Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Как ангел прошёл путь от слуги Божьего до падшего духа

Содержание

Заблуждения об ангелах начинаются с икон. Не каждый религиозный человек знает и помнит, что религиозные изображения символичны, а не документальны, а следовательно, ангел — не юноша с арфой и крыльями, а нечто бесплотное из потустороннего мира.

Под влиянием массовой культуры ангелы в людских представлениях исказились до неузнаваемости, и те существа, что стоят за их образами, увы, скрыты мишурой фантазий и предрассудков. Эта статья — о том, кто такие ангелы на самом деле.

Образ ангелов появился в зороастризме

Христианство не сомневается в реальности ангелов. Эти существа появились ещё до того, как Христос принёс на землю Своё Учение. Не удивительно, что о небесных созданиях люди рассказывали в разные времена и не только в авраамической традиции.

Раньше всех об ангельских созданиях заговорили в зороастризме. Это революционная религия: в ней впервые заговорили о добре и зле, как о категориях духовного мира.

Скульптура на «Мосту святого Ангела» в Риме
Скульптура на «Мосту святого Ангела» в Риме. Фото: travelermap.ru

Поздний зороастризм учил, будто доброму Богу противостоит злой, они находятся на равных, а потому исход битвы не очевиден.

Корни этих верований стоит искать в политике, ибо божеств древнего Ирана (Персии) намеренно противопоставляли индийскому пантеону.

Раньше люди спорили о том, чьи боги сильнее, а теперь вопрос прозвучал иначе: «Чьи боги — добро?».

Впоследствии боги иранцев уступили место единому Ахура Мазде, а сами стали его эманациями, энергиями или помощниками. Священные тексты зороастризма упоминают, например, таких существ:

  • Амешаспенты (вариант: Амеша Спента) — самые сильные создания, «святые бессмертные». Это проявленные качества Ахура Мазды, силы, стихии. Их семь. Позднее в христианстве будут похожим образом говорить о семи архангелах.
  • Изеды — духовные существа низшего порядка. Некоторые из них восходят к ведическим божествам. Среди них — Найрьосанха, посол Верховного Бога. Именно функцию послов исполняют христианские ангелы.
Митра — один из ангелов зороастрийского пантеона
Митра — один из ангелов зороастрийского пантеона. Фото: wikireading.ru

Зороастризм оказал сильное влияние на иудаизм, христианство и ислам. Многие божества, популярные в западносемиткой религии, впоследствии приравняли к ангелам.

Для нас это не должно выглядеть неким «разоблачением» иудаизма и христианства. Надо смотреть глубже. Таким образом происходит наследование знаний о духовном мире, преемственность культур.

Предки евреев называли некие аспекты духовного мира богами, а потом познакомились с зороастризмом и поняли, что взгляды из этой религии им кажутся более точными.

Учёный Майкл Д. Куган рассказывает, как зороастрийские представления повлияли на взгляды иудеев:

«В последнем периоде,

с развитием явного монотеизма,

эти божественные существа — «сыны Божьи»,

которые были членами Божественного Совета,

— были фактически понижены в должности до того,

что теперь известно как «ангелы»,

понимаемые как существа, созданные Богом,

но бессмертные и, следовательно,

превосходящие людей».

Майкл Д. Куган
ученый

На территории Аравии же существовали свои верования в различных божеств. Каждый населённый пункт выделял своего покровителя, но никто не сомневался, что и другие божества существуют. Их них наиболее широко известны Иштар (Астарта), Дагон, Ашера, Анат, Баал (Ваал), Эль (Илу).

Эль нам особенно интересен, так как его имя не только собственное, но и нарицательное. Так называли всякое божество. Это слово запечатлено в Библии. И именно с него стоит начать разговор об ангелах.

Евреи не знали слова «ангел», но писали о неких «богах» из окружения Бога

Библия рассказывает про существ, которые находятся вблизи Бога. Иногда в Его речи подразумевается их присутствие:

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».

(Быт. 3:22)

В этих эпизодах фигурирует слово «Элохим», которым Священное Писание на иврите часто называет Бога. «Элохим» — множественное число от «Эль» (так в западносемитской религии называли Всевышнего). Почему слово во множественном числе? Никто не ответит наверняка. Есть три преобладающие над другими версии:

  • это вежливо, так мы обращаемся к незнакомым людям на «Вы», а цари говорили о себе «Мы»;
  • речь о множестве существ, «богах» (равных или подчинённых Господу — зависит от точки зрения комментатора);
  • так обозначается то, что Бог — Троица.

Какую бы версию мы не предпочли, некие «боги» всё равно всплывают в Священном Писании:

«но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

(Быт. 3:5)
Бог в Библии часто говорит «Мы». Ряд толкователей видят здесь указание на то, что с Ним действовали некие сущности, которых евреи называли «элы» («боги»). Возможно, именно их мы сегодня называем ангелами
Бог в Библии часто говорит «Мы». Ряд толкователей видят здесь указание на то, что с Ним действовали некие сущности, которых евреи называли «элы» («боги»). Возможно, именно их мы сегодня называем ангелами. Фото: i.mycdn.me

Если задуматься, как должен был назвать древнееврейский автор ангелов, если не имел такого слова? Богами, конечно. А как мы называем их «богов», чтобы отличить их по статусу от Всевышнего? «Ангелы»!

Это было бы просто, если бы Библия не имела другого удобного слова — «дух», которое в этих выражениях намеренно не употребили.

Существа, именуемые в Библии богами, составляют Совет, на котором глава —Господь

Эти «боги» собираются в некий Совет Богов:

«А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».

(14:13–14)
Совет 12 богов в представлении римлян. в Анатолии, у хеттов, этрусков и многих других народов известны аналогичные советы. Библия тоже описывает собрание таких существ. Вероятно, именно их мы сегодня называем ангелами
Совет 12 богов в представлении римлян. в Анатолии, у хеттов, этрусков и многих других народов известны аналогичные советы. Библия тоже описывает собрание таких существ. Вероятно, именно их мы сегодня называем ангелами. Фото: isaw.nyu.edu

Этот упрёк адресован царю Вавилона, но ясно, что за метафорическим образом лежит реальные религиозные представления древних евреев. К слову, «совет» («моэд») также употребляется по отношению к Скинии Собрания (вариант перевода: «Скиния совета»).

Совпадение вряд ли возможно. Совет или Собрание «богов» вновь и вновь упомянуто в Библии. И эти «боги» также именуются «святыми» и «сынами Божиими»:

«Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?

Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы».

(Пс. 81:1–6)
Скиния Собрания — это Скиния Совета, что, вероятно, намекает на связь с советом богов.

Но Бог назван главным над ними:

«Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада».

(Пс. 49,:1)

«…ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами».

(Пс. 94:3)

Что же это за совет богов? Подобные советы встречались в античной, хеттской и других религиях.

Представления иудеев, очевидно, тоже имели аналогичную картину, но достоверно реконструировать её невозможно. Библия недостаточно акцентирует внимание на этой группе существ.

Ангелы («боги») Ветхого Завета образно связаны со светилами

Сыны Божии/святые тесно связаны с образом неба:

«И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу? Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его».

(Пс. 88:6–9)

Из-за этого в научных кругах высказывают мнение, что эти существа — поэтический образ небесных тел. Подкрепляют эту версию подобными стихами:

«…при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости».

(Иов. 38:7)
«Боги» (ангелы) Ветхого Завета постоянно связаны с небом, из-за чего есть версии, что эти существа — олицетворение светил (картина художницы Елены Самойлик «Ангел на небе»)
«Боги» (ангелы) Ветхого Завета постоянно связаны с небом, из-за чего есть версии, что эти существа — олицетворение светил (картина художницы Елены Самойлик «Ангел на небе»). Фото: kyiv.gallery

Но вообще древние люди повсеместно ассоциировали богов с планетами и звёздами. Нужно ещё постараться, чтобы найти религию, где не было бы божества, соответствующего планете Венера, Луне и Солнцу.

Так что сама по себе астрономическая параллель лишь дополняет, а не опровергает религиозную картину. Многие стихи Библии явно говорят не о космических светилах, а о живых существах и называют их воинством Божиим.

«Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились»

(Пс. 148:1–5)

Если связать ангелов со светилами, то появились они на 3 день творения, иначе их происхождение неизвестно

Библия ничего не рассказывает о том, как появились ангелы. Единственные, кто может найти там подобную сцену, это те, кто отождествляет ангелов с небесными светилами:

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю.

И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю»

(Быт. 1:14–17)

Существуют гипотезы об инопланетном происхождении ангелов

Православие серьёзно о таких вещах не задумывается, но в среде уфологов популярна версия, что ангелы — это инопланетяне, либо существа из параллельного мира. Все библейские чудеса списывают на особо развитые технологии и высший уровень сознания.

Особенно в этом контексте любят разбирать апокрифы, приписанные Еноху, ведь в них много космических видений.

Библия даёт намёк, что ветхозаветный Енох мог побывать на небе при жизни, хотя её текст можно понять по-разному. Это дало почву для создания ряда апокрифов о видениях Енохом ангелов. Описания оттуда дают почву для спекуляций на тему тождественности ангелов и инопланетян. На фото — фрагмент Первой книги Еноха
Библия даёт намёк, что ветхозаветный Енох мог побывать на небе при жизни, хотя её текст можно понять по-разному. Это дало почву для создания ряда апокрифов о видениях Енохом ангелов. Описания оттуда дают почву для спекуляций на тему тождественности ангелов и инопланетян. На фото — фрагмент Первой книги Еноха. Фото: ja-tora.com

Не счесть книг, которые рассматривают Библию в «инопланетном» контексте, вот пара таких:

  1. «Колесницы богов», автор Эрих фон Дэникен.
  2. «Странники Вселенной», автор Николай Непомнящий.

Ангелы — это не категория существ, а их роль

Священное Писание на русском использует слово ангелы. Это и есть те самые существа, о которых мы говорим? Нет. Действительно, в отношении окружения Бога обычно русские переводы используют «ангел».

Но это слово возникло в Септуагинте, переводе Ветхого Завета на греческий III – I веков до нашей эры. Еврейские тексты использовали слово «мал’ах», которое имело то же значение:

  • вестник,
  • слуга,
  • посол.

То есть, «слуги Божии», например, вполне уместный перевод.

«Ангел» означает «вестник», «слуга» или «посол».

Принципиально важно: Библия не описывает такой вид/породу/форму существ, как «ангел». Даже конкретного термина в первоисточнике нет. Это просто название функции неких созданий. Исследователь Сергей Петров в книге «Вот б-г твои, Израиль», посвящённой религии древних евреев, пишет:

«Cлово mal’aḵ происходит от глагольного корня l’k «посылать» (отсутствующего в еврейском языке, но засвидетельствованного в других семитских языках) и означает, таким образом, буквально «посланец».

Его традиционный перевод на русский язык словом «ангел» создаёт ложное впечатление о наличии в древнееврейской религии «ангелов» как особой категории существ, не являющихся богами.

На самом же деле в текстах Еврейской Библии mal’aḵ — не более и не менее чем божество, исполняющее обязанности вестника. Такое представление является традиционным для ханаанеян, его можно обнаружить уже в Угарите.

В поэме о борьбе Ваала с Йамму посланцы (ml’akm), которых Йамму отправляет в Совет богов, называются «отроками» (ġlmm) (KTU, 1.2.I.11, 13 и др.).

В поэме о постройке дворца для Ваала, когда «отроки» (ġlmm) Гупну и Угару, посланные Ваалом к Анат, являются к ней, говорится, что «Анат увидала богов (’ilm)» (KTU, 1.3.III.32), т. е. отроки-посланцы являются божествами».

Интересно, что, несмотря на наличие слова «дух», евреи предпочитали называть этих существ богами. Для христианина это могло бы служить указанием на особую, божественную природу небесных созданий.

Но отметим, что «дух» вполне применялось даже к Богу, так что вопрос предпочтения при употреблении — проблема, которую ещё предстоит решить исследователям.

Из тернового куста к Моисею обратился ангел Господень, то есть вестник Всевышнего
Из тернового куста к Моисею обратился ангел Господень, то есть вестник Всевышнего. Фото: i.pinimg.com

Образ ангела-вестника часто смешивается с Богом:

«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей!»

(Исход 3:2–4)

Так Господь или ангел сидел в кусте? Это не единственные неоднозначные стихи Библии. Можно допустить, что Бог как бы говорит через ангела, так что это просто такая фигура речи.

Но есть объяснения поинтереснее:

  • ангел («вестник») Божий — это аспект Бога;
  • речь о теофаническом ангеле (зримый образ явленного Божества).

Помимо вестников, в Божественном мире описаны судьи, воины, ангел смерти и другие

Окружение Господа не ограничивается вестниками. Есть ещё несколько «должностей» при Нём: Судьи. Мы уже наблюдали суд Божий в приведённых цитатах (Пс. 81:1–6). Наиболее ярко его описывает 3 глава книги Захарии. Вот отрывок:

«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему»

(Зах. 3:1)

Дальше по тексту идёт судебное слушание. На нём есть ангел (посланец) и некий сатана.

«Сатана» на иврите значит всего-навсего «обвинитель» (прокурор, или «противник», если военный контекст) и употребляется по отношению к разным персонажам (к 6 людям и к 4 божественным сущностям, по подсчётам Сергея Петрова), например, к царю Давиду.

Ошибочно представлять в «совете богов» нечистую силу. Сатана нигде в Ветхом Завете не фигурирует как нечто злобное или как отдельный персонаж.

В Ветхом Завете божественные существа судят смертных, похоже, это и есть ангелы.

То лицо, о котором речь идёт в нашем отрывке, — это некто из судей, который не враг человеку, но за справедливость. Он в хороших отношениях с Богом — Его служебная сила. Она не имеет злых намерений.

Более поздние трактовки этого слова возникли на ошибках перевода и толкований. Воины. Воинства Господа часто фигурирует в Псалмах и книгах пророков. Оно имеет стан, полки, колесницы или чем-то, что иллюстрируют таким образом. Оно огромно:

«Есть ли счет воинствам Его? и над кем не восходит свет Его?»

(Иов 25:3)

Уничтожители. Из существ этой категории происходит Ангел Смерти. В христианстве фигурирует некий Аваддон (Аббадона), ангел бездны и царь саранчи, которого упоминает книга Откровения (9:7–11).

Но у этого текста очень сложная символика. К тому же некорректно смешивать представления древних иудеев и ранних христиан. Они могут различаться.

Существа, которые уничтожили Содом и Гоморру, были похожи на двух людей. Вполне возможно, это были те создания, которых мы называем ангелами (Н. Ломтев,. «Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре»
Существа, которые уничтожили Содом и Гоморру, были похожи на двух людей. Вполне возможно, это были те создания, которых мы называем ангелами (Н. Ломтев,. «Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре». Фото: static.kulturologia.ru

Первые уничтожители, вероятно, встречаются в Библии Аврааму (Быт. 18, 1–2). Именно им предстоит уничтожить Содом и Гоморру. Примечательно, что эти же существа названы «вестниками», то есть, гипотетически это могут быть те же самые ангелы.

В православии троих визитёров Авраама иногда отождествляют с Троицей. Тут уже остаётся лишь спорить. Доказать или опровергнуть ничего не получится. В любом случае уничтожители появляются в Библии ещё несколько раз, например, убивают египетских первенцев.

То, как сегодня представляют ангела смерти, восходит к образу Сатурна. Это античный бог времени. Как жнец, он убирал косой всё, что отбыло свой срок на земле (Иван Акимович Акимов. «Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезывающий крылья Амуру»
То, как сегодня представляют ангела смерти, восходит к образу Сатурна. Это античный бог времени. Как жнец, он убирал косой всё, что отбыло свой срок на земле (Иван Акимович Акимов. «Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезывающий крылья Амуру». Фото: artchive.ru

Прочие. Более подробно о разновидностях существ из Библии, которых мы называем ангелами, можно прочитать в уже упомянутой книге Сергея Петрова. Приведённый здесь список — не исчерпывающий. Остановимся на нескольких выводах:

  • существ под названием «ангел» в Библии нет, но есть «боги», «сыны Божие», «слуги Божие» и т.д.;
  • эти существа выполняют различные функции по Воле Божией;
  • с точки зрения православной терминологии, этих существ, вероятно, можно назвать ангелами. Но всех ли? Это вопрос.

Число ангелов не ясно. Их может быть как 70, так и тысячи тысяч

Посчитать ангелов на основе текста Библии — задача невыполнимая. Не в последнюю очередь и потому, что не ясно, кого считать ангелом, а кого нет. Ведь такого слова авторы Священного Писания не знали. У них были боги, были духи. А вот ангелов не было. И всё же попытки предпринимались.

Например, пресловутые «сыны Божии». Если сопоставить сведения из книги Бытия и Второзакония и сделать ряд спекуляций, то можно посчитать, сколько их существует. Для этого используют вот такой отрывок и следующее за ним перечисление из имён:

«Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых».

(Втор. 32:8)

Если сыны Израилевы — это сыны Божии, то их получается 70. Грубо и неубедительно, верно? Но такая версия есть.

70
столько сынов Израилевых упомянуты в Библии, но вряд ли это те самые ангелы

Совсем иное мы можем прочесть в следующем стихе:

«Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище»

(Пс.67:18).

Рационалисты ищут тут указания на звёзды. Но, если ещё поискать, то можно увидеть, что в похожем контексте упомянуты те же судьи:

«Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги».

(Дан. 7:10)

Поэтому количество ангелов, если их так называть, скорее всего, бесчисленно.

 В Библии ангелы похожи на человека, христианство считает их бесплотными, а крылатый образ пришёл из античности

О том, какие бывают ангелы, современному человеку, в первую очередь, рассказывает массовая культура. А она опирается на эффектные, но не на Библейские образы.иСформировалось несколько заблуждений и архетипов, которые ничего общего с настоящими ангелами не имеют.

Крылатые красавицы и очаровательные юноши с арфами, облачённые в белые одеяния, пришли к нам из античной культуры.

Толстые крылатые младенцы, популярные в эпоху барокко, никакого отношения к ангелам не имеют. Православие считает, что ангела нужно изображать так, чтобы ему хотелось помолиться
Толстые крылатые младенцы, популярные в эпоху барокко, никакого отношения к ангелам не имеют. Православие считает, что ангела нужно изображать так, чтобы ему хотелось помолиться. Фото: homeofangels.ru

Удивляться нечему, ведь именно Рим стал главным популяризатором христианства. Он использовал знакомые себе образы. Боги для них похожи на людей и безупречны внешне. Крылья — это важный символ, который сразу несёт три смысла:

  • способность перемещаться между небом и землёй;
  • трансцендентность, нереальность (людей с крыльями на улице не встретишь);
  • бесплотность (крылья — это полёт, а летают духи).
Вопреки стереотипам, античная культура часто почитала Амура (Купидона, Эрота) в виде юноши, а не младенца. Этот облик отразился на христианских представлениях об ангелах (картина Вильяма Адольфа Бугро «Амур и Психея»)
Вопреки стереотипам, античная культура часто почитала Амура (Купидона, Эрота) в виде юноши, а не младенца. Этот облик отразился на христианских представлениях об ангелах (картина Вильяма Адольфа Бугро «Амур и Психея»). Фото: artchive.ru

Если мы обратим взгляд на греческую богиню Нику, то увидим, что она — ангел. Точнее — прототип канонического ангела. А если ещё вспомнить, что Ника — вестница победы, то связь становится ещё прочнее.

Людям античного мира нужно было найти образ, соответствующий небесным вестникам. И он у них уже был готов: Ника — у греков, Виктория — у римлян.

Шедевр мировой скульптуры Ника Самофракийская (Лувр). Эта вестница-богиня наделила своим обликом христианских ангелов
Шедевр мировой скульптуры Ника Самофракийская (Лувр). Эта вестница-богиня наделила своим обликом христианских ангелов. Фото: cs9.pikabu.ru

Ещё один образ, который ассоциируется с ангелами: голые толстые младенцы с крыльями. Его прототип очень стар и известен нам под тремя именами:

  • Эрот (Эрос) — на древнегреческом:
  • Амур — на латинском:
  • Купидон — на латинском.

Это божество не всегда изображалиь неприятным пухлым ребёнком, оно могло выглядеть юношей или мужем. Тоже с крыльями. Очень привлекательным амур получился на картине выдающегося художника Адольфа Вильяма Бугро «Мокрый Амур».

Можно было бы сказать, что здесь он выглядит по-ангельски. Но нет. Вернее будет, что это ангел выглядит по-амурски.

«Мокрый Амур» художника Адольфа Вильяма Бугро. Этот античный бог повлиял на христианский образ ангела

Почему же образ Амура «прицепился» к ангелам? Быть может, дело в том, что бог любви идеально подошёл к религии любви? Как бы то ни было, но толстых крылатых младенцев христианину отождествлять с ангелами не нужно. Об этом на видео ниже говорит протоиерей Владимир (Головин):

Отец Владимир в видео говорит о бестелесности ангелов. Это наиболее популярное мнение в христианстве, хотя некоторые богословы с этим не согласны. Преподобный Макарий Великий говорит:

«Всякая тварь: и ангел, и душа, и демон по собственной природе своей есть тело, потому что, хотя и утончены они, однакож в существе своем, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества суть тела тонкие, тогда как… наше тело в существе своем дебело».

Макарий Великий
преподобный

Библия никогда не «оснащала» ангелов крыльями, однако, это за неё сделали художники, поэты, романисты, скульпторы и другие люди искусства, которые развивали наследие античной культуры, лёгшей в основу всей европейской.

Любопытно, что и у богов Месопотамии встречались крылья, в частности у Ваала. Также крыльями обладали джинны — божества северо-западной Аравии. Арфы тоже появились под античным влиянием, ибо греческих и римских богов услаждали звуки музыки.

Параллельно возникает ещё один образ — ангела-воина. Но чаще он применим к архангелам. О них поговорим в одном из последующих разделов. XX век потребовал деконструкции ангелов. Их образы сексуализировали, приземляли, очеловечивали.

Влюблённый и развратный ангел — почему бы и нет?

Замечательный фильм на эту тему снял Люк Бессон: «Ангел А». Классика кино «Догма» представила ангелов в пошлом и юмористическом контексте.

Комиксы «Анжела» раскрыли сексуальность и воинственность женщины-ангела, а также затронули тему того, что даже райские сущности могут сомневаться в том, что добро, а что зло. Анжела из одноимённой серии комиксов — вариант современных представлений об ангелах.

Рассказ Габриэля Гарсиа Маркеса «Очень старый человек с огромными крыльями» представил миру пожилого, сломленного и беспомощного ангела. Очень интересно представлены ангелы в серии «Сигаретный ожог» сериала «Мастера ужасов». Здесь, как и у Маркеса, ангел — жертва человека.

Нет ничего страшного в таких образах. Главное понимать, что существа из Библии — это одно, а произведения искусства — фантастические персонажи. До сих пор мы ничего не сказали про «Божественную комедию» и «Потерянный рай» это не случайно, ибо дальше пойдёт разговор об этих произведениях и падших ангелах.

Идея о падших ангелах возникла из античной мифологии, апокрифов и художественных произведений

Ни иудаизм, ни раннее христианство не проповедовали идею падших ангелов. Падшим объявляли лишь человека из-за нарушения запрета на вкушение плода с древа познания добра и зла. Миф о падших ангелах выстраивался постепенно.

Первая книга Еноха. Это ветхозаветный апокриф, который собрали из нескольких источников. Самые старые из них приходятся на V — III века до нашей эры. Европейские и Русские церкви не признавали этот апокриф, а вот Эфиопская церковь включала его в канон.

В этой книге по-своему интерпретирован один из туманных отрывков книги Бытия:

«тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал».

(Быт. 6:2)

«Сыны Божие» в версии книги Еноха — те самые падшие ангелы. А ребёнок ангела и человека — исполин. Но Церковь такую позицию не признает. Святитель Филарет (Дроздов) указывает, что она противоречит словам Христа:

«ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».

(Мф. 22:30)

Стало быть, если мы не признаём Первую книгу Еноха, то истории о падших ангелах для нас нет. Античные мифы. Самый известный миф, конечно, о Прометее. Он пошёл против воли верховного бога Зевса, за что понёс тяжелую кару: Прометея приковали к скале, где каждый вечер орёл склёвывал его печень, а на следующий день она отрастала.

Правда, в случае Прометея для людей именно он выступал праведной силой, а Зевс — жестоким диктатором. Взглянем на вопрос шире. Прометей дарит людям знания: искусство, технику и сакральное пламя из небесного мира. Он — благодетель человечества, но противник Бога.

Картина «Прометей прикованный» (художник Рубенс Питер Пауль). Титан наказан за то, что пошёл против верховного бога. Этот миф в античном мире спроецировали на ангелов
Картина «Прометей прикованный» (художник Рубенс Питер Пауль). Титан наказан за то, что пошёл против верховного бога. Этот миф в античном мире спроецировали на ангелов. Фото: dystopia.me

Чуть позже именно это сделают в Первой книге Еноха падшие ангелы во главе с Азазелем — подарят людям знания. Да и сам змей-искуситель совершил то же самое.

«И Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади них, и научил их искусствам: запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и украшению драгоценнейших и превосходнейших камней, и всяких цветных материй и металлов земли»

(1 Енох 2:14)

Даже заканчивает Азазель как Прометей:

«И Енох пошёл и сказал Азазелу: «Ты не будешь иметь мира; тяжкий суд учинён над тобою, чтобы взять тебя, связать тебя, и облегчение, ходатайство и милосердие не будут долею для тебя за то насилие, которому ты научил, и за все дела хулы, насилия и греха, которые ты показал сынам человеческим»»

(1 Енох 3:6)

Есть и другие мифы на эту тему. Они рассказывают о противоборстве богов и низвержении Верховным божеством тех, кто нарушил Его порядок. История падших ангелов в книге Еноха воспроизводит миф о Прометее.

Древний мир не состоял из непреодолимых стен.

Культуры смешивались, общались, обменивались взглядами. Так что представления о грехопадении божеств не могли пройти мимо евреев.

А при перенесении христианства на почву языческого Рима эта история укоренилась среди местного населения, которые с молоком матери впитывали этот сюжет. Он был неотъемлемой частью античного сознания.

Художественные произведения. Данте в «Божественной комедии» создал симбиоз христианского мировоззрения и античной традиции. Он очень повлиял на последующую культуру — и не только письменную. Его дело продолжил Джон Мильтон в «Потерянном рае».

Но все эти истории возникли отдельно от Библейского учения, а массовое сознание объединило их.

История о падших ангелах не имеет отношения к Библии, её изобрели художественные произведения (Иллюстрация Г.Доре к поэме «Потерянный рай»)
История о падших ангелах не имеет отношения к Библии, её изобрели художественные произведения (Иллюстрация Г.Доре к поэме «Потерянный рай»). Фото: upload.wikimedia.org

Но на этом история ангелов не заканчивается. Есть в Библии странные существа: серафимы, херувимы, престолы и др. К тому же мы ещё не раскрыли вопрос об ангеле-хранителе, откуда он взялся?

Всё это обсудим в следующей статье: Ангел, архангел, херувим, серафим: всё о небесных существах

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *