Содержание
- 1 Святой Иоанн Кассиан Римлянин — это монах и богослов, видный теоретик христианской монашеской жизни
- 2 Монахом святой Иоанн Кассиан стал на Святой Земле в Палестине
- 3 В Египте преподобный Кассиан учился у известных авв (учителей)
- 4 В Египте святой Иоанн Кассиан Римлянин провёл 10 лет
- 5 Из-за гонений на монахов оригенистов святой Иоанн Кассиан Римский бежал в Константинополь
- 6 Из-за нашествия готов святой Кассиан переехал жить в Марсель
- 7 До самой своей смерти преподобный Иоанн Кассиан Римлянин активно участвовал в жизни Церкви
- 8 Святой Кассиан много писал о монашестве
- 9 Борьба со страстями — основа учения преподобного Иоанна Кссиана Римлянина
- 10 В народе святого Кассиана невзлюбили, несмотря на то, что его жизнь — это образец аскезы
Святой Иоанн Кассиан Римлянин — это выдающийся христианский деятель, праведник, богослов и проповедник. Несмотря на это, на Руси в народе он считался злым, завистливым, скупым. Такое отношение к нему вызвано тем, что день памяти святого приходиться на самое страшное для крестьян время — время перехода от зимы к лету, когда приходилось потуже затягивать пояса, готовясь к долгой зимовке.
Русская Православная Церковь считает все народные легенды о святом Иоанне Кассиане суевериями, которые не имеют никакого отношения к его реальной личности.
Святой Иоанн Кассиан Римлянин — это монах и богослов, видный теоретик христианской монашеской жизни
Иоанн Кассиан Римлянин (Иоанн Массалийский) — это христианский монах и богослов, один из основателей монашества в Галлии, видный теоретик и практик монашеской жизни. Значение имени святого состоит в том, что оно указывает на римский род, из которого он происходил — Касииев.
Первое же его имя, которое обязательно имелось у римлян, заменено им на Иоанн. Сведений о его детстве и юношестве крайне мало. Считается, что родился он в Малой Скифии (ныне — Добруджа, территория Румынии) в период с 360 по 365 год. Умер около 435 года в Массилии, ныне Марсель.
Достоверно неизвестно когда и от кого святой получил имя Иоанн. Она версия говорит о том, что ему оно было дано при крещении, по другой получено при пострижении в монашество. Кроме того, некоторые исследователи говорят о том, что святой Кассиан взял это имя себе сам, прославив тем самым своего учителя и архиерея, святителя Иоанна Златоуста.
Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой семьи. Его родители имели достаточный доход, чтобы дать своему сыну хорошее разносторонне образование классического типа. Так святой изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику.
Кроме латинского языка он также прекрасно владел греческим. При этом юноше уже с детства прививались начальные правила веры и христианской нравственности. В результате Иоанн в дальнейшем решил предпочесть блестящей светской карьере путь служения Господу — монашества.
Монахом святой Иоанн Кассиан стал на Святой Земле в Палестине
Около 380 года преподобный Кассиан отправился в Палестину, в паломничество. В путешествии его сопровождал его близкий друг, Герман. На святой Земле друзья приняли решение отрешиться от суеты мира.
Для этого они получили благословение настоятеля Вифлеемского монастыря и приняли в нем монашество. Исследователи говорят о том, что обитель в то время находилась на Поле Пастырей.
Начиная с 390 года, святой в течение 10 лет предавался молитве, исполнял послушание, соблюдал посты в монастыре. За это время он посетил много скитов и других обителей. Преподобный Иоанн Кассиан вместе с Германом овладел лишь начатками аскетического опыта.
Именно поэтому ему захотелось больше узнать о подвижничестве. Для этого он решил отправиться на родину иночества, в Египет.
В Египте преподобный Кассиан учился у известных авв (учителей)
Преподобный Кассиан отправился в Египет по благословению настоятеля Вифлеемского монастыря, при этом обещая ему вернуться после завершения своей миссии. Вместе с ним в дорогу отправился его друг, брат Герман.
Монахи доплыли по морю до порта Танис и оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Здесь стола обитель популярного аввы Пинуфия. Кроме него Кассиан и Герман познакомились с монахами, жившими среди солёных озёр и на местных холмах. Их звали авва Нестор и Херемон. Аваа Пинуфий жил рядом в келье.
Аскетическим практикам и монашескому житию святой Кассиан обучился в Египте.
Поле паломники отправились в город Лиолк. Здесь они обучались у отцов Архебия, Иоанна, Пиаммона и других. Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. Здесь в IV веке жило множество благочестивых отшельников.
У них святой учился пазличным аскетическим упражнениям, а также получал от них советы и душеполезные увещевания.
Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва относился к монахам-оригенистам и служил пресвитером в одном из храмов Скита. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял своё тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.
В Египте святой Иоанн Кассиан Римлянин провёл 10 лет
Исследователи утверждают, что во время пребывания в Египте святой Иоанн Кассиан вместе с Германом посетил Келлию, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Здесь друзья виделись с аввой Феодором.
В Египте преподобный находился 7 лет. После этого вместе со своим духовным братом он отправился в Палестину. Пришло время исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря.
Прибыв в Вифлеем, монахи оставались недолго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет. Исследователи утверждают, что в общей сложности Иоанн Кассиан пробыл на территории Египта 10 лет.
В 399 году в Египте из-за критики учения антропоморфитов – еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу, возникли волнения. Архиепископ Александрийский Феофил выступил с критикой еретиков. Его поддержали аввы и пустынники.
Еретики собрались в Александрии и стали угрожать архиепископу. Они требовали от него отречения от оригенистских воззрений, и Феофил пошёл у них на поводу. В 400 году он обличил лжеучение Оригена публично. После этого состоялись Соборы в Александрии и Нитрии. Они официально осудили оригенизм.
Из-за гонений на монахов оригенистов святой Иоанн Кассиан Римский бежал в Константинополь
После выступления Феофила монахи-оригенисты подверглись гонениям, и они стали бежать из Египта, опасаясь преследования, как духовных, так и государственных властей. Именно поэтому 50 монахов, в том числе Иоанн Кассиан Римлянин и Герман, нашли свою поддержку в лице святителя Иоанна Златоуста, главы Константинопольской Церкви.
В Константинополе святого возвели в сан диакона, а также доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. Германа рукоположили в священники.
Когда святителя Иоанна Златоуста в 405 году незаслуженно обвинили в злоупотреблениях и выслали из Константинополя, клир отправил их с посланием к Римскому епископу Иннокентия I. После этого Иоанн Кассиан и Герман остались в Риме.
В Вечном городе святой Иоанн Кассиан пробыл 12 лет. Имеются сведения о том, что здесь его рукоположили во священники. После этого он получил должность советника Римского епископа. Во время пребывания в Риме Иоанн Кассиан познакомился с будущим Папой Львом Великим.
Из-за нашествия готов святой Кассиан переехал жить в Марсель
В 415 году преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в город Массилию (ныне – Марсель) в Южной Галлии. Произошло это из-за нашествия готов на Рим. Здесь он сблизился с местным архиереем Прокулом.
В Марселе Иоанн Кассиан Римлянин создал по образу египетских два монастыря: мужской и женский. Настоятелем мужского монастыря стал сам отец Иоанн, позже обитель получила название обители святого Виктора, чья гробница располагалась рядом.
Так как отец Иоанн во время пребывания в Египте получил богатый опыт организации внутренней жизни монастыря, обитель стала разрастаться и перемножаться братиями. Со временем слава о нём, как о выдающемся духовном руководителе распространилась по всей Южной Галлии.
В 20- годы V века местные епископы попросили Иоанна Кассиана составить свод правил для общежительных монастырей, что он с честью выполнил. Кроме того в этот период он работал над не менее значимым трудом «Собеседования…».
До самой своей смерти преподобный Иоанн Кассиан Римлянин активно участвовал в жизни Церкви
Примерно в 126 году святой Кассиан участвовал в полупелагианских спорах. Это полемика связанной с пониманием роли личной свободы и роли Божественной благодати в деле спасения.
Обладая богатым опытом пастырской деятельности и монашеской жизни, преподобный не мог согласиться с учением, говорящем о неважности личных усилий подвижника. Также он выступил и против противоположной точки зрения в её крайности, а именно против минимизации значимости роли Божественной благодати.
Таким образом, святой мягко указывал на те неточности, которые допустил блаженный Августин. Кроме богословских споров святой занимался в это время написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа».
Здоровье преподобного в конце жизни стало ухудшаться и он начал физически слабеть. Умер он около 435 года. Тело святого Иоанна Кассиана Римлянина погребли в обители святого Виктора.
Святой Кассиан много писал о монашестве
Святой Иоанн Касан Римлянин за свою жизнь написал 12 книг «О правилах общежительных монастырей» и 24 «Собесодования». Последние сочинения посвящены беседам с египетскими аввами (духовными отцами, учителями) о разных понятиях нравственного христианского учения.
В 429—430 годах святой Иоанн написал сочинение «О воплощении Господа, против Нестора». Это догматический трактат, написанный по просьбе будущего папы Римского архидиакона Льва. Он признан богословами одним из самых ранних сочинений преподобного против ереси несторианства.
Писания Иоанна Кассиана и его высказывания вошли в сборник «Филокалия» или «Добротолюбие». Он содержит писания и речения Отцов церкви, начиная с III века н.э. Это сочинение переведено на славянский язык в России в 1793 году Паисием Величковским.
В своих трудах часто описывал монашескую жизнь. Так, например, в «Уставе ионического общежития он тщательно описал монашескую одежду своего времени. Она состояла из:
- кукуля (чепчика);
- коловия;
- нарамника;
- мафория (плаща);
- милоти (кожаной куртки).
Кроме того, во времена Иоанна Кассия Римлянина монахи также носили жезл и сандалии. Святой также описывает, как монах, вступая на иноческий путь, отказывается от всего мирского и, в том числе, имущества и поступает в распоряжение старца.
Во время пребывания в монастыре он читает общие молитве, в том числе славословие и пение псалмов. Для общих молитв выбирается третий, шестой и девятый часы (от восхода солнца). Кроме того, также читается Писание и монах участвует в общих трапезах. Остальное время монахи проводят в рукоделии или выполнении поручений.
Борьба со страстями — основа учения преподобного Иоанна Кссиана Римлянина
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин оставил после себя большое богословское наследство. Основа его учения — это борьба с человеческими страстями. Среди них он назвал следующие:
- чревоугодие;
- блуд;
- сребролюбие;
- гнев;
- печаль;
- уныние;
- тщеславие и гордость.
Кроме описания этих страстей, святой также давал свои советы по борьбе с ними. Так, например, легко гневающимся он советовал направить свой гнев на саму страсть, а не на предметы и людей вокруг. Это позволяет направить гнев в нужное русло, сделав его спасительным.
Бороться с блудом святой советовал при помощи не только молитвы и поста, но и физического труда. Причиной сребролюбия он называл недостаток любви к Богу, а также вялость и расслабление духа.
При этом он отмечал, что сребролюбие, как и любая страсть, развивается постепенно: стоит привязаться к одному динарию, как можно погрязнуть в грехе полностью.
Видеоролик: На 3 минуте автор говорит о том, что святой Иоанн Кассиан Римлянин утверждал, что причина человеческих страданий — страсти.
Как опытный монах Кассиан говорил о том, что излечиться от уныния можно только лишь при помощи труда. Именно поэтому, говорил святой, египетские отцы не позволяли инокам быть ни минуты праздными. Гордость же, по его мнению, встречается «встречается везде и во всем».
В народе святого Кассиана невзлюбили, несмотря на то, что его жизнь — это образец аскезы
Православная Церковь прославила Иоанна Кассиана Римлянина в лике святых. Католическая же Церковь осудила отдельные его взгляды после его смерти как полупелигианские. При этом папа Урбан V упоминал его как святого, а в Марселе Кассиан всегда почитался в этом качестве неофициально.
Почитание святому в православии установлено в невисокосные годы 28 февраля (13 марта), а в високосные годы 29 февраля (13 марта).
К сожалению, несмотря на подвижническую и аскетичную жизнь святого Кассиана, среди славянских народов он заслужил дурную славу. Частично это произошло из-за того, что дни памяти преподобного переносились в невисокосные годы, что рождало различные суеверия и народные приметы.
Касьянов день в народе считался опасным, демоническим днем. В этот день опасались выходить на улицу, чтобы не заболеть или умереть, не работали, так как считалась, что работа не будет спориться.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение