Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Византийское церковное песнопение

27.06.2019
3 297

«Не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах» — такие слова услышал Благоверный князь Владимир от послов, приехавших из Константинополя. Ему предстояло выбрать будущее Руси, и он выбрал Православие. По описанию летописца, князь выбирал между иудейской, мусульманской, католической и православной верами. Послов, вернувшихся с Византии, поразило богослужение, главной особенностью которого — исполнение песнопений. О византийской церковной музыке эта статья.

Сила музыки и значение церковного пения на богослужениях

Красивая музыка очаровывает душу человека. Она способна выразить свои чувства в молитве к Богу.  Человек создан Богом создавать музыку, и наслаждаться ею.

Святой Григорий Нисский пишет:

«…большой мир — вселенная, своим неизменным ликом создает весьма гармоничную мелодию, песнь неизреченных слов Божьих. Весь мир — это музыкальная гармония, Творцом и Создателем которой является Бог. Точно так же и человек по своей природе является малым миром, в котором отражается вся музыкальная гармония вселенной. Это доказывает само устроение органов человеческого тела, которые созданы так, чтобы могли порождать музыку. Например, трахеи, язык, уста способствуют этому рождению».

Георгий Нисский
Святой

Первым музыкант древнего Израиля, царь Давид, — искусно играл на арфе, и пел свои псалмы. В них он неоднократно повторяет, что Богу угодно пение молитв.

  • «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте» (Пс.46,7; 67,5);
  • «Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа» (Пс.67,33);
  • «Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова; возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью; трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего» (Пс.80,2-4);
  • «Пойте поочерёдно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях» (Пс.146,7).

В Евангелии указано, что святые Апостолы тоже пели песнопения:

  • Апостолы «… воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мк. 14,26);
  • «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14,15);
  • «…исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Ефес. 5,19).
  • «Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 6,13).

В христианстве церковное пение имеет особое значение. Отрывки из Псалтири поются на каждом богослужении.

Церковные песнопения — дела Благодати Духа Святого, а не только вдохновения талантливых музыкантов.

Учитель Церкви, святой епископ Василий Великий пишет:

«Приятное сладкопение соединяет Он (Дух Святой) с учением Церкви, чтобы мы могли незаметно, без утомления воспринимать пользу духовных слов с услаждением, которое приносит нашему слуху пение. Для этого Он придумал и устроил напевы псалмов, чтобы являющимся детьми по возрасту или по духу и разуму удобнее было бы, что они просто благозвучно поют – на самом же деле, при этом они бы обучали свою душу».

Василий Великий
Епископ

С другой стороны, святитель Иоанн Златоуст указывает: «Церковь — не театр, чтобы слушать песнопения только ради удовольствия». Церковная музыка должна возбуждать в душе желание молитвы, добрый помысел о Боге, удаление от плотских страстей.

75-й канон VI Вселенского Собора, гласит:

«Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли безчинных воплей, не вынуждали из себя неестественнаго крика, и не вводили ничего несообразнаго и несвойственнаго Церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное»

Отличие византийского церковного пения от католического. Духовная польза монофонического пения и вред партесного

При византийском монофоническом пении хор звучит единым голосом, исходящим из единых уст. Это образ единства Церкви во Христе. Такой вид исполнения песнопений не возбуждает чувственность, настраивает на молитву и не отвлекает внимания от смысла богослужения.

Западноевропейская многоголосная музыка, практикуемая католицизмом, возбуждает чувственность, вселяет рассеянность в молитве как певчих, так и молящихся прихожан. Чувственное начало католических песнопений обнажает прелесть и безблагодатность папизма. Католики сладкозвучным, многоголосым пением пытаются возбудить человеческие чувства путем искусственного эмоционального возбуждения, компенсируя отсутствие Благодати. Густые басы, женские и детские голоса, применение музыкальных инструментов, — все создано для чувственного очарования.

Католический хор церковного партесного пения:
Католический хор церковного партесного пения:

Недостатки партесного пения:

  1. Возбуждение чувственности, вызывающее ощущение внутреннего комфорта и эстетического наслаждения, — как на мирских концертах. Возникающее чувство мирской радости и удовольствия отвлекает от молитвы.
  2. Рассеяние внимания, вызванное различными партиями мужских и женских голосов, не позволяющих сосредоточиться на словах Священного Писания.
  3. Парение ума, или течение мыслей от одной к другой, вызываемых мелодиями и тональностями различных голосов и инструментов.

Песнопения на западный манер вошли в русское церковное искусство повелениями Петра I.

Мелодическое одноголосье византийского пения, простота, целостность и ровность мелодической линии, называется «исоном». Такое пение сосредотачивает ум на молитве, собирает чувства, и не допускает парения ума, обращая его к Богу.

Православный хор византийского церковного пения:
Православный хор византийского церковного пения:

Преподобный Паисий Святогорец говорил:

«Чистое византийское пение — насколько же оно сладостно! Оно умиротворяет, умягчает душу»

Византийская церковная музыка антифона состоит из двух хоров – правого и левого

Во многих православных соборах клирос состоит их двух хоров – правого и левого. В соответствии с церковным преданием, святой Антиохийский епископ Игнатий Богоносец, в видении видел ангелов, которые воспевали песнь пресвятой Троице антифонным пением. Он ввел этот способ пения в Антиохийской церкви, а затем эта традиция распространилась по всей церкви. Василий Великий, до IV века писал, что на богослужении, христиане разделяются на два хора.

На видео в храме свмч. Иоанна (Восторгова) в Останкино, Москва, поет приходской хор.

Начиная с первых веков христианства, следуя традициям чистого одноголосного пения, в церквах не допускали смешанных мужских и женских хоров. Все хоры состояли из мужчин. Исключение составляли женские монастыри.

Византийское церковное песнопение, его отличительные черты

Выделяются четыре особенности, характерные для византийского пения:

  1. Построение на основе восьми «гласов», или ладов. Каждый глас имеет свой методический оттенок, диапазон и звукоряд. В византийской музыке четыре звукоряда, которые отличаются своими звуковыми интервалами.
  2. Византийский распев не имеет равномерного и постоянного музыкального строя. Его невозможно исполнить на пианино, имеющем одинаковые звуковые расстояния в виде тонов и полутонов.
  3. Учитывая речитативный характер песнопений, византийская музыка имеет ограничения в ритме.
  4. Наличие в византийской музыке методических формул, или «фесисов», которые соответствуют жанру молитвенного песнопения и гласу. Композитор должен опираться на «фесисы» при сочинении музыки, выдерживая музыкальный строй и сохраняя предание древнего стиля. При этом имеется несколько тысяч мелодических вариаций и формул, позволяющих композитору создавать бесконечное количество композиций.
Нотация византийской церковной музыки. Рукопись XVI-XVII веков
Нотация византийской церковной музыки. Рукопись XVI-XVII веков

Основатели и известные сочинители византийской церковной музыки

Византийское церковное песнопение имеет свою интересную и долгую историю. Корни своего развития отслеживаются в ранних веках христианства, в Восточной Римской империи при царствовании императора Константина Великого. С тех пор византийская церковная музыка прошла длительный путь развития. На нее оказывали влияние музыкальные культуры древней Греции, Персии, Сирии, Иудеи и Армении.

Выдающиеся сочинители и исполнители византийского песнопения:

Роман Сладкопевец, святой V—VI веков. Автор многих церковных песнопений – кондаков. Имея поэтический дар и чудный голос, он поднял благолепие богослужений на высокий уровень.

Икона преподобного Романа Сладкопевца. Доска, темпера, 1649 год
Икона преподобного Романа Сладкопевца. Доска, темпера, 1649 год

Иоанн Дамаскин, святой, преподобный VII века. Богослов и философ. Сочинитель канонов к Рождеству, Пасхе и других праздничных песнопений.

Преподобный Иоанн Дамаскин, сочинитель византийских церковных песнопений. Афонская икона начала XIV века
Преподобный Иоанн Дамаскин, сочинитель византийских церковных песнопений. Афонская икона начала XIV века

Преподобный Иоанн Кукузель (XIV в.), монах-исихаст. Первый придворный певец, регент, сочинитель трактатов и песнопений. Развил и усовершенствовал методику церковного пения. Революционизировал и богато украсил жанр византийского песнопения, сделал его «прекрасно звучащим».

Икона преподобного Иоанна Кукузеля, теоретика и певца византийской церковной музыки
Икона преподобного Иоанна Кукузеля, теоретика и певца византийской церковной музыки

Петр Пелопоннесский (XVIII в.). выдающийся композитор пост-византийского периода.

Православные церкви хранят византийские песнопения, и древние певческие традиции, проверенные многовековой практикой богослужения. Они представляют часть церковного предания. В православном церковном пении нет места произведениям, основанных на самовольном вдохновении. Византийская церковная музыка создавалась под опекою великих святых. Цель ее – приблизить человека к Богу.

Сайты, на которых можно слушать византийское пение:

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *