Содержание
- 1 Злопамятность — это грех, потому что в нём нет Бога
- 2 Памятозлобие имеет в своём корне гордость
- 3 Злопамятный человек сам себе причиняет страдания
- 4 Затаённый гнев превращается в злопамятность
- 5 Гнев уводит человека от Бога
- 6 Обида — это первый шаг к греху
- 7 Святые учили молиться и каяться, когда возникают гнев, обида или злопамятность
- 8 Негативные эмоции — это вызов, который позволят вырасти духовно
- 9 Раздражение и гневливость иногда требуют вмешательства психотерапевта
Если придерживаться логики, то грех — это то, что ты совершил. А если ничего не делал, то и каяться не в чем. Почему же тогда так несправедливо выходит, что злопамятность причисляют к грехам. Ну, помнит человек обиду, но не мстит же? Это да. Но суть в том, что цепочку рассуждений можно продолжить и объяснить, почему православие так относится к этому явлению.
Злопамятность — это грех, потому что в нём нет Бога
Бог — это любовь, как гласит известная христианская формула. И Священное Писание призывает христиан всё делать с любовью или хотя бы стремиться к этому. В случае обиды любящий человек прощает. И вовсе неправильно и даже разрушительно для души будет двигаться в противоположном направлении — не прощать и помнить причинённое зло.
Святитель Игнатий Брянчанинов очень широко осветил эту тему. Среди прочего он пишет:
«Бог любовь есть, следовательно, отвержение любви или памятозлобие есть отречение от Бога»
Памятозлобие имеет в своём корне гордость
Злопамятность не возникает сама по себе. Человек, который легко ко всему относится, не испытывает проблем в общении с другими людьми. Он легко прощает им их недостатки. А вот слишком серьёзное отношение к себе — вот что подталкивает человека к злопамятности.
Что значит слишком серьёзное? Это когда ситуация выходит из-под контроля, превращается в болезненное состояние. Оно называется гордостью.
Отсюда главный вывод: если человек проявляет злопамятность, значит, это симптом гордости. То есть вместо одного греха мы сразу имеем целых два.
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет:
«Памятозлобие основывается на гордости. Гордость таится даже в освященных благодатию избранниках Божиих. Необходимо и для них бдеть против этого внутреннего яда и против порождаемого им убийства души памятозлобием».
Преподобный Амвросий разделял эту точку зрения:
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
Злопамятный человек сам себе причиняет страдания
Заставлять кого-то страдать — последнее дело. И нет большой разницы в том, друга ты обижаешь, родителя или себя самого. Злопамятный человек этим своим качеством вредит в первую очередь самому себе.
Так об этом рассказывает Святитель Иоанн Златоуст:
«Есть и другой вид неистовства, еще худший (ярости). Какой? Тот, когда не хотят оставить гнева, но питают в себе памятозлобие, как какого домашнего палача. Самих же их первых мучит памятозлобие еще и здесь, не говоря о будущем.
Подумай, какое терпит мучение человек, возмущенной душою, каждый день помышляя о том, как бы отомстить врагу? Прежде всего, он мучит сам себя и томится, раздражаясь, досадуя на самого себя, разгорячаясь. Точно огонь постоянно горит в тебе, и, когда горячка усиливается до такой степени, ты не ослабляешь ее, думаешь, как бы причинить какое зло другому; а между тем терзаешь самого себя, постоянно нося в себе сильный пламень, не давая успокоиться душе своей, постоянно свирепея и содержа ум свой в тревоге и смятении.
Что хуже этого неистовства — всегда мучиться, раздражаться и воспламеняться? А таковы души злопамятных. Они, как скоро увидят того, кому хотят отомстить, тотчас же выходят из себя; услышат ли голос его, падают и дрожат; лежат ли на постели, придумывают тысячи мучений, как бы поразить и растерзать своего врага; а если при этом увидят его благоденствующим, о, какое для них наказание! Прости же другому проступок его и избавь себя от мучения… Для чего причиняешь самому себе изнурительную болезнь?
По словам Иоанна Златоуста, гнев впрыскивает яд в сердце человека. Затрагивал святитель и тему гнева:
«Гнев, как бы какая тля и моль, подъедает корень нашей души. Для чего удерживаешь внутри себя этого дикого зверя? Лучше положить змия или ехидну на сердце, нежели гнев и памятозлобие; от тех скоро можно было бы нам освободиться, а этот остается постоянно, вонзая свои зубы, впуская свой яд, возбуждая злые помыслы».
Затаённый гнев превращается в злопамятность
Сам собой гнев не проходит. Он трансформируется в новую форму. Так об этом говорит преподобный авва Дорофей:
«Как горящее уголье, когда оно угаснет и будет собрано, может лежать несколько лет без повреждения, и даже, если кто польет его водою, оно не подвергается гниению; так и гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольет крови своей».
Сохраняться это состояние может ещё очень долго, пока не назреет подходящий момент для выплеска. Так об этом говорит святитель. Василий Великий:
«Верблюд, если давно когда-нибудь ударен, долгое время таив гнев, как скоро улучает удобный случай, отмщает за обиду. Слышите, жестокосердые, старающиеся укоренить в себе, как добродетель, памятозлобие, кому вы подобны, когда огорчение на ближнего, как искру, сокрытую в пепле, храните в себе до тех пор, как, получив предлог, подобно пламени, распаляете гнев».
Гнев уводит человека от Бога
Гнев — это сам по себе страшный грех, который не имеет ничего общего с христианской любовью. Но самое страшное, что он уводит человека всё дальше от любящего Господа. Так об этом рассказывает святитель Игнатий Брянчанинов:
«Если попустишь сердцу твоему ожесточиться памятозлобием и оправдаешь гнев гордостью твоею, то отвратится от тебя Господь Бог твой и предан будешь в поприще под ноги сатане»
Исаак-монах рассказывает мистическую историю о встрече с дьяволом. К самому рассказу никто не призывает относиться с полным доверием. Монах вполне мог и приукрасить эту историю, тем более что он не относится к числу авторитетных христианских авторов. Но даже если его рассказ — не документирование реальных событий, в нём всё равно содержатся очень интересные рассуждения о том, как гнев влияет на человека:
«Однажды, я поссорился с братом и начал гневаться на него. Между тем, сидя как-то за своим рукоделием, я вспомнил о своей ссоре, раскаялся и, движимый страхом ответственности перед Богом, думал, что мне делать. В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив как следовало крестного знамения, сказал: «Ты согрешил и тревожишься, доверься мне и будешь спокоен».
Я же, поняв, что это диавол, отвечал: ”Уйди, ибо ты не от Бога”. Он же говорит: ”Жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой”. ”Нет, — говорю, — не твой я, диавол, а Божий”. Он сказал: ”Гнев держащих и зло помнящих Бог передал нам. Ты же три недели гневаешься на своего брата». Я отвечал: ”Лжешь”. А он: ”Ты зло имеешь на него, а держащих злопамятство ожидает геенский огонь, и я к таким людям приставлен, и ты — мой”.
Услышав это, я тотчас же пошел к брату, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидел, что диавол, не потерпев моего примирения, из злобы сжег мое рукоделие и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился»
Гнев может быть праведным, но он не должен преследовать эгоистичные мотивы:
«ибо гнев человека не творит правды Божией»
Обида — это первый шаг к греху
Обидчивость, как бы забавно это ни прозвучало, далеко не безобидная черта. Обида — это ещё одно проявление гордости. Мы считаем, что с нами поступили не так, как мы того заслуживаем.
Однако если человек допустил к нам такое отношение, значит, с его точки зрения, всё правильно. Возможно, мы сами ему позволили так пренебрежительно к себе относиться. А может, имеем дело с тем, кто не умеет поставить себя на место другого человека.
В любом случае обида не имеет под собой веских оснований.
Мы имеем право обидеться лишь на человека, который на 100% мыслит так же, как и мы. В противном случае нужно признать, что у каждого из нас есть свои соображения для тех или иных поступков. Нам они не известны. А со своим уставом в чужой монастырь не ходят.
Обижаясь, мы причиняем вред только себе.
Святые учили молиться и каяться, когда возникают гнев, обида или злопамятность
Мы не роботы и от проявлений всевозможных негативных чувств не застрахованы. Но пускать ситуацию на самотёк не стоит. Святые отцы дают нам рекомендации, что можно сделать, чтобы справиться с этими проявлениями греха. Есть два метода:
Молиться по совету преподобного Максима Исповедника:
«Если злопамятствуешь на кого, молись о нем и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души. Когда же другой злобится на тебя, будь к нему ласков, смирен и живи с ним в добре, и избавишь его от страсти»
Каяться, как призывает преподобный Иоанн Лествичник:
«Когда после многого подвига ты не можешь исторгнуть сие терние, тогда кайся и смиряйся, по крайней мере на словах, перед тем, на кого злобишься, чтобы ты, устыдившись долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно полюбить его, будучи жегом совестью как огнем»
Негативные эмоции — это вызов, который позволят вырасти духовно
Не стоит мнить себя жутким грешником, если случилось проявить злопамятность или разгневаться. Это случается с каждым из нас. И это не следует рассматривать как крах. Напротив, так жизнь даёт нм отличный стимул стать лучше, преодолеть ещё одну слабость на пути к совершенству.
Иосиф Исихаст писал об этом так:
«Приобретает не умный, благородный, красноречивый или богатый, а тот, кого оскорбляют и он долготерпит, кого обижают и он прощает, на кого клевещут и он терпит. Он очищается и просветляется более других. Он достигает высокой меры. Он еще здесь — внутри рая».
Раздражение и гневливость иногда требуют вмешательства психотерапевта
Негативные реакции — это не всегда то, что можно решить при помощи духовных средств. Бывают болезненные психические состояния. Например, белая горячка, когда человек становится нервным и агрессивным.
Пускать всё на самотёк и искать решение в церкви — не лучшее решение. Такие состояния способны усугубляться, так что иногда стоит попросить помощи специалиста. В противном случае они могут повлечь непоправимые последствия для психики человека и безопасности окружающих.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение