Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Злословие в христианстве. Почему это так сильно вредит душе человека?  

Многие люди знают о таком грехе, как злословие. Что такое злословие с точки зрения православия? Злословие — это порицание ближнего своего, а также пристрастные слова о его согрешении. Множество людей не может от него удержаться.

Грех злословия очень опасен для человека, так как попадает в самую глубину души и оставляет там свои корни. Со временем корни эти глубоко зарастают в душу, и избавиться от них очень сложно. Но как говорится, всякую душу можно спасти, главное самому это осознать.

«Злоречивый наперед посрамляет себя самого, а потом уже того, о ком говорит худо, или даже не может сделать с ним и этого, но сам заслуживает название человека дурного и ненавистного, а того делает еще более любимым. Ибо если тот, о ком он говорил худо, не воздает ему тем же, но хвалит и превозносит его, то воздает похвалу не ему, а себе самому…»

Иоанн Златоуст
богослов

Злословить это значит обсуждать чужие грехи

Злословить — это также значит обсуждать чужие грехи. Порой человек не может не оговорить человека, он просто не может без этого. От этого конечно избавляться придется очень тяжело. Каждую проблему, какая бы она не была, нужно лечить сразу, чтобы не распространялась дальше.

От греха злословия помогает молитва. При этом молиться нужно не только за своих близких, но и за чужих. Злословие в христианстве имеет свои корни. Это страсти ненависти, памятозлобия, немилосердия, самолюбия, а также зависти. Если вы заметили в себе одно, значит, будет и второе, и третье.

Рассмотрим, что же говорили о злословии святые отцы, что они советуют делать, чтобы избавиться от греха злословия. Почему мы должны обращаться именно к их словам? Потому что эти люди еще при жизни достигли высшей святости, именно на их примере мы и должны жить.

Грех злословия — это порождение ненависти и памятозлобия

Преподобный Иоанн Лествичник считал, что грех злословия — это порождение самой ненависти и памятозлобия:

«…Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг, большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви, лицемерие любви, причина осквернения и отягощения сердца, истребление чистоты…».

Иоанн Лествичник
богослов

Иоанн также считает, что злословие может быть еще и делом любви:

«…Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: «Оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложным сказанное: Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях… (Пс. 100:5)».

Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне, ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц, но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».

Иоанн Лествичник
богослов

Авва Дорофей считал, держать язык от зла это еще не значит не злословить

Авва Дорофей считал, что держать язык от зла это еще не значит не злословить и не раздражать:

«…Пророк говорит: …«Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? … Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти» (Пс. 33, 12, 14). Итак, он прежде всего отсекает действие зла страхом Божиим.  Удерживать язык свой от зла значит не уязвлять чем-либо совести ближнего, не злословить, не раздражать. А устнами своими «не глаголати льсти» значит не обольщать ближнего.

…Отгоняем же страх Божий от себя тем, что делаем противное сему: не имеем ни памяти смертной, ни памяти мучений; тем, что не внимаем самим себе и не испытываем себя, как проводим время, но живём нерадиво и обращаемся с людьми, не имеющими страха Божия, и тем, что не охраняемся от дерзновения.

Сие последнее хуже всего: это совершенная погибель. Ибо ничто так не отгоняет от души страх Божий, как дерзость. … она есть мать всех страстей, потому что она отгоняет страх Божий от души. Ибо если «страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Притч. 15, 27), то, конечно, где нет страха Божия, там всякая страсть. Бог да избавит души наши от всегубительной страсти — дерзости.

Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и осязанием, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху…».

Авва Дорофей
христианский святой

Злословие это клевета, неправда, а также несправедливое суждение о своем ближнем

Также святые отцы говорят о том, что злословие — это, прежде всего клевета, неправда, а также несправедливое суждение о своем ближнем.

Святитель Василий Великий говорил:

«Есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими, испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению могут быть в обществе с худым человеком, почитая его добрым, тогда как святой апостол повелевает не сообщаться с таковым (2-е к Фессалоникийцам, гл. 3, стих 14). А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом, с намерением очернить его, тот клеветник, хотя бы говорил и правду…».

Василий Великий
святитель, богослов

Тот, кто злословит ближнего своего приходит к ненависти, к мучительному страданию

Тот, кто злословит ближнего своего приходит к ненависти — а это самое мучительное страдание. Она разрушает не только личность, но и семью, работу, и даже целые народы. Если человек начнет злословить на свою жену, детей, мужа, то очень скоро он увидит мир только в черном цвете. Рядом с таким человеком невозможно быть. В итоге можно понимать, что семья такая точно распадется.

Что же может реально спасти человека? Во-первых, это покаяние, причем постоянное покаяние. Во-вторых, это причастие. После исповедования своих грехов, человек должен принять Тело и Кровь Христову для уврачевания своей души от той ненависти, которая его поглощает.

Множество примеров можно даже привести из истории о том, что делало злословие со всей страной, с властями, с народами. В истории нашей страны было очень много таких трагических моментов, когда человек поддавался на клевету других, и это приводило к серьезным последствиям. Например, народ слушал клевету о своих правителях, и это привело к страшной смуте, к гражданской войне.

Также считается, что человек, который злословит, не способен на что-то доброе. Когда человек осуждает за спиной друг друга, то это еще раз показывает, что его душа настолько сильно заражена этим пороком.

Святые отцы считают, что грех злословия приводит к множеству других страстей

К чему же приводит грех злословия? Святые отцы считают, что грех злословия приводит к множеству других страстей, от которых также сложно избавиться. Это такие страсти, как смехотворство, ложь, оклеветание, уныние, непокорство, дерзость.

Преподобный Исаак Сирин писал:

«…Но поелику опытом дознал я любомудрие твое, возлюбленный, то умоляю тебя любовию, остерегаться злобы врага, чтобы тебе буесловием не остудить в душе своей горячности любви ко Христу, ради тебя вкусившему желчь на древе крестном, и чтобы враг, вместо сладостного оного упражнения и дерзновения пред Богом, не стал во время бодрствования твоего наполнять душу твою многими мечтами, а во время сна твоего пленять ее нелепыми грезами, зловония которых не терпят святые Ангелы Божии».

Исаак Сирин
Отец Церкви

Авва Мегефий писал:

«…Прежде, когда мы собирались и беседовали о пользе душевной, укрепляя друг друга, мы уподоблялись стройным полкам и восходили на Небо. Ныне, когда собираемся, чтобы злословить друг друга, мы совместно нисходим в ад».

Авва Мегефий
монах

Грех осуждения — это одна из форм злословия

Очень часто многие люди спрашивают, грех осуждения и злословия это одно и то же? По сути, грех осуждения — это одна из форм злословия.

Авва Дорофей учит отличать злословие от осуждения:

«…Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать — значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать — значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого — а это тяжкий грех…».

Авва Дорофей
христианский святой

Чтобы избавиться от злословия, нужно смирять свое сердце

Каждый человек должен понимать, что всех нас ждет суд Божий, на котором мы будем отвечать за свои грехи. Что же делать с грехом злословия? Как от него избавляться? Ведь человеку, который далек от всего православного, не поймет, как это сделать. Но святые отцы объясняют очень подробно, как справиться с грехом злословия.

Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что если на тебя кто-то злословит, то есть говорит плохо, обсуждает, высмеивает и тому подобное, и в душе начинается злость, смущение, то это гордость, ее нужно искоренять из сердца своего.

Чтобы избавить свое сердце от греха злословия — нужно иметь смирение и терпение.

Простому человеку нужно стараться не раздражаться насмешками других, а также не питать ненависти к тем, кто на вас говорит плохо. Именно так, нужно учиться смирению и терпению. Также нужно молиться не только за себя, но и за своих обидчиков.

Иоанн Кронштадтский
Иоанн Кронштадтский

Чтобы искоренить в себе злословие, нужна молитва и пост. Вы можете читать молитвы утром и вечером, уделяя этого хотя бы час. С каждым днем время можно прибавлять.

Также нужно находить время на чтение святых книг. Например, каждому будет полезно почитать жития святых, Священное Писание, Библию. По началу, все это будет казаться очень тяжелым, но со временем вы поймете, что делаете лучше для своей души.

Иоанн Лествичник говорил:

«…Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению.

Никогда не стыди того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как могу его осуждать?» Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, то есть чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: «…не судите, и не судят вам…» (Лк. 6, 37)».

Иоанн Лествичник
богослов

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *