Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

 9 кругов ада по Библии

18.12.2018
19 448

Представить ад современному человеку нетрудно, благо культуры разных стран создали запоминающиеся картинки. Все мы слышали про 9 кругов ада по Данте, видели захватывающие картины Иеронима Босха, встречали описание ада в других произведениях — от комиксов до кино.

Порой эта информация противоречива, а человека гложет вопрос — что же там, в загробной жизни, ждёт грешника. Мы можем опираться на разные источники, например, довериться свидетельствам людей, переживших клиническую смерть.

Но для православных христиан главный авторитет — Священное Писание. Почему бы не уточнить, что сказано там? Есть ли вообще 9 кругов ада по Библии, или там нечто другое?

Ад представляют по-разному: кто-то считает его реальным местом, кто-то — состоянием души, а другие — выдумкой.

Представления об аде намного старше христианства. Нелегко проследить истоки верований, что душа после смерти может попасть, как минимум, в два места: туда, где её наградят за доброту, либо туда, где она будет страдать за грехи.

9 кругов ада на картине Сандро Боттичелли «Ад»
9 кругов ада на картине Сандро Боттичелли «Ад»

Трудно, да, пожалуй, и не нужно, сформировать некое общее представление об аде. Слишком оно различно в мире, в религиях, во времени. Есть очень противоречивые идеи. Вот лишь одни из них:

  • Ад — это место телесных страданий. Умерший человек сохраняет физическое восприятие и некоторый срок (возможно, неограниченный) претерпевает пытки огнём, порезами, болезнями и прочими способами доставить боль;
  • Ад — это источник душевных страданий. Душа — не телесна, а значит, причинить ей наибольшую боль могут только психические удары: то, что лично для этого человека невыносимо. Скажем, человек, страдавший от обжорства, будет претерпевать такие пытки, как переедание или, наоборот, голод;
  • Ад — это не какая-то область загробного бытия, а наш собственный мир. Здесь так много страданий, что сам по себе приходит вывод, будто мы живём в аду. Возможно, уже страдаем за грех, который совершили в реальности. Или же, мы просто не понимаем идею ада, и он нам дан на Земле не как наказание, а как ступень очищения для достижения духовной зрелости. Только после этого человека пустят в высшие миры;
  • Ад, как и рай, — это область в сознании человека. Мы не подаем туда один раз после жизни или смерти, а постоянно мечемся между разными состояниями. Праведник — уже в раю, потому что у него в душе царит совершенство. Грешник, лицемер, преступник ещё при жизни находится во внутреннем аду, так как вынужден мириться со своим несовершенством.

Этого взгляда придерживается греческий Митрополит Иерофей Влахос:

«Рай и ад существуют не как угроза со стороны Бога, а как болезнь и здравие. Здоровые и очистившиеся испытывают на себе просвещающее действие Божией благодати, а недугующие и больные – опаляющее действие Божие».

Иерофей Влахос
митрополит
  • Ада не существует. Бог нарочно припугивает людей посмертной карой, но он слишком добр, чтобы обрести души на муки.

В действительности, представлений об аде намного больше. Чаще ад — это место нематериальное, поэтому туда могут попасть только тонкие тела: души, сознания и т.д.

Но есть и сторонники того, что ад — реальное, материальное место, которое находится под земной корой. Человек из плоти вполне может туда спуститься, если выдержит температуру. Вот лишь несколько таких мест:

  • Дарваза — газовый кратер в Туркменистане. Изначально там бурили воронку, но земля обвалилась и впустила газ. Чтобы тот не распространялся, его подожгли. Однако уже полвека пламя не гаснет;
  • Осоре — гора в Японии. Она соответствует описанию ада в некоторых буддийских источниках;
  • Масая — вулкан в Никарагуа. Испанцы установили на его вершине огромный крест, чтобы не позволить армии демонов выбраться на землю.
Крест на вулкане Масая, по верованиям местных, защищает выход из ада
Крест на вулкане Масая, по верованиям местных, защищает выход из ада

Идея ада внутри Земли тесно связана с представлением о его кругах, о чём повествует нам известный средневековый автор — Данте Алигьери

Поэт Данте описал ад в «Божественной комедии»

Данте Алигьери (1265 г. — 1321 г.) — один из самых известных писателей в мире. Наряду с ним упоминают лишь единицы потому, что такой вклад в литературу — редкая заслуга. Он также значим, как, например, Гомер, написавший «Илиаду» и «Одиссею».

Собственно, до Гомера имелись размытые представления о художественных произведениях. Их обычная цель — вознести хвалу богам. Гомер пошёл дальше — создал многоуровневый труд, с образами, сюжетом, поэтикой — нечто, с чем не могли потягаться последующие 15 веков другие авторы.

Данте — выдающийся автор, чью поэму сравнивают с «Илиадой» и «Улиссом».

Данте Алигьери очень любил античность и не побоялся бросить вызов Гомеровским поэмам. Он написал длинную поэму «Божественная комедия» (сперва просто — «Комедия»), каких ещё не знали в те дни европейцы.

Передать художественную ценность этой работы в переводе практически невозможно, так что остаётся верить на слово специалистам, когда они говорят, что это выдающаяся работа с языком.

Данте Алигьери — автор «Божественной комедии», где описаны 9 кругов ада
Данте Алигьери — автор «Божественной комедии», где описаны 9 кругов ада

Данте стал своего рода законодателем и основоположником итальянского языка. Его влияние на последующую литературу сложно переоценить.

Смотрите также статью Антихрист

Автор собрал все приёмы и традиции предшествующей письменности и подвёл под ними черту, резюмировал одну эпоху писателей и дал начало другой. Впоследствии будет ещё более мощное произведение — «Улисс» Джеймса Джойса, но это в прозе. Данте же был поэтом.

«Божественная комедия» — это поэма с отпечатком биографии и взглядов автора

Именно «Божественная комедия» и создала описание девяти кругов ада. И не только их. Чтобы лучше представлять себе, что это за произведение, нужно учесть несколько фактов:

В поэме описана не только структура ада, но и чистилища, а также рая. Об этом редко вспоминают, так как мало кто в действительности читал «Божественную комедию».

Но это так. Герой произведения добирается до центра ада, проходит через чистилище и возносится на верхний уровень рая, который, кстати, разделён на 10 небес.

Это не богословское и не христианское, а просто художественное произведение. Данте страдал от серьёзного внутреннего конфликта. Как верующий и богослов своей эпохи, он считал необходимым писать во славу христианства. Так делали все.

Но сам Данте просто обожал античность. «Божественная комедия» всё время мечется между двумя полюсами, потому что автор хочет писать о греческой мифологии, а «надо» о христианстве. В итоге в картину ада вплетаются Цербер, Минотавр, титаны и прочий греческий бестиарий.

Адский пёс Цербер на гравюре Гюстава Доре — «Божественная комедия» наполнена персонажами античной мифологии
Адский пёс Цербер на гравюре Гюстава Доре — «Божественная комедия» наполнена персонажами античной мифологии

В числе самых страшных грешников — предатель Цезаря Брут. Проводник рассказчика — поэт Вергилий. Данте сложно скрывать симпатию к античности, она преобладает над христианским ядром, которое тоже присутствует.

Так что и относиться к произведению нужно не как к путеводителю по настоящему аду, а правильно — как к художественному вымыслу. Тогда всё в порядке.

На поэму накладывает серьёзный отпечаток биография Данте. Одни авторы максимально дистанцируются от произведений, другие же пишут о себе. Данте принадлежал к числу последних.

Его ад наполнен отсылками к реальным местам на земле, где бывал поэт. Среди мучеников часто отмечают его знакомых — некоторые ещё жили в момент сочинения.

Особое место в сюжете занимает Беатриче Портинари — возлюбленная Данте, завязать отношения с которой он так и не решился до её скоропостижной смерти.

Девушка присутствует в большинстве работ Данте, где он фантазирует об их с нею сбывшейся любви. Сам же Данте женился по расчёту и к супруге столь же возвышенных чувств никогда не питал.

В «Божественной комедии» описаны 9 кругов ада, где обитают грешники — от праведных язычников до предателей

Поэма начинается со встречи Данте и Вергилия в лесу. В каждом предмете ландшафта или персонаже можно усмотреть тьму символов, но останавливаться на этом не станем.

Сперва Данте демонстрирует перед входом в ад души, которые не попали в ад и в рай, поскольку не творили добра или зла.

1 круг. Он называется Лимб. Это самое щадящее место в аду. Здесь нет боли, только скорбь. Сюда Данте поместил своих любимцев — античных философов и поэтов, которые были добродетельными, но не крестились. Также здесь обитают некрещёные младенцы.

2 круг. Здесь, на втором круге, бушуют сильные ветра, бури. Они наказывают блудниц, любодеев, людей, которые поддались страсти.

3 круг. Обжоры и чревоугодники. Они вечно гниют под палящим солнцем, страдая от собственной раскормленной плоти. Рядом бегает трёхголовый пёс Цербер. Он охотно пожирает брюхатых грешников.

4 круг. Расточители и скупые люди — жертвы противоположных мировоззрений — здесь вынуждены вечно спорить друг с другом.

5 круг. Ленивые люди вечно вязнут в болоте, из которого им недостаёт воли вылезти. Здесь же рядом гневные грешники — их хватает лишь на то, чтобы без конца драться в трясине. Миновать пятый круг можно на единственной лодке.

5 круг ада, по Данте, — это болото, где топнут лентяи и агрессоры.

6 круг. Начинается город Дит. Он занимает несколько кругов внутрь. Пока видны лишь его стены. Здесь лжеучителя и еретики уже не столь опасны, как при жизни. Они незаметны — лишь призраки, которые лежат в горящих могилах.

7 круг. Очень подробно описан, так как включает несколько поясов, где обитают разные грешники. Но всех их связывает один грех — насилие:

  • над другими;
  • над собой и имуществом;
  • над божеством, естеством и искусством.

На этом круге есть лес из самоубийц. Им теперь вечно предстоит терпеть страдания. Есть река крови, где разбойники и тираны вынуждены прятаться от стрел кентавров. А у самого края горит кипящий поток, где вандалы, богохульники и содомиты изнывают от зноя.

Самоубийцы в аду, по Данте, превращаются в деревья. Их мучают гарпии. Гравюра Доре
Самоубийцы в аду, по Данте, превращаются в деревья. Их мучают гарпии. Гравюра Доре

8 круг. Мы миновали 7 кругов ада. Город Дит закончился. Дальше мы спускаемся по десяти рвам, как по ступенькам. В центре этих рвов — конец ада. Но пока ещё восьмой круг. Здесь держат обманщиков всех мастей: льстецы, лицемеры, лукавцы, фальшивомонетчики и т.д. Наказаний тоже большое разнообразие: кто-то кипит в смоле, кого-то потрошат, третий страдает от проказы, ещё одного — стегают бичами демоны и т.д.

9 круг. Самый центр. Здесь царит холод. Это поверхность озера Коцит. Самый страшный грех по Данте — предательство. Есть четыре категории предателей:

  • кто предал родных;
  • кто предал родину или общую идею;
  • кто предал друзей;
  • кто предал благодетелей.

Все они вмёрзли по шею. А самом центре — два известнейших в христианстве предателя — Люцифер, который, по преданию, предал Бога, и Иуда. Бывшего апостола дьявол держит в руке и без конца поедает.

Страница из рукописи XIV века Codex Altonensis с изображением Люцифера в представлении Данте
Страница из рукописи XIV века Codex Altonensis с изображением Люцифера в представлении Данте

Дальше Вергилий ведёт Данте через чистилище, а затем сообщает, что в рай, как язычник, войти не может. Тут рассказчика встречает Беатриче, умершая много лет назад. После смерти обе души объединяются и следуют дальше — в рай.

Кругов ада по Библии не существует — в Писании ни слова о них

А сколько существует кругов ада, согласно Библии? Ни одного. Священное Писание, в принципе, нацелено не на то, чтобы удовлетворить любопытство человека по всем вопросам, а чтобы дать ему духовные ориентиры. Описание ада в Книге книг довольно скупо, ведь акцент не на нём. Если совсем грубо, то Библия — это учение о том, как не попасть в ад, а не экскурсия по нему.

Православие, как и христианство вообще, не имеет общего представления о том, каков ад.

Например, с греческого ад — это место лишённое света.

Вообще, в Библии есть несколько слов, которые часто употребляются как синонимы ада.

Хадес — царство мёртвых по-гречески. По-еврейски — шеол. Это мрачное подземелье для душ грешников. Но в то же время это римское имя бога Аида. И в этом значении оно часто обозначает царство мёртвых вообще.

Хадес упоминается в книге Откровения:

«И смерть и ад повержены в озеро огненное».

(Откр. 20:14)

Отсюда легко сделать вывод, что хадес — это место, где, возможно, темно, но уж точно не жарко.

Тартар — тоже слово греческого происхождения. Изначально — тёмное место, где греческие боги держали своих врагов. В Синдальном переводе — «адский мрак».

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».

(2Петр. 2:4)

То есть это тоже некая темница.

Геенна — название произошло от местности, где язычники сжигали детей. Геенна огненная должна прийти на смену аду.

«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»

(Мф. 23:33)

Преисподняя — перевод слова «шеол» (хадес). Синоним ада.

Согласно Библии, в аду темно, но не жарко.

Так что Библия не даёт описания ада и его кругов. Но мы имеем основания сказать, что в аду вряд ли пылает огонь. Скорее всего, там просто темно. Пламя же есть в описании геенны огненной, куда должны попасть души грешников после Страшного суда.

Что же касается наследия Данте, то к нему следует относиться правильно — как к художественному произведению. Не стоит возлагать на литературу проповеднические функции. Это никогда не заканчивалось хорошо. Для таких целей есть Священное Писание. Оно расскажет о главном.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *