Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Какая вера у марийцев: язычество, впитавшее христианство

Попробуйте угадать, какая вера у марийцев? Христианство? Что-то восточное? Нет, всё мимо. У этого народа России собственная религия. И многие из нас ничего никогда о ней не слышали. Не беда — сейчас исправим ситуацию.

Марийцы — небольшой народ в республике Марий Эл, их вера — марийская традиционная религия

Перед разговором о том, какая вера у марийцев, нужна пара слов о них. Что это за народ? Мы его знаем под разными названиями: мары, черемисы и т.д. Преимущественно это люди, населяющий Республику Марий Эл.

Если и это ничего не говорит нашим читателям, то здесь на помощь придёт география и другие источники. Мы же сосредоточимся на религиозной стороне вопроса.

Марийцы в национальных одеждах
Марийцы в национальных одеждах. Фото: chemodan-tour.ru

Только коротко приведём основные данные о марийцах:

  • их около 550 тысяч;
  • есть несколько внутренних групп марийцев: горные, луговые и пр;
  • этот народ имеет собственную веру — марийскую традиционную религию.

Марийцы почитают единого Бога и ряд второстепенных божеств — сил природы

Но разве один только термин ответит нам на вопрос о том, какая религия у марийцев? Будь то буддизм или православие, разъяснений бы не понадобилось. Однако здесь речь о чём-то уникальном, не знакомом широкому читательскому кругу.

Марийская традиционная религия частично напоминает тенгризм. Это тоже почитание сил природы и преклонение перед ними

В этом чувствуется влияние Востока — причём дальнего. Подобный взгляд на наш мир характерен в большей степени для Китая, чем для России или, скажем, Индии.

Марийская религия знает много имён богов, но более других в ней всегда почитали верховного бога по имени Ош Кугу-Юмо — Большой Белый Бог. Таким образом, это не простой политеизм, а генотеизм (монолатрия) — форма, промежуточная между едино- и многобожием.

Марийцы отождествляют своего Бога с христианским Единым Богом.

Если опираться на мнение профессора религоведения Андрея Борисовича Зубова, то всякая религия проходит путь от монотеизма к политеизму, а значит, вера марийского народа находится на первой ступени деградации религиозного сознания. Впрочем, такую точку зрения разделяют далеко не все исследователи.

Сам религиозный путь марийцев противоречит идее об изначальном единобожии. Этот народ в течение XIX века пришёл к представлению о Едином Божестве. Впрочем, всегда можно трактовать это как возвращение к изначальной вере, а не этап в эволюции религиозного сознания.

Верховный Бог марийцев — Кугу-Юмо

Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог) считается главным богом марийского народа. Это владыка высших и низших богов.

Да, он не так на слуху, как Зевс или Вишну, но по качествам — не менее могущественное существо. Кугу-Юмо обитает в верхнем мире (у марийцев есть своя космология из семи небес).

Кугу-Юмо — бог неба, что напоминает далеко не одного верховного бога: Юпитер, Дьяус, Один, Тенгри и пр. Пожалуй, трудно найти самое главное существо, которое бы не ассоциировали с небом.

Один из мифов изображает верховного бога марийцев в виде птицы. Птицы-демиурги — это популярный мифологический образ, который можно встретить в самых разных культурах

Его дыхание — ветер, радуга — просто атрибут, всего лишь лук в его руках. У Кугу-Юмо есть престол и даже колесница с огненными конями.

Особенно интересно представление том, что Юмо восседает на огромно дубе. Ясное дело, что речь о Мировом Древе. Схожий миф есть у скандинавов, где на дереве долгое время провисел Один.

Мировое Дерево присутствует в мифах марийцев и роднит их с другими религиями.

Да что там Один! Ходить далеко не надо: у близкой к марийцам Мордвы рассказывают про то, что главный бог Чам-паз тридцать лет спит на Мировом Древе.

Нельзя тут не упомянуть, что некоторые вольные толкователи Священного Писания пытаются связать с этим мифом и Иисуса Христа, распятого в неком смысле тоже на дереве. Но ясное дело, что христианские богословы скептично смотрят на такую параллель и считают её надуманной.

Марийцы проводят ритуал в священной роще
Марийцы проводят ритуал в священной роще. Фото: cdn24.img.ria.ru

Ещё интересные черты Юмо:

  1. Молот. И ещё одна параллель со Скандинавией! Именно молотом орудует бог Тор. Случайность ли это? Учитывая северную родню марийцев, вряд ли.
  2. Молнии-стрелы. У какого только божества не имелось такого оружия! Это всегда бог-воин, который при помощи стрел одолевает страшное чудовище. Примеров десятки: Индра и Вритра, Зевс и Тифон, Геракл и Гидра, Мардук и Тиамат и др. Вот и Юма при помощи того же оружия сражается со злым духом.
  3. Происхождение из яйца. Для финских народов Мировое яйцо — важный мотив. Богиня Ильматар, похожая на греческую Эвриному и месопотамскую Тиамат, хранила яйцо, снесённое некой изначальной уткой. Юмо тоже происходит из яйца, снесённого подобной уткой. В этом мифе Юмо — селезень, и у него есть брат, настроенный враждебно. Это напоминает средневековый образ дьявола. Что не удивительно: марийская религия многое заимствовала из христианский преданий и перерабатывала. Например, говорится, что Юмо вылепил человека из глины.
Молот Тора был настолько тяжел, что его никто не мог поднять

Марийцы приносили в жертвы коней и поклонялись богам в священных рощах

Религиозная практика марийцев уже не та, что была раньше (впрочем, где как). Многие люди уже не так черствы к братьям нашим меньшим.

Однако история помнит о том, какие ужасные обряды проводили люди древности. И это характерно для сознания древнего человека. Храм — довольно позднее место поклонения.

Юмо почитали в священных рощах.

Прежде люди отлично понимали, что Бог находится везде, а природа — куда больше выступает в качестве Его храма, нежели стены какого-то здания.

Священные рощи нам более всего известны по античной традиции. В них проводили некоторые религиозные мистерии. Да и сегодня кто не слышал про Богемскую рощу? Традиция массового моления на природе осталась, хотя и трансформировалась.

Одна из священных рощ марийцев в республике Марий Эл

Среди древних иудеев тоже существовали такие рощи или, как минимум, священные деревья. Их связывают с культом богини Ашеры. Её символ — дерево. Здесь переплетаются вместе легенды о мировом Древе и Древе познания добра и зла, хотя реконструировать изначальный миф вряд ли возможно.

Во многих религиях, от Скандинавии до Индии был ритуал жертвы коня: животное привязывали под деревом на верную погибель. Именно этот обряд и проводили предки марийцев.

Впрочем, в жертву языческому богу приносили и других животных

Моления не исчерпывались одними жертвами. По сей день верующие марийцы обращаются к высшим силам в двух типах мест для поклонения:

  • общественных;
  • родовых.

Есть свои традиции для похорон, свадеб и других событий.

Многие марийцы сочетают свою веру с православием

Вера марийцев — явление необычное. Будучи религиозной традицией, она не видит для себя угрозы в чужих мировоззрениях. Более того, марийская религия никакие учения не считает чужими. Всё от Бога, как ни крути.

Это создаёт интересную ситуацию: около 67% жителей Марий Эл — номинально православные. Но многие из них — двоеверцы. Марийская религия не считает зазорным такое сочетание, так что человек с лёгким сердцем может выполнять ритуалы и той, и другой традиции.

67%
жителей Марий Эл — православные

Кугу Юмо — это христианский Бог в представлении марийцев. Иначе и быть не может. Если Бог творец Един, то ясно, что оба учения пересекаются в этой точки и указывают на самую могущественную духовную сущность.

Юмын Удыр — владычица звёздного неба в марийской мифологии
Юмын Удыр — владычица звёздного неба в марийской мифологии. Фото: upload.wikimedia.org

Христианская ритуальная практика тесно сплетена с марийскими верованиями — вплоть до того, что Георгия Победоносца считают аналогом некого местного божества.

С православной точки зрения подобное слияние недопустимо, хотя определённый процент местных влияний всегда трансформировал христианское учение в разных регионах.

Возможно, марийская религия и выжила только благодаря христианству. Своих мифов там практически нет. В основном — заимствования скандинавских историй. Библейские рассказы и учения заполнили лакуны в марийском мировоззрении. Остался лишь пантеон.

Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию

Марийская религия пережила многое. Даже тяжёлые годы атеистических гонений не смогли истребить эту веру

В первые годы после развала СССР власти и вовсе решили взять под охрану культовые места марийцев. Одно дело храм: его можно переделать или разрушить, а природная зона — это уже совсем другое, её разумно защищать.

Хотя в России всегда правительство делало поблажки именно православию, верующие в традиционную марийскую религию не чувствовали себя особенно притеснёнными и продолжали вполне спокойно жить после распада Союза. Были, конечно, неприятные моменты вроде вырубки рощ в 2008 году, но сейчас всё спокойнее.

Куда сложнее — выявить изначальную религию марийцев. Ритуалы имеют сильные территориальные различия. Попытка их унификации с целью создания национальной религии угрожает отсечь последнюю связь с традицией.

Хотя преданность родной вере среди марийцев сильна, православие преобладает в Марий Эл. На фото — Богородице-Сергиева пустынь из Йошкар-Олинской Митрополии
Хотя преданность родной вере среди марийцев сильна, православие преобладает в Марий Эл. На фото — Богородице-Сергиева пустынь из Йошкар-Олинской Митрополии. Фото: mari.eparhia.ru

Если до этого марийцы воспринимали свою веру как часть единого космоса, где каждый человек равен, то теперь эта глобализация превратилась в проблему. Марийцы утрачивают национальную идентичность, ибо она выражена в первую очередь религиозным учением.

Сейчас религия марийцев — это, скорее, реконструкция, но вовсе не вера предков. Такие учения называют неозыческими — то есть новыми, возникшими в среде одного народа.

Жажда самоидентификации заставляет марийцев резко противопоставлять себя другим культурам, а потому среди шаманов иногда звучат довольно радикальные высказывания

Православное общество не отстаёт и пытается найти в религии марийцев признаки экстремизма. Это пустая и бессмысленная война, но она длится и по сей день.

Православные имеют подавляющий процент среди верующего населения

У православия сложились трудные отношения с марийцами. Попытки христианизировать эту область предпринимали ещё с первых лет после присоединения к Руси. Успеха они не имели.

С XVIII века марийцев начали христианизировать насильно. В итоге народ лишь утвердился в негативном отношении к христианству, а многие его представители охотно примкнули к восстанию Емельяна Пугачёва

Хотя и сегодня у православия не всё гладко в этих землях, количество верующих христиан (пусть даже номинально верующих) очень велико — преобладающий процент.

1993
в этом году образовались Йошкар — Олинская и марийская епархии

В 1993 году образована Йошкар-Олинская и Марийская епархия. Она включает 8 благочиний и имеет два монастыря. Идёт активное строительство и реставрация православных храмов.

Верующие с энтузиазмом занимаются просветительской деятельностью.

Главная проблема местного православия — конфликт с представителями традиционной марийской религии. Будущее сильно зависит от способности обеих сторон договориться.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *