Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Кто такие харизматы: одарённые третьим лицом Троицы, Святым Духом

Кто такие харизматы, большинство православных не знают. Кажется, протестанты. Или католики? Одни скажут, что харизматизм — это традиционное христианство с новыми формами служения, а другие — что есть жуткая секта харизматов, где людей зомбируют, грабят и доводят до суицида. Настолько разные представления о людях, живущих рядом с нами, приводят к заблуждениям, предвзятости и агрессивному настрою друг к другу. Разве могут христиане конфликтовать между собой? Полезно получше узнать суть этого учения и положить конец стереотипам.

Харизматы — это направление пядидесятничества, протестантизм

Если попытаться выстроить некоторую преемственность религиозных идей, то будет выглядеть всё следующим образом:

Этап 1. Иудаизм. Эта религия возникла в среде месопотамских и ханаанских течений, есть в ней следы египетских верований и зороастризма. Но много своего — причём так много, что нельзя даже сказать, что иудаизм стал прямым наследником чего-то. От этой религии и начинается путь харизматов.

Этап 2. Христианство. Появившись как иудейская секта, христианство за несколько веков трансформировалось в самую влиятельную мировую религию, которая во многом радикально противоречит иудаизму.

Харизматы участвуют в духовной практике. Распахнутые ладони — это заимствование из практик нью-эйдж, нехарактерное для христианства
Харизматы участвуют в духовной практике. Распахнутые ладони — это заимствование из практик нью-эйдж, нехарактерное для христианства. Фото: bigenc.ru

Этап 3. Протестантизм. Это путь христиан, которые решили порвать с традицией предыдущих веков христианство. Религия, где не учитывается опыт предшественников-богословов и предания. С одной стороны это очищенная от всего лишнего религиозная система, а с другой — благодатная почва для самозваных «гуру», которым нет нужды получать духовное образование и доказывать свою квалификацию.

Этап 4. Пятидесятничество. Направление в протестантизме, в котором основной упор сделан на духовные переживания, ощущения человека во время духовных практик.

Этап 5. Харизматизм. Своего рода неопятидесятники, развитие пятидесятничества в сторону особого рода практик. Но про то, чем занимаются харизматы, кто они, когда появились, поговорим чуть позже.

А сейчас оговоримся — не обязательно харизматы причисляют себя к протестантам. Харизмат может быть таковым, оставаясь в лоне католицизма и православия.

Харизматы — это не секта, а течение в христианстве

Очень часто люди со стороны называют харизматов сектой. Это некорректно. Только некомпетентный человек, демонстрирующий своё невежество, может допустить подобное заявление. Обратимся к научному мнению. Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» сообщает:

«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».

Александр Буганов
писатель

Далее автор рассказывает, что секта понемногу дистанцируется от «материнской религии» в силу развития некоторой еретической идеи:

 «В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».

Александр Буганов
писатель

Итак, секта — это замкнутая организация и она противостоит господствующей религии. Также она должна быть признана сектой на уровне государства. Ни одна другая конфессия не вправе называть ту или иную религию сектой.

Икона Сошествие Святого Духа на апостолов изображает событие, когда апостолы получили возможность говорить на разных языках. Именно этот эпизод дал толчок для появления пятидесятников и харизматов
Икона Сошествие Святого Духа на апостолов изображает событие, когда апостолы получили возможность говорить на разных языках. Именно этот эпизод дал толчок для появления пятидесятников и харизматов. Фото: hramermogen.ru

Харизматическая церковь не противопоставляет себя христианству, а лишь предлагает свой взгляд на аспекты богослужения и догматики. Это нормальное явление внутри традиции, в котором нет ничего предосудительного.

Харизматы признаны всем миром и официально зарегистрированы государством. Иронично, что так называемые сектоведы, которые публикуют предвзято-агрессивные выпады в сторону харизматов, сами официально не существуют.

Христианская церковь не подразумевает в своей структуре сектоведов, а классификатор профессий не упоминает таких «специалистов». Поэтому подобные нападки на харизматов, пятидесятников баптистов и т.д. лишь отражают субъективное мнение критиков и не имеют ничего общего с христианством.

Харизматические церкви появились в лоне других традиций из-за жажды Крещения Святым Духом

Корни движения харизматов уходят в книгу Деяний святых апостолов. Там есть эпизод, который состоялся на примерно пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. Оговорка «примерно» нужна из-за того, что текст даёт возможность по-разному вычислить дату.

Апостолы в этот день собрались в доме в обществе многих свидетелей. Далее произошло странное:

«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»

(Деян. 2:2-4)

Ученики Христа с того момента обрели много возможностей, в том числе:

  • исцелять недуги;
  • изгонять бесов;
  • говорить на разных языках.
Харизматы очень любят добавлять в религиозные программы музыкальные номера, это создаёт приподнятое настроение у аудитории
Харизматы очень любят добавлять в религиозные программы музыкальные номера, это создаёт приподнятое настроение у аудитории. Фото: i.ytimg.com

Некоторые наблюдатели отнеслись к поведению апостолов с насмешкой и заявили, что те напились сладкого вина.

Тут нужно уточнить, что Вино именно сладкое из-за особенностей перевода. В древнем Израиле существовало свыше десяти терминов для названия разных состояний вина и виноградного сока. На других языках такого изобилия нет, а потому иногда переводчикам довольно сложно объяснить, что за напиток подразумевался.

Пятидесятники выделили этот эпизод, посчитав, что:

  • Крещение Святым Духом — это кульминация пути христианина;
  • Поэтому самое важное для человека — стремиться к этому состоянию;
  • Важный его признак — способность говорения на иных языках.

При достижении состояния крещения Святым Духом пятидесятники чувствуют эйфорию, видят галлюцинации и испытывают другие необычные переживания.

Эту идею взяли на вооружение харизматические церкви.

Харизматы вышли из пятидесятников, но дополнили христианство идеями нью-эйдж

Само слово «харизматы» очень напоминает «харизму». Это не случайно: и то и другое восходит к понятию «дар», то есть в случае харизматов подразумевается, что они получают дары Святого Духа.

В 1960 году священник Денис Беннет положил начало движению харизматов, когда на проповеди рассказал о своём опыте говорения на иных языках. Это дало сильнейший толчок тому, что многие верующие принялись достичь того же.

1960 — год, давший начало движению харизматов

Изначально харизматы не позиционировали себя как отдельное течение христианства. Напротив, они держались внутри своих деноминаций, но главной своей целью духовной жизни сделали получение даров Святого Духа. Постепенно образовались общины людей, чьи интересы совпадали. В 1962 году в Англии возникла первая влиятельная община харизматов «Источник веры».

Харизматы отличаются от пятидесятников тем, что взяли на вооружение множество практик нью-эйдж. Это упражнения, восходящие к шаманизму и восточным духовным практикам. Среди них:

  1. «Святой смех» — это беспричинный коллективный хохот. Он очень заразителен, если продолжать слишком долго.
  2. «Опьянение в духе» — восходит к истории про апостолов. Нужно вести себя, словно пьяный. Подразумевается, что человек не притворяется, а это Святой Дух так себя через него проявляет.
  3. «Танцы в духе» — танцы и песни вообще составляют важную для харизматов часть практики. Они настраивают людей на позитивную волну.
  4. «Духовные роды» — присутствующие начинают кричать и корчиться, имитируя процесс родов.

Вот как комментирует основатель и пастор харизматической церкви «Слово жизни»:

«Когда Святой Дух прорывается через человека, он испытывает нечто подобное физической боли, подобно ощущениям женщины в муках рождения. Когда Господь приводит нас в такое состояние, мы думаем, что сошли с ума. Мы катаемся по полу, мы вопим в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут. Это невероятно мощная молитва, и диавол ненавидит её. Он кричит на нас, что мы сумасшедшие и фанатики»

Для консервативных пятидесятников подобные вещи неприемлемы. Да и вообще, признаться, со стороны действия харизматов очень похожи на собрание людей с большими психическими проблемами. Но изнутри, конечно же, всё это воспринимается иначе — этакая религия с юмором, который в придачу обещает легкодоступное духовное пробуждение.

Харизматы ищут духовных достижений без усилий.

Это общая черта большинства течений нью-эйдж: делать пару нехитрых упражнений два раза в день в ожидании ошеломительного результата. Только практикам невдомёк, что оригинальные духовные учения всегда предполагали сложный путь подвижничества и работы над собой, а всякие простые дорожки — это не больше чем липа.

Собственно, и пятидесятники убеждены, что духовная трансформация человека не даётся за так, а происходит благодаря большим внутренним усилиям. Харизматы же относятся ко всему легко и формально, во главе всего ставя практику.

Фундамент же остаётся стандартным протестантским. Тут есть идея спасения без участия церкви и убеждение, что авторитет есть только у Священного Писания.

Большинство практик харизматических церквей — типичные работы по изменению сознания

Если посмотреть запись с динамических медитаций Ошо и типичную массовую практику харизматов, то станет ясно, что речь идёт абсолютно об одних и тех же действиях с сознанием. Не важно, преподнесено оно под обложкой христианского или восточного вероучения. Как выглядит динамическя медитация, можно посмотреть на видео:

Ссылка на видео:

Более того — всё те же техники работы с сознанием используются на обычных семинарах по саморазвитию, где нет религиозной подоплёки. Оказывается, Святой Дух не причём. Достаточно внести некую сумму, и пара инструкторов введёт во все нужные состояния: неконтролируемого смеха, танцев и покажет ещё немало других духовных упражнений.

По сути, это не так уж и страшно, если помогает человеку расслабиться, почувствовать себя сопричастным к чему-то возвышенному. Пусть даже за это потребуются какие-то взносы в пользу церкви или плата за посещение семинаров, жуткого в этом ничего нет.

Но плохо, когда человек подменяет подобными практиками настоящие духовные поиски и работу над собой. Этот суррогат мешает человеку стремиться стать лучше. Когда тебе кажется, что до реального Божественного сознания осталась пара танцев — это путь в никуда. Поэтому нужно понимать:

  1. Духовный путь предполагает работу над собой.
  2. Упражнения её не заменят.

В противном случае религиозная жизнь человека сводится к массовым безумствам на публике. Это явно не путь Иисуса Христа, а Библия, в которой важен один только дар, — истолкование неверное, однобокое и вредное.

Учение о процветании

Для харизматов очень важно учение о процветании. Это типичная нью-эйдж концепция: если Дух Святой в человеке проявился, то всё теперь пойдёт как по маслу. Не будет проблем с деньгами, со здоровьем, с личной жизнью и т.д.

Бог открывается к такому человеку, постоянно его «балует». А если ты беден и со здоровьем проблемы, то виновато не правительство, не медицина, а лишь то, что ты недостаточно практиковал. Практикуй, танцуй, пой — и твоё мировоззрение займёт правильную точку, а жизнь наладится.

Пути у верующего два:

  1. Самовнушение. Поверить в то, что всё хорошо, даже если всё плохо.
  2. Депрессия. Верующий рано или поздно разочаровывается в своих силах из-за того, что не испытывает счастье. Это грозит серьёзными проблемами.
Церковь харизматов в Белоозерске
Церковь харизматов в Белоозерске. Фото: photocdn.photogoroda.com

Многие люди после церквей харизматов нуждаются в помощи

Недобросовестные пастыри церкви харизматов часто злоупотребляют своим положением:

  1. Требуют взносов.
  2. Запрещают обращаться к врачам, поскольку, по мнению харизматов, сами всё могут вылечить.
  3. Подавляют в человеке волю.

Разумеется, это вопрос конкретных личностей, а не всего движения в целом. В православии тоже хватает недобросовестных священников. Но всё же статистически именно из харизматических церквей преимущественно люди попадают в реабилитационный центр, а то и кончают с собой.

Из-за этих аспектов представители харизматического движения находятся под постоянной угрозой.

В России харизматические церкви тесно связаны с пятидесятниками из-за нюансов регистрации

Харизматические церкви сами по себе не имеют единства. Они могут отличаться догматами и практиками, так что к ряду организаций многое из сказанного выше может не относиться. Слишком общины харизматов независимы друг от друга.

Религоведы затрудняются классифицировать харизматические церкви.

Усложняет ситуацию в нашей стране и ещё и то, что в годы развала СССР ряд общин харизматов для ускорения процедуры регистрации назвали себя движениями пятидесятников. Путаница продолжается по сей день.

Чтобы их не путали с пятидесятниками, харизматы часто называют себя христианами евангельской веры.

Харизматы делают упор на чудеса, православие — на веру

Теперь немного об отношениях харизматов и православия. Православие само по себе никак не относится к харизматам. В рамках традиции нет наставлений об отношениях с другими христианами. Это уже будет не христианство, а опыт церковной практики.

Что касается православного духовенства, то оно обычно негативно отзывается о харизматах. Впрочем, точек соприкосновения немного. Харизматы делают акцент на мистическом опыте. Для харизмата важно, чтобы была не только слепая вера, но и подтверждение свыше. «Если Бог есть, — рассуждает харизмат, — то почему бы Ему не доказать это? Пусть пошлёт знамение. Ему же это ничего не стоит!». Поэтому харизматы охотятся за чудом.

Чудеса эти подчас сомнительные. То же самое говорение на разных языках встречается и у одержимых дьяволом. А большинство их переживаний — рядовые психические явления.

Способность говорить на разных языках встречается и у одержимых тоже.

Православные же убеждены, что есть духовная прелестью — всякие чудеса и состояния, которые отвлекают верующего от главного. От них предлагается отречься и предаться подчас действительно слепой вере, не требуя никаких доказательств.

Священник Александр (Шрамко) трезво размышляет об отношениях харизматов и православных.

«Харизматические движения есть и в рамках традиционных конфессий. Есть они уже и в Русской Православной Церкви. Но здесь тоже не следует сразу же ставить вопрос о «борьбе за чистоту веры», которая обыкновенно сводится к запретам и прещениям. Было бы правильно создать такую атмосферу терпимости, чтобы сторонники определенного движения имели возможность не только объясниться, но и быть услышанными. А потом уже Церковь может выработать совместное мнение, сколь опыт этот чужд или приемлем в рамках православной традиции. Мнение, но не «оргвыводы».

К сожалению, в страхе перед последними харизматы в православной церкви стараются замалчивать свои истинные взгляды или внешне подгонять их под общепринятые концепции, скрывая внутреннюю подоплеку. Другой способ с их стороны – продвигать свои проекты кулуарно, заинтересовывая некоторых влиятельных иерархов и церковных чиновников, готовых зачастую принять все что угодно, только бы главная суть и щекотливые детали остались в рамках узкого круга и не стали достоянием широкой церковной общественности. Все это, разумеется, приводит к фальши и фактическому предательству Церкви, которую просто напросто обводят вокруг пальца. Те же вопросы, честно представленные на общий и благожелательный суд, могли бы стать свидетельством соборности и жизнеспособности Церкви».

Александр (Шрамко)
Священик

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *