Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Серафим Соболев — ярый монархист с советским гражданством

27.07.2019
52
Скачать эту статью

В крипте русской церкви Никольского собора болгарской Софии стоит почтовый ящик. Суда верующие кладут письма с молитвенными просьбами, обращёнными к святителю архиепископу Серафиму (Соболеву).

Ещё при жизни владыка обладал даром молитвы и прозорливости. Он говорил своим духовном чадам о том, чтобы после его смерти они приходили к его могиле, и обращались нему как к живому. До сих пор многие верующие исполняют этот завет и получают по своим просьбам помощь от святого.

Архиепископ Серафим (Соболев), святой, православный монархист, богослов, борец с экуменизмом, нравственным монизмом и новостильным расколом

Серафим Соболев (в миру Николай Борисович Соболев) — это святой Русской православной церкви.

Он епископ Православной Российской церкви, а потом Русской православной церкви за границей и Русской православной церкви Московского патриархата. Отец Серафим в эмиграции был признан как идеолог русского православного монархизма.

Отец Серафим известен как ярый приверженец монархизма, принявший при этом, находясь в эмиграции в Болгарии, советское гражданство

Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.

Святитель Серафим прославился как писатель-богослов. Он автор книги «Русская идеология», а также ряда сочинений направленных на борьбу с экуменизмом, софиологией, нравственным монизмом, с новостильным расколом.

Известен активной деятельностью как русский православный богослов-антимодернист.

13/16 февраля
дни памяти Святителя Серафима 

Его фигура уникальна тем, что он был всю жизнь убеждённым монархистом. При этом во время Второй мировой войны он отказался поддерживать германские власти.

Позже принял советское гражданство и перешёл вместе с болгарскими приходами в юрисдикцию Московского патриархата.

Епископ Серафим родился в семье мещан

Родился будущий владыка Серафим в многодетной благочестивой семье мещан Бориса Матвеевича и Марии Николаевны Соболевых 1 декабря 1881 года.

Его крестили под именем Николай в честь святителя Николая Мириликийского.

Его родной брат — архимандрит Сергий (Соболев). Начальное образование получил в церковно-приходской школе. Далее Николай Соболев продолжил своё образование, поступив во второй класс Рязанского духовного училища.

Здесь он учился старательно, охотно, получая только хорошие оценки.

Святой Серафим Саровский, прижизненный портрет. Святитель Серафим Соболев получил имя в честь святого Серафима Саровского. При этом первоначально его хотели наречь именем Досифей.
Святой Серафим Саровский, прижизненный портрет. Святитель Серафим Соболев получил имя в честь святого Серафима Саровского. При этом первоначально его хотели наречь именем Досифей. Фото: upload.wikimedia.org

После этого учился в Рязанской духовной семинарии. Здесь он изучал Писание, Жития святых, труды отцов церкви. Много времени уделял самообразованию и самовоспитанию, находясь под надзором духовных наставников.

После успешного окончания Рязанской духовной семинарии он в 1904 году отправился в Санкт-Петербургскую духовную академию для учебы.

Здесь он был под конец обучения 26 января 1908 года пострижен в монашество под именем Серафим, в честь Серафима Саровского.

26 января 1908
в этот день отца Серафима постригли в монахи

Необходимо отметить, что с момента поступления в учебные заведения, отец Серафим заявлял о своем стремлении посвятить свою жизнь, служению Богу. Именно поэтому он усердно учился и часто выходил за рамки учебной программы.

При этом большое влияние на его формирование как монаха и будущего священнослужителя на него оказала фигура отца Иоанна Кронштадтского. Он знал все его труды и почитал его как своего духовного учителя.

После окончания обучения святитель Серафим (Соболев) стал преподавателем

В 1908 году епископ Сергий (Тихомиров) рукоположил Серафима в Иеродиаконы, а позже — в иеромонахи. В этом же году он защитил диссертацию на тему: диссертации «Учение о смирении по Добротолюбию» и стал кандидатом богословия.

Вскоре после этого его назначают преподавателем пастырского училища в Житомире, а далее переводят на должность помощника смотрителя Калужского духовного училища. 1 декабря 1911 отца Серафима назначают инспектором Костромской духовной семинарии.

и педагог. 1914 год. Отцу Серафиму (Соболеву) досталась «бунтующая» академия, которая под влиянием революционных событий 1905 года не желала починяться старым порядкам.
и педагог. 1914 год. Отцу Серафиму (Соболеву) досталась «бунтующая» академия, которая под влиянием революционных событий 1905 года не желала починяться старым порядкам. Фото: dvagrada.ru

22 декабря 1912 года Серафима (Соболева) назначили ректором Воронежской духовной семинарии с возведением его в сан архимандрита.

На 1912 год ситуация в духовных семинариях Российской империи была сложной. Так в этом году в Воронежской духовной семинарии произошел бунт, поэтому отец Серафим оказался в сложных условиях на новом месте службы.

Из-за этого ему пришлось отказаться от редактирования «Воронежских епархиальных ведомостей».

Весна 1921
в это время архимандрит Серафим (Саровский) эмигрировал из Советской России в Болгарию

Революцию архимандрит Серафим не принял. На юге России архимандрит Серафим вошел в подчинение Временного высшего церковного управления (ВВЦУ).

1 октября 1920 года по старому стилю произошла его хиротония, ей возглавил Митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), ставший впоследствии председателем Архиерейского синода.

14 ноября на комендантском пароходе «Херсонес» вместе с комендантом Севастополя генералом Николаем Стоговым эмигрировал в Константинополь.

В эмиграции епископ Серафим (Соболев) руководил православными общинами в Болгарии и писал богословские труды

Весной 1921 года отец Серафим назначен епископом Бегучарским викарием Воронежской епархии. В 1921 году, в августе Высшее церковное управление за границей приняло определение, согласно которому отцу Серафиму поручалось управление русскими православными общинами в Болгарии.

Тогда же он стал главой Болгарского благочиния русских приходов и настоятелем посольского храма в Софии. При этом он продолжал носить титул епископа Лубенского и его переименовали определением Архиерейского синода в епископа Богучарского только в 1928 году.

Митрополит Виленский и Литовский Елеферий (Богоявленский). Отец Серафим (Соболев) поддерживал с ним сношения, несмотря на то, что тот пребывал в юрисдикции Московского патриархата.
Митрополит Виленский и Литовский Елеферий (Богоявленский). Отец Серафим (Соболев) поддерживал с ним сношения, несмотря на то, что тот пребывал в юрисдикции Московского патриархата. Фото: upload.wikimedia.org

Епископ Серафим не был подвержен прещениям со стороны заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия.

Он поддерживал сношения с митрополитом Литовским Елевферием (Богоявленским) и архиепископом Вениамином (Федченковым), пребывавшими в юрисдикции Московского патриархата.

В 1934 году Серафим Богучарский председателем Архиерейского синода митрополитом Антонием (Храповицким) возведён в сан архиепископа.

1928
год, когда отец Серафим стал епископом Богучарским

В эмиграции владыка вёл активную богословскую и литературную работу. Так 1935 году он дал детальную богословскую оценку «имябожнического» учения (имяславия) в своей работе против софиологии Владимира Соловьёва, Сергия Булгакова и Павла Флоренского.

В августе 1938 года архиепископ Серафим на II Всезарубежном церковном соборе в Сремских Карловцах представил доклад об экуменическом движении.

В нём он привёл обоснование недопустимости участие в таком движении Православной церкви.

II Всезарубежный Собор. 1938 год. Выступая с докладом на Втором Всезарубежном соборе в Сремских Карловцах, отец Серафим (Соболев) в своём докладе выступил против участия Православной церкви в экуменическом движении.
II Всезарубежный Собор. 1938 год. Выступая с докладом на Втором Всезарубежном соборе в Сремских Карловцах, отец Серафим (Соболев) в своём докладе выступил против участия Православной церкви в экуменическом движении. Фото: god-kalendar.ru

В эмиграции архиепископ Серафим (Соболев) написал самый известный свой труд — «Русская идеология».

В ней он доказывал необходимость для России монархического правления, осуждал секулярные преобразования Петра Великого, хвалил патриарха Никона.

Кроме того, он также в Болгарии написал статью: «О новом и старом стиле» в которой указывал на противоречие григорианского календаря Церковному уставу и сложившейся богослужебной традиции.

Архиепископ Серафим (Соболев) получил советское гражданство и перешёл в юрисдикцию Московского патриархата

Серафим Богучарский, несмотря на то, что он был убеждённым монархистом, отказался участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Православной русской церкви заграницей» в Вене.

Оно проходило с 21 по 26 октября 1943 года под покровительством властей фашисткой Германии.

Кроме того, он также содействовал преодолению схизмы Болгарской православной церкви, которую сняли в феврале 1945 года. 2 марта этого же года он письмом поздравил патриарха Алексия I с его избранием предстоятелем Русской православной церкви.

15 апреля 1945 года архиепископ Серафим обратился к патриарху с просьбой о принятии в Московский патриархат.

Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Митрополит Григорий написал Иосифу Сталину докладную записку, благодаря которой святитель Серафим Богучарский получил советское гражданство.
Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Митрополит Григорий написал Иосифу Сталину докладную записку, благодаря которой святитель Серафим Богучарский получил советское гражданство. Фото: shiigumen.ru

Советская власть внимательно следила за деятельностью Серафима Соболева. Так, например, глава делегации Московской патриархии архиепископ Псковский Григорий (Чуков) посетил Болгарскую церковь в конце апреля 1945 года.

По результатам поездки им была составлена докладная записка Иосифу Сталину, в которой указывалось на, то что архиепископ Серафим пользуется большим уважением прихода.

1946
в этом году епископ Серафим получил советское гражданство

В результате 30 октября 1945 года он был принят вместе с семью русскими приходами в Болгарии в юрисдикцию Московского патриархата.

В 1946 году отец Серафим принял советское гражданство. В декабре этого же года правительство СССР передало в ведение архиепископа бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии.

Экзарх Болгарский Стефан I. Советские власти использовали архиепископа Серафима Соболева для нейтрализации экуменически настроенного Стефана на Совещании глав и представителей автокефальных Православных церквей
Экзарх Болгарский Стефан I. Советские власти использовали архиепископа Серафима Соболева для нейтрализации экуменически настроенного Стефана на Совещании глав и представителей автокефальных Православных церквей. Фото: upload.wikimedia.org

В июле — августе 1948 года Серафим Соболев находился в Москве. Сюда его пригласили для участия в Совещании глав и представителей автокефальных Православных церквей.

Власть сделала это для того, чтобы использовать архиепископа для нейтрализации экуменически настроенного экзарха Стефана (Шокова).

Архиепископ Серафим (Соболев) канонизирован в Болгарии и России в лике святителей

Архиепископ Серафим (Соболев) скончался 26 февраля 1950 года в Софии. На его отпевании присутствовали все синодальные архиереи Болгарской церкви, сонм епископов, архимандритов и священников.

Погребли отца Серафима в крипте под алтарем Никольского храма. Ещё при жизни он считался старцем и прозорливцем, поэтому Болгарская Православная Церковь неоднократно ставила вопрос о его канонизации.

Гробница архиепископа Серафима (Соболева). Св.-Никольский собор Софии. Святого Серафима (Соболева) канонизировала как Болгарская, так и Русская православная церковь. Его мощи сегодня хранятся в крипте Свято-Никольского собора Софии в Болгарии.
Гробница архиепископа Серафима (Соболева). Св.-Никольский собор Софии. Святого Серафима (Соболева) канонизировала как Болгарская, так и Русская православная церковь. Его мощи сегодня хранятся в крипте Свято-Никольского собора Софии в Болгарии. Фото: pravoslavie.ru

Первой Серафима Соболева канонизировала неканоническая Старостильная православная Церковь Болгарии. Эту канонизации фактически признало руководство РПЦЗ.

Много усилий для канонизации архиепископа приложил архимандрит Филипп (Васильцев), ставший в 2011 году настоятелем русского подворья в Софии.

Так он инициировал сбор подписей в защиту этой идеи, а в феврале 2015 года отец Филипп на мероприятиях, посвященных 65-летию со дня преставления архиепископа Серафима (Соболева).

Идею его канонизации также поддержал Патриарх Болгарский Неофит.

Старостильная православная церковь Болгарии первой канонизировала Серафима Богучарского.

3-4 декабря 2015 года состоялись заседания совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей, которая рекомендовала канонизировать архиепископа Серафима, многое сделавшего для укрепления православной веры.

Сама процедура канонизации прошла 3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя. В результате Болгарская и Русская Православная Церкви прославили архиепископа Богучарского Серафима в лике святителей.

Святитель Серафим Богучарский написал много богословских трудов

За свою жизнь святитель Серафим Богучарский написал много богословских трудов.

  • «Новое учение о Софии, Премудрости Божией», магистрская диссертация.
  • «Русская идеология».
  • «Объ истинномъ монархическомъ мiросозерцанiи».
  • «О новом и старом стиле».
  • «Отступление русского народа от православной веры».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X