Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Иустин Попович

13.12.2018
109
Скачать эту статью

«Горе любой мысли, которая не превращается в молитву». Эти слова принадлежат архимандриту Иустину, канонизированному в 2010 году. История его жизни — это история чистой, непоколебимой веры в Христа и помощи нуждающимся.

 Икона святого Иустина
Икона святого Иустина

Детство Иустина

Жизнь свою Преподобный Иустин (известный также как Иустин Попович) начал в городе Вране на юге Сербии. При крещении он получил имя Благое, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в день которого родился.

Благое был родом из благочестивой семьи, а потому приобщался к православной культуре с самого детства.

Его отец Спиридон в некоторых источниках указывается как священник, однако, согласно «Жизнеописанию отца Иустина», написанному Иеромонахом Афанасием, он лишь два года изучал богословие в монастырской школе при Монастыре св. Стефана.

Мирское имя Иустина Поповича — «Благое».

Как бы то ни было, семья Иустина из поколения в поколение следовала пути божиему, являясь образцом благочестия и искренней веры.

Отец Николай (Велемирович), один из наставников Благое Петровича

Иустин Попович с детства вместе со своими родителями посещал Монастырь Прохора Пчиньского, где приобщался к молитвам и богослужениям.

Иустин часто видел, как больные выздоравливали рядом с мощами Святого Прохора. Это повлияло на него — вера стала глубже и сильнее.

Среди исцелившихся была и мать преподобного Иустина, которая мучилась от болей в ноге.

Врачи говорили, что болезнь эта неизлечима и тем чудесней было исцеление.

После окончания начальной школы, Благое Попович поступает в семинарию Святого Саввы в Белграде.

Здесь его учителем становится, в том числе, и отец Николай (Велемирович).

Николай, который также был впоследствии канонизирован как святитель Сербской православной церкви.

Он оказал особое влияние на юного Иустина, поддерживая его любовь к богословию и поощряя литературные таланты юноши.

Свой дар к писательству Иустин прекрасно демонстрировал в литературно-духовных братствах. Иустин любил творчество Достоевского — потому что тот говорил о православной философии через трагичные человеческие жизни.

Ближе к окончанию семинарии Благое утвердился в своем желании посвятить свою жизнь Христу и постричься в монахи, ведь уже тогда он взял себе за привычку перечитывать Священное писание.

Однако, здесь он встретил сопротивление родителей, которым даже пришлось обратиться к митрополиту Белградскому Дмитрию с просьбой не постригать юношу.

Из-за Первой Мировой войны отложили постриг будущего отца Иустина.

Он, вместе со своими товарищами по классу был определен в медицинскую роту при военном госпитале в городе Ниш.

Пережив все тяготы войны и отступления сербской армии в Албанию, Благое еще больше утвердился в своем желании идти путем праведности. Он обратился с просьбой о постриге к митрополиту Дмитрию и 31 декабря 1915 года был пострижен в монахи, приняв имя в честь мученика Иустина Философа.

Обучение и преподавательская деятельность

Дипломная работа Иустина «Философия и религия Ф.М. Достоевского»
Дипломная работа Иустина «Философия и религия Ф.М. Достоевского»

Вскоре после пострига преподобный Иустин, вместе с группой молодых богословов, отправляется в Санкт-Петербург (тогда Петроград), для обучения в духовной академии. Однако, в Российской Империи начала 20 века была неспокойно, и он не смог закончить обучение.

Иустин был вынужден отправиться в Англию, где получил возможность пройти обучение в Оксфорде. Пройдя восемь курсов теологии, Иустин так и не получил диплома.

Ему отказали в защите дипломной работы «Философия и религия Ф.М. Достоевского», так как она содержала резкую критику западного гуманизма антропоцентризма, т.е. идеализирование образа человека как центра Мироздания.

Преподобный Иустин отказался защищать свою дипломную работу.

В ответ на требования английских профессоров изменить подобный подход в научной работе, отец Иустин отказался защищать ее вовсе.

В 1919 году Иустин возвращается на родину и после недолгого пребывания там отправляется в Афины, вместе с той же группой, побывавшей недавно в Оксфорде, чтобы, как сказал митрополит Дмитрий (тогда уже ставший Святейшим Патриархом Сербским) «там стать православными».

В Греции преподобный Иустин работает над докторской диссертацией «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания», однако защитить ее удастся только в 1926 году. Там же, в Греции, он был рукоположен во иеродиакона.

После возвращения на родину архимандрит Иустин стал преподавать в Свято-Саввской семинарии, которую некогда сам закончил.

Особый трепет в нем вызывала догматика православной церкви, которую он, в числе прочих предметов, преподавал в семинарии.

Значимость догматики для преподобного Иустина сложно переоценить и лучшим доказательством тому будут его собственные слова:

«Православие — это православие святостью (святительством).

Святость — это жизнь в Духе Святом и Духом Святым.

Нет Православия вне святости, вне духоносничества.

В мире человеческой вещественности святость — это мерило Православия.

Православно только то, что от духоносных святителей, от святых отцов Церкви.

Православное богословие — это единственное евангельское богословие, ибо оно от Духа Святого, ибо оно от духоносных апостолов и святых отцов — «Святым Духом богословие…»

Да, истинное, евангельское богословие бывает только Духом Святым, приобретается только Им и только Им создается.

Поэтому для нас православные духоносные отцы Церкви — единственные истинные богословы, единственные хранители тайны богословия, единственные учители вечной истины о Трисолнечном Боге.

Они — наши вожди, они — Православия наставники, они — трубы Духа Святого, они — таинники Святой Троицы, они — очи Христовы.

По всему этому они — и мерило, и критерий всего православного, всего евангельского.

То, что не от них, что не в их духе — то неправославно. Только то, что можно проверить их духом, согласовать с их учением, только то — православно, вечно и соответствует духу Евангелия.

Следовательно, изучение святых отцов — это первое дело православного богослова.

Здесь мысль крещается в живой воде и вся истекает в жизнь вечную.

Душа омолаживается, чувства становятся бессмертными, мысль окрыляется и подобно орлу парит по чистым высотам.

И возрастает в Божественной бесконечности, побуждаемая своим устремленным к Богу богоподобием».

Иустин
архимандрит

Архимандрит Иустин добился чтобы в Карловацкой семинарии ввели обязательное преподавание жития святых.

Он не мыслил православия без подвига, лучше всего понимаемого через опыт святых и святительства.

Книги преподобного Иустина

Иустин Попович в Челие
Иустин Попович в Челие

Кроме преподавательской деятельности, преподобный Иустин был не чужд и писательству. Так, например, он был издателем и редактором журнала «Христианская жизнь».

Журнал имел множество сторонников и еще больше противников, так как зачастую он затрагивал острые вопросы церковной жизни. В конце концов, отец Иустин был отстранен от занятий в семинарии и отправлен в Чехословакию.

Там он вел миссионерскую деятельность среди православных с целью, в конце концов, создать в Чехословакии поместную церковь.

В этот же период отец Иустин начинает писать свой, пожалуй, самый важный труд — трехтомная  «Догматика православной церкви», первый том которой он публикует по возвращении на родину в начале 30-х годов.

За этот труд он получит должность профессора догматического богословия богословского факультета Белградского университета.

Еще одной важной работой преподобного Иустина стало собрание «Житий святых» в двенадцати томах, которое он написал в тяжелые времена Второй Мировой войны.

Однако и освобождение Европы от немецких войск не облегчило жизнь отцу Иустину. Он был арестован и едва избежал смертной казни как «враг народа».

С того момента он окончательно лишился возможности преподавать, некоторое время скитался по монастырям и, в конце концов, нашел свое пристанище в женском монастыре в Челие. Именно там он и прожил до конца своих дней.

Умер Иустин, как и родился, в праздник Благовещения в 1979 году.

В действительности, сложно переоценить влияние преподобного Иустина на православную церковь, особенно в Восточной Европе. Книги Иустина Поповича привнесли в догматику православной церкви новые взгляды на православие, единство Христианской церкви, на понимание православия через молитву, жития святых и, несомненно, подвиг.

Подвиг веры, подвиг молитвы, подвиг бесконечного смирения, доброты и любви, примером которого и был сам архимандрит Иустин.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *