Содержание
Скандинавский полуостров никогда не отличался хорошей погодой. Омываемый суровыми и холодными северными морям и только на юге климат вполне подходил для жизни человека. В 1018 год от Рождества Христова осень ничем не отличалась от своих предшественниц. Также шел дождь, также было пасмурно.
Однако в этот раз на берегах речки Эльв стало как-то особенно людно. Со всех сторон к ней стекался народ, но особое внимание привлекала богато одетых людей, сверкающих хорошими доспехами и имевшими сильную охрану. Во главе всадников стоял Олаф Второй, конунг и креститель Норвегии.
Олаф Святой прибыл в столь негостеприимное место по очень важному поводу – здесь должна была состояться встреча с делегацией из Дании. С этой страной норвежцы давно и прочно воевали, а тут возник способ завершить ненужный конфликт.
С этими целями за Олафа II была сосватана дочь Олафа Шётконунга Ингигерде. Отступая немного вперед хочется сказать, что молодой король не дождался своей невесты и вернулся в столицу с пустыми руками.
Он прославился не только, как славный воин, но и как тонкий дипломат и креститель Норвегии. Несмотря на то, что жизнь его окончилась на чужбине, его все равно почитали и почитают на родине.
После смерти его канонизировали и возвели в ранг святых просветителей. Храмы Олафу Толстому имеются в Англии и Норвегии, Швеции и Дании, Новгороде и Старой Ладоге.
Становление Олафа Норвежского
Олаф Толстый родился в 998 году от Р. Х. Как раз в это время начала завершаться эпоха викингов и большинство скандинавских государств обретали централизацию. Хотя и не все конунги были с этим согласны, что регулярно озвучивали на тингах и путем вооруженных восстаний.
Отцом святого был Харольд Гренске (более известен, как Харольд Грендландец). Он был одним из вестфальских конунгов и сыном известного завоевателя и объединителя Харольда Прекрасноволосого. Также у Олафа был родной брат Харольд Суровый, позже прославившийся за крутой нрав и отношение к врагам.
Стоит отметить, что в Скандинавии сложился своеобразный способ сохранять информацию о событиях и предках. Жизнь почти всех известных людей и громкие события тщательно записывались или сохранялись устно в сагах.
Они отличались феноменальной, по тем временам, точностью и позволяют проследить жизнь исторического персонажа в подробностях. Даже если нет персональной саги о том или ином человека, то он обязательно всплывет в других сагах.
Так как времена тогда стояли суровые, люди взрослели рано. Уже в возрасте 12-ти лет Олаф зарабатывает воинскую славу, сражаясь в Англии. Это было нормальной практикой для юношей конунгского происхождения.
И не важно, что изначально он был в рядах датчан, а позже перешел на сторону англо-саксов. В Англии Олаф Харольдссон провел четыре года с 1009 по 1013 гг.
Именно оттуда Олаф попадает в Нормандию, северные области, тогда еще не принадлежащие французам, зато уже обращенные в христианство.
Кроме того, Олаф присоединился к королю Этельреду, изгнанному правителю Англии. Вместе с ним Олаф Толстый сражался за возвращение престола против датчан.
После всех сражений на чужой земле в 1015 году Олаф возвращается в родную Норвегию. Вместе с ним едет епископ Зигфрид, позже принявший самое активное участие в обращении жителей Скандинавского полуострова в христианство.
Политическая ситуация к моменту возвращения Олафа складывалась такими образом, что бонды и прочая аристократия вынуждена назначить его королем Норвегии.
Немного про религию в Скандинавии
Если вспомнить языческие религии классической эпохи в Средиземноморье, то на первый план выходят верования греков и римлян. Во главе их пантеона, как главенствующее божество всегда стоял Громовержец, который швырялся молниями и таким образом принуждал всех остальных подчиняться ему единственному.
В какой-то период подобное положение вещей складывалось и в северных землях, населенных галлами и прочими варварскими племенами. Кстати, верховного бога тогда у них звали Тор, и он также мог повелевать молниями, чем регулярно пользовался. Был у них и свой Гермес – Локи, который вечно творил хитрости и всех предавал.
Однако центральной вехой всей религии скандинавов всегда был Рагнарек. Конец света, после которого все умрут и жизнь начнется заново. Однако и она продлится недолго и цикл опять завершиться гибелью всего живого.
Такое положение вещей объяснимо очень простым тезисом – жизнь на севере была настолько сурова, что люди не видели просвета в своих страданиях. По этой причине вперед начала выделяться одна каста – каста воинов.
Они были способны прокормить деревню. Они же были жрецами богов. А в конце именно они отправлялись в Вальхаллу, чтобы присоединится в последней битве к войску Асов.
Именно из-за ожидания Конца света на передний план вышел бог Один. В относительно мирное время он считался покровителем самых отмороженных воинов и если ему кто-то поклонялся, то такого человека предпочитали обходить стороной. Апофеозом подобного настроя стали самые безумные походы викингов.
Конечно они подразумевали под собой грабеж, но в какой-то мере это были религиозные обряды. Ведь Рагнарек приближался и богам требовалась помощь смертных воинов. А где, как не в славном походе можно героически закончить свою жизнь и отправиться в Вальхаллу.
Однако ближе к первому тысячелетию ситуация начинает в корне меняться. Государства постепенно обретают централизованность. Походы викингов прекращаются. В странах почти не остается «лишних» людей, которые так и норовят пограбить своего соседа на личном драккаре.
Поэтому на смену языческому пантеону постепенно приходит более мирное и объединительное христианство.
Олаф Толстый правит Норвегией
Норвегия досталась Олафу не в самом лучшем состоянии. Страна находилась в состоянии войны с Швецией. Да и местные дворяне не все приняли святого, как короля. Однако закончив расправляться с внутренними врагами, он обратил внимание на своего тезку Олафа Шётконунга.
Поэтому Олаф II предпочел договориться мирно. Результатом стало отправление посла к Шётконунгу и заключение договора о браке Олафа Толстого на его дочери Ингигерде. Но тут, что-то пошло не так.
На установленное место проведения свадьбы посланники от шведского короля не явились. Надо сразу отметить, что Ингегерда сама была не против замужества за Олафа Святого.
Вскоре к шведам отправили гонца. Выяснилось, что дочку отдали замуж за некоего Ярицлейва еще летом 1018 года и Олафу Харольдссону её не видать.
Кстати, Ярицлейва – это никто иной, как князь Ярослав Мудрый, батюшка известного нам Владимира Мономаха. Однако договор между конунгами не был окончательно разорван и Олаф женился на сводной дочери Шетконунга Астрид. Тем самым был заключен мир между Швецией и Норвегией.
После заключения мира Олаф стал более пристально следить за ситуацией в стране. Он принялся яростно искоренять язычество. Однако самое главное, чем он занялся – это внутренние реформы.
В частности, они касались налогов и свобод свободных бондов и знати. Это им очень сильно не понравилось и против конунга начали плести заговор с целью поставить во главе Норвегии Кнута Великого.
До определенного момента Олафу Норвежскому удавалось противостоять родовой знати и даже проводить свою политику. Однако, как только он допустил фатальную ошибку участь короля стала незавидной.
Начавшаяся хорошо компания быстро скатывается в позорное поражение, и он вынужден бежать из Норвегии. Сначала он отправился к родне жены в Швецию.
Долго Олаф там не пробыл и вскоре уехал в Новгород к Ингигерде. Сразу стоит отметить, что по ряду источников между ней и Олафом была «тайная любовная связь», что послужило появлению теорий об «истинном» происхождении Владимира Мономаха.
В Новгород Олаф приехал не один. Вместе с ним был его маленький сын Магнус. Жена Астрид осталась на родине в Швеции. Ингигерда посоветовала оставить сына у нее. Всё-таки сын её сводной сестры, да и защита князя Ярослав не пустой звук.
Тем временем на норвежский престол всходит Кнут I Великий, но не остается в стране, а уезжает в Англии. Править страной он оставляет своего сына Свейна.
Воспользовавшись этим Олаф возвращается в родную страну и пытается с помощью шведов захватить власть. Однако ему это не удается и 29-го или 31-го июля 1030 года погибает в битве при Стикластадире.
Олафа Норвежского возводят в чин святого
Буквально через год после смерти, а точнее 3 августа 1031 года Олафа Толстого возводят в ранг святых. С того самого времени установлен день память святого – 29 июля.
Папа Александр III окончательно признал Олафа святым в 1164 году и назвал его покровителем Норвегии. Интересно, что Олаф последний святой объединенной христианской церкви. Буквально через 20 лет православие и католичество разделятся. Также часто святого Олафа почитают, как покровителя путешественников.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение