Потому Иисуса иногда называют вторым Адамом. Один дарит людям жизнь телесную другой — духовную.
Апостол Павел призывает мыслить категориями не земного, а духовного
Апостол Павел настраивает свою аудиторию на торжественный лад. Он говорит нам, что духовный путь — это не какое-то приложение к обычной жизни, а совершенно новый образ мыслей и существования.
Христинин умирает для греха и воскресает в духе:
«Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти, но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве».
Верующий умирает для греха и начинает новую жизнь — в духе
И это не просто путь в неизвестность. Ещё до каждого верующего его проделал Иисус Христос:
«А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».
А значит, и другим детям Божиим в силе своей сомневаться не стоит. Бог всегда рядом, поможет и поддержит. Христос — это жизнь, но не такая, к какой мы привыкли, а новая, одухотворённая, исполненная праведности Божьей:
«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут».
Так в человеке пробуждается праведность от веры.
Толкование на 12 главу проясняет: верующий миролюбив и не жаждет мести
Заключительная, 12 глава содержит общие наставления для христиан. Здесь можно увидеть ободряющие призывы к добросердечности. Но в то же время иногда может показаться, будто Бог утешает верующих обещанием кары для их обидчиков.
Толкование Послания апостола Павла из «Толковой Библии Лопухина» проясняет ситуацию:
«Указанием на гнев Божий по отношению к нечестивым врагам христиан Апостол вовсе не хочет дать некоторое удовлетворение христианам. Он хочет только разубедить тех, кто полагает, будто бы наше терпеливое отношение к наносимым нам обидам разрушает нравственный порядок в мире и будто бы через это злые люди восторжествуют. Нет, – говорит Апостол — Сам Бог, как всесвятейший Судия, бодрствует над жизнью мира и не даст восторжествовать злу над добром».
Конечно, Послание к римлянам не исчерпывается этими темами. Но это такая ёмкая книга, что её не пересказать полностью. Каждому христианину полезно ознакомиться с этим текстом, а в сложных ситуациях обращаться к толкованиям.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение