Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Какая вера у молокан и чем она отличается от православия

Скачать эту статью

В 16 веке в Российских тюрьмах появились заключенные, которые предпочитали есть молочную пищу вместо мясной. Такое поведение удивляло их собратьев по заключению, пока они не узнавали сокамерников ближе.

Дело в том, что такими ценителями молочной еды были представители одного из течений духовного христианства. Они не употребляли в пищу свинину и поэтому предпочитали молочную еду, куда свинину не могли подмешать. Народное предание гласит, что благодаря этому обычаю эта секта и получила свое название «молокане».

Молокане — это одно из ответвлений духовного христианства.

Молокане представляют собой одну из ветвей так называемого духовного христианства. Кроме того этнографы выделяют молокан в особую этнографическую группу. Под духовным христианством понимают общее название различных русских сект, отделившихся от православия.

Для духовных христиан характерно аллегорическое толкование Библии, отрицание православного богослужения, отрицание церковной иерархии, приближение к народной традиции (в том числе песенной), в повседневной жизни стремление более строго придерживаться библейских заповедей.

В дореволюционной России духовные христиане относились к рационалистическим сектам, современное же религиоведение с такой классификацией несогласно.

Молокане. 1870-е. Молокане относятся к ветви так называемых «духовных христиан». РПЦ считает их сектой
Молокане. 1870-е. Молокане относятся к ветви так называемых «духовных христиан». РПЦ считает их сектой. Фото: baptistru.info

Как религиозное течение молокане близки к евангельскому протестантизму. В Российской империи эту секту отнесли к «особо вредным ересям». Она преследовалась вплоть до принятия Александром I в 1803 году указов, давшим молоканам некоторую свободу. Это дало повод представителям этой секты утверждать, что существует царский указ «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года.

Основанием этой уверенности послужила хранившаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, «государственном совете», который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе. Она стала поводом для проведения молоканами юбилейного съезда в июле 1905 года в селе Воронцовка Тифлисской губернии.

Молокане не имеют единого вероучения и не представляют собой единую церковь.

С точки зрения религиоведения молокане не представляют собой единую церковь. Это скорее религиозное движение, имеющее один корень. При этом участники этого движения имели различия во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках.

Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), «дух-и-жизники» (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.

Император Всероссийский Александр I. Император Александр благоволил молоканам, что дало им повод утверждать о существовании императорского указа, дарующего им свободу вероисповедания
Император Всероссийский Александр I. Император Александр благоволил молоканам, что дало им повод утверждать о существовании императорского указа, дарующего им свободу вероисповедания. Фото: upload.wikimedia.org

Во второй половине XIX века и в начале XX века молокане стали распространителями баптизма особенно в южнороссийских губерниях, на Кавказе, в Закавказье, а также Дальнем Востоке. Значительная часть лидеров баптистов и евангельских христиан тех времен, например Никита Исаевич Воронин и Илья Андреевич Голяев выросли в молоканских семьях.

Молокане отличаются аллегорическим и символическим толкованием Библии

Существует несколько объяснений названию секты молокан. Так, например, утверждают, что молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами. Кроме того, говорят о том, что находясь в ссылке или тюрьме, молокане предпочитали есть молочную пищу. Дело в том, что им запрещено есть свинину, а его могли подложить в еду без их ведома.

Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1 Петра 2:2).

Фотографии реки Молочной. Существует версия, что свое название молокане получили от названия реки Молочной в Мелитопольском уезде, куда царские власти ссылали сектантов
Фотографии реки Молочной. Существует версия, что свое название молокане получили от названия реки Молочной в Мелитопольском уезде, куда царские власти ссылали сектантов. Фото: sites.google.com

Какая вера у молокан можно понять, изучив основы их богословия. Так в отличие от некоторых других течений духовных христиан они высоко чтили Библию. При этом многие места из Священного Писания они толковали аллегорически и символически. В результате молокане отвергали внешние формы поклонения. Согласно их учению они:

  • признают поклонение Богу только «в духе и истине» (Иоан. 4:23);
  • не признают видимых икон и креста;
  • не признают почитание святых;
  • отрицают необходимость священнической иерархии, клира;
  • не совершают крестного знамения;
  • считают греховным употребление в пищу свинины и спиртного, табакокурение и употребление наркотиков.
И.А. Пашицкий и Н.А. Шевелев в 1862 и 1865 годах пытались сформировать вероучение молокан.

Никакого вероучительного документа молокане не создали. Об этом журнал «Духовный христианин», издававшийся в период с 1905 по 1917 год, писал так: молоканский «фундамент – есть внутренняя свобода совести; у нас нет никакого св. синода, который имел бы право составлять по баллотировке для нас правила вероучения (катехизис), выработанное на съезде по большинству голосов, а не какие либо другие катехизисы, составленные другими братьями».

В то же время И.А. Пашицкий и Н.А. Шевелев издали соответственно «Истинное христианское учение или вероисповедание духовных христиан» в 1862 году и «Вероисповедание духовных христиан, обыкновенно называемых молоканами» в 1865 году. В этих трудах они пытались выработать вероучение молокан.

Когда появились молокане — неизвестно

Время формирования молоканского учения неизвестно. Даже достаточно серьезные источники называют разное время, так словарь «Христианство» от 1994 года говорит о 60-70-х годах XVIII века. При этом Справочник «Современная религиозная жизнь России» (2003) называет рубеж XVII-XVIII веков.

Марина Сергеевна Каретникова, историк евангельско-баптистского движения в Российской империи/СССР, почётный доктор исторического богословия СПБХУ. М.С. Каретникова выводит молокан из секты Божьих людей
Марина Сергеевна Каретникова, историк евангельско-баптистского движения в Российской империи/СССР, почётный доктор исторического богословия СПБХУ. М.С. Каретникова выводит молокан из секты Божьих людей. Фото: upload.wikimedia.org

Корни молоканства также достаточно тяжело установить. Некоторые исследователи заявляют о том, что движение духовных христиан, из которых выделилось молоканство, берет начало от Великого раскола РПЦ, а точнее — от беспоповцев.

Историк баптизма М.С. Каретникова выводит молокан из секты Божьих людей и заявляет — «первой сектой на почве православия». Он также говорит о том, что правомочно вести их историю от Великого раскола, произошедшего в 1666 году.

В. Верещагин. «Молодой молоканин», 1865 год. После своего появления, молоканство быстро распространилась в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии
В. Верещагин. «Молодой молоканин», 1865 год. После своего появления, молоканство быстро распространилась в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии. Фото: upload.wikimedia.org

Другая версия утверждает о том, что духовное христианство и отколовшееся от него молоканство стало следствием проповеди некоего иностранца. Она принадлежит одному из идеологов молоканства А.К. Дубовому.

Основателя своей веры молокане не имели, но её распространителем стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина, из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

Идеолог молоканства А.К.Дубовой датой его появления называет 1666 год (Великий раскол).

За всю свою историю молокане подвергались множеству гонений и неоднократным репрессиям. Так, например, Александр I молоканские общины поддерживал, а его сын Николай I стал их преследовать.

Им были введены запреты на молитвенные собрания молокан и проведение обрядов, воспрещалось нанимать их на работу. Несмотря на то, что указом было запрещено выдавать паспорта, люди были все же приписаны к месту проживания, и это затрудняло торговлю, поиск работы, хотя движение распространялось во всех губерниях центральной части Российской империи.

Из-за гонений молокане были вынуждены расселиться по окраинам Российской империи

Начиная с середины xviii века, молокане стали спасаться от гонений, расселяясь по окраинам Российской империи. Переселяли их туда также и российские власти. Так в 1830 годах император Николай I издал указ, по которому молоканам и духоборам разрешалось поселиться на территориях закавказских провинций. Уходя из южной части России, они бросали дома и хозяйства.

В Закавказье они осваивали новые территории, например, Ставропольский край. В это же время распространилось среди молокан пророчество о том, что началось тысячелетнее царство Христа в районе горы Арарат в 1836 году. Оно вызвало всплеск религиозного энтузиазма в молоканской среде.

Император Всероссийский Николай I. При императоре Николае I молокане стали подвергаться преследованиям
Император Всероссийский Николай I. При императоре Николае I молокане стали подвергаться преследованиям. Фото: upload.wikimedia.org

Кроме того, многие молоканские семьи власти отослали в степи Украины. В основном они сконцентрировались в нынешней Запорожской области. Здесь их потомки проживают до сих пор. В числе первых молокане прибыли в Амурскую область.

К 1890 году молокан здесь насчитывалось 5454 человек. В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тысяч человек. Большинство из них жили в Закавказье (в том числе в Карсской области, впоследствии отошедшей к Турции), и на Северном Кавказе.

1830
в этом году молокане стали переселяться на территорию Закавказья по указу императора Николая I

В южной части Владикавказа есть обширный район, называемый в народе Молоканкой. Это Память о Молоканской слободе, которая ранее была здесь. В этом районе продолжает функционировать молоканский дом собраний, на собраниях бывают около 150 человек.

В Баку .дин из центральных городских садов носил ранее наименование «Молоканский садик». В Тбилиси и сейчас день в обиходе используются название городского района «Молоканский базар».

Из-за гонений молокане были вынуждены расселиться по свету

Из-за гонений и притеснений, а также в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области, жившим в Закавказье молоканам пришлось искать новое место жительства. В 1921 году полномочный представитель РСФСР Буду Мдивани пытался пропагандировать среди молокан коммунизм, так как коммунисты считали ведших коллективное хозяйство молокан близких им.

Однако у молокан главным была их религия, поэтому они оставались равнодушными к пропаганде Мдивани. При этом молоканские общины переселялись из Турции в СССР. Последнее крупное переселение молокан из Турции в Ставропольские степи произошло в 1962 году, так как в стране, где доминирует ислам, жить стало небезопасно.

Видеролик: Молокане Ставрополья ( г. Михайловск ). На 27 секунде автор начинает собрание Ставропольских молокан, потомков последних молока, переселившихся в 1962 году в СССР

В 1920-х годах молокан стали призывать в турецкую армию. В результате большинство молокан в 1920-е годы переселились в США, Канаду, Чили, Новую Зеландию, Маньчжурию. Часть молокан перебралась в СССР. Последняя волна молокан прибыла в СССР в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Их поселили в Ставропольском крае и Астраханской области, где они и их потомки живут до сих пор.

1962
в этом году состоялось последнее крупное переселение молокан в СССР

В Ставропольском крае проживает достаточно большое количество представителей молокан. На сегодняшний день общины молокан существуют в Ставропольском крае:

  • сёла Преображенское, Ачикулак, Казьминское, Кочубеевское, Ивановское, посёлок Иноземцево;
  • города Будённовск (бывш. Карабаглы, Святой Крест, Прикумск), Изобильный, Михайловск и других.
Молокане в Мексике, фото 1947 год. В наше время молокане живут по всему миру, в том числе в США и Мексике
Молокане в Мексике, фото 1947 год. В наше время молокане живут по всему миру, в том числе в США и Мексике. Фото: rabkor.ru

Кроме того, правительство СССР выделило молоканам, переселявшимся из-за границы, целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Там и в настоящее время есть активные молоканские организации.

В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад). На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 2 тысяч регулярно посещают молоканские служения.

Количество молокан в России и мире не велико

Молокане никогда не принадлежали к многочисленным сектам. Так на 1 января 1912 года, по сведениям Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи, составляло 399.565 человек. В настоящее время распределение молокан по странам и их численность (в тысячах человек) следующая:

  • США — 10 000;
  • Мексика — 2 000;
  • Россия — 50 000 – 100 000;
  • Украина — 10 000 – 20 000;
  • Грузия — 5 000 – 15 000.
Баптистское крещение, г. Минусинск, 1907 год. Молокане стали «питательной средой» для появления и развития в России баптизма
Баптистское крещение, г. Минусинск, 1907 год. Молокане стали «питательной средой» для появления и развития в России баптизма. Фото: upload.wikimedia.org

Необходимо отметить, что в конце XIX – начале XX века на территории Российской империи многие молокане стали баптистами. Баптизм схож с молоканством по своему вероучению, но в нем более проработанное и структурированное богословие.

От молока баптисты отличаются тем, что они небуквально понимают крещение и Вечерь. Молокане же их призывать исключительно лишь в «духовном» смысле. Баптисты, используя Библию, убеждали молокан принять крещение буквально, что вело их к переходу в баптистскую общину.

Молоканство стало питательной средой для появления в России баптизма.

Именно молоканство в первые десятилетия распространения баптизма в России стали резервом для его роста. В населенных пунктах, где были крупные молоканские общины (Тифлис, Самара, Пески Воронежской губернии, Благовещенск-на-Амуре и близлежащие села – Толстовка, Тамбовка, Гильчин и др.) появились крупные баптистские церкви.

Что же касаться Русской Православной Церкви, то она всегда резко отрицательно относилась к разного рода сектам, отколовшимся от православия. Это отношение сохраняется и в наши дни.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X