Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Смиренномудрие и 3 его вида

Скачать эту статью

Слово «смиренномудрие» звучит для современного человека непривычно. Почему не сказать просто «смирение»? Значение слова, надо полагать, одно и то же. К чему нужно было так перемудрить? На самом деле именно это слово наиболее точно отражает то настроение сознания, которое должно быть у верующего человека. Но обо всём по порядку.

Смиренномудрие — это правильное смирение

Смирение — это очень сложная тема для православия. Она вызывает массу критики со стороны атеистов и иноверцев. Пожалуй, потягаться в скандальности с этим словом может только выражение «раб Божий» и призыв подставить другую щёку. Но сейчас мы поговорим о смирении.

Смирение — это состояние, когда человек перестаёт проявлять волю, покоряется внешней силе и обстоятельствам. Камень смиренно летит, куда его бросишь, а человек способен бороться. И если религия призывает человека смириться (и даже не уточняет, с чем), это взывает обоснованное желание воспротивиться такому совету.

Николай Чудотворец явил пример христианского смирения: он не желал быть в гуще событий и мечтал молиться в уединении, но святой поставил замысел Бога выше своих желаний и стал епископом христианской церкви
Николай Чудотворец явил пример христианского смирения: он не желал быть в гуще событий и мечтал молиться в уединении, но святой поставил замысел Бога выше своих желаний и стал епископом христианской церкви. Фото: mountian.ru

И всё это правильно. Если бы некогда апостолы смирились с тем, что иудейский и античный мир не желает принимать христианство, сегодня не было бы православия, не так ли?

И это не двойные стандарты. Сложность в том, что смирение бывает разным:

  • Смирение бездумное, отсутствие внутреннего стержня. Мы называем это мягкотелостью. В этом нет ни христианства, ни добродетели;
  • Лжесмирение. Это чистая показуха. Человек слышал, что христианину надлежит смиряться и пытается показаться кротким там, где его окружают верующие, священники и т.д. А вот внутри себя или даже за пределами церкви человек открывает свою низменную сущность. Это из тех, кто поставил свечку, а потом пошёл пить с друзьями, бить тех, кто против Христа и т.д.;
Богу же важно, что у человека внутри, а не каким он себя пытается показать.
  • Смиренномудрие — настоящее смирение, то есть признание правильной иерархии, если угодно. Человек понимает, что его роль в этом мире — это сын, починяющийся Богу Отцу. Это смирение, которое происходит с умом, с рассуждением.

Смирение — это кротость перед Богом, а не признание себя ничтожной тварью

Некоторые толкователи учат, будто смирение — это признания себя ничтожным существом, самоуничижение. Но такой подход ведёт лишь к негативным последствиям:

  • Подавление своего «я», воли, дарованной Господом;
  • Перекладывание ответственности за всё на свете на Бога (я не причём, я же ничего не могу в этом мире);
  • Жалость к себе, культивация ничтожности;
  • Религиозный фанатизм.

Необходимо выдерживать правильный баланс. Да, человек — гость в этом мире. Он должен с уважением относиться к планете, к природе, к животным, к другим людям, ко всему, что имеет ценность. Человек — не Бог, не царь этого мира, не хозяин.

Нам нужно перестать считать себя венцом творения и теми, кто распоряжается всем в мире. Это мир Бога, а у человека здесь нет ничего. Мы рождаемся ни с чем, и умираем без ничего. Но важно не оставить после себя здесь хаос и разрушение.

Апостол Павел до своего призвания был гонителем христиан, но, когда Бог ослепил его и призвал на христианский путь, этот человек отбросил былые убеждения и проявил смиренномудрие — стал преданным Богу
Апостол Павел до своего призвания был гонителем христиан, но, когда Бог ослепил его и призвал на христианский путь, этот человек отбросил былые убеждения и проявил смиренномудрие — стал преданным Богу. Фото: sib-catholic.ru

В этом есть кротость перед Богом, если угодно, уважение к Его труду и творению. Это смирение, но смирение праведное, такое, которое мы испытываем перед родителями или теми, кто нас вырастил, о нас заботился.

Если мы поймём этот контекст, саму суть этой идеи, то мы правильно поймём мысль святителя Игнатия Брянчанинова:

«Смиренномудрый видит себя ничтожною пылинкою среди громадного мироздания, среди времен, поколений и событий человеческих, протекших и грядущих. Ум и сердце смиренномудрого способны принять Божественное христианское учение и непрестанно преуспевать в христианских добродетелях; ум и сердце смиренномудрого видят и ощущают падение природы человеческой и потому способны признать и принять Искупителя.

Смиренномудрие не видит достоинств в падшей природе человеческой; оно созерцает человечество как превосходное создание Божие, но вместе созерцает и грех, проникший во все существо человека, отравивший это существо; смиренномудрие, признавая великолепие создания Божия, признает вместе и безобразие создания, искаженного грехом; оно постоянно сетует об этом бедствии. Оно смотрит на землю, как на страну своего изгнания, стремится покаянием возвратить себе Небо, утраченное самомнением».

Святитель не пытается назвать человека ничтожной букашкой. Он говорит лишь о том, что не нам решать что-то в мироздании и что человек должен выполнять свои функции во Вселенной, отдавать долг перед Богом. Это и поступки, и образ мыслей, когда ум и сердце служат в созидательном направлении, а не в эгоистичном, разрушающем.

Игнатий Брянчанинов
святитель
[/aside]

С точки зрения православия, смирение — это противоположность греха гордости, к которой приводит лжесмирение

Смиренномудрие — это правильное настроение ума, его противоположность — гордость. И проявиться эти противоположности могут в самых разных сферах жизни. Даже в вере. С точки зрения православия, человек не должен ни по какому поводу возвеличиваться над другими. Но сколько на свете христиан, которые считают себя лучше лишь потому, что они придерживаются этой религии?

Апостол Павел на эту тему пишет:

«облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время»

(1Пет. 5:5–6)

Само собой, попытка сымитировать смирение — это прямой путь к греху гордости.

Показное смирение — это грех гордости

Схиархимандрит Авраам (Рейдман) так пишет об этом состоянии:

«Ложное смирение — это смирение показное. Во-первых, это напускной смиренный вид. Во-вторых, это смиреннословие: человек говорит о себе, что он великий грешник и хуже всех, а если его на самом деле оскорбят, он тут же возмущается и очень ревностно отстаивает свои права. В-третьих, ложное смирение проявляется в том, что человек мысленно повторяет какие-то заученные смиренные фразы, допустим изречения святых отцов о смирении, полагая, что он думает так искренно, но смысл этих фраз до его сердца не доходит».

Авраам (Рейдман)
схиархимандрит
[/aside]

3 вида подлинного смирения: с Богом, с ближним, с собой

Есть три направления смирения.

Смирение перед Богом. Человек может проявлять смирение по отношению к высшим силам. О том, что это такое, мы уже поговорили. Лишь коротко резюмируем: это не бездумная покорность, а жизнь в мире с Ним, по Его законам любви.

Смирение перед окружающими. Это не подхалимство и склонность к приспособлению, а поступки из любви к ближним. Где-то стоит сдержать гнев, где-то не осудить. Постараться помочь, вместо того, чтобы критиковать.

Смирение перед собой. Можно называть это иначе — способность слышать голос совести. Это требовательность и любовь к себе, желание стать лучше и деятельность в этом направлении.

Вот, что такое всестороннее смиренномудрие.

Святые отцы учат, что в подлинном смирении нет страсти

Святые отцы о смиренномудрии написали много. Одна из центральных мыслей — это бесстрастность этого состояния. Например, так пишет преподобный. Ефрем Сирин:

«Если перед братиями своими окажешься чистым, как золото, то и тогда почитай себя сосудом непотребным, и избежишь гордыни, ненавистной Богу и людям».

Смиренный человек никогда не назовёт себя таковым

Преподобный Макарий Оптинский пишет, что подлинное смирение не видит себя:

«Когда будешь следовать учению святых отец, то и капризы твои уничтожатся; но только уже не будешь думать, что ты их не имеешь, а просветившимися душевными твоими очесами будешь видеть грехи свои, яко песок морской. Знай, что смирение не в том состоит, чтобы видеть, что ты смиренна».

Чтобы достичь смирения, нужно помнить, что всё происходит от Бога

Схиархимандрит Авраам (Рейдман) советует, как достичь смирения:

«Нужно помнить, что все дается от Бога. Любая настоящая и укоренившаяся добродетель есть действие благодати. Надо отличать понуждение себя к добродетели и добродетель истинную, которую мы приобрели от действия благодати.

Поэтому больше и лучше всего в стяжании добродетелей помогает Иисусова молитва. Все, что приходит от непрестанной покаянной Иисусовой молитвы — настоящее, пусть малое, но настоящее. А вот с искусственным понуждением себя к добродетели нужно быть довольно осторожным, чтобы не запутаться и вместо понуждения себя не перейти к актерству. Мы и сами не заметим, как это может случиться: будем что-то изображать не перед людьми даже, а внутренне, сами перед собой.

Поэтому самое главное — найти для себя ту меру смирения, которую ты искренне принимаешь сердцем, а уже от нее начинать двигаться дальше и понуждать себя к большему».

Авраам (Рейдман)
схиархимандрит
[/aside]

О том же говорит преподобный Макарий Оптинский:

«Вы просите от меня совета: как преодолеть страсти и приобрести смирение; желание ваше благое, но надобно положить труд для приобретения смирения, надобно отвергнуть и уничтожить в себе гордость и во всяком деле и слове смирять себя и считать худшею всех. Хотя бы и могли что благо сотворити, все это не нашею силою, но помощию Божиею творим. Господь научил нас: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10), и еще Он же повелел: научитеся от Мене… (Мф. 11, 29). Вот от Кого научайтеся смирению; оно доставляет нам покой, а с сим вместе и страсти можете преодолевать удобно, ибо самолюбие и гордость есть основание всех страстей и вина, от коей они происходят; с уничтожением ее и все страсти в ничто обращаются, ибо на всякую страсть вы найдете заповедь Божию и, стараясь о исполнении оной, победите удобно страсть при помощи Божией».

Макарий Оптинский
преподобный
[/aside]

Иисусова молитва помогает достичь смирения

Также он даёт ещё один важный совет:

«Нужно помнить, что все дается от Бога. Любая настоящая и укоренившаяся добродетель есть действие благодати. Надо отличать понуждение себя к добродетели и добродетель истинную, которую мы приобрели от действия благодати. Поэтому больше и лучше всего в стяжании добродетелей помогает Иисусова молитва. Все, что приходит от непрестанной покаянной Иисусовой молитвы — настоящее, пусть малое, но настоящее. А вот с искусственным понуждением себя к добродетели нужно быть довольно осторожным, чтобы не запутаться и вместо понуждения себя не перейти к актерству. Мы и сами не заметим, как это может случиться: будем что-то изображать не перед людьми даже, а внутренне, сами перед собой».

Главный пример смирения — Иисус Христос

Примеры смиренномудрия в изобилии встречаются в Священном Писании. Но главным из них всегда останется Иисус Христос. Его смирение, вопреки мнению многих, заключается не в том, что Он терпел муки и не дал сдачи. Его смирение — это преданность той миссии, которую Спаситель на Себя возложил.

Иисус Христос не был обязан страдать за грехи людей, но Он сделал свой выбор и смиренно оставался преданным ему до конца, чем показал верующим пример смиренномудрия
Иисус Христос не был обязан страдать за грехи людей, но Он сделал свой выбор и смиренно оставался преданным ему до конца, чем показал верующим пример смиренномудрия. Фото: vasudeva.ru

Он претерпел все муки не потому что, запрещал Себе защищаться ради кротости, а потому что хотел исполнить Свой замысел.

Так и искренне верующие люди должны воплощать замысел Божий, и это будет лучшим проявлением смиренномудрия.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X