Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Севастиан Карагандинский. «Болезни — это гостинцы с неба!»

15.10.2019
6 757

Прославленные Оптинские старцы, поражающие своими подвигами и чудесами, почти все почивают в Оптиной пустыни. Но один из них, в годы советских репрессий, оказавшись в далеком Казахстане, — не пожелал возвращаться на родную землю.

Сознательно выбрав вторую родину далекий край, святой преподобномученик Севастиан, прославился и почивает в Караганде. Наш рассказ о жизни и подвигах этого наследника Оптинских старцев.

Преподобный старец Севастиан Карагандинский
Преподобный старец Севастиан Карагандинский

Детство и отрочество святого, стремление к монашеству в Оптиной пустыни

Преподобный Севастиан Карагандинский родился 10 ноября в бедной христианской семье Василия и Марфы, в 1884 году. Самый младший из детей, он имел двух братьев, — Иллариона (12 лет), и Романа (7 лет). Крестили его с именем Стефан.

Когда Стефану исполнилось 4 года, семья отправилась в паломничество. Младенец на всю жизнь запомнил посещение благодатного старца Опитной пустыни Амвросия. В том же году умер его отец, а на следующий год — мать. Все заботы легли на плечи 17-летнего старшего брата Иллариона.

Когда среднему брату Роману исполнилось 15 лет, он ушел в Оптину пустынь послушником.

Стефан душой был привязан к брату Роману, и зимой, в свободное от работы время, — посещал его в монастыре. Эти поездки оказывали благодатное влияние на будущего святого.

Слабое здоровье не позволяло Стефану работать на поле, и он выпасал скот. После успешного окончания 3-х летней приходской школы, он желал переселится в Оптину, но старший брат не пускал его. Илларион, рано женившись, не справлялся с хозяйством.

В 1908 году Роман принял постриг, и облечен в мантию с именем Рафаил. К тому времени семья старшего брата окрепла, и Стефан переезжает в пустынь к Рафаилу, где его назначают келейником к старцу Иосифу.

Монастырская жизнь, послушания и постриг

Преподобный старец Иосиф содействовал духовному становлению Стефана. В мае 1911 года, после предсмертной болезни, Иосиф преставился. Его место занял Оптинский старец Нектарий, и Стефан остался келейником при нем.

13 апреля 1913
в этот день скончался отец Рафаил

Стефан обладал мягким, милосердным нравом, и о. Нектарий часто посылал его утешать посетителей, когда они роптали. В 1913 году, 13 апреля, — скончался от туберкулеза брат о. Рафаил. Перед смертью его постригли в схиму. 1917 год — пострижение в мантию.

В 1917 году, в результате революции, рухнуло Российское Самодержавие. В этом году послушника Стефана постригли в мантию с именем Севастиан, в честь мученика Севастиана.

Фотография отца Севастиана после пострижения в мантию
Фотография отца Севастиана после пострижения в мантию

10 января 1918 года, декретом нового правительства Оптину пустынь закрывают.

Монастырская жизнь после революции. Артель, музей и закрытие. Служение на приходах

Обитель продолжает существовать как сельскохозяйственная артель. Затем на территории монастыря организовывают музей «Оптина пустынь». Скит упразднен, но на его территории в своем домике продолжает проживать старец Нектарий с келейниками, принимая народ.

С 1923 года монастырские службы прекратились. Власти начинают выселять монахов, и ликвидировать монастырь. В этот год отец Севастиан принимает сан иеродиакона. В марте арестовывают старца Нектария, и выселяют за пределы монастыря. О. Севастиан с братией переселяются в Козельск. Они часто навещают старца.

1927
в этом году отца Севастиана рукоположили в иеромонаха

29 апреля 1928 года старец Нектарий скончался. По его благословению, о. Севастиан служит на приходах в Козельске, Калуге затем в Козлове, где служит до 1933 года.

В Козлове о. Севастиан не прекращал заниматься церковной жизнью. Он боролся с обновленцами, которых поддерживали власти, общался с братией монастыря, находившейся в рассеянии. К нему приехали сестры разоренной Шамординской обители. Некоторые из них остались с ним до самой его смерти.

Инокини и иноки из опустошенных монастырей, миряне, ищущие спасения, непрерывно приходили к о. Севастиану за советом. На это обратили внимание местные власти.

Арест и 7-летняя ссылка

В феврале 1933 года о. Севастиана вместе с проживающими с ним инокинями Агриппиной, Варварой и Февронией арестовали. На допросах в Тамбовском ОГПУ о. Севастиан не скрывал своих взглядов, и отвечал:

«На все мероприятия Советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей.

Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а так же и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему.

При этом говорил, что нужно молиться Богу, а так же жить в любви, тогда только мы от этого избавимся.

Я мало был доволен Советской властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим идет уничтожение Православной веры».

Севастиан Карагандинский
преподобный
Батюшку пытались принудить отречься от веры во Христа.

На всю ночь его поставили на мороз в одной рясе. О. Севастиан рассказывал: «Матерь Божия опустила на меня такой «шалашик», что мне было в нем тепло». В результате он приговорен к 7 годам лесоповала в Тамбовскую область.

Духовные чада старца приезжали, приносили передачи, поддерживали его. Через год о. Севастиана перевели в Карагандинский лагерь, находившийся в поселке Долинка.

Карагандинский лагерь —  место, невыносимое для жизни. В него свозили политических заключенных, «раскулаченных» и уголовников. Занимались заключенные разработкой угля. Узники жили в землянках, строили саманные бараки. Жилища не отапливались, сырость и антисанитария вызывали эпидемии и гибель людей.

Отца Севастиана пытались заставить отречься от Бога.

За отказ, его отправили жить с уголовниками, которые издевались над немощным старцем. По слабости здоровья, о. Севастиан работал хлеборезом, затем складским сторожем. В последние годы, будучи расконвоирован, он возил воду на быках для жителей поселка. Жители его кормили, и согревали.

Со временем, сестры Агриппина, Варвара и Феврония, по благословению батюшки, поселились в Караганде. Сестры познакомились с верующими, и стали собираться для совместной молитвы. В воскресные дни, верующие группами посещали батюшку. Они привозили ему поручи, епитрахиль и Святые Дары. О. Севастиан причащался сам, исповедовал и причащал верующих.

Житие старца Севастиана после заключения, служение и старчество в Караганде

Кротостью, милосердием и любовью к ближним батюшка многих привел к настоящей вере. Его полюбили заключенные, жители ЦПО и начальство. Многие из них стали духовными чадами, которые окормлялись до конца жизни у о. Севастиана.

После освобождения батюшка поселился в Большой Михайловке, в домике, где жили сестры. Он ежедневно отправлял суточные богослужения, служил Литургию. Когда сестры уходили на работу, занимался хозяйством. О. Севастиан не возвратился жить на родину в Тамбовскую область. Он считал, что Божьим промыслом ему назначено жить в Караганде.

29 апреля 1939
в этот день батюшку Севастиана освободили из заключения

Караганда и ее окрестности, заселены переселенцами и бывшими заключенными. Большинство без паспортов, в бараках и землянках. Голод и холод, сырость и болезни сопровождали большинство поселенцев. Эти трудности жизни переносил и о. Севастиан. На предложение сестер ехать на родину, он отвечал:

«…дорогие мои, будем жить здесь. Здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина, ведь за десять лет уже и привыкли».

В новом доме, который купили сестры, оборудовали домовую церковь. В ней тайно служили Литургии, проводили заупокойные службы. Слава о силе молитвы батюшки распространялась за пределы Караганды.

К нему приезжали за советом и молитвами со всех концов России, Средней Азии, Украины и окраин Севера. Город разрастался. Умножалось число жителей, и число прихожан церкви. Община несколько раз обращалась с просьбой к местным властям о регистрации, но получала отказ.

Только в 1953 году прихожане добились разрешения совершать требы.

Литургию совершали в тайне, ночью. Собирались в одном из домов, и расходились до рассвета. 1955 год — получен документ о регистрации общины. Начались работы по реконструкции жилого дома в здание храма.

В этом же году освящена церковь в Михайловке, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. О. Севастиан 11 лет, до своей кончины, — был настоятелем этой церкви.

22 декабря 1957 года, батюшка возведен в сан архимандрита и награжден Патриаршей грамотой «За усердное служение Святой Церкви». В 1964 году ко дню своего ангела о. Севастиан награжден архиерейским посохом. Перед своей кончиной батюшка был пострижен в схиму.

Севастиан Карагандинский с сослужащим духовенством
Севастиан Карагандинский с сослужащим духовенством

Духовная жизнь и подвиги старца, любовь и служение людям

Батюшка часто плакал, принимая исповедь. Его огорчало непослушание духовных чад. Но радовался, когда искренне каялись. Он нежно любил каждого, редко сердился, и не жалел времени на беседу.

Страдал о. Севастиан от сужения пищевода, как последствия нервных потрясений. Батюшка обладал даром прозорливости, но его никак не показывал. «Я, как рыба, безгласный» — часто говорил он, смиряясь.

Старец Севастиан среди прихожан
Старец Севастиан среди прихожан

Духовная мудрость, великое терпение были у старца. Когда кто-то роптал на ближнего, он говорил: «Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите». Не поладит кто, он беспокоился: «Я настоятель, а всех вас слушаю». Он заботился о спасении каждого, и это была его цель.

Батюшка находил подход к каждому человеку. Так же среди людей, окружавших старца было много монашествующих, высланных в Караганду в годы гонений. Старец собрал крепкую христианскую общину, сумел ее организовать и взрастить на земле карагандинских лагерей.

Так в подвиге любви и служения Богу и ближним шли годы. Батюшка стал заметно слабеть. С января 1966 года здоровье его сильно ухудшилось.

Блаженная кончина старца

Батюшка часто напоминал о смерти, о переходе в вечность. Когда к нему обращались с вопросом: «Как мы будем жить без вас?» — он строго отвечал:

« А кто я? Что? Бог был, есть и будет! Кто имеет веру в Бога, тот, хотя за тысячи километров от меня будет жить и спасется. А кто, пусть даже и тягается за подол моей рясы, а страха Божия не имеет, не получит спасения».

Наступил последний в жизни старца Великий пост 1966 года. Первую неделю поста батюшка служил ежедневно. Утром 12 апреля, во вторник Пасхи, о. Севастиан встал, опираясь на посох, и стал прощаться с народом:

«Прощайте, дорогие мои, ухожу я уже. Простите меня, если чем огорчил кого из вас. Ради Христа простите. Я вас за все прощаю. Жаль, жаль мне вас.

Прошу вас об одном, об одном умоляю, одного требую, любите друг друга. Чтобы во всем был мир между вами. Мир и любовь. Если послушаете меня, а я так вас прошу об этом, будете моими чадами.

Я недостойный и грешный, но много любви и милости у Господа. На него уповаю. Если удостоит меня Господь светлой своей обители, буду молиться о вас непрестанно.

И скажу: «Господи, Господи! Я ведь не один, со мною чада мои. Не могу я войти без них, не могу один находиться в светлой Твоей обители.

Они мне поручены Тобою». И потом тихо, еле слышно: « Я без них не могу».

Севастиан Карагандинский
преподобный

Сказал отец Севастиан, хотел поклониться, но не смог, только наклонил голову.  Мальчики подхватили его под руки, повели в алтарь. В храме все плакали. После обеда состояние о. Севастиана ухудшилось, он просил срочно пригласить к нему владыку Питирима.

Пришел владыка. Батюшка просил его сейчас же приступить к чину пострижения в схиму.

Старец Севастиан и отец Питирим
Старец Севастиан и отец Питирим

После пострига батюшка говорил мало. Преобразилось его лицо и весь его вид. Он преисполнился такой благодати, что при взгляде на него трепетала душа. Это был Старец, житель не здешнего мира.

Последняя фотография старца Севастиана, сделанная за три дня до его кончины
Последняя фотография старца Севастиана, сделанная за три дня до его кончины. Фото: miloserdie.ru

Утром 19 апреля в 4 часа 45 минут батюшка почил. В 5 часов 30 минут владыка Питирим отслужил панихиду. У батюшки тела почти не было, одни кости. Со всех концов Казахстана, Сибири, Европейской части России съезжалось духовенство и миряне — духовные чада старца.

Священники служили панихиды, пел хор. От святейшего Патриарха Алексия I получена телеграмма:

«Выражаю соболезнование прихожанам

храма по случаю кончины благодатного

старца архимандрита Севастиана.

Вашему Преосвященству,

Епископу Волоколамскому Питириму

благо­словляется совершить погребение

в Бозе почившего. Патриарх Алексий».

Алексий I
патриарх всея Руси
Похороны преподобного старца Севастиана Карагандинского
Похороны преподобного старца Севастиана Карагандинского

Хоронили батюшку на третий день, на Михайловском кладбище. Гроб понесли на кладбище на вытянутых руках. Все движение на шоссе остановлено, народ шел сплошной стеной.

Окна домов раскрыты. Хор девушек с пением «Христос Воскресе» шел за гробом. «Христос Воскресе» — пела многотысячная толпа.

4 ноября 1997
в этот день преподобный Севастиан Карагандинский причислен к лику святых

Поместное прославление преподобного Севастиана состоялось 4 ноября 1997 года. В том же году обретены его мощи, которые хранятся в Свято-Введенском соборе Караганды.

Рака с мощами преподобного Севастиана Карагандинского. Архитектор В. А. Звёздкин
Рака с мощами преподобного Севастиана Карагандинского. Архитектор В. А. Звёздкин

В 2000 году преподобный для общецерковного почитания внесен в собор новомучеников и исповедников Российских. День почитания святого старца, преподобноисповедника Севастиана Карагандинского 6/19 апреля.

Икона блаженного старца схиархимандрита Севаситана Карагандинского
Икона блаженного старца схиархимандрита Севаситана Карагандинского

Прозорливый и духоносный старец своего времени, будучи смиренным, он не дерзал оставлять пророчества Севастиана Карагандинского о последних временах.

Приписывают ему одно из следующих громких пророчеств: «Спасение России придет из Средней Азии». Тайну этого пророчества человечество узнает в свое время.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *