Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Не заботьтесь о завтрашнем дне — это не значит, живите одним днём

Все мы помним классику Крылова: «Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела», такая народная мудрость, что называется, в крови. А также «Готовь сани летом, а телегу зимой» — ещё одна фраза о предусмотрительности. Кажется, в этом вопросе не может быть двух мнений. И вдруг кто-то говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне». Как? В смысле? Кто такое сказал? Удивительно, но эту фразу содержит Библия. Что же за смысл вкладывается в это выражение?

Эту фраза из Евангелия от Матфея, её произнёс Иисус Христос

Тут важен контекст. Эту фразу Иисус Христос произносит в ходе Нагорной проповеди. Нужно обратить внимание на то, как развивается мысль:

(Ев от Мт 6:19–21)

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»

Иисус Христос во время Нагорной проповеди, на которой Он произнёс эту фразу («Нагорная проповедь». Роспись церкви Святых Космы и Дамиана в Шубине, Москва)
Иисус Христос во время Нагорной проповеди, на которой Он произнёс эту фразу («Нагорная проповедь». Роспись церкви Святых Космы и Дамиана в Шубине, Москва). Фото: bigenc.ru

Здесь Спаситель противопоставляет материальное и духовное. Он говорит, что всё в нашем мире тленно. Что бы ты ни пытался обрести, можно в любой миг потерять. Имущество может сгореть, деньги могут украсть, тело может получить уродливое увечье.

Лишь одно для человека неизменно — его внутренний мир. Уж в эту область никто не способен засунуть жадную или злонамеренную руку. Это то сокровище, которым мы обладаем и которое заберём с собой на тот свет.

Иисус Христос продолжает мысль:

(Ев от Мт 6:22–23)

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»

Тело само по себе слепо, но у него есть глаза. Тот, кто незряч, погружен в тьму. Глаза — это своего рода фонарь, светильник. Они позволяют телу видеть, если здоровы. Спаситель проводит аналогию этого светильника с другим — тем, «который в тебе». Разумеется, речь здесь идёт о сердце. Христос продолжает мысль. Он говорит, что чистое сердце освящает человеку путь во тьме греха и заблуждений.

Но если сердце погрузилось в материальный мир настолько, что забыло свет духовной реальности, то оно теряет возможность светить. И если мы всё ещё называем светом, то Спаситель справедливо спрашивает: «Что же вы тогда называете тьмой?». То есть насколько человеку нужно ещё пасть, чтобы забить тревогу.

Дальше Христос подходит к предмету разговора будто бы радикально:

(Ев от Мт 6:24)

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне»

Мамоной христиане традиционно именуют златолюбие. Название это происходит от имени одного языческого божества, которое иудеи демонизировали. Так в чём радикализм Христа? В том, что он заявляет, будто нельзя служить двум господам: материи и духовному миру.

На первый взгляд это очень странное утверждение, если, согласно православной концепции, Иисус Христос сам двойной природы — богочеловек.

Иисус не призывал отказаться от материального мира, он сам на половину человек.

Но тут, видимо, надо правильно соотнести Его слова со Священным Писанием. Спаситель не призывает отказаться от земной жизни и устремить всю свою деятельность на загробную участь. Он просто призывает «не служить» одному из двух господ — материи. Это отсылает к классическому христианскому противопоставлению: раб греха и Раб Божий.

Мамона — не демон, но олицетворённый символ всего порочного в нашем мире. Христос призывает перестать служить ему, а не перестать существовать в мире смертных.

(Ев от Мт 6:25–32)

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом»

Иисус Христос призывает слушателей перестать занимать голову пустыми заботами. В отношении души человек ничего ровным счётом совершить не способен. Даже если он сделает радикальный шаг — перестанет есть или пить, то душа от этого никак не пострадает, ибо она «больше пищи». Да и над телом власть человека не особенно внушительна: достаточно просто поставить перед собой сколько-нибудь затруднительную задачу, например, прибавить росту. Не получится, потому что мы не властны над телом.

А все те мелочи, над которыми мы властны, уже завтра не будут иметь значения. Соломон был богатейшим царём, но одежде покойника нет карманов, как говорится. Надо заботиться о более возвышенных вещах — искать Царство Божие:

(Ев от Мт 6:33–34)

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы»

Те же слова Христа снова есть в Библии — в Евангелии от Луки

Библия даёт всесторонний взгляд на разные высказывания Христа. В Евангелии от Луки есть та же мысль Иисуса, но в ней использованы другие сравнения, например:

(Ев от Лк 12:25)

«кто из вас, при всем своем беспокойстве, может продлить свою жизнь хотя бы на час»?

Евангелие от Луки в этой фразе противопоставляет материальный и духовный мир

Спаситель снова говорит людям ни о чём не беспокоится («не беспокойтесь о завтрашнем дне», Лк.12:22) и обещает, что Бог обо всех позаботиться.

Но в Евангелии от Луки выражен свой акцент: явное противопоставление накопления имущества и достижения Царства Небесного. Здесь автор едва ли не доходит до противопоставления духовной жизни материальной. Но думается, что текст Евангелия от Матфея ближе по духу к тому, что действительно мог бы сказать Иисус Христос.

Иоанн Златоуст считает, что фраза учит сосредоточиться только на необходимом сегодня

Иоанн Златоуст стремится сразу же объяснить кажущееся противоречие в отношении Христа к пище. И делает это убедительно:

Иоанн Златоуст
Святитель

«Но как же, — скажешь ты, — разве Христос не повелел просить хлеба? Но Он присовокупил: насущного, и опять к этому прибавил: сегодня. То же самое Он и здесь внушает; не просто сказал: «не заботьтесь», но: не заботьтесь о завтрашнем дне. Таким образом, Он вместе дарует и свободу нам, и обращает душу нашу к предметам более необходимым».

Святитель Василий Великий учил, что Христос призывал трудиться во славу Божию

Для Василия Великого фраза про заботу о завтрашнем дне выглядела призывом трудиться во славу Божию:

Василий Великий
Святитель

«Кто принял учение Господа, сказавшего: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его“, и не сомневается в истине обетований Того, Кто присовокупил: “и это все приложится вам“ (Матф.6,33): тот не расслабляет души житейскими заботами, которые подавляют слово и делают его бесплодным (Матф.13, 22); но, подвизаясь добрым подвигом благоугождения Богу, верует Господу, сказавшему: «трудящийся достоин» пищи своей (Матф.10,10), и ни мало не беспокоится о ней; работает не ради самого себя, но ради Христовой заповеди, как показал и научил Апостол, сказав: “Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых“ (Деян.20, 35). Ибо заботиться ради самого себя есть улика в самолюбии; а заботиться и работать ради заповеди-похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения».

Фрагмент картины Иеронима Босха «Семь смертных грехов». Говоря о завтрашнем дне, Христос призывает не служить Мамоне, то есть не стать рабом материальных привязанностей, ибо душа не нуждается в пище, питье, одежде. На этой иллюстрации показан человек, который погряз в таких привязанностях, главным образом чревоугодии
Фрагмент картины Иеронима Босха «Семь смертных грехов». Говоря о завтрашнем дне, Христос призывает не служить Мамоне, то есть не стать рабом материальных привязанностей, ибо душа не нуждается в пище, питье, одежде. На этой иллюстрации показан человек, который погряз в таких привязанностях, главным образом чревоугодии. Фото: elohov.ru

Блаженный Августин полагал, что Христос говорил о не привязывании к результату

Блаженный Августин видел во фразе «Не заботьтесь о завтрашнем дне» фигуральное выражение. Спаситель, по мнению комментатора, подразумевал под «завтрашним днём» результат усилий человека:

Блаженный Августин
Богослов

«Итак, с чистым сердцем и только ради Царства Божия мы должны творить благо всем, но не помышлять при этом делании о преходящем вознаграждении ни самом о себе, ни вместе с Царством Божиим. Все эти преходящие [вещи] Он назвал завтрашним днем, говоря: Не заботьтесь о завтрашнем дне.

Ведь о завтрашнем дне не говорят иначе, как во времени, когда будущее следует за прошлым. Поэтому, когда мы совершаем что-нибудь благое, давайте думать не о временном, а о вечном! Тогда это деяние будет не только благим, но и совершенным.

Ибо завтрашний день, сказано, сам будет заботиться о своем. То есть так, чтобы ты, когда надо будет, принимал пищу, питье или одежду, когда того начнет требовать сама необходимость. Все это будет, поскольку наш Отец знает, что мы нуждаемся во всем этом.

Довольно, говорит Христос, для каждого дня своей заботы, то есть довольно того, что требует принять сама эта необходимость. И я полагаю, что потому эта необходимость названа заботой, что служит нам наказанием, ибо относится к той тленности и смертности, которую мы заслужили согрешением.

Поэтому не добавляй к этому наказанию временной необходимости что-нибудь более тяжкое».

Священномученик Онуфрий выдел во фразе призыв не переживать на счёт будущего, ибо довольно для каждого дня своей заботы

Священномученик Онуфрий (Гагалюк) выделил во фразе Христа самую главную для себя мысль — утешение. Он считал, что Бог призывает нас всех не переживать на счёт будущего, чтобы с достоинством выполнить задачу сегодняшнего дня.

Онуфрий (Гагалюк)
Священномученик

«Эти слова Спасителя нашего и Бога вызывают дух бодрости и в сердцах всех его друзей, стражей дома Божиего. В дни сильных церковных потрясений, когда мутные волны неверия и злых отступников готовы потопить Церковь Православную, а сильных словом и делом святителей и пастырей, авторитетных и просвещенных, становится все меньше — в душу верных слуг Христовых может проникнуть дух тревоги и сомнений: а как дальше будет?.. Ведь напоры безбожия и богоборчества могут еще более усилиться, а богомудрые и опытные церковные учители сойдут в могилу: кто заменит их, когда нет просвещения духовного, и когда гонение на служителей Церкви?.. Господь утешает всех нас, Его учеников: не скорбите, не заглядывайте в будущее, делайте со всем усердием свое непосредственное сегодняшнее дело. А судьба Церкви Божией, как и все в мире — в Моей воле и власти».

Все толкования святых отцов заслуживают право на существование. Даже если какие-то из них кажутся поверхностными или ошибочными, это не значит, что они не полезны для верующего человека.

Священномученик Онуфрий: «Господь утешает всех нас, Его учеников: не скорбите, не заглядывайте в будущее, делайте со всем усердием свое непосредственное сегодняшнее дело»
Священномученик Онуфрий: «Господь утешает всех нас, Его учеников: не скорбите, не заглядывайте в будущее, делайте со всем усердием свое непосредственное сегодняшнее дело»

Даже отталкиваясь от неправильной интерпретации, святые отцы делали мудрые выводы, к которым стоит прислушаться верующему человеку.

К тому же не стоит преуменьшать ёмкость учения Христа. Он вполне мог вложить в одну фразу множество смыслов.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *