Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Игумения Таисия Солопова

06.02.2019
3 041

Содержание

В православии, как и в большинстве религий, мало известных женщин. Так сложилось, что они остаются в стороне от масштабной деятельности в вере, и лишь единичные имена на слуху: Дева Мария, Мария Магдалина, Мать Тереза и т.д. Матушка Таисия, кстати, тоже Мария, — одно из этих немногих исключений.

Эта игуменья внесла значительный вклад в развитие православия, а её история навсегда останется примером для верующего человека.

Мария Солопова — долгожданный ребёнок в знатной семье

Мария Васильевна Солопова родилась в знатной семье. Родители происходили из дворян и сложными генеалогическими ветвями соприкасались с родом А.С.Пушкина. Старшие дети в семье умерли, едва родившись.

Так что мать Виктория Дмитриевна и отец Василий Васильевич с большим страхом и трепетом ждали очередного ребёнка, молились Божьей Матери, дабы их нынешнее чадо смогло остаться в этом мире.

Игумения Таисия
Игумения Таисия

4 (16) октября 1842 года на свет появилась Мария Солопова — будущая монахиня Таисия. Её монашеский путь, возможно, был предопределён тем, что мать молитвенно обещала воспитать дочь в любви к Богу, хотя вряд ли предвидела последствия своего обета. Затем в семье родились и другие дети.

Ещё подростком Мария Васильевна отличалась безупречной памятью и набожностью

Мария Солопова в десятилетнем возрасте попала в Павловский институт благородных девиц. Там у неё начались мигрени, неправильное лечение которых лишило девочку зрения, из-за чего ей пришлось вернуться домой, где она вылечилась.

По возвращении в институт она продемонстрировала талант, данный Господом: отличную память. Также она утверждала, что имела несколько видений.

Например, на Пасху в состоянии между сном и бодрствованием она увидела ангела. Этот и другие случаи натолкнули её на мысль встать на путь монахини.

Игумения Таисия всю жизнь видела сны духовного содержания.

За религиозность прочие ученицы называли Марию Солопову монахиней, святошей и игуменьей, а за феноменальную память прозвали слепым мудрецом.

На экзамене по Закону Божию она наизусть цитировала Евангельский текст и поразила епископа Иоанникия глубоким пониманием Писания.

Пока мать не соглашалась отпустить дочь в монастырь, та жила отдельно и учила детей

Вдохновлённая этими событиями, она приехала к родным и рассказала о желании стать монахиней. Но мать этой новости не обрадовалась и не хотела для дочери подобной судьбы. Она пыталась отвлечь её и переубедить.

Но сердце Марии Солоповой оставалось неспокойным. Чтобы хоть как-то проявить себя, она выпросила у родителей разрешение переехать в принадлежащую им усадебку. Там она принялась ходить в храм и обучать детей.

Игумения Таисия и насельницы Леушинского монастыря
Игумения Таисия и насельницы Леушинского монастыря

Её духовником стал игумен Вениамин (Поздняков), который познакомил девушку с её будущим духовным отцом архимандритом Лаврентием (Макаровым).

Вскоре мать сообщила Марии, что больше не хочет удерживать её в мирской жизни. Накануне ей приснилась Богородица, и этот сон убедил Викторию Дмитриевну в том, что нужно уступить желанию дочери.

В первой обители Мария преподавала и постриглась в рясофор

Мария ушла в Свято-Введенский Тихвинский монастырь. Здесь девушку приняли охотно, ведь она, как образованный человек, могла принести обители большую пользу. Впоследствии так и оказалось, хотя первое время Марии её знания не пригодились, так как приходилось работать в поле.

Свято-Введенский Тихвинский монастырь — первая обитель, куда ушла Мария Солопова
Свято-Введенский Тихвинский монастырь — первая обитель, куда ушла Мария Солопова

Для других послушниц и монахинь это не составляло такого же труда, как для неё, происходящей из дворян и непривычной к подобного рода труду.

Но постепенно её деятельность сменилась на более привычную: сперва — пение в клиросе, затем — преподавание, в котором у Марии уже имелся достаточный опыт.

1870
в этом году Мария постриглась в рясофор и получила имя Аркадия

За время учительской деятельности Мария обзавелась влиятельными и богатыми знакомыми — родителями учениц. Один из них профинансировал строительство целого корпуса монастыря, где одна из келий причиталась самой Марии.

Жизнь в Свято-Введенском Тихвинском монастыре стала невыносимой

Но не всё у Аркадии складывалось благополучно. Сперва умерла мать, так что пришлось улаживать дела младших сестры и брата, а также разбираться с имуществом.

Затем келью, в которой жила Аркадия, выкупили. Некогда она сама хотела это сделать, но по ряду причин не удалось, а теперь приходилось перебираться в единственное свободное помещение — угловое на нижнем этаже, где было влажно и темно.

Быть может, для другой монахини эти условия оказались бы более сносны, но Аркадия имела плохое зрение, так что чтение или любые другие занятия при таком освящении превращались из удовольствия в пытку.

Эти тяготы отразились на здоровье, обязанности в монастыре она тоже стала выполнять гораздо хуже, чем раньше.

Новгородская обитель стала ещё одним тяжёлым крестом

Наконец, когда Аркадия пребывала в обители уже девятый год, ей потребовалось по вопросам наследства посетить Новгород.

Она без сожаления покинула ужасную келью и пообещала себе, что никогда туда не возвратиться. Так и случилось. В новом городе она выбрала для себя Покровский Зверин монастырь. Шёл 1872 год.

Всё началось довольно радужно: Аркадию поставили руководить хором сестёр. Но очень быстро её положение вызвало у остальных зависть, так что за спиной говорили недоброе. Об этих событиях монахиня записала в дневниках, где рассматривала подобные неурядицы как свой крест.

Покровский Зверин монастырь, в котором будущая игумения написала акафист св. Симеону Богоприимцу
Покровский Зверин монастырь, в котором будущая игумения написала акафист св. Симеону Богоприимцу

Но вот с чем не могла смириться Аркадия — это с самым попранием христианских принципов в обители. Разве монастырь — не место, где все должны служить Господу с открытым сердцем? Зачем люди уходят туда, лицемерят и ведут себя хуже, чем не дававшие обетов миряне?

Ответ на эти вопросы пришёл в полусне на прогулке. Аркадия будто бы услышала, как бьют часы. Некий голос ей сообщил:

 «Вот видишь: в монастыре-то хотя уже и тёмненько, но еще сумерки, вечер, а в миру давно уже полночь».

Услышанное стало откровением для Аркадии и дало ей силы на дальнейший монашеский путь. Она вдохновилась и написала акафист святому Симеону Богоприимцу.

Этот текст изучил Святейший Синод и одобрил, а вскоре минуло шесть лет пребывания монахини в обители, и её перевели в Званский Знаменский Державин Монастырь.

После монашеского пострига Таисия увидела сон о том, что станет настоятельницей

В новой обители монахиня Аркадия стала казначей. Нельзя сказать, что здесь она нашла спасение от всех бед и напастей. Отношения с окружающими не ладились.

На сей раз сама игуменья источала явную недоброжелательность к Аркадии и часто придиралась к ней. Но всё же именно здесь.

Аркадия приняла монашеский постриг, а с ним и новое имя — Таисия.

В те же годы ей приснилось, что идёт монахиня по местности с большим искусственным водоёмом. И тут к ней упал посох настоятельницы, а голос сообщил, что это поможет преодолеть преграду.

Так и случилось. За водоёмом ждали монастырские стены.

На следующий день ей прислали телеграмму. Матушку вызвали в Петербург, в Иоаннопредтеченский Леушинский монастырь, где ей поручили стать настоятельницей.

Матушка Таисия превратила Леушинскую общину в полноценный монастырь

После четырёх лет в прежней обители монахиня с удовольствием переехала в новую. Там матушка Таисия Солопова принялась основательно трудиться. Обитель находилась в упадке, и предыдущие настоятельницы не смогли исправить ситуацию.

Нельзя сказать, что сама матушка Таисия сразу же справлялась успешнее предшественниц. Монастырь был очень бедным. Его даже называли на тот момент просто общиной. Монахини не слушались, постоянно ввязывались в интриги, община вот-вот могла расколоться.

В какой-то момент настоятельница вообще хотела отказаться от своей миссии, но новый сон с участием Богородицы убедил её продолжать пробовать.

Матушка Таисия благоустроила Леушинский монастырь, но 40-е годы его затопило водохранилище
Матушка Таисия благоустроила Леушинский монастырь, но 40-е годы его затопило водохранилище

Местный купец Максимов приложил множество сил, чтобы навредить обитательницам общины. Он писал на них очерняющие доносы митрополиту, которые очень сильно заставляли переживать настоятельницу. Однажды её от нервов парализовало на два месяца.

И всё же, несмотря на все сложности, игуменья Таисия благоустроила обитель, и та получила статус монастыря. Сама матушка с этого момента получила новый сан, и отныне она — игуменья Таисия Солопова.

Хотя никаких богатых сторонников у матушки не было, ей удалось отстроить на территории обители собор в честь Похвалы Божией Матери. Это не единственное сооружение, которое возвели при ней. Вот и другие заслуги матушки:

  • часовни;
  • духовная школа;
  • сестринский корпус;
  • три подворья.

Игумения Таисия Леушинская увеличила количество насельниц до 700.

700
насельниц поселились в монастыре при игуменьи Таисии

Особенно заслуги настоятельницы отмечал святой Иоанн Кронштадтский, с которым её связывало тридцатилетнее знакомство.

Он знал не понаслышке, сколько усилий приложила игуменья Таисия для того, чтобы помочь не только своему, но и многим другим монастырям. Вместе с ним они возродили и открыли примерно десять обителей, это не считая подворий.

Не только святой, но даже царь отметил заслуги настоятельницы и вручил ей золотой наперсный крест.

За возрождение монастырей игуменью Таисию хотят канонизировать

Умерла игуменья Таисия 2 (15) января 1915 года в Леушинском монастыре, о чём знала заранее из сна. Ей похоронили в склепе Похвального собора, который она же сама и строила.

А через тридцать лет всю территорию монастыря затопило искусственное водохранилище — что перекликается с другим её сном о нерукотворном водоёме.

И сегодня обитель остаётся под водой.

Но труды игуменьи Таисии не исчерпываются только этой обителью, а потому законы и традиции, которые она установила, продолжают существовать во многих других монастырях.

Сегодня игуменью Таисию пытаются причислить к лику святых.

Игуменья Таисия ещё при жизни многими почиталась как святая старица. Её смерть лишь усилила интерес к её личности. В память об этой выдающейся женщине регулярно проводят панихиды, а сама она стала образцом добродетели для верующего человека.

По сегодняшний день три епархии выступают с инициативой причислить игуменью Таисию к лику святых. Сбор информации для дополнения её жизнеописания — одна из главных задач комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии.

Игуменья Таисия — автор духовных трудов, самый известный — автобиография «Келейные записки»

Игуменья Таисия также — автор духовных книг. Она писала исследования на христианскую тематику, делала автобиографические записи и сочиняла стихи. Её самый известный труд — «Келейные записки».

Купить на книгу
OZON.ru
«Келейные записки» — самая известная книга игумении Таисии
«Келейные записки» — самая известная книга игумении Таисии

Читать записки Игумении Таисии случалось даже Иоанну Кронштадтскому, который высоко их оценил. И это не удивительно, ведь в этом автобиографическом тексте игуменья Таисия запечатлела свой опыт общения с Богом, рассказала о встречах с подвижниками и различных происшествиях на своём духовном пути.

Эта книга может стать поддержкой для любого верующего человека. В нём можно найти много духовных откровений и назидательной информации. Центральное место в автобиографии матушки занимают её видения:

«Вдруг вдали, по направлению к св. воротам, на горизонте показалось как бы восходящее солнце, между тем как был яркий полдень, и солнце светило над головами.

Мы стали вглядываться в это, и увидели, что оно не подымается как обычно солнцу, а, идя по земле, подвигается по направлению к нам.

Когда этот солнечный шар подошел ближе, то ясно можно было разглядеть, что он овальный, то есть продолговатый, и ядро света заключается в самой середине, в центре его.

Когда оно подошло еще ближе к св. вратам, то уже ясно все увидели, что это Царица Небесная (во весь рост) шла к нам, Она-то и была ядро света солнечного, а круг, образовавшийся около Нее, были лучи.

Как только Она взошла в св. врата обители, над Ней в небе запели Невидимые Силы «Достойно есть».

Эту же песнь запели и сестры, ожидавшие Ее, зазвонили все колокола, и произошло нечто необычное.

Между тем я раздумывала: «Так вот какая Царица пришла, не земная, как я ожидала, а Небесная Царица; так подавать ли мне Ей свечу, приготовленную для Нее, или нет?»»

Аудиоверсия книги «Келейные записки» на Азбука веры.ру

Приобрести книги игуменьи Таисии сегодня проще всего у букинистов. Также её труды доступны в электронном виде. Есть аудикнига «Келейные записки».

«Общество памяти Игумении Таисии» — это православная организация

В Санкт-Петербурге есть «Общество памяти Игумении Таисии». Это организация, которая занимается следующими видами деятельности:

  • культурно-просветительская;
  • благотворительная;
  • нравственно-педагогическая.

На официальном сайте организации можно приобрести иконы, книги и другие товары православного характера.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *