Содержание
- 1 Подавляющее большинство карелов — православные
- 2 В Карелии языческие верования сочетаются с христианскими обрядами
- 3 Православие в Карелию принесли новгородцы
- 4 Республика Карелия — один из бывших духовных центров беспоповщины
- 5 Из христианских деноминации в Карелии также представлены католики и протестанты
- 6 Мусульмане и иудеи также образовали в республике Карелия свои религиозные общины
- 7 Кроме миссионеров мировых религий в Карелии работают представители и других религиозных общин
Большинство современных карелов исповедуют православие, при этом в Карелии сильны и прежние верования. Для них характерно соединение языческих ритуалов с христианской обрядностью.
Так, например, в XIX веке в карельской деревне Суднозеро в Вокнаволокском приходе (ныне Костомукшского городского округа) ежегодно в праздник Успения Пресвятой Богородицы местные жители закалывали животное и выливали кровь в специальное отверстие на крыльце часовни.
Кончено же в наше время никто такие обряды не практикует, но, например, почитание священных рощ в Карелии сохранилось до сих пор.
Подавляющее большинство карелов — православные
Республика Карелия — это республика в составе Российской Федерации, её субъект. Входит в состав Северо-Западного федерального округа, является частью Северного экономического района.
Столица — город Петрозаводск. Занимает Карельский перешеек, большинство населенных пунктов республики расположены по берегам Онежского озера. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей Российской Федерации и Финляндии.
На востоке Карелия граничит с Архангельской областью, на юге — с Вологодской и Ленинградской областями, на севере — с Мурманской областью.
Государственный язык — русский. Языки, пользующиеся государственной поддержкой в республике: карельский (не является одним из государственных языков республики ввиду отсутствия алфавита на кириллической основе), финский и вепсский.
Карелы считаются финно-угорским народом и проживают они в основном в России: в Республике Карелия, Ленинградской области (в том числе и в Санкт-Петербурге), Тверской области, Мурманской, Калужской, Новгородской, в Москве, а также на востоке Финляндии.
Для того чтобы понять какая вера у карелов главная, необходимо изучить данные статистики. Так по состоянию на 2009 год в республике были зарегистрированы 194 религиозных организации, представлявшие 18 конфессий и течений.
Что же касается верующих то по их количеству лидируют христианские деноминации: православные, лютеране и католики. При этом абсолютное большинство карелов считает себя православными.
Это позволяет точно ответить на вопрос: к какой религии относятся карелы.
Православные Карелии объединены в Карельскую митрополию, которая включает в себя две епархии: Петрозаводскую и Карельскую епархию, Костомукшскую и Кемскую епархию
Лютеране Карелии разделены между Церковью Ингрии (Карельское пробство: 17 приходов) и Карельской лютеранской церковью. Католики имеют один приход Неустанной Помощи Божией Матери в Петрозаводске.
В 1997 году в Карелии появилась Петрозаводская еврейская религиозная община. В 2001 году зарегистрирована исламская организация Духовное Управление мусульман Республики Карелия.
В регионе активно работают представители Церкви Иисуса Христа Святых последних дней — мормоны.
Старообрядческая Поморская община «Выгорецкая обитель» в наше время зарегистрирована в 1997 году в Повенце. Таким образом, какую религию исповедуют карелы, понять достаточно сложно, если не знать историю этой российской республики.
В Карелии языческие верования сочетаются с христианскими обрядами
Карелия — это уникальный регион. На его формирование которого повлияло пограничное положение между миром западным и восточным, германским и славянским, католическим и православным. Сегодня в Карелии проживает 92 национальности, из них:
- 73,6 % — русские;
- 10% — карелы;
- 7% — белорусы;
- 3,6% — украинцы;
- 2,3% — финны;
- 0,8% — вепсы.
Основным объединяющим фактором в процессе формирования культуры края стала православная религия, ведь, как мы видим, подавляющее большинство жителей Карелии не говорит на карельском языке.
При этом необходимо отметить, что среди значительной части населения Карелии, в особенности у саамов, языческие обычаи существовали до середины XX века.
Так до 20-х гг. XX в. у саамов сохранялось язычество в форме шаманизма, а в настоящее время известен культ деревьев, огня (почитание домашнего очага).
Роль святилищ, в которых совершались обряды, у карелов выполняли священные рощи и каменные культовые комплексы — сейды (естественные и рукотворные). Последние являлись для них вместилищами душ умерших.
Считались священными каменные лабиринты, сооруженные саамами не позднее XVII века на острове Красная Луда, на острове Олешин в архипелаге Кузова, в других местах.
К сейдам в священную рощу урочища Пигалахта на Водлозере для совершения языческих ритуалов каждую зиму приезжали саамы до начала 50-х гг. XX века.
Кроме того, также прочитались скалы и камни. В настоящее время кондопожские карелы почитают рощу на острове Махосаари на озере Селецком: туда приезжают с жертвенными подарками для молитвы.
Стоит сказать, что понять, какая религия у карелов доминирует иногда стороннему наблюдателю понять сложно, дело в том, что у них могли соединяться с христианской обрядностью.
В XIX веке в карельской деревне Суднозеро в Вокнаволокском приходе (ныне Костомукшского городского округа) ежегодно в праздник Успения Пресвятой Богородицы местные жители закалывали животное и выливали кровь в специальное отверстие на крыльце часовни.
В наше время последователи неоязычества в республике малочисленны.
Православие в Карелию принесли новгородцы
Православие в Карелию принесли новгородцы. Так в 1227 г. новгородский кн. Ярослав Всеволодович во время похода на прибалтийско-финское племя емь крестил почти всю карелу.
Решающую роль в христианизации Карелии сыграли монастыри, например, в XIV в веке на Ладожском оз. были широко известные в православном мире Валаамский и Коневской мужской монастыри.
В советский период в Карелии, как и по всей стране, осуществлялось планомерное уничтожение церковных структур.
В 1918-1940 гг. были закрыты все духовные учебные заведения, национализированы церковные земли и здания, ликвидированы монастыри, духовенство подвергалось репрессиям.
К началу Великой Отечественной войны в К. были закрыты все храмы, уничтожено практически все духовенство.
Возрождение православия в Карелии началось в начале 80-х гг. XX века. Так в 1990 году была восстановлена самостоятельная епископская кафедра в Карелии.
В 1992 г. епархии передали храм Александра Невского в Петрозаводске, в 2000 году ставший кафедральным собором. В 2012 г. в Петрозаводской епархии насчитывалось 74 общины, 83 храма, 155 часовен.
Помимо ставропигиального Валаамского монастыря на территории Карелии действуют 7 епархиальных мужских монастырей и женская обитель. Кроме того, в регионе также действуют бывшие структуры РПЦЗ.
Республика Карелия — один из бывших духовных центров беспоповщины
Карелия — это один из бывших духовных центров старообрядничества (беспоповщины) в России. Это религиозное движение оформилось на территории республики в последней четверти XVII в.
Дело в том, что во время Соловецкого восстания, а именно осады Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря в 1668-1676 годах, покинувшие его монахи стали распространять старообрядческие идеи на Севере России и в Поморье.
В результате к концу XVII века Карелия и, в первую очередь Заонежье, превратилась в центр беспоповщины.
Во времена советской власти в 20-х годах XX века все старообрядческие храмы в Карелии были закрыты (за исключением отдельных часовен, молелен и скитов, находившихся в труднодоступных местах и уничтоженных позднее).
Возрождение старообрядчества в регионе началось в 1997 году, когда в поселке Повенец Медвежьегорского р-на была зарегистрирована община Древлеправославной поморской церкви «Выгорецкая обитель».
В наст. время в К. регулярно совершают паломничество старообрядцы из Москвы, С.-Петербурга, Н. Новгорода, Новгорода, Прибалтики, Белоруссии. Общее число старообрядцев в Карелии не превышает ста человек.
Из христианских деноминации в Карелии также представлены католики и протестанты
Католичество издавна боролось за души карелов с православием.
На территории Карелии общины католиков появились в XIX веке. В Олонецкой губернии в конце XIX в. проживало 397 католиков.
Так, например, решением президиума Карельского ЦИК от 18 января 1927 года в Петрозаводске был закрыт костел, а католическое духовенство подверглось репрессиям.
Возрождение католичества в регионе началось в 1994 году, когда был зарегистрирован приход, в 2003 году общине передали костел в Петрозаводске, освященный в 2004 году в настоящее время действуют 2 зарегистрированные общины католиков.
Неустанной помощи Божией Матери в Петрозаводске и открытый в 2008 году приход святых Кирилла и Мефодия в Костомукше. Имеется 3 незарегистрированные общины.
Протестантство, как католичество и православие, исторически имело большое влияние на Карельском перешейке. Дело в том, что протестантами, а именно лютеранами, были финны, проживающие в соседней Финляндии.
Первый на карельских землях лютеранский приход был открыт в 1554 году в Выборге. В XIX в. лютеране в Олонецкой губернии, основную массу которых составляли финны, относились к новгородскому лютеранскому приходу.
Лютеранская община до революции в России процветала. Когда же Финляндия получила независимость, туты эмигрировало много финских карелов-лютеран.
Возрождение протестантизма в Карелии началось в 90-х годах XX века.
Тогда были открыты лютеранские приходы в городах Сортавала, Костомукша, Сегежа, Кондопога, Питкяранта, Олонец и в поселках Чална, Деревянка, Соддер и др.
В настоящее время 14 зарегистрированных лютеранских общин в Карелии входят в Карельское пробство Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (создана в 1993).
7 зарегистрированных общин принадлежат к отделившейся от Карельского пробства.
Лютеран в Карелии поддерживает Финляндия на финские средства строятся лютеранскиекви, распространяется духовная литература, практикуются различные формы социальной помощи.
Кроме лютеран в Карелии действуют баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, Свидетели Иеговы и т.д.
Мусульмане и иудеи также образовали в республике Карелия свои религиозные общины
В Петрозаводске мусульманская община образовалась еще в конце XIX века и насчитывала к 1911 году 25 человек. После 1917 года она перестала существовать.
В 1989-1990 годах в Костомукше был создан татарский национально-культурный центр «Ханума», в 1996 году на его базе образовалось общество «Ислам», в Костомукше ислам приняли некоторые представители местной интеллигенции.
Для представителей «новых мусульман» характерен активный прозелитизм среди славянского населения.
С 3 декабря 2001 года в республике функционирует созданное для управления общинами Петрозаводска, Олонца, Костомукши и Кондопоги Духовное управление мусульман Карелии (Карельский муфтият).
Также здесь работают: независимая община «Мусульманская мечеть», петрозаводская община общину в юрисдикции Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона в составе Центрального духовного управления мусульман, Союз мусульманских общин города Петрозаводска.
Что же касается иудаизма, то в 1897 году в Олонецкой губернии жили 405 иудеев и 45 караимов. Первая иудейская община в Петрозаводске была зарегистрирована в 1901 году, а через год избран раввин.
Вскоре после 1917 года они были закрыты властями, синагога в Петрозаводске сгорела в 1925 году. Возрождаться иудейская религиозность в республике начала с развалом СССР.
В 1996 году в столице Карелии была возрождена иудейская община ортодоксального направления, зарегистрированная в 1997 году.
Кроме миссионеров мировых религий в Карелии работают представители и других религиозных общин
В Карелии есть община буддистов. Находится она в поселке Хаапалампи (Сортавальский муниципальный район). Это Центр Алмазного пути школы Карма-кагью.
Община немногочисленна, её члены — представители местной интеллигенции. Особым авторитетам среди жителей республики она не пользуется.
Кроме того, на территории региона также представлены и новые религиозные движения. Они представлены обществами: «Сознание Кришны», Бахаи религии, Международным обществом Рериха, последователями сайентологии.
Сторонники Рериха имели близ Петрозаводска храм во имя преподобного Сергия Радонежского, впоследствии переданный ими Петрозаводской епархии. До недавнего времени официально действовала община «Ассоциации церквей объединения» (мунитов).
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение