Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Ад и рай свидетельство очевидцев: стоит ли доверять

Как выглядят рай и ад? Свидетельство очевидцев очень бы помогло получить хоть какие-то представления об этих местах. Клиническая смерть — главный источник таких рассказов.

А если эти свидетельства о рае и аде ещё и совпадают с христианскими представлениями, для многих это становится едва ли не 100% доказательством верности популярных образов загробного мира.

Но всё не так просто. Не все, кто видел ад или рай (по их утверждениям) могут быть для нас непредвзятыми свидетелями.

Как появился ад Библия не сообщает, но его мог сотворить только Господь

На первый взгляд, Библия ничего не говорит о том, кто создал ад. Это даёт почву для домыслов. Мол, Бог творит всё только хорошее. А ад — это уродливое место, полное зла и страданий. Его явно придумал какой-нибудь дьявол.

Но это противоречит всему тому, что мы знаем из Священного Писания. Если подробно изучить фигуру дьявола в Библии, то станет ясно, что её довольно сложно даже конкретизировать.

Есть ли этот дьявол вообще или это метафора всего злого в человеке? Тема большая, достойная отдельной большой книги.

Правильное изображение ада на православных иконах — тёмное место
Правильное изображение ада на православных иконах — тёмное место. Фото: belygorod.ru

Мы же поговорим об аде. В Библии есть лишь один Творец — Господь. Другим существам в подобном качестве отказывается. Как появился ад, в христианстве не сказано. Но ясно, что нечто столь грандиозное не могло быть чьим-либо творением, кроме творения Всевышнего.

Было бы странно допустить, что Бог дал некой демонической сущности право создавать столь грандиозные духовные, если угодно, институты, но ни словом не обмолвился об этом в Священном Писании. Отсюда единственный логичный вывод: ад — это часть Божественного творения.

Ад в Библии называли «шеол», это место без света

В Ветхом Завете ад называют «шеол». Греческие тексты переводят это слово как «хадес» (аид), хотя античный образ ада отличается от еврейского.

Упоминание «шеола» среди некоторых месопотамских богов даёт основания для осторожного предположения, что для древних семитов Шеол — это не только место, но ещё и божество. Возможно, так именовали супругу бога смерти Мота.

Шеол — возможно, имя богини, персонификации загробного мира.

Еврейские представления об аде нам известны мало. По всей видимости, это место, лишённое света, где души находятся, как в темнице.

Это роднит шеол с тартаром, но не с хадесом. Хадес — это просто царство мёртвых, без каких-либо положительных или отрицательных оценок. Тартар — однозначно плохое место, темница. Он упоминается в Новом Завете:

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».

(2Пет. 2:4)

На счёт ада нам известно, что в этом месте есть врата.

«И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

(Мф. 16:18)

Примечательно, что ещё в месопотамских мифах врата — деталь, которую связывали с адом.

Есть ли ад с демонами и огнём, — нет, такой ад придумал Данте

А как же раскалённые сковороды и демоны с трезубцами? Сам образ пламени возник на основе геенны огненной (то самое озеро огненное). Это не ад, а место, куда, согласно Библии, только предстоит попасть грешникам из ада.

«И смерть и ад повержены в озеро огненное».

(Откр. 20:14)
Ад на иллюстрации к «Божественной комедии» Данте не имеет ничего общего с христианским представлением об аде
Ад на иллюстрации к «Божественной комедии» Данте не имеет ничего общего с христианским представлением об аде. Фото: eksmo.ru

Огненным ад показан в исламе. А кто придумал ад с пламенем для христиан? Это был поэт Данте. Он сильно исказил представление об аде и дьяволе в «Божественной комедии».

К сожалению, именно его фантазии сегодня известны широкой аудитории. Всё, что находится в аду у Данте, — это осколки греческих мифов, ничего не имеющие с христианством.

Рай — это сад в Эдеме, а также название Царства Небесного

Рай в православии — это не одно конкретное место, а два. Первый рай — это сад в некой местности под названием Эдем. Реальная ли это географическая область? Мы не знаем. Версий о его местонахождении есть много, но ни одну не доказали.

Рай
в православии это и сад Эдем и место в небесном духовном пространстве

Вполне может быть, что рай — это место в духовном пространстве. Не зря же Бог выдаёт изгнанным Адаму и Еве «одежды кожаные» — и это в мире, где ещё не было убийств и хищных животных! Не идёт ли тут речь о облачении духовных существ во плоть? Есть и такое мнение.

Отдать предпочтение какому-либо раю мы не можем. Библейский текст позволяет трактовать и так, и этак. Но нам важен сам смысл того, что в этот рай человеку доступ закрыт.

Слово «рай» изначально относилось к саду в Эдеме (сад на картине совместной работы Брейгеля де Старшего и Питера Пауля Рубенса)
Слово «рай» изначально относилось к саду в Эдеме (сад на картине совместной работы Брейгеля де Старшего и Питера Пауля Рубенса). Фото: pantocrator.ro

Второй рай — это Царство Небесное. Сюда попадают души праведников после смерти. Это не окончательное состояние. Есть разные райские «уровни». Окончательный из них будет дарован праведникам в конце времён. Это место также называют Небесным Иерусалимом.

Кроме символичной книги Откровения, опираться на которую будет не совсем корректно, описаний рая у христиан нет. А Афанасий Великий уверен, что и не должно быть:

«Вопрос, где находятся отошедшие души —

вопрос чудный и дивный,

сокрытый от людей;

Бог не соизволил,

чтобы кто-нибудь возвратился

к нам оттуда и рассказал,

где и как пребывают души, отошедшие от нас».

Афанасий Великий
святитель

Пережившие клиническую смерть рассказывают о рае и аде, но их свидетельствам нельзя доверять

Рассказы про ад и рай для многих христиан — некая находка, возможность доказать, что их религия точнее всех описывает наш мир, в частности — его загробную область.

Но это неправильный подход. Во-первых, христианство не нуждается в том, чтобы кому-то доказывали его правильность. Это уже давно самая популярная религия, которой ничего не угрожает. Почти любой человек на земле с нею знаком и, если желает, может изучить подробнее.

Дикие времена религиозных войн прошли.

И чудеса сейчас ищут лишь показушники, которым никак иначе не укрепить веру. Видел ли кто-то ад, в православии это ничего не меняет. Оно уверенно чувствует себя без сомнительных доказательств.

Во-вторых, всевозможные «свидетельства» лишь искажают христианские представления людей о загробном мире. Вот, например, рассказывает некий «очевидец» загробного мира Борис Пилипчук:

«За огненными воротами я увидел сияющий золотом куб. Он был огромным».

Один из самых популярных образов, который видят люди в момент клинической смерти, — туннель
Один из самых популярных образов, который видят люди в момент клинической смерти, — туннель. Фото: salik.biz

Чем такая история поможет православию? Образ явно отсылает к серии фильмов «Восставший из ада», а точнее — ко второй части серии, но никак не к Священному Писанию.

Те, кто видел ад, описывают его по-разному

А вот свидетельство, которое приводит исследователь загробной жизни Раймонд Моуди:

«Когда демоны продолжали мучить меня, я пытался, как бы избавиться от них, постарался выползти из этой своей камеры.

Я посмотрел в одну сторону, но там была непроглядная тьма, и я там услышал миллионы человеческих воплей.

Это были очень громкие вопли. И я так же имел это знание, что там есть очень много таких тюремных камер как моя и там были как бы ямы в горящем огне».

Раймонд Моуди
психолог

Это явно не тот ад, о котором рассказывает Библия. Это ад, пришедший из произведений Данте. Разве скептически настроенные люди после таких «свидетельств» не получают основания для того, чтобы свысока смотреть на религиозных людей?

Христианство учит, что в рай или ад человек попадает после настоящей смерти, а не после клинической

Очевидцы о рае и аде рассказывают часто. Христианские, эзотерические и СМИ мистического толка очень любят публиковать истории людей, переживших клиническую смерть.

Но клиническая смерть — это вовсе не то состояние, которое ждёт нас после смерти. Человек в нём остаётся живым и не преодолевает тот порог, который перешагивает умерший. Так что можно ли судить о том, есть ли ад или рай по таким вот воспоминаниям?

Есть и другие причины не доверять таким свидетельствам:

  1. В аналогичное состояние можно погрузить при помощи гипноза. Известный исследователь Раймонд Моуди собрал сотни свидетельств историй о том, что видели люди после смерти. Он верил, что рассказы про ад и рай отражают реальную картину.
  2. Но этот же исследователь обнаружил, что человеку вовсе не обязательно умирать. Сидя перед зеркалом в тёмной комнате люди тоже видели в отражении рай или ад. Стало быть, это игра психики.
Раймонд Моуди — известный на весь мир американский врач психолог, исследователь загробной жизни

Описания отличаются. Был бы один, конкретный рай или ад, люди бы описывали его похожим образом. Но нет. Есть некие общие черты, но то светлый тоннель с чернотой в конце, то тёмный со светом.

Загробный мир и вовсе разный: где-то ждут умершие родственники, а где-то просто стоят столы с яствами. Больше похоже, что у каждого человека возникают свои образы откуда-то из подсознания.

Описания воспроизводят религиозные представления. Занятно, что ни одно свидетельство христиан не описывает исламский рай, а видения мусульман не отражают религиозные воззрения христиан.

Африканец из дикого племени во время клинической смерти никогда не видел Иисуса Христа.

Не видел он и апостола Петра, либо кого-то, кто бы представился библейским персонажем. Опыт умирания всегда основан на тех идеях и образах, которые близки самому человеку.

В состоянии полусна люди видят то же самое. Известный российский исследователь Михаил Радуга много лет изучал феномен так называемого внетелесного опыта. Он доказал, что с помощью элементарных упражнений всего за три дня любой человек может добиться необычного состояния.

«Я открыла глаза и встала, а моё тело осталось на кровати, и это не было сном», — так описывают эффект от техник Михаила Радуги добровольцы. Но самое забавное в этом то, что состояние, которое автор методики назвал «фаза», в сущности, является именно сном, просто очень реалистичным.

Михаил глубоко убеждён, что многие внетелесные опыты, встречи с пришельцами и видения духов вызваны именно игрой подсознания на границе сна и яви. Человек без опыта просто не способен опознать состояние фазы.

Научно доказано, что выход души из тела чаще всего — грёзы в особом состоянии сознания
Научно доказано, что выход души из тела чаще всего — грёзы в особом состоянии сознания. Фото: fb.ru

Для нас же важно, что, как утверждает исследователь, практически любое аномальное событие, которое начинается словами «я лёг» спать или «я только проснулся», — это ни что иное, как провал человека в состояние фазы.

Свидетельства христиан, якобы видевших загробный мир, подтверждают мысль о том, что эти видения имеют не духовную, а психическую природу

В связи с этим стоит привести для примера типичное свидетельство от «умершего». Рассказывает диакон Сергий (Досычев):

«Я увидел в конце тоннеля, по курсу моего полета, некий просвет и довольно быстро там оказался, и оказался в свете. Когда пришел в себя, то увидел себя в палате, только я уже стою в палате, а не лежу в кровати».

«Я пригляделся к тому, кто лежал на моей койке — лежит молодой человек, очень похожий на меня».

«Это чувство весьма близко к сонному — только уж очень расширенно».

Сергий Досычев
диакон

Дальше идёт очень пространный рассказ о образах, напоминающих христианские. А заканчивается вся, как и следовало ожидать, пробуждением. Это показывает, что часто осведомлённость в каких-либо вопросах позволяет отбросить в сторону игру подсознания.

А если ко всем таким видениям относиться серьёзно, то получится очень противоречивое и бесполезное представление о рае и аде. Важно понять, что человек в таких состояниях видит то, что ожидает. Скажем, священник Анатолий (Першин), который требователен к себе, критически видит себя:

«Сам выход из тела был совершенно безболезненным. Но потом мне Господь в одну секунду показал мою жизнь, и я понял, что не сделал ни одного доброго дела, жил только для себя, что я эгоист, что всё в моей жизни было не так.

И первое желание было: рвануть вниз, обратно, и всё исправить».

Анатолий Першин
священник

Свидетельства тех, кто видел ад или рай, для христиан бесполезны

Невозможно знать всё про ад или рай. Мы живём в земном мире явнее не случайно. Господь установил некие рамки нашего существования, а всё, что за ними, покрыл завесой тайны. И если мы всецело доверяем Всевышнему, то должны согласиться, что этот барьер не случаен.

Описание ада в Библии, так же как и рая, отсутствует. Совершенно очевидно, что Бог не считал эти знания столь необходимыми для человека

Священное Писание призывает человека сосредоточиться на «здесь и сейчас», уже тут стать человеком веры, любви и совести.

Рассказы про ад и рай — это сильный стимул для того, чтобы заставить человека активнее действовать на духовом поприще. Но такая причина делает сам духовный энтузиазм человека не искренним.

Вера не нуждается в стимуле вроде рая или ада.

Поэтому справедливо, что Господь призывает человека совершать добрые дела по зову сердца, а не из-за того, что бедного смертного напугали адские картинки.

Христианство не может однозначно сказать, существует ли ад, рай в качестве некого места, либо это состояния, метафоры или что-то ещё. Но как бы то ни было, переживать верующим людям не о чем.

Даже когда мы переступаем порог между жизнью и смертью, нас сопровождает заботливый Господь. И на Него всегда можно положиться.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *