Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Григорий просветитель Армении

14.06.2019
71
Скачать эту статью

В древнеримские времена сын парфянина Анака, убившего армянского царя Хорсрова, Сурен, находился в услужении у императора Трдата III. Он служил ему для того, чтобы загладить вину своего отца перед ним, ведь император был сыном Хорсрова. Когда правитель узнал, что Сурен христианин, он приказал бросить его в ров для того, чтобы он умер там голодной смертью.

Однако праведник сумел прожить во рву целых 14 лет, так как его тайно кормила одна благочестивая женщина. После того как Сурен сумел исцелить ставшим безумным Тиридата, тот уверовал во Христа и провозгласил христианство государственной религией в Великой Армении.

Святой Григорий Просветитель — основатель Армянской Апостольской Церкви

Григорий Прсвятитель Армян или Сурб Григор Лусаворич, а также, Григор Партев, Грегориос Фостир или Фотистис. Святой Григорий известен как основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви, просветитель Великой Армении. Он один из семи католикосов-неармян в христианской Армении.

Святой Григорий Просветитель. Икона. Константинополь. XIV год. Святого Григория считают создателем Армянской Апостольской Церкви и Вторым Просветителем армян
Святой Григорий Просветитель. Икона. Константинополь. XIV год. Святого Григория считают создателем Армянской Апостольской Церкви и Вторым Просветителем армян. Фото: upload.wikimedia.org

Его также именуют «Вторым Просветителем армян», так как первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, которые по преданию благовествовали в Армении в I в. н. э. причислен в чине священномученика к лику святых в Русской Православной Церкви. Признан святым в Армянской апостольской церкви, других православных церквях, Римско-католической и Англиканской церкви. Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел.

Святой Григорий Просветитель — сын парфянина

Биография святого Григория, составленная Агафанагелом в V веке, содержит кроме описания его жизни также сборник 23 проповедей, прописываемых ему проповедей. Именно поэтому это сочинение также называют «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (по-армянски «Вардапетутюн»). Согласно этому сочинению, святой родился около 252 года.

Статуя Трдата I (представителя царской династии Аршакидов) в парке Версальского дворца, (Франция). Отец святого Григория Армянского — это член царского рода Аршакидов
Статуя Трдата I (представителя царской династии Аршакидов) в парке Версальского дворца, (Франция). Отец святого Григория Армянского — это член царского рода Аршакидов. Фото: scontent-ort2-1.cdninstagram.com

Агафанагел рассказывает о том, что отец Григория принадлежал к парфянскому царскому роду. Он относился к ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Звали его Апак (Анак). Персидский правитель подкупил его, и он убил армянского царя Хосрова. За это он поплатился жизнью, убили и всю его семью кроме младшего сына. Спасла его христианка-кормилица, которая бежала с ним на родину в Кесарию Каппадокийскую.

Именно здесь его крестили под именем Григорий. Считается, что в Кесари святитель женился на христианке Марии, которая родила ему двух сыновей: Вртанеса и Аристакеса.

Чтобы загладить вину отца, Григорий поступил на службу к императору Трдату III

После того, как Григорий и Мария прожили вместе три года, они решили расстаться. После этого Мария ушла в монастырь вместе с младшим сыном. После этого он решил отправиться в Рим для того, чтобы службой сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III) загладить вину своего отца.

В 287 году Трдат прибыл в Армению во главе римских легионеров. С их помощью он вернул отцовский престол. Во время службы святого Григория стало известно, что христианин. В это время Трдат начала против христиан жестокие гонения.

Он потребовал от него отречься от христианства. Не добившись этого, император бросил святого в казематы или колодец (Арташата) (Артаксата). Здесь святой страдал в заточении в течение примерно 14 лет.

14 лет
Святой Григорий Армянский находился в заточении в яме 

Григория в заточении поддерживала одна благочестивая женщина, принося ему еду. Сейчас на месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма». После того, как Трдат (Тиридат) предал мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей, он  впал в безумие и его никто не мог исцелить.

Только святой Григорий смог это сделать. После этого правитель в 301 году крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. В результате Армения стала самой первой страной, принявшей христианство на государственной основе. История Армении, таким образом, резко изменилось, так как дохристианские верования стали искореняться.

Святитель Григорий Армянский стал епископом и проповедовал веру Христову в Армении

В 3052 году святитель Григорий Армянский рукоположен в епископы от епископа Леонтия Кесарийского. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. В распространении христианства в Армении новому епископу оказал помощь Трдат III: при его содействие вера Христова распространилась по всей стране.

После своего рукоположения святой занялся строительством в столице царя, городе Вагаршапате храма. По преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь. Именно поэтому он получил название Эчмиадзин. Это в переводе означает «сошёл Единородный» ( то есть Иисус Христос). На этом месте основали одноименный монастырь, который стал духовным центром Армянской Церкви.

Святой Григорий основатель не только Армянской, но и Алванской Церкви.

Армянский историк Мовсес Каланкатуаци в «Истории страны Алаук», сообщает о том, что после крещения армян, святой Григорий направился проповедовать христианство в Кавказскую Албанию. Здесь он основал церковь в городе Амарасе. Под влиянием проповеди епископа царь Кавказской Албании Урнайр вместе с придворными и войском принял крещение в Армении. При этом присутствовал царь Тридат. Так святой Григорий основал Алванскую Церковь.

Передав кафедру своему сыну, святой Григорий удалился в пещеру, где вскоре умер

В 325 году святого Григория пригласили на Первый Вселенский Собор в Нике. При этом он не имел возможности поехать сам и отправил туда своего младшего сына Аристакеса, который, вместе с еще одним посланником по имени Акритис, привез в Армению Никейские постановления. В этом же году Католикос всех армян передал епископскую кафедру своему сыну Аритакесу, сам же удалился в уединение.

Святой недолго прожил в пещере, так как вскоре умер. Его похоронили в Эчмиадзине. Он стал основателем рода Григоридов. Он просуществовал до середины V века и был связан с именем Григория. Этот род передавал должность главы армянской церкви по наследству. Происхождение своё он ведёт от знатной парфянской династии Сурен-Пахлавов, которая считается ветвью царского дома Аршакидов.

Мощи святого Григория Армянского обнаружили пастухи

Некоторое время не было известно о смерти святителя, и только некоторое время спустя мощи святителя обнаружили местные пастухи. Позже они разошлись по всему христианскому миру от Греции до Италии. Сама же могила Григория Армянского на тысячу лет стала местом поклонения для христиан.

В течение последних 500 лет мощи св. Григория хранились в армянской церкви в Неаполе. 11 ноября 2000 года Католикос всех армян Гарегин II принял их в дар во время своей поездки в Италию и определил на хранение в построенном в 2001 году Ереванском соборе Святого Григория Просветителя.

Здесь они находятся и поныне. В наше время на месте узилища, рядом с государственной границей Армении с Турцией, в Араратской долине находиться монастырь Хор Вирап. Его название, в переводе с армянского, означает «глубокая яма».

11 ноября 2000
мощи святого Григория Просветителя переданы из Италии в Армению

Главная святыня Армянской Апостольской Церкви — десница св. Григория Просветителя — хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория.

Приблизительно в конце VI века житие Григория перевели на греческий язык, а в X веке Симеон Метафраст включил его в своё сочинение «Жития святых». С его греческого текста сделали перевод на латинский, грузинский и арабский языки.

Кроме того, также существует эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития переведён на славянский язык и содержится в русской Минеи. Святой Григорий Армянский канонизирован Римско-Католической Церковью в 1837 году при участии папы Григория XVI; память 1-го октября (festa pro aliquibus locis).

На Руси святителя Григория Просветителя Армянского почитают в крупных городах

Не позднее XII века Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании извлечение из «Истории Армении» Агафангела переведено с греческого на славянский язык. Перевод службы св. Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 60-х годов XI века. При этом случаи посвящения св. Григорию храмов на Руси относительно немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями.

В 1535 году во имя святого Григория Просветителя освятили столпообразную («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре. В 1561 году святому посвятили один из 8 предельных престолов Покровского на рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной Площади в Москве. Выбор посвящения (как и для других престолов собора) связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 г.:

«…священы церкви приделы… которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы».

Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма

На иконах святого Григория Армянского изображают как человека средних или же преклонных лет

По традиции святого Григория Просветителя изображают на иконах как человека средних или же преклонных лет с седыми волосами. Иногда они коротко стрижены. Кроме того, святого рисуют с короткой или длинной бородой клиновидной формы. Как основатель и первый патриарх Армянской Апостольской Церкви, он представлен в святительском омофоре, благословляющим, со свитком или Евангелием в руке.

В единичных случаях Григория Армянского (в рост или погрудно) изображают вместе с избранными святыми: со святителями в составе святительского чина в росписи алтарной зоны храма; с Римским папой Сильвестром. С ним, по преданию, он состоял в переписке и которого, по его приглашению, посетил вместе с царем Армении Трдатом III; с апостолом Фаддеем, принесшим евангельскую весть в Армению со святым Иоанном Крестителем.

Обычно святителя Григория Армянского изображают в виде старца в омофоре.

Часто на иконах святого можно увидеть изображения царя Трдата III, представленного свиноголовым, в качестве наказания, царя за гонения на святителя и св. жен Рипсимию и Гаианию. Так же можно увидеть сюжеты о заточении в яме (рву). Стоит при этом отметить, что в каждой стране, где почитается святой Григорий Армянский, существуют свои традиции его изображения.

В русском церковном искусстве образ Григория Просветителя широко распространён в период XVI-XX веков. Подтверждением этому служит включение в состав минейных икон, посвящённых ему храмов, его образа. Изображения Георгия Просветителя носили чаще всего патрональный характер как образы тезоименитого святого.

Ряд деятелей Русского государства были соименны этому святому и чтили его память, в частности кн. Г. А. Потёмкин был инициатором строительства нескольких армянских и православных церквей во имя Георгия Просветителя. в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Николаеве и других городах; армянские общины возводили храмы во имя Георгия Просветителя, рассчитывая в том числе. на покровительство Потёмкина. Праздновались исторические события, связанные с днем памяти святого.

Святой Григорий Армянский почитается как в католичестве, так и православии

Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церквей и принадлежит к семье так называемых нехалкидонских или Древневосточных Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую (Яковитскую), Эфиопскую (Абиссинскую) и Маланкарскую (Индия). В России на основании Положения 1836 г. ее называли Армяно-григорианской — по имени первого армянского патриарха Григория Просветителя, однако это название самой Армянской Апостольской Церковью не используется. Именно поэтому Святой Григорий Просветитель (Армянский) почитается в лике святителя и в католичестве и в православии. В православии его память отмечается  2 и 3 декабря.

Армяно-григорианской церковь в России называли на основании Положения 1836 года.

В его честь сложены молитословия:

Тропарь, глас 4

И нравом причастник,

и престолом наместник апостолом быв,

деяние обрел еси, Богодухновенне,

в видения восход:

сего ради слово истины исправляя,

и веры ради пострадал еси даже до крове,

священномучениче Григорие,

моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Благославнаго и священноначальника вси, яко страдальца истины,

днесь, вернии, в песнех и песнопениих восхвалим,

бодраго пастыря и учителя, Григория,

всемирнаго учителя и поборника:

Христу бо молится, еже спастися нам.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X