Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Библия о пьянстве и 3 стереотипа о вине

Можно подумать, что Библия довольно попустительски относится к употреблению спиртного. Если прикинуть, Иисус Христос пил вино, в Таинстве Евхаристии используют вино, да и вообще еврейская культура была построена вокруг виноделия, ибо это лучший способ сохранить сок винограда в условиях жаркого климата.

Вино в Библии — это часто плоды неверного перевода, Христос мог пить что-то другое, а Евхаристия возможна с любым напитком

Разберёмся с тремя стереотипами о Библейском вине.

Стереотип 1. Вино в Библии встречается повсеместно. Нет, в Библии есть 15 слов, которые на русский перевели как вино. В действительности все они значат разные стадии брожения и виды напитков из плодов винограда. Опьяняющих из них меньшинство. Так что если в Библии говорится нечто положительное о вине, подразумевается обычно виноградный сок или что-то ещё.

Стереотип 2. Христос пил вино. Не факт. Мы точно сказать не можем. Вообще иудеи пили только разбавленные алкогольные напитки. Крепкие считали питьём варваров. Так что если кто-то употребляет вино и говорит, что он-де делает это, чтобы подражать Христу, то вино следует разбавить огромным количеством воды. Кстати, вообще есть масса вещей, в которых Христу подражать гораздо важнее. А если обраться к Библии, то там вообще много недосказано:

«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей».

1-е Кор. 11:23–28

Отношение христианства к пьянству и алкоголю вообще вызывает много споров. Один из камней преткновения — вопрос о том, какой напиток был у Христа в чаше во время Тайной Вечере. Многие убеждены, что это не могло быть вино, хотя традиционное православие с этим не согласно.

Тут, как видим, не слова про обязательно употребление вина. Что там в чаше в руке Господа — это вопрос.

Стереотип 3. Для Евхаристии обязательно вино. Этого мнения строго придерживаются консервативные священники. В действительности мы не знаем, что пили апостолы на Тайной вечери. Может быть, даже и сок. Как знать? Православная традиция использует вино.

Но известны случаи, когда арестованные советской властью священники причащались простой водой. Ничего страшного. Бог не формалист. Для Него важнее суть.

Если человек по убеждениям не хочет принимать спиртное, то насильственно навязывать алкогольную Евхаристию — это не путь Церкви.

Многие христианские течения заменяют вино соком. В православии нет препятствий для такой практики, и некоторые священники позволяют прихожанам её придерживаться. И мудро поступают.

Библия всегда осуждает пьянство

В Библии множество высказываний о пьянстве. И все они негативные. Нам не найти места, где говорилось бы, что люди напились, повеселились, и, мол, нет в этом ничего предосудительного. Напротив, пьянство всегда противопоставляется духу:

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом».

Еф. 5:18

И это не только христианское или иудейское представление. Оно встречалось также и в Ханаане, а также во многих иных Восточных культурных центрах. Опьянённого человека рассматривали как неспособного вместить Божью благодать.

Пьянство противопоставляется жизни в Боге, человек выбирает или одно, или другое

Да и материальной жизни ничего хорошего ему не сулило:

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного».

Прит. 23:29–30

О том же говорит пророк Исайя, он обещает пьянствующим горе:

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют».

Ис. 5:11–12

И даже не только питьё, но и приготовление крепких напитков пророк считает вредной деятельностью:

«Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток».

Ис. 5:22
Пророк Аввакум предупреждает, что горе ждёт не только пьяниц, но и тех, кто спаивает других
Пророк Аввакум предупреждает, что горе ждёт не только пьяниц, но и тех, кто спаивает других

Спаивание других тоже к хорошему не приводи, как сообщает пророк Аввакум:

«Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!».

Авв. 2:15

Так в чём же это жуткое горе? Вероятно, в разрушении жизни человека. Вот как пишет Библия о пьянстве:

«…глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».

Прит. 23:33–35

«Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид».

Прит. 23:31-32

Пьянство — это грех, Священное Писание ставит его в один ряд со служением идолам и корыстью

Мы выяснили, что пьянство разрушает материальную жизнь человека. А что же с духовной? Всё тоже неблагополучно. Пьянство — грех, его и перечисляют в списке других грехов:

«…не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив».

1-е Тим. 3:3

И это не шутки, ибо пьяницы не наследуют Царства Божия:

«…ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют».

1-е Кор. 6:10

«…ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».

Гал. 5:21

Ветхий Завет тоже говорит о пьяницах осудительно:

«И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница».

Втор. 21:20

Пьянство — это такой же идол, которому грешный человек может служить.

Пьянство — это ещё один шаг от Бога. Это направление своей энергии в неблагоприятную сферу, а энергия, как мы знаем из античных верований, — тоже своего рода религиозная жертва. Именно потому пьянство Библия ставит в один ряд с идолопоклонством:

«Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».

1-е Кор. 5:11

Это не значит, что где-то там есть бог или демон вина, которому пьяницы поклоняются Но поведение человека ничем не отличается от того, кто присягнул бы на верность такому демону.

В конце концов, пьянство становится новой природой человека, ею он заменяет привычные и важные для жизни дела:

«Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью».

1-е Фессал. 5:7

Священникам нельзя быть пристрастными к вину

Хотя ясно, что запреты на пьянство относятся ко всем людям, Библия подчёркивает этот запрет для священников:

«Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы»

1-е Тим. 3:8

Можно ли священникам пить алкоголь вообще? Некоторые христианские течения отвечают однозначное «нет», ибо пьянство — смертный грех, так что лучше вообще не вступать на эту тропу. В русском православии преобладают иные взгляды. Обычно говорят что-то вроде: «пейте, но не упивайтесь».

В принципе, Библия позволяет существовать обоим взглядам. Категорического запрета нет, хотя всякому христианину полезно задуматься, нужно ли ему в жизни то, что не приносит пользы. А особенно этот вопрос актуален для священников, которые должны выступать нравственным ориентиром для других.

Всякий алкоголь вреден, пиво тоже

А что сказано в Библии о других напитках? Можно ли христианам пить алкоголь иного рода? Допустим, ясно, что водка и коньяк — это вредно для души и тела. А грех ли пить пиво?

Тут нам Библия сообщает:

«Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».

Прит. 20:1

Нам ясно дают понять, что употребление алкоголя, как его ни назови, занятие, мягко говоря, бесполезное. Библия выражается жёстче — только неразумный человек за это берётся.

Было бы странно ожидать, что на каждый алкогольный напиток появится отдельная глава из Библии: тут — запрет на вино, здесь — на пиво, а дальше — на вермут, ликёр и т.д. Библию писали почти 30 веков назад. Ясное дело, что её авторы пытались донести мысль. Формализм тут не уместен.

Мы видим, что употребление спиртных напитков никогда не приветствовалось в религиозной жизни. Правда вино происходило из виноградной лозы — важного продукта питания и религиозного символа, потому сохранялась вера в его чудотворную силу, но малых дозах и в разбавленном виде:

«Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».

1-е Тим. 5:23
Библия подчёркивает важность трезвости. Об Иоанне Предтече в первую очередь сказано, что он не употреблял алкогольных напитков (Бартоломе Эстебан Мурильо, «Святой Иоанн предтеча в пустыне»)
Библия подчёркивает важность трезвости. Об Иоанне Предтече в первую очередь сказано, что он не употреблял алкогольных напитков (Бартоломе Эстебан Мурильо, «Святой Иоанн предтеча в пустыне»)

Но это касалось только вина. К остальным спиртным напиткам отношение негативное. Вот в этом отрывке описаны праведные качества Иоанна Предтечи:

«Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери свое».

Лк. 1:15

Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет:

««Сикерою» называется все, что, будучи не из винограда, может произвести опьянение».

То есть трезвость была столь важным качеством, что её используют, чтобы подчеркнуть величие пророка.

Да и вообще праведнику надлежит вспомнить, как жили люди до времён деградации: не употребляли спиртного, не ели мяса и т.д. Это идеал христианской жизни, о котором редко говорят, но в Библии о нём сказано. К этому идеалу нас призывает апостол Павел:

«Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».

Рим. 14:20–21

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *