Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Какая вера у тувинцев

К какой вере относятся тувинцы сразу понять достаточно трудно. Дело в том, что Тыва находиться на перекрестке нескольких миров и религий, здесь мирно сосуществуют буддисты, шаманисты и христиане-старообрядцы.

При этом современные жители Тывы исповедуют синкретизм, то есть совмещают шаманизм и буддизм. Официальная же статистика на вопрос: какая вера у тувинцев главная отвечает однозначно — буддизм.

Что же касается православия, то в Тыве оно имеет статус религиозного меньшинства, что для большинства российских регионов считается редкостью.

Большинство тувинцев живет в республике Тыва и исповедует буддизм

Республика Тыва — это субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в Сибирский федеральный округ, является частью Восточно-Сибирского экономического района. Столица — город Кызыл.

1944
с этого года Тувинская народная республика вошла в состав СССР

С 1926 по 1944 год — независимое государство, Тувинская народная республика. Вошла в состав РСФСР 14 октября 1944 года как Тувинская автономная область (с 1961 года — Тувинская Автономная Советская Социалистическая Республика), преобразована в республику 24 мая 1991 года.

Герб Республики Тыва. Тыва — субъект в Российской федерации в котрой доминирует буддизм
Герб Республики Тыва. Тыва — субъект в Российской федерации в котрой доминирует буддизм. Фото: upload.wikimedia.org

Коренное население республики составляют тувинцы. Это тюркский народ, его численность составляет на сегодняшний день примерно 300 тыс. человек. Тувинцы в основном проживают в России, в частности в Республике Тыва.

Часть этого народа живет в Монголии (аймаки Баян-Улгий, Хувсгел и Ховд), а также в Китае — (сёла Шемиршек и Алагак на территории подчинённой городу Алтай, село Комканас уезда Бурчун, село Аккаба уезда Каба; все в составе округа Алтай Или-Казахского автономного округа Синьцзян-Уйгурского автономного района).

62%
столько жителей Республики Тыва исповедуют буддизм

Для Тывы характерно почитание народных традиций и обычаев. Так, например, в республике сохраняется тувинский язык, а также традиционное горловое пение.

При этом большинство традиционных тувинских праздников официально призваны, например, это праздник животноводов «Надым», который проводиться в конце лета.

Борцы-победители и девушки-дангына (тувинская народность) во время Наадыма-2016 год. Кроме России тувинцы также живут в Китае и Монголии
Борцы-победители и девушки-дангына (тувинская народность) во время Наадыма-2016 год. Кроме России тувинцы также живут в Китае и Монголии. Фото: upload.wikimedia.org

Большинство тувинцев (62%) исповедуют буддизм. 12% не верят в Бога, 8% следуют традиционной религии предков, поклоняются Богам и силам природы, ещё 8% верят в Бога, но не исповедуют никакую религию.

6% затруднились ответить на вопрос о вероисповедании, остальные 4% — последователи православия, ислама и протестантизма.

12%
столько тувинцев — атеисты

Шаманизм (Тенгрианство) — это традиционная религия Тывы

Какая религия у тувинцев самая древняя можно понять, изучив археологические памятники Тывы. Они говорят о том, что ранее всего на её территории зародился шаманизм (Тенгрианство).

Шаманизм — это система религиозных верований, в которой предполагается существование добрых и злых духов, населяющих горы, леса и воды, небо и подземный мир.

Благополучие, здоровье и вообще вся жизнь признаются зависящими от тех или иных духов. Смерть человека рассматривается как уход в загробный мир, где жизнь продолжается.

Рисунок на бубне тувинского шамана. Тува. На рисунке изображено тегрианское строение мира
Рисунок на бубне тувинского шамана. Тува. На рисунке изображено тегрианское строение мира. Фото: o-buddizme.ru

Специфическая черта шаманизма — наличие особых людей (шаманов), являющихся посредниками между человеком и духами и защищающих интересы человека.

Считается, что помощь духов наделяет шамана сверхъестественными силами, поэтому он способен обеспечивать удачный промысел, предсказывать будущее, находить пропажи, узнавать причины болезни и лечить больных.

Основная форма сношения шаманов с духами — различные моления и жертвоприношения — называется камланием, от тюркского слова «кам» (тув. «хам» — шаман). Камлать — значит шаманить. Тувинский шаман камлает в ритуальном костюме и с бубном.

Орудия культового служения шамана: бубен (дунгур), состоящий из круглого деревянного обода диаметром 60 — 70 см, одна сторона которого обтянута сыромятной кожей марала или самца косули, и колотушка (орба).

Тувинцы смешивают элементы шаманизма с буддизмом.

В советские времена шаманы в Тыве подвергались гонениям. В наше время традиционные верования Тывы возрождаются. В наше время тувинские шаманы очень популярны, добрая половина туристов едет только для того, чтобы посмотреть на них.

Все тувинские шаманы объединены в общества «Тос дээр» («Девять небес»), «Дунгур» («Бубен»), «Адыг-ээрен» («Дух медведя»); акдовуракские — в общество «Солангы-ээрен» («Дух рудуги»). Руководство республики Тыва поддерживает представителей древней тувинской религии, при этом число её последователей относительно невелико.

Верховный Шаман Тувы Кара-Оол Тюлюшевич Допчун-Оол. Среди тувинских шаманов установлена строгая иерархия
Верховный Шаман Тувы Кара-Оол Тюлюшевич Допчун-Оол. Среди тувинских шаманов установлена строгая иерархия. Фото: o-buddizme.ru

Необходимо отметить, что для Тывы характерен синкретизм, то есть смешение элементов разных религий. Так, например, тувинцы могут совершать как шаманские, так и буддийские ритуалы одновременно.

Это обстоятельство мешает постороннему человеку сразу понять: какую религию исповедуют тувинцы.

Буддизм — самая массовая религия Тывы

Буддизм, который получил распространение в Туве — это тибетский буддизм, буддизм Махаяны, относящийся к школе гелукпа. Первая волна буддизма пришла на эту территорию в IX веке в период Уйгурского каганата.

XIII — XIV веками, когда Тува входила в состав Монгольской империи, датируются самые ранние буддийские храмы, обнаруженные археологами на территории республики.

XVIII
в этом веке Тыва находилась под властью маньчжуров

После разгрома во второй половине XVIII века Джунгарского ханства войсками империи Цин, Тыва попала под власть маньчжуров. В это же время здесь начинают активную миссионерскую деятельность монгольские ламы, представители школы Гелуг.

Традиция Ньингма также получает некоторое распространение. Начиная с 1770-х годов в Туве появляются первые стационарные буддийские монастыри — хурээ.

Буддийский храм Цеченлинг. Тыва. В тувинском буддизме жизнь религиозной общины выстраиваться вокруг стационарного буддийского монастыря — хурээ
Буддийский храм Цеченлинг. Тыва. В тувинском буддизме жизнь религиозной общины выстраиваться вокруг стационарного буддийского монастыря — хурээ. Фото: upload.wikimedia.org

Во второй половине XIX века монастыри (хурээ) имелись в каждой тувинской области — кожууне. С экономической точки зрения они представляли собой крупные хозяйства, обслуживаемые сотнями аратов, владели скотом, занимались торговлей.

Настоятель Чаданского хурээ как глава тувинского буддизма получил титул Камбы-лама. Так как Тува, как и Монголия, до 1912 года находилась под маньчжурским правлением, Камбы-ламы подчинялись непосредственно Богдо-гэгэнам в Урге.

3 тыс
столько лам насчитывалось в Тыве в 1920 году

Так как Тыва имела тесные связи с Монголией, структура сангхи — религиозной общины в ней строилась по общепринятым канонам. Тувинцы-буддисты часто совершали паломничества в монгольские и тибетские монастыри. Буддизм оказал значительное влияние на традиционную культуру тувинцев.

Так, в наши дни, все бытовые обряды в республике носят на себе его отпечаток. В Тыве буддизм сосуществует с местной традицией шаманизма: в одних случаях люди обращаются к шаманам, а в других — к буддийским ламам.

Особой популярностью пользуется мистерия цам, известная всем странам тибетского буддийского мира. Тибетская медицина также получила здесь распространение и признание

Мистерия Цам в Кизиле, Тыва. В Тыве наиболее популярен буддийский обряд, называемый «мистерия Цам»
Мистерия Цам в Кизиле, Тыва. В Тыве наиболее популярен буддийский обряд, называемый «мистерия Цам». Фото: o-buddizme.ru

К концу 1920-х годов в Туве насчитывалось 19 хурээ, около 3 тысяч лам. К началу 1940-х годов все хурээ были закрыты и вскоре уничтожены, почти все ламы подверглись репрессиям, многие бежали в Монголию. Советские власти ослабили гонения на буддизм в республике только в 1960-х годах.

В это время некоторые буддийские ламы стали проводить в Тыве тайные религиозные ритуалы. С 1990 года в Туве происходит возрождение буддийской общины. С сентября 2010 г. Шестым камбы-ламой Тувы является Тензин Цултим, в миру известный как Николай Куулар

Православные в Тыве объединяются вокруг Кызыльской епархии

Так исторически сложилось, что православие на территории Республики Тыва никогда не имело особого влияния. В наше время православные в ней объединены в рамках Кызыльской епархии. Кызыльская епархия (тув. Кызылдың епархиязы) — это каноническая и территориально-административная структура Русской православной церкви с центром в Кызыле.

Образована решением Священного синода Русской православной церкви в октябре 2011 года в границах Республики Тыва путём выделения из состава Абаканской епархии. Епархиальный архиерей имеет титул «Кызыльский и Тывинский

Воскресенский кафедральный собор в Кызыле в январе 2017 года. Православных в Тыве живет небольшое количество.

Первый православный приход Николаевской церкви в Тыве был возведен в 1884 году в русском селе Верхне-Усинском. На начало ХХ века оно относилось к территории Усинского пограничного округа и Урянхайского края.

Первым её настоятелем стал священник Платон Тыжнов, занимавшийся миссионерской деятельностью среди обрусевших сойотов и заведовавший открытым при храме церковно-приходским училищем.

В приход входили село Верхне-Усинское, поселение Туран и урочище Усть-Уса. В декабре 1891 года Николаевская церковь сгорела, в марте следующего года в Верхне-Усинском был построен молитвенный дом. В 1907-11 годах возведена новая Николаевская церковь, куда перенесли старый иконостас.

4%
столько в Тыве насчитывается православных

В послереволюционные годы православное духовенство и верующие подверглись репрессиям. Георгиевский храм в Белоцарске был разграблен и разорён красногвардейцами, а в августе 1919 года уничтожен во время боёв за город.

Туранский священник Владимир Юневич в 1927 году после участия в диспуте с представителями «Союза безбожников» был арестован и после двухмесячного содержания в кызыльской тюрьме выслан из Тувы; в 1937 году он был расстрелян в Минусинске.

В том же году был расстрелян бывший благочинный церквей Урянхайского края протоиерей Александр Турский, ставший обновленческим епископом Красноярской епархии.

Закрытая и переданная в ведение местной школы церковь в Туране была снесена в 1961 году. В 1950- года православная жизнь в Тыве активизировалась.

Епископ Иркутский и Нерчинский. Святой Иннокентий (Иркутский), Икона первой половины XIX века из Спасо-Влахернского монастыря.  Среди тувинских православных наиболее почитается святой Иннокентий Иркутский
Епископ Иркутский и Нерчинский. Святой Иннокентий (Иркутский), Икона первой половины XIX века из Спасо-Влахернского монастыря.  Среди тувинских православных наиболее почитается святой Иннокентий Иркутский. Фото: upload.wikimedia.org

В 1995 году в Туране на пожертвования горожан был возведён новый деревянный храм в честь святителя Иннокентия Иркутского. В 2002-11 годах в Кызыле был построен кафедральный собор в честь Воскресения Христова, освящённый патриархом Кириллом 31 августа 2011 года.

2011
в этом году Библию перевели на тувинский язык

В 2011 году был завершён и опубликован перевод Библии на тувинский язык, над которым в течение двадцати лет работал главный редактор Тувинского книжного издательства Николай Куулар.

С февраля 2019 года в Воскресенском кафедральном соборе Кызыла начались регулярные богослужения на тувинском языке.

В Тыве старообрядцы имели большое влияние

Старообрядцы начали прибывать в Тыву в конце 19 веке и особенно активно после русско-японской войны: они бежали от преследований со стороны русских властей. Тыва — это родина старообрядческой общины Белокриницкого согласия. Она была организована в Кызыле в 1930-х годах Нестором Петровичем Голубцовым.

Несмотря на небольшую численность, община всего имела значительный вес в республике, так как её члены обладали значительными материальными средствами. В настоящее время в общине около 20 членов и еще пять прихожан в Сарыг-Сепе.

Все они престарелые люди. У общины нет своего священника, но она поддерживает тесные контакты с минусинским приходом (Красноярский край), откуда священник приезжает раз в месяц

На фото: Крестный ход балаковских старообрядцев Белокриницкой иерархии. Дореволюционная фотография. Тыва — родина Белокриниыкого согласия
На фото: Крестный ход балаковских старообрядцев Белокриницкой иерархии. Дореволюционная фотография. Тыва — родина Белокриниыкого согласия. Фото: posmotrim.by

Старообрядческая община поддерживает хорошие отношения с православными и с местной властью. У нее есть связи со старообрядцами других толков, например, с часовенными, живущими в отдаленных деревнях.

В период коллективизации и коммунистических преследований многие старообрядческие семьи убежали в недоступные места, некоторые мужчины и женщины скрылись в лесах, чтобы жить отшельниками.

В настоящее время еще довольно много «пустынножителей», и они пользуются большим авторитетом среди местных старообрядцев, которые часто обращаются к ним за советом. В наши дни количество старообрядцев в Тыве не превышают тысячи человек.

В Тыве активно действуют протестантские религиозные общины

В Республике Тыва активно действуют различные протестантские религиозные общины. Это, например, Автономная Церковь Русского Союза Евангельских Христиан Баптистов (РСЕХБ).

При этом ламы и шаманы, так же как и члены тывинских националистических организаций, озабочены быстрым распространением протестантских церквей и «сект».

Камби-лама приводит случаи самоубийства среди новообращенных «сектантов» и сожалеет о таких инцидентах, как сожжение портретов Далай Ламы. Он считает, что деятельность наиболее агрессивных конфессий должна быть ограничена законом.

Крещение евангельских христиан-баптистов, 2008 год. Протестанты веду активную деятельность в Тыве
Крещение евангельских христиан-баптистов, 2008 год. Протестанты веду активную деятельность в Тыве. Фото: upload.wikimedia.org

Власти Тывы проводят политику религиозной терпимости, и только в некоторых случаях светские власти вмешиваются, чтобы обуздать религиозных энтузиастов.

Тем не менее, существует явная напряженность между людьми с различными взглядами и программами относительно будущего духовного и материального благополучия нации.

Кроме того, иерархи Русской православной церкви также выражают недовольство тем, что шаманизм, который в православии считается язычеством, прямо поддерживается руководством Тывы.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *