Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Какая вера у сирийцев официальная? Конституция Сирии говорит, что ее нет

11.07.2019
7 522

Существует легенда, которая говорит о том, что именно на территории Сирии произошло первое в мире убийство. Якобы здесь Каин убил Авеля. Установить, так ли это сейчас невозможно, но точно известно, что Сирия – родина множества христианских, исламских и других религиозных сект и оригинальных течений. При этом Сирия – колыбель христианства, несмотря на то, что большинство её жителей исповедуют ислам. Конституция страны при этом говорит о том, что официальной религии в государстве нет.

В Сирийской Арабской республике нет официальной религии

Как и во многих странах Ближнего Востока, в Сирийской Арабской республике нет официальной религии. Поэтому прямо ответить на вопрос: какая религия у сирийцев официальная, практически невозможно. Так статья три Конституции страны обязывает государство «уважать все религии и обеспечивать свободу выполнения всех ритуалов, не нарушающих общественный порядок.

Статья 33 провозглашает равенство всех граждан, вне зависимости от их религии или вероисповедания. При этом та же самая Конституция провозглашает, что религией президента республики является ислам, а основной источник сирийского законодательства — исламская юриспруденция или шариат.

Минарет мечети Омейядов, на который должен спуститься пророк Иса (Иисус). Сирия — это родина нескольких религий, при этом официальной религии в стране нет.
Минарет мечети Омейядов, на который должен спуститься пророк Иса (Иисус). Сирия — это родина нескольких религий, при этом официальной религии в стране нет. Фото: upload.wikimedia.org

Конфессиональную политику в Сирии определяет Министерство по делам религии. Юридически в стране признаны только три религии: ислам, христианство и иудаизм. Религиозная принадлежность граждан Сирии документируется в свидетельстве о рождении и указывается в юридической документации при вступлении в брак.

Любая религиозная группировка, действующая в стране, обязана регистрироваться в правительстве. Кроме того, так же требуется получить разрешения на любые формы религиозных собраний, за исключением регулярных богослужений.

92,8%
жителей Сирии исповедует ислам

В 2010 году большинство жителей Сирии (92,8 %) исповедовали ислам. Крупнейшее религиозное меньшинство представляли христиане (5 % — 6 %). Ряд религиозных праздников отмечаются в Сирии официально. Среди них Рождество, православная и западная Пасха, мусульманский Новый год, Курбан-байрам, Ураза-байрам и День рождения Пророка.

Необходимо отметить, что до начала гражданской войны в Сирии были запрещены все религиозные организации, ведущие политическую деятельности. В первую очередь это касалось салафистских общин. Кроме того, в стране также запрещены экстремистские и радикальные группировки, такие как «Братья-мусульмане» или же «Исламское государство» (организация официально запрещена в России).

Видеоролик: Православная Пасха в Сирии 2017. Собор Святого Георгия. На 30 секунде начинается пасхальное богослужение на сирийском языке. Западная и православная Пасха — это официальные религиозные праздники в Сирии.

Несмотря на то, что в Сирии многие народы и религии мира обрели свои святыни, правительство страны мягко поддерживает ислам. Так, например, запрещено обращение мусульман в иные религии, при этом допускается переход христиан в ислам. Также женщина-мусульманка не может на законных основаниях выйти замуж за мужчину-христианина, в то время как христианка может законно выйти замуж за мусульманина.

Большинство сирийцев — мусульмане-сунниты

Для того чтобы понять, какая вера у сирийцев главная, нужно путешествие в историю и современность Сирии. Историки утверждают, что в 634—640 годах страну завоевали арабы-мусульмане. В результате регион стал частью Исламской империи.

Во времена правления Омейядов в 661 году сирийский Дамаск стал столицей Арабского халифата. Большинство сирийцев к тому времени были уже обращены в ислам. При этом оставшемуся христианскому и иудейскому меньшинству существовало терпимое отношение. В дальнейшем Сирия находилась под властью египетских мамлюков, тимуридов и турок-османов.

Мечеть Омейядов в Дамаске. При Омейядах сирийский Дамаск стал столицей Арабского халифата.
Мечеть Омейядов в Дамаске. При Омейядах сирийский Дамаск стал столицей Арабского халифата. Фото: upload.wikimedia.org

По данным на 2010 год население Сирии практически полностью исповедует ислам, так как число мусульман в стране составляет 92,8% от общего его количества. Некоторые исследователи эту цифру оспаривают, так как до сих пор идут споры о классификации друзов, которых не все религиоведы причисляют к мусульманам.

В любом случае процент мусульман в стране постоянно увеличивается из-за демографических факторов и постепенной эмиграции из страны представителей других религий.

74%
сирийцев — сунниты

Сунниты составляют 74 % населения страны, образуя тем самым ее религиозное большинство. Суннизма придерживается основная часть сирийских арабов, подавляющее большинство курдов, черкесов, туркмен, турок, палестинцев.

Сирийские сунниты  в основном придерживаются халафитской правовой школы, кроме того, также иметься значительное число представителей ханабалитской традиции. Она тесно связанна с консервативной ваххабитской школой, отождествляемой с королевской семьёй Саудовской Аравии.

Президент Сирийской Арабской Республики Башар аль-Асад. Президент Асад по вероисповеданию алавит.
Президент Сирийской Арабской Республики Башар аль-Асад. Президент Асад по вероисповеданию алавит. Фото: upload.wikimedia.org

Около 13 % населения Сирии являются мусульманами-шиитами. В это число входят алавиты (11,5 %), исмаилиты (1 %) и двунадесятники (0,5 %). В течение нескольких столетий алавиты представляли собой репрессируемое и эксплуатируемое меньшинство. После того как к власти пришёл Хафез аль-Асад и его семейный клан, условия жизни алавитов значительно улучшились.

Стоит отметить, что действующий Президент Сирийской Арабской Республики Башар Хафез аль-Ассад — алавит. В наше время они в большом количестве представлены в армии и службе безопасности Сирии. Исмаилиты в основном заняты в сельском хозяйстве и живут в достаточно бедных условиях. Двунадесятники насчитывают 25 000 прихожан и поддерживают тесные связи с Иракскими и Иранскими собратьями по вере.

Сирийские друзы представляют собой замкнутую религиозную общину

Отдельно от всех ветвей ислама в Сирии стоят друзы. Сирийские друзы возводят свою историю к началу XVIII века, когда часть ливанских друзов переселилась в один из районов южной Сирии (получивший название Джебель-Друз). Когда в стране поднялось национально-освободительное движение 1925-27 годов, друзы под военным руководством султана Паши аль-Атраша друзы оказали ему значительную военную поддержку. В наше время друзы составляют 3 % населения Сирии (то есть 516 тыс. верующих в 2016 году).

Друзы в типичной одежде религиозных «уккаль». Некоторые исследователи считают, что друзизм — это шиитская секта, другие же выделяют его в отдельную религию.
Друзы в типичной одежде религиозных «уккаль». Некоторые исследователи считают, что друзизм — это шиитская секта, другие же выделяют его в отдельную религию. Фото: upload.wikimedia.org

Необходимо отметить, что положение друзов в религиозной классификации далеко не однозначно: некоторые источники определяют их как шиитскую секту, некоторые выделяют в отдельную религию. Связанно это с особенностями друзизма. Так принять вероисповедание друзов невозможно, так как не существует института перехода в друзскую веру. Друзом считается тот, кто придерживается своей традиционной религии и чей отец и мать — друзы.

Друзы могут скрывать свое вероисповедание, используя доктрину «такия» (мысленной оговорки).

Друзы также принимают доктрину «такия» («мысленная оговорка», которая может использоваться для сокрытия подлинных взглядов). Она позволяет живущему во враждебном окружении верующему внешне принять его условности, сохраняя в душе истинную веру.

Кроме того, у друзов обман и дезинформация иноверцев во благо общины не считается предосудительными. В результате практически невозможно отличить друза от представителей других религий, если он сам не заявит о своей вере.

После начала в 2011 году в Сирии гражданской войны, число христиан в стране резко сократилось

Христианство появилось в Сирии в 1 веке и до появления ислама считалось главной религией страны. Принесли его суда евреи. После падения Иерусалима Антиохия стала христианским центром в восточной части Римской империи. В 451 году прошел Халкидонский собор, после которого в регионе стало господствовать восточное православие.

Четвертый Вселенский Собор (Халкидонский), роспись Успенского собора Киево-Печерской лавры. Большинство сирийских христиан не приняли определений Халкидонского собора.
Четвертый Вселенский Собор (Халкидонский), роспись Успенского собора Киево-Печерской лавры. Большинство сирийских христиан не приняли определений Халкидонского собора. Фото: upload.wikimedia.org

Сирийские христиане активно эмигрировали из страны в Северную и Южную Америку. В результате перед началом гражданской войны в 2010 году их численность в Сирии составляла примерно 1,4 млн. человек или 6,3 % от общей численности населения.

Большинство сирийских христиан — жители городов, в первую очередь Дамаска, Алеппо, Хомса, Хама, Латакии, Сувайды, Тартуса. Когда в 2011 году в Сирийской Арабской Республике началась гражданская война, христиане стали наиболее уязвимы и преследуемы. В результате их в стране сейчас осталось не более 0,5 миллиона человек.

Большинство сирийских христиан не приняли определений Халкидонского собора.

Большинство сирийских христиан являются прихожанами Древних восточных церквей. Дело в том, что многие сирийцы не приняли определений Халкидонского собора (451 год); в результате произошедшего раскола была образована Сирийская православная церковь. Церковь относится группе ориентальных (нехалкидонских) церквей, а её прихожан обычно кратко именуют яковитами.

На 2010 год в Сирии их насчитывалось 195 000 человек. Кроме того, из нехалкидонских церквей, действующих на территории страны, можно назвать Армянскую апостольскую церковь (150 000 прихожан в 2010 году) и несторианскую Ассирийскую церковь Востока (70 000 прихожан в 2010 году).

Игнатий Илия III (в центре), патриарх Антиохийский и всего Востока. Иерусалим, 1920-е годы. В 1987 году, через 55 лет после смерти, был причислен к лику святых Сирийской православной церковью, которая была образована после Халкидона в результате церковного раскола.
Игнатий Илия III (в центре), патриарх Антиохийский и всего Востока. Иерусалим, 1920-е годы. В 1987 году, через 55 лет после смерти, был причислен к лику святых Сирийской православной церковью, которая была образована после Халкидона в результате церковного раскола. Фото: cdn-s-static.arzamas.academy

Представлены в Сирии и католики. На 2010 год в стране проживало 430 000 римо-католиков и верующих пяти восточнокатолических церквей. Что же касается протестантов, то их на этот же момент насчитывалось 40 000. Это члены Союза армянских церквей Ближнего Востока, баптисты, пятидесятники и т.д. Деятельность в стране маргинальных христианских общин сирийские власти не приветствуют. Так, например, в Сирии запрещена деятельность Свидетелей Иеговы.

Православие в Сирии представлено Антиохийской православной церковью

Православные издавна присутствуют на территории Сирии, образуя Антиохийскую православную церковь. На 2010 года количество ее приходов составляло 161 приход, который объединял 260 000 верующих. Территория Сирии разделена при этом на 6 епархий (архидиоцезов):

  • Дамасская архиепископия;
  • Веррийская митрополия (Халеб);
  • Басрская митрополия (Сувейда);
  • Эмесская митрополия (Хомс);
  • Эпифанийская митрополия (Хама);
  • Лаодикийская митрополия (Латакия).
Дамасский Успенский собор Антиохийской православной церкви. Антиохийская православная церковь — форма объединения сирийских православных.
Дамасский Успенский собор Антиохийской православной церкви. Антиохийская православная церковь — форма объединения сирийских православных. Фото: drevo-info.ru

Русская православная церковь в 1958 году открыла в Дамаске свое представительство. При нем в 1973 году был освящён храм в честь Игнатия Богоносца. В конце 1990-х годах в Сирии значительно увеличилось число русскоязычных православных в связи активизацией российско-сирийских отношений.

Среди них были как женщины из России, Беларуси, Украины, вышедшие замуж за сирийцев, так и работники дипломатического корпуса, различных российских представительств. В результате пришлось образовать в стране еще два прихода РПЦ — в Латакии и Алеппо. После начала гражданской войны в Сирии в 2011 году их деятельность была приостановлена; в 2016 году сообщалось об эвакуации русского прихода в Дамаске.

Иудеев в Сирии не любят

Начиная с XVIII века до н. э. на территории Сирии постоянно присутствовали евреи. Крупные еврейские общины существовали практически во всех крупных городах страны — в Антиохии, Дамаске, Алеппо, Латакии, Хомсе, Тадморе и других. Когда же в Римской империи христианство стало государственной религией, положение евреев в стране ухудшилось. Дело в том, что различные христианские правители Сирии старались насильственно обратить в христианскую веру.

Сала́х ад-Ди́н Юсуф ибн Айюб, султан Египта, Ирака, Хиджаза, Сирии, Курдистана, Йемена, Палестины, Ливии. Еврейская община в Сирии достигла максимального процветания во времена правления султана Сала́х ад-Ди́на.
Сала́х ад-Ди́н Юсуф ибн Айюб, султан Египта, Ирака, Хиджаза, Сирии, Курдистана, Йемена, Палестины, Ливии. Еврейская община в Сирии достигла максимального процветания во времена правления султана Сала́х ад-Ди́на. Фото: upload.wikimedia.org

Когда к власти пришли представители династии Омейядов, евреи получили некоторые привилегии. Представители иудейской общине наряду с христианами стали появляться среди приближенных к власти. В конце IX — первой половине X века беженцы из Вавилонии пополнили ее ряды, увеличив число евреев в Сирии.

Период же наивысшего процветания еврейской общины на сирийской территории приходится на годы правления Салах ад-Дина и его преемников из династии Айюбидов. Тогда немало ее представителей занимало важные государственные посты.

2010
на этот год в Сирии оставалось всего лишь 90 пожилых евреев

В конце XV — начале XVI веков в страну массово переселяются сефарды, изгнанные из Испании и Португалии. Со второй половины XIX века евреи Сирии начинают переселяться в Израиль, а также в страны Латинской Америки и Ливан. К моменту провозглашения независимости государства Израиль в Сирии проживало 15-16 тыс. евреев. Тогда отношения между Сирией и Израилем обострились. В результате к иудеям в стране относятся плохо, так, например, им запрещено положительно отзываться о государстве Израиль или каким-либо образом комментировать сирийско-израильский конфликт. На 2010 год в стране из-за этого проживало всего лишь 90 иудеев преклонного возраста.

Современные езиды. Езиды — это еще одно крупное религиозное меньшинство в Сирии.
Современные езиды. Езиды — это еще одно крупное религиозное меньшинство в Сирии. Фото: upload.wikimedia.org

Ещё одним крупным религиозным меньшинством в Сирии являются езиды. В 2011 году их проживало в стране около 80 000 человек. В основном, это были беженцы из Ирака. Кроме того, на 2010 год в Сирии имелась небольшая община сторонников веры бахаи (180 верующих) и зороастрийцев (40 человек).

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *